Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Психология общения» является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС. Главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются: во владении средствами коммуникации; в построении процесса общения; в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации Задачами курса являются: 1. В увлекательной занимательной форме познакомить учащихся с понятиями социальной психологии. 2. Формировать устойчивый навык конструктивного общения. 3.Развивать социальную компетентность. 4.Познакомить с психологией малых групп, проблемами лидерства, социальнопсихологическими особенностями взаимодействия людей в малой группе. 5.Познакомить с условиями и приемами эффективного ведения деловой беседы. Описание места курса в учебном плане Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для учащихся 10, 11 классов. Количество часов в неделю 10 класс 1 час 11 класс 1 час Общее количество часов 34 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Предметные результаты: − Знание общественно-исторической обусловленности человеческого общения. − Понимание психологических механизмов развития общения. − Понимание роли общения для достижения успешности в обучении и в жизни. − Формирование представления об общении и его связи с различными видами человеческой деятельности. Личностные результаты: − Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. − Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. − Формирование уважительного и доброжелательного отношения к мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, − − − − − − − − − − − культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Определение наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание курса Название раздела Количество часов Введение 1 Как складывается впечатление о другом человеке 4 Как люди воспринимают друг друга 4 Особенности восприятия человека детьми и взрослыми 3 Краткое содержание 10 класс Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь. Одежда и прическа. Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека. Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники. Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других Как общаются разные люди 5 Виды общения 3 Общение отношения и 5 Общение и понимание людьми друг друга Особенности понимания человека детьми и взрослыми 4 Я живу среди людей Успешный Я 2 1 Введение 1 Психологическая культура как часть общей культуры 7 Психологическая культура личности 7 Психология в повседневной жизни 9 2 людей. Как люди воспринимают меня самого. Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Навык, манера и стиль общения. Пространство и время общения. Слушать и слышать. Подстройка в общении. Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться. Что такое межличностные отношения. Личностные и деловые отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Любовь. Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание чувств другого человека. Понимание человека детьми и подростками. Понимание человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание человека человеком. Что значит быть культурным человеком. Как мы общаемся. 11 класс Знакомство с основными областями применения психологических знаний. Что включает в себя понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Что такое «житейская» психология. Научная психология. Взаимодействие житейской и научной психологии. Что человек может знать о самом себе как личности и индивидуальности. Как человек познает себя. Индивидуальные различия в познании и самопознании. Проявление психологической культуры личности в общении и отношениях. Умение принимать решения. Поведение в трудных ситуациях. Жизненная стойкость. Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни. Психология пропаганды. Что такой «пиар». Средства массовой информации как инструмент психологического воздействия на людей. Стихийные формы передачи информации. Реклама как способ психологического воздействия. Психологические особенности имиджа. Практическая психология 9 Самостоятельность 1 Психология мошенничества. Как избежать обмана. Что такое психологическая помощь и поддержка. Современная психологическая помощь при возникновении у человека личных проблем. Психотерапия. Работа психолога в разных сферах жизни. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Посттравматический стресс. Как помочь людям, пережившим травматическое событие. Психология террора и терроризма. Различные аспекты психологической культуры как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека. Тематическое планирование 10 класс № п/п Всего часов 1 3 Наименование разделов и тем Введение: что такое общение Как складывается впечатление о другом человеке Что такое внешний вид человека О чем говорят жесты 4 Речь говорит сама за себя 1 Влияние одежды и причёски на восприятие тебя окружающими Как люди воспринимают друг друга Первое впечатление о человеке Расстояние и восприятие. Время и восприятие Что такое установка Прошлый опыт и восприятие другого человека Особенности восприятия человека детьми и взрослыми Как воспринимают человека дети, подростки и взрослые 1 1 2 5 6 7 8 9 10 Деятельность обучающихся на занятии Выполнение упражнений разграничению понятий по Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 1 1 1 1 по по по по по 11 12 13 14 15 16 17 Влияние профессии человека на восприятие им других людей Как люди воспринимают меня самого Как общаются разные люди Что такое потребность в общении Психологические особенности человека и общение Навыки, стиль и манера общения Пространство и время общения Подстройка в общении 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по по 1 1 1 1 Виды общения по по по Непосредственное общение Особые виды общения 1 Что значит уметь общаться Общение и отношения 1 1 Выполнение упражнений разграничению понятий 1 23 Что такое межличностные отношения Личные и деловые отношения Как возникает симпатия 24 Товарищество и дружба 1 25 Любовь 1 1 27 Общение и понимание людьми друг друга Психические процессы и понимание Стереотипы понимания Выполнение упражнений по разграничению понятий Выполнение упражнений по разграничению понятий Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий Выполнение упражнений по разграничению понятий 28 Эталоны понимания 1 Понимание чувств другого человека Особенности понимания человека детьми и взрослыми Понимание человека детьми, подростками и взрослыми Влияние профессии 1 18 19 20 21 22 26 29 30 31 1 1 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по по по по по по 1 Систематизация знаий. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 Выполнение упражнений по человека на понимание им людей Я живу среди людей разграничению понятий 32 Мы 1 33 Как мы выглядим 1 34 Успешный Я 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по по по 11 КЛАСС Введение 1. 2 3 Психологическая культура как часть общей культуры Что включает в себя понятие «культура» Образование и культура 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений по разграничению понятий Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 1 5 Психологическая культура Житейская психология 6 Научная психология 1 Взаимодействие житейской и научной психологии Взаимодействие житейской и научной психологии Психологическая культура личности Как человек познает себя 1 Индивидуальные различия в познании и самопознании Психологические знания и самопознание Проявление психологической культуры личности в общении и отношениях Толерантность как показатель психологической культуры Поведение в трудных ситуациях Жизненная стойкость 1 4 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 1 1 по по по по по по по Психология в повседневной жизни Психология в политической, 16 информационной, экономической, бытовой сферах Психологическая эффективность 17 воздействия средств массовой информации Психологическая эффективность 18 воздействия средств массовой информации Стихийные формы 19 передачи информации Реклама как способ 20 психологического воздействия Реклама как способ 21 психологического воздействия Психологические 22 особенности имиджа Психология 23 мошенничества Психология 24 мошенничества Практическая психология Что такое 25 психологическая помощь и поддержка Что такое 26 психологическая помощь и поддержка Медицинская и 27 психологическая психотерапия Групповая психотерапия 28 29 30 31 32 33 34 Психологическое консультирование Профориентация и профконсультация Работа психолога в разных сферах общественной жизни Психологическая помощь в экстремальных ситуациях Психология террора и терроризма Самостоятельность 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий Выполнение упражнений разграничению понятий по 1 1 1 по по по 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 1 1 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1 Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий Систематизация знаний. Выполнение упражнений по разграничению понятий 1