Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая гимнастика для школьников» имеет физкультурно-спортивную направленность. Занятия ритмической гимнастикой являются неотъемлемой частью оздоровительнопрофилактической работы, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, содействуют профилактике плоскостопия, совершенствуются органы дыхания. Развивается чувство ритма, умение работать в коллективе, уверенность в себе. Данная программа направлена на формирование у детей музыкально-пластических способностей, развитие чувства ритма, гибкости и подвижности позвоночника. В основе ритмической гимнастики лежит обучение умению управлять своим телом через спортивные упражнения под ритмичную музыку. В процессе занятий ритмической гимнастикой у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. Вырабатывается умение красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц. При правильной работе у детей улучшается осанка, сердечнососудистая и дыхательная систем. Ритмическая гимнастика благотворно влияет на иммунную систему, укрепляет все группы мышц. Программа разработана в соответствии с современными требованиями и следующими документами: • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный Закон №304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726-р (ред. от 30.03.2020); • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16) • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Приказ Министерства просвещения России от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»; (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2020 № 60590); • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226); • Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 №2 Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы»; Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию». • Инструктивно-методическое письмо Комитета образования Санкт-Петербурга от 16.03.2020 «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Актуальность программы определяется запросами родителей и потребностью детей в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания является доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в школах. В младшем школьном возрасте существует высокая потребность в двигательной активности. Дети стремятся поддерживать высокий уровень двигательной активности. Регулярные движения стимулируют рост, способствуют гармоничному развитию мышц, стимулируют работу внутренних органов и нервной системы, предупреждают нарушения осанки и плоскостопия, повышают работоспособность ребёнка. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями, а именно занятия ритмической гимнастикой, которая способствует привитию навыков здорового образа жизни. Адресат программы Данная программа разработана для учащихся начальных классов 642 гимназии «Земля и Вселенная» (6-12 лет). Срок обучения по программе 1 год, общее количество часов - 72 часа. Процесс обучения осуществляется в группах. Дети занимаются 2 раза в неделю по 45 минут. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.3648-20. Цель: музыкально-ритмическое развитие детей, приобщение детей к миру прекрасного посредством выразительного языка хореографии, раскрытие и развитие творческого потенциала детей, развитие интереса к музыке, танцу и спорту; формирование общей музыкально-эстетической культуры. Задачи: Обучающие: Приобщение детей к музыке; Обучение их воспринимать на слух; Различать и понимать специфические средства музыкального «языка». Развивающие: Развитие двигательных (координационных) способностей; Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественнотворческой и танцевальной способности; - Развитие общей культуры учащихся. Воспитательные: Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; Воспитание организованной, гармонически развитой личности. Условия реализации программы Для обучения по программе принимаются дети в возрасте 7-9 лет на основании заявления родителей (законных представителей), не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям танцевальным спортом. Наполняемость учебных групп: 15 человек. Принципы реализации программы: Техническое и материальное обеспечение: - Хореографический класс с зеркалами или спортивный зал; - Маты; - Аудио аппаратура; - Тренировочная форма и обувь для учащихся. Кадровое обеспечение программы: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимой квалификационной категории. Планируемые результаты Личностные: • • • • сформировать умение определять правила поведения при сотрудничестве; сформировать умение правильно приветствовать учителя; научиться организованно строиться; научиться делать выбор, как поступить; научиться передвигаться, не мешая друг другу. Предметные: • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; • ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; • выполнять игровые и плясовые движения; • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями; • передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.; передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; • различать двухчастную и трехчастную форму в музыке; • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; различать основные характерные движения некоторых народных танцев. • • • Метапредметные: Регулятивные: определять цель деятельности на уроке, отличать верно выполненное движение от неверного, работать по предложенному учителем плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; • Познавательные: отличать новое от уже известного, самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции, самостоятельно выполнять требуемые перемены направлений и темпа движений; • Коммуникативные: научиться рассчитываться по порядку для построения в колонну, шеренги, задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). Способы определения результативности освоения программы: - участие в открытых уроках; - результаты промежуточного и итогового тестирования. • Учебный план № п/п Разделы и темы Количество часов Теория Практика Всего 1 0 1 1 Вводное занятие 2 Основы музыкальных знаний 2 5 7 3 Ритмика 2 15 17 4 Развитие координации в пространстве 2 14 16 5 Партерная гимнастика и упражнения для укрепления мышц 2 17 19 Формы контроля Входная диагностика. Просмотр. . Практическая работа. Выполнение тестовых заданий. Практическая работа. Выполнение тестовых заданий. Практическая работа. Выполнение тестовых заданий. Практическая работа. Выполнение тестовых заданий. 6 Детские развивающие танцы 2 8 10 Практическая работа. Выполнение тестовых заданий. 7 Контрольные и итоговые занятия Итого 0 2 2 Отчетный концерт. 11 61 72 Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 1 1.09.2022 25.05.2023 36 72 2 раза в неделю по 1 часу Рабочая программа Задачи: Обучающие: • Приобщение детей к музыке; • Обучение их воспринимать на слух; • Различать и понимать специфические средства музыкального «языка». Развивающие: • Развитие двигательных (координационных) способностей; • Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественнотворческой и танцевальной способности; Развитие общей культуры учащихся. Воспитательные: • Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; • Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; • Воспитание организованной, гармонически развитой личности. Планируемые результаты Учащиеся должны знать: • характер музыки; • виды темпа; • музыкальные размеры; • средства музыкальной выразительности; • правила построения в шеренгу, колонну, круг; • позиции ног и рук; • • • • • • • • • • • • • • • правила построения корпуса; характерные особенности женской и мужской пляски; методику исполнения танцевальных комбинаций у станка и на середине зала; правила исполнения дробей и вращений; Учащиеся должны уметь: точно реагировать на изменения темпа; уметь вовремя начать и закончить движения в соответствии с музыкой; воспроизводить хлопками и притопами ритмические рисунки; ориентироваться в танцевальном зале; правильно исполнять танцевальные шаги, подскоки, повороты на 1/4, 1/2 круга; иметь навык вежливого обращения к партнёру по танцу; передавать характер, стиль, художественный образ танца, созданный музыкой; выполнять танцевальные ходы и движения русского танца; выполнять поклон в народном характере; выполнять движения в «зеркальном отражении»; самостоятельно исполнять любое движение или танцевальную комбинацию, выполнить дроби в такт, соединить их в простую комбинацию; исполнить вращение на месте, в продвижении на беге и прыжках (девочки). Содержание программы Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Теория: Знакомство с дисциплиной, с правилами поведения в спортивном зале и формой одежды. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Профилактика травматизма на занятиях. Оказание первой медицинской помощи. Тема 2. Основы музыкальных знаний. Теория: введение понятий «музыкальный размер», «ритм», «такт», «затакт». Практика: прохлопывание и протопывание ритма в мелодиях с разными музыкальными размерами Тема 3. Ритмика Теория: обучение детей начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Задачей является приобретение координации слуховых и двигательных навыков и постепенное их осознание; Практика: - коллективно- порядковые упражнения; - тренировочные упражнения; музыкальная программа; - танцевальные элементы; Тема 4. Партерная гимнастика и упражнения для укрепления мышц. Теория: - что такое партерный экзерсис? Зачем его надо выполнять? - упражнения на полу, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц, наростить силу мышц. - эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног,развивать гибкость, эластичность стоп. Практика: - упражнения на напряжение и расслабление мышц тела; - упражнения на укрепление и растяжку мышц спины; - упражнения на выворотность суставов рук и ног; - упражнения для укрепления и растяжения мышц шеи, ног; - упражнения для укрепления и растяжения мышц брюшного пресса; упражнения на исправления осанки; - упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага; Тема 5. Танцевальные игры и развивающие танцы Теория: - рассказ об истории танцев; - рассказ о том, как построить свой корпус, руки и ноги; - рассказ о перемещениях и построениях в зале. Практика: - игры и упражнения на развитие выразительности: кот и мышки, птицы и кот, воробушек и 9 автомобиль и т.д. Массовые детские танцы. Полька «ковырялочка», русский тройной ход, русский переменный ход; Тема 6. Развитие координации в пространстве Теория: Разъяснение правил перестроения, ходьбы по центру, дистанции. Практика: Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Тема 7. Контрольные и итоговые занятия. Практика: Подведение итогов – исполнение разученных за год танцев. Календарно-тематическое планирование На 2022 -2023 учебный год По программе «Ритмическая гимнастика для школьников» Педагог Цветкова Елизавета Денисовна. 1-й год обучения, группа № 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 Дата занятия планируемая Дата занятия фактическая Согласовано _______________(дата) зав. отделом_____________ Тема учебного занятия Всего часов Вводное занятие. Техника безопасности Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп) Музыкальный размер. Понятие о правой, левой руке, правой, 2 левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы Фигуры в танце: квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп 2 2 2 2 2 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия «Партерный тренаж». Упражнения на выворотность и развитие подъема стоп Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов и укрепление мышц спины и брюшного пресса Упражнения на развитие гибкости-растяжка и броски ног с резинкой Беговые ролевые игры Танцевальные игры Игры на внимание Игры в парах Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок Упражнения для ног Полуприседание «Твердые и мягкие ноги» «Попрыгунчики» «Вежливый танец» Выставление ноги на пятку и на 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 носок 27 28 Приставные шаги, притопы, приставные шаги, Боковой галоп, «Танцуем галоп» 2 2 Упражнения для ног, упражнения для рук Схематический рисунок танца. «Топотушки». Упражнения с предметами 29 30 31 32 33 34 35 2 2 Полька Парная полька Хоровод Подвижные игры, музыкальноритмические и речевые игры. Контрольные и итоговые занятия 36 Итого п/п 1 2 3 4 Наименование мероприятия Посещение массовых мероприятий ДЮТЦ, района, города Участие в праздничных программах ДЮТЦ, района, города Открытое занятие для родителей Сдача нормативов подготовки Сроки в течение года в течение года декабрь, май май Взаимодействие педагога с родителями Формы взаимодействия Родительские собрания, обсуждения в чате Совместные мероприятия Индивидуальные и Тема Сроки Организационное Сентябрь собрание. Подготовка к В течение года выступлениям на конкурсах. Организационные вопросы. Май Итоги учебного года и творческие перспективы. Посещение детей с родителями праздничных мероприятий, района и города, концертных программ ДЮТЦ. • Спектакли • Посещение отчётного концерта ДЮТЦ. Индивидуальные беседы с • 2 36 Воспитательная работа и массовые мероприятия № 2 2 2 2 2 В течение года Апрель Май В течение года групповые консультации родителями о творческом развитии детей. Беседа о культуре поведения на праздничных мероприятиях. Индивидуальные консультации по развитию танцевальных способностей Оценочные и методические материалы Методические материалы Методы обучения Словесный; Наглядный; Практический. Педагогические методики и технологии Для успешной реализации программы при обучении будут использованы следующие технологии: • Личностно-ориентированные технологии; • Здорово-сберегающие - использование физических упражнений, зарядки для дыхания; Игровые технологии; • Дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Информационные технологии – дистанционные задания Дистанционная поддержка Раздел программы, тема Учебнометодические Проверочные материалы задания / вопросы Срок (период выполнения) Основы музыкальных знаний Текстовый материал лекция: «Основы музыкальных знаний». Презентация. В течение 3х Прохождение теста дней с момента онлайн, ссылка на публикации тест закреплена в задания задании Проверочные вопросы: -определить понятие «Музыкальный размер, ритм, такт, затакт» Форма обратной связи Ритмика Текстовый материал Проверочные лекция: «Ритмическая вопросы: гимнастика». -определить понятие «Музыкальный размер. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне» В течение 3х Прохождение теста дней с момента онлайн, ссылка на публикации тест закреплена в задания задании Развитие Текстовый В течение 3х координации в пространстве материал лекция: вопросы: «Ориентация в назвать виды пространстве». Видео- перестроений. урок упражнений. дней с момента онлайн, ссылка на публикации тест закреплена в задания задании Партерная гимнастика и упражнения для укрепления мышц Текстовый материал лекция: «Партерный тренаж». Видеоурок упражнений. В течение 3х Прохождение теста дней с момента онлайн, ссылка на публикации тест закреплена в задания задании Детские развивающие танцы Текстовый материал Проверочные лекция: «Виды танцев вопросы: для детей». «Какие бывают Видеоурок виды танцев для упражнений. детей?» Проверочные Проверочные вопросы: «Что такое партерный тренаж? Для чего он нужен? На что направлены упражнения?» Прохождение теста В течение 3х Прохождение теста дней с момента онлайн, ссылка на публикации тест закреплена в задания задании Форма одежды На занятия допускаются учащиеся, одежда, прическа и обувь соответствуют гигиеническим правилам