Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дети-инвалиды и обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ участвуют в образовательной деятельности на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
- по индивидуальному учебному плану,
- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В МБОУ СОШ № 9 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
В филиале МБОУ СОШ № 9 —детский сад № 53 «Ромашка» имеются отдельные оборудованные кабинеты специалистов:
учитель-логопед:
педагог-психолог: вложение «Кабинет психолога»
учитель-дефектолог:
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в лицее функционируют кабинеты, залы, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям.
В МБОУ СОШ № 9 отсутствуют специальные кабинеты для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован свободный доступ к местам занятий.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).
Перечень объектов для проведения практических занятий:
Доступность объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью)
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающимся МБОУ СОШ № 9 при возникновении необходимости будут предоставлены специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы по запросу
Доступность библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ СОШ №9 используются следующие средства обучения и воспитания:
— мультимедийные: интерактивные доски, мультимедиа–проекторы, телевизоры, ноутбуки, компьютеры и т.д., возможности Центра специальных возможностей ОСWindows: распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор;
— печатные (за исключением инвалидов по зрению и слуху): учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;
— электронные образовательные ресурсы: образовательные электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, электронные энциклопедии;
— аудиовизуальные: слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
— наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, стенды и др.;
— демонстрационные: гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях доступности полученияобразования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
- возможность беспрепятственного доступа в помещения
- наличие пандусов, поручней
- расширенные дверные проемы, доступные входные группы
- доступные санитарно-гигиенические помещения
- кнопка вызова
- место ожидания
- выделенные стоянки
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным Роспотребнадзором. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020г., методические рекомендации МР 2.3.6.0233-21 от 02.03.2021г. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ СОШ № 9 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья со другими обучающимися.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 9 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена:
-электронной почтой;
-локальной сетью;
-выходом в Интернет;
-функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательной деятельности ресурсам сети для обучающихся и сотрудникам закрыт.
В МБОУ СОШ № 9 имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски, наборы образовательной робототехники
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательной деятельности осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.
Электронные ресурсы:
·Dnevnik.ru
·Яндекс-учебник
·Икт-класс Т. Рудченко
·Мои достижения. ру
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется