Пояснительная записка Учебный план образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) филиала МБОУ СОШ № 9 – детский сад № 53 «Ромашка» на 2023 – 2024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года, далее – ФГОС ДО); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями на 1 декабря 2022 года); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (далее – ФОП ДО); - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим продолжительность образовательной нагрузки, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. В структуре Учебного плана выделяются основная (обязательная) и часть, формируемая участниками образовательного процесса. - основная (обязательная) часть рассчитана на 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования, и обеспечивает результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО и ФОП ДО; - часть, формируемая участниками образовательного процесса - не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования. Планирование образовательной деятельности в ДОО призвано обеспечить: ✓ интеграцию образовательных областей; ✓ разнообразие форм организации образовательной деятельности; ✓ сочетание образовательной деятельности с воспитательной работой; ✓ включение детей в разные виды детской деятельности; ✓ соблюдение требований к психолого-педагогическим, санитарно-гигиеническим условиям реализации образовательной программы. Учебный год в группах общеразвивающей направленности начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Филиал МБОУ СОШ № 9 работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 12-ти часовое пребывание воспитанников. В 2023-2024 учебном году в детском саду № 53 «Ромашка» функционирует 8 групп общеразвивающей направленности: - Первая младшая группа (2-3 года) – 2 группы; - Вторая младшая группа (3-4 года) – 2 группы; - Средняя группа (4-5 лет) – 1 группа; - Старшая группа (5-6 лет) – 2 группы; - Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 1 группа. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, образовательную программу направление по реализации регионального в основную компонента (дошкольный возраст) и (ранний возраст), «Уральский ребенок». Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» отражено в расписании образовательной деятельности. Количество и продолжительность образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями: Основная (обязательная) часть Возраст детей Продолжительность одного занятия, не более От 1,5 до 3 лет От 3 до 4 лет От 4 до 5 лет От 5 до 6 лет 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин От 6 до 7 лет 30 мин Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки, не более 20 мин 30 мин 40 мин 50 или 75 мин (при организации 1 занятия после сна) 90 мин Количество занятий в неделю, не более 10 10 10 10 + (5) 15 Часть, формируемая участниками образовательных отношений (модульная) Деятельность по реализации программы «Приобщение детей к истокам народной культуры» (ранний возраст) – 1/10. «Уральский ребенок» (дошкольный возраст). Средняя группа - 1/20 Старшая группа 1/25 подготовительная к школе группа 1/30. В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность (далее – ООД) во всех возрастных группах организуются физкультминутки, а между занятиями перерыв составляет не менее 10 минут. Образовательная деятельность по физическому развитию детей организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю на открытом воздухе или в бассейне, со старшей группы (с 5 лет). Образовательная деятельность планируется как в первую, так и во вторую половину дня, при этом образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется в первую половину дня со вторника по четверг (математическое, речевое, познавательное развитие). Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине ООД статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко организовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности детского сада предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Учебный план соотнесен с режимом дня, соответствуют реализуемой образовательной программе детского сада. В летний период ООД не проводится, кроме культурно-досуговой, музыкальной и физкультурно-спортивной. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, сохраняется деятельность по реализации художественно-эстетического направления развития детей. Учебный план образовательной программы дошкольного образования (обязательная часть) Учебный год с 01.09.2022г. по 31.05.2023г. (9 месяцев). Каникулы: зимние с 29.12.2022г. по 08.01.2023г., летние с 01.06.2023г. по 31.08.2023г. Всего учебных недель: 36, каникулы: 14 недель. Образовательная область Длительность условного учебного часа (в мин, не более) Продолжительность дневной суммарной нагрузки, не более Количество занятий в неделю/месяц/год Общее время занятий в неделю/месяц/год, в мин Группа раннего возраста (1-2 года) Первая младшая группа (2-3 года) Вторая младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 10 Игры-занятия по подгруппам 10 15 20 25 30 20 20 30 40 при организации 1 занятия после сна 90 9/36/324 9/36/324 10/40/360 10/40/360 12/52/468 14/56/504 90/360/3240 90/360/3240 150/600/5400 200/800/7200 325/1300/11700 420/1680/15120 50 или 75 Организованная образовательная деятельность (количество ООД в неделю) и ОД в режимных моментах Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие: - формирование элементарных математических представлений ФЭМП - ознакомление с миром природы - познавательно-исследовательская деятельность Речевое развитие Чтение художественной литературы Совместная деятельность взрослого и детей Расширение ориентировки в окружающем 1 Сенсорное развитие (дидактические игры-занятия) 1 Игры-занятия 2 - 1 1 1 2 1 1 1 1 1 Сенсорное Образовательная Образовательная развитие деятельность в деятельность в (дидактические ходе режимных ходе режимных игры-занятия) моментов моментов 1 2 1 1 Совместная деятельность взрослого и детей 2 ежедневно в ходе режимных моментов – во всех возрастных группах 2 Обучение грамоте 1 Художественно-эстетическое развитие: - приобщение к искусству Изобразительная деятельность 3 4 4 4 5 5 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - рисование Игры-занятия 1 1 1 1 2 2 лепка/аппликация - 1 (лепка) 1 1 1/1 1/1 Игры-занятия 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 - музыкальная деятельность Физическое развитие: всего - формирование начальных представлений о ЗОЖ - в помещении 2 Формирование КГН в ходе режимных моментов Игры-занятия (развитие 2 движений) 2 - на улице Образовательная деятельность в ходе режимных моментов 3 3 2 2 - - 1 1 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Игры-занятия со строит.материалом 1 в неделю Ежедневно Ежедневно Конструктивно-модельная деятельность Игровая деятельность Организация дежурства Прогулки 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Самостоятельная деятельность детей под руководством взрослого Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Ежедневно под руководством воспитателя Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Учебный план основной образовательной программы дошкольного образования (часть, формируемая участниками образовательных отношений) Образовательная область Приобщение детей к истокам народной культуры Уральский ребенок Первая младшая группа (2-3 года) В ходе режимных моментов - Длительность занятия (в мин) До 10 Количество занятий в неделю/месяц/год 1/4/36 Общее время занятий в неделю/месяц/год, в мин 10/40/360 Вторая младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - - - - В ходе совместной деятельности взрослого и детей, в ходе режимных моментов До 15 До 20 До 25 До 30 1/4/36 1/4/37 1/4/37 1/4/37 15/60/555 20/80/740 25/100/1295 30/120/1110 Образовательная область (2-3 года) (3-4 года) Длительность занятия (в мин) 10 15 20 25 30 Суммарно в день по Санпину 20 30 40 50 (75) 90 художественно-эстетическое развитие музыкальная деятельность 2 2 2 2 2 физическое развитие 2 3 3 3 3 2 1 1 2 2 1 1 1 2 2 1 лепка 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 10 10 12 (5) Max 15 13 Max 15 речевое развитие художественно-эстетическое развитие (рисование) художественно-эстетическое развитие (лепка / аппликация) познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) познавательное развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 10 (4-5 лет) (5-6 лет) (6-7 лет) Образовате художественно -эстетическое льная развитие область музыкальная физическое развитие речевое развитие деятельность (2-3 года) (3-4 года) (4-5 лет) 2 2 художественно -эстетическое развитие музыкальная деятельность физическое развитие 2 3 художественно -эстетическое развитие музыкальная деятельность физическое развитие 2 3 2 речевое развитие 1 речевое развитие 1 художественно -эстетическое развитие (рисование) художественно -эстетическое развитие (лепка / аппликация) 1 1 лепка художественно -эстетическое развитие (рисование) художественно -эстетическое развитие (лепка / аппликация) 1 1 художественно -эстетическое развитие (рисование) художественно -эстетическое развитие (лепка / аппликация) 1 1 познавательн ое развитие: формировани е элементарных математическ их представлени й (ФЭМП) 1 познавательн ое развитие: формировани е элементарных математическ их представлени й (ФЭМП) 1 познавательн ое развитие: формировани е элементарных математическ их представлени й (ФЭМП) 1 познавательн ое развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 1 10 познавательн ое развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 1 10 познавательн ое развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 1 10 ЗПР художественно -эстетическое развитие музыкальная деятельность 2 ТНР 4-5 художественно -эстетическое развитие музыкальная деятельность 2 ТНР 5-6 художественно -эстетическое развитие музыкальная деятельность 2 физическое развитие 2 физическое развитие 2 физическое развитие 3 речевое развитие 2 речевое развитие 3 речевое развитие 3 художественно -эстетическое развитие (рисование) художественно -эстетическое развитие (лепка / аппликация) 1 1 познавательн ое развитие: формировани е элементарных математическ их представлени й (ФЭМП) 1 познавательн ое развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 1 11 Max 15 познавательн ое развитие: формировани е элементарных математическ их представлени й (ФЭМП) 1 художественно -эстетическое развитие (рисование/ лепка / аппликация) познавательн ое развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 1 10 познавательн ое развитие: окружающий мир, природа ВСЕГО Количество занятий в неделю 1 12 1 художественно -эстетическое развитие (рисование) художественно -эстетическое развитие (лепка / аппликация) 1 1 познавательн ое развитие: формировани е элементарных математическ их представлени й (ФЭМП) 1 Max 15