проведения занятий по ритмической гимнастике, а также не мешает тренировочному процессу. Вся форма должна быть чистой и опрятной, не должна приносить неудобства на занятии, скромной, то есть не должна отвлекать внимание других занимающихся. Одежда: 1. спортивные брюки (лосины) без дополнительных пуговиц, молний и прочих декоративных украшений, 2. Топ или футболка 3. Обязательны носки или гольфы, по желанию теплы гетры 4. Джазовки или балетки 5. Недопустимо ношение бижутерии и ювелирных украшений Прическа: Волосы должны быть аккуратно убраны. Недопустимы распущенные волосы, хвосты, длинные челки и косы. Кол-во заколок должно быть умеренным. Прическа должна смотреться аккуратно, спортивно и не должна мешать на занятии. Учащиеся должны знать. Что внешний вид важен не только на сцене, но и на повседневных тренировках. За счет этого воспитывается культура занятий, прививается аккуратность и опрятность во внешнем виде. Оценочные материалы 1. На этапе приема проводится входной контроль, в виде индивидуального тестирования, с целью диагностики уровня подготовленности учащегося. Входной контроль проводится в форме сдачи контрольных нормативов (приложение 1) Оценивается уровень спортивной подготовки, танцевальные возможности, природные данные ребенка. Контроль за освоением учебного материала проводится в нескольких формах: 2. Текущий контроль - проводится на каждом занятии в форме наблюдения и анализа уровня включенности учащихся в процесс. Он является одной из форм отслеживания результатов освоения дополнительной образовательной программы и предполагает: тестирование, проводимое на каждом занятии (проверка терминологии и определение степени усвоения теоретического материала), а также индивидуального наблюдения — при выполнении практических приемов учащимися; 3. Промежуточный контроль проводится 2 раза в год по полугодиям и состоит из двух составляющих: сдача и защита танцевальной программы, подведение итогов участия в соревновательных, конкурсных и концертных мероприятиях. 4. Итоговая диагностика и контроль. Анализ участия учащихся в отчётном концерте учреждения, соревнованиях, фестивалях и конкурсах, сдача и защита итоговой танцевальной программы. Показатели и критерии диагностики освоения образовательной программы «Ритмическая гимнастика для школьников» О1, О2, О3, О4, О5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области обучения. Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, Р6 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области развития В1, В2, В3, В4, В5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области воспитания. По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание градаций, соответствующее количественному выражению: 3-высокий уровень, 2- средний уровень, 1 – низкий, незначительный уровень. Параметры 1 Критерии 2 3 О1 Овладение основными хореографическими навыками творчески применяет в постановках танцевальных номеров, владеет навыками использования хореогафических элементов владеет знаниями о различных хореографических элементах и может их продемонстрировать Поверхностно владеет знаниями о различных хореографических элементах, с трудом демонстрирует их. О2 Овладение основными навыками индивидуальной импровизации предполагает высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с предполагает слабую творческую активность, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых Передаёт только общий характер, темп музыки. С трудом может выразить свои чувства в движении и передать характер музыки. Ошибочное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений. развитие пластичности учащихся О3 Изучение теоретического материала в области искусства ( хореографического) проявляет устойчивый интерес к хореографической деятельности; интересуется хореографической деятельностью; использует свои Слабо владеет профессиональными терминами. Интерес к хореографической деятельности проявляется неохотно. знает правила поведения в театре; называет различные виды танца, знания в танцевальной деятельности. О4 Владение навыками сочинения и постановки танцев умеет самостоятельно проводить различные тренинги, распределять партии; высказывать четко свою мысль. Может проводить Может повторять различные тренинги заранее подготовленную с помощью педагога. танцевальную партию, способности к импровизации в танце не проявляются. О5 Владение навыками актерского мастерства Умеет самостоятельно проводить треннинги, отсутствуют внутренние зажимы, свободно чувствует себя на сцене, знает термины Свободно чувствует себя на сцене, знает упражнения на снятие внутренних зажимов, знает термины Зажат в работе в классе и на сцене, не владеет терминами, плохо осваивает треннинги Р1 Развитие коммуникативных навыков у подростков. свободно общается, внимательно слушает, свободно высказывает свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, может аргументировать и отстаивать свою позицию. общается только в группе, имеет затруднение в общении с незнакомыми, внимательно слушает, может высказать свою точку зрения, но больше полагается на мнение большинства, Ребѐнок замкнут, неуверен в себе, старается вести себя незаметно. Редко принимает участие в общих мероприятиях Спокойно реагирует на справедливую критику. нормально реагирует на справедливую критику. Понимает но не Владеет и применяет применяет знания профессиональные профессионального термины. языка. Р2 Развитие проявляет себя как лидер. Может лидерских качеств организовать деятельность в группе. Имеет авторитет в группе. не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации работы на занятиях, Ребѐнок не может выполнять персональных поручений, боится ответственности. проявляет инициативу, согласованность действий с проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах занятия. партнерами в коллективной деятельности. нарушает принятые в объединении нормы поведения, противопоставляет себя группе, не соблюдает технику безопасности Р4 Формирование и развитие творческих способностей учащихся. проявляет интерес, стремление и эмоциональное отношение к творчеству, проявляет воображение, самостоятельность и настойчивость в творческом поиске. проявляет интерес, стремление и эмоциональное отношение к творчеству, но не может самостоятельно и настойчиво проявлять себя в творческом поиске. Не проявляет интерес, стремление и эмоциональное отношение к творчеству, и не может самостоятельно и настойчиво проявлять себя в творческом поиске. Р5 Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли. Может внятно и четко излагать свои мысли. Умеет слушать собеседника и слышать, что он хочет донести. Не боится высказывать свое мнение. Плохо излагает свои мысли. Умеет слушать собеседника и слышать, что он хочет донести. Боится высказывать свое мнение. Плохо излагает свои мысли. Не слушает собеседника и не слышит, что он хочет донести. Отсутствие эмпатии. Боится высказывать свое мнение. испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Инициативен. Р3 Развитие умения работать в команде, в коллективе. В1 Направить на профессиональное самоопределение. Ориентация на профессиональное обучение на профессию артиса балета, хореографа в студию танца. Знает профессиональные Ориентация на профессиональное обучение на на профессию артиса балета, хореографа в студию танца. Учит профессиональные Не проявляет интереса к обучению по професии артист балета,хореографа. Выражает интерес к другим профессиям. Участие в танцевальных термины. Принимает термины. Принимает конкурсах е принимает. участие в конкурсах, участие в конкурсах. занимает призовые места. В2 Содействовать эстетическому воспитанию учащихся. Интересуется обучением в профессиональных творческих учреждениях. У учащегося достаточно многосторонний интерес к истории, теории культуры, искусства. Объем эстетических знаний выходит за пределы программы. Учащийся способен давать анализ, оценку тому или иному эстетическому явлению. учащийся не заинтересован в эмоциональных впечатлениях, свои ощущения от произведения искусства высказывает "по требованию". Потребность, интерес, предпочтение обусловлены "корыстными" причинами. В3 Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорства. В4 Воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время Умеет концентрироваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира. Настраивает на работу весь психофизический аппарат. Боится совершить ошибку ждет одобрение педагога. Плохо концентрируется на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира. Не может настроиться на работу. Настраивает на работу весь психофизический аппарат. Настойчив в своих решениях. Не боится совершить ошибку. Вовремя приходит на занятия. Понимает, как правильно и порядочно вести себя в обществе. Может самостоятельно Может позволить себе не вовремя прийти на занятия. Понимает, как правильно и порядочно вести себя в обществе, но не пользуется этими знаниями. Безответственный, недисциплинированный, не проявляет трудолюбия. Доброжелательно настроен в течение занятия. Плохо воспринимает неудачи в отработке заданий. Недоброжелательно настроен в течение занятия. Плохо воспринимает неудачи в отработке заданий. принимать решения. В5 Создание необходимой творческой атмосферы в коллективы Доброжелательно настроен в течение занятия. Позитивно воспринимает неудачи в отработке заданий. Информационные источники 1. Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. «Осень золотая. Музыкально- игровой материал» (для дошкольников и младших школьников). - М., Владос. – 2000. 2. Андреев М. «Дождик песенки поѐт». - М., Сов. Композитор. – 1981 3. Андреева М, Конорова Е. «Первые шаги в музыке». - М., Музыка. – 1979. 4. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». - М., Сов. Композитор. – 1984. 5. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». - М., Сов. Композитор. – 1991. 6. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». - М., Музыка. – 1987. 7. Гродзенская Н. «Слушание музыки в начальной школе». - М., Музыка. – 1967 8. Конорова Е. «Методическое пособие по ритмике». - М., Москва. – 1972. 9. Лифиц И., Франио Г. «Методическое пособие для 1-го класса». – М., Москва. – 1995. 10. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поѐм для дошкольной группы. – С-Пб, Композитор. – 1998 11. «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет». - М., Просвещение. – 1984.