1. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание программы Введение (1 ч.) Тема 1.Сказочное царство слов. Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную. Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок. Фонетика (1ч.) Тема 2. Звуки не буквы. Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции. Практическая часть: транскрибирование слов и текстов. Орфоэпия (2ч.) Тема 3. Банты и шарфы Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения. Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами. Тема 4. На сцене гласные Роль ударения. Произносительные нормы. Практическая часть: игра «Проставь ударение» Графика (2ч.) Тема 5. Как возникла наша письменность? Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит». Тема 6. Память и грамотность Виды памяти. Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Морфемика (2ч.) Тема 7-8. Удивительная морфема- приставка. Изобразительные свойства суффиков Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Изобразительная роль суффиков. Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок. Тема 9. Где же хранятся слова? Лексикология (8 ч.) 2 Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово. Практическая часть: работа со словарѐм. Тема 10. Словарь-мой друг и брат. Знакомство с разными видами словарей. Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей Тема 11. Добрые слова. Богатство русской лексики «добрыми словами». Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему. Тема 12.На карнавале слов. Омонимы. Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» Разновидности омонимов Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов Тема 14. Слова-антонимы Антонимы. Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А». Тема 15. Экскурсия в прошлое. Историзмы и архаизмы. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов. Тема 16.Полѐт в будущее Неологизмы. Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте. Орфография (3ч.) Тема 17-19. Кто командует корнями? Как возникла орфограмма? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами Морфология (2ч.) Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе? Его Величество глагол. Самостоятельные и служебные части речи Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи. Культура речи (12ч) Тема 22-23. Королевство ошибок Крылатые слова и выражения. Виды ошибок Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций. Тема 24. Изобразительная роль фразеологизмов. 3 Значения крылатых слов. Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера» Тема 25-26. В Стране Сочинений. Как надо правильно говорить… Рифмы. Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках. Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы Происхождением шарад и логогрифов. История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами. Тема 29-30. Откуда пришли наши имена. Удивительные слова в баснях Крылова. Происхождением (этимология) слов. История появления имѐн, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Иллюстрирование ответов. Тема 31. Русская речь вчера, сегодня, завтра История появления слов, творческая работа «Нарисуй слово». Тема 32-33. Читаем стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина.. Грамотная речь-признак нравственности. Составление презентации Подведение итогов (1ч.) Тема 34. КВН по русскому языку Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Личностные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой; • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; • осознать свое место в мире; • оптимистически воспринимать мир. 4 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: анализировать и обобщать на основе фактов; устанавливать причинные явления и их следствия; представлять информацию в развернутом и сжатом виде; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; выполнять проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными; четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; расширить, систематизировать исходные представления о языке. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 5 • • • • • • • • • • • • • • Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками; совершенствовать собственную речь. Предметные Занятия должны помочь учащимся. усвоить основные базовые знания по русскому языку; усвоить ключевые лингвистические понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; помочь успешному выступлению на олимпиадах, конкурсах., 6 Тематическое планирование(34 ч.) № Раздел Основное содержание Основные виды деятельности обучающих Использование ЭОР ( ЦОР) http://www.gramo ta.ru "Русский язык", http://www.ipmce .su/~lib/osn_prav. html Основные правила грамматики русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр развития русского языка. Культура языка и речи. Толковый словарь. Уроки языкознания. История языка. Народное слово: история и судьба и др. http://www.zovu.r u/yaz/ http://www.gramo ta.ru "Русский язык", http://www.ipmce .su/~lib/osn_prav. html Основные правила грамматики 1 Введение (1ч.) Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную. Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок. Обучающиеся должны выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; 2 Фонетика (1ч.) Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции. Практическая часть: транскрибирование слов и текстов. Обучающиеся должны характеризовать буквы и звуки, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практикоориентированных учебных задач и в повседневной жизни. понимать различие между 7 звуком и буквой, характеризовать систему звуков. Проводить фонетический анализ слов. Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов. 3 Орфоэпия (2 ч.) Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения. Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами. Роль ударения. Произносительные нормы. Практическая часть: игра «Проставь ударение» русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр развития русского языка. Обучающиеся должны "Русский язык", познакомиться с правилами http://www.ipmce постановки ударения в словах, с .su/~lib/osn_prav. произносительными нормами. html Основные правила грамматики русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр развития русского языка. 8 4 Графика(2ч.) Как возникла наша письменность? Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит». Виды памяти. Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Обучающиеся должны знать правильное написание букв, заучивать тексты наизусть. 9 Стилистика русского языка http://www.russ.r u/journal/kniga/9 8-0624/kreidl.htm Культура языка и речи Толковый словарь. Уроки языкознания. История языка. Народное слово: история и судьба и др. http://www.zovu.r u/yaz/ 5 6 Морфемика (2 ч.) Лексикологи я (8ч.) Удивительная морфема- приставка. Изобразительные свойства суффиков. Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ.Изобразительная роль суффиков. Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок. Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово. Практическая часть: работа со словарѐм. Знакомство с разными видами словарей. Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей Богатство русской лексики «добрыми словами». Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, Обучающиеся должны характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулѐм звука). Проводить морфемный анализ слов. Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи. Обучающиеся должны объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать 10 http://www.gramo ta.ru "Русский язык", http://www.ipmce .su/~lib/osn_prav. html Основные правила грамматики русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр развития русского языка. Фонетика Контрольные работы по современному русскому языку. Транскрипция. Орфоэпия. Графика. Правописание. http://www.petrsu .ru/Chairs/RusLan g/sovrem_rl.html http://www.gramo ta.ru "Русский язык", http://www.ipmce .su/~lib/osn_prav. html Основные правила грамматики русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр 7 Орфография ( 3 ч.) разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему. Омонимы.Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») Разновидности омонимов Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов. Антонимы. Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А». Историзмы и архаизмы. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов. Неологизмы. Практическая часть: игра «Угадайка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте. Проект. Кто командует корнями? Как возникла орфограмма? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл. Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами прямое и переносное значения слова. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы. Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарѐм, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). развития русского языка. Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова. Распознавать изученные орфограммы. Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании http://www.gramo ta.ru "Русский язык", http://www.ipmce .su/~lib/osn_prav. html Основные правила грамматики русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр развития русского языка. 11 разделительных ъ и ь). 8 Морфология (2 ч.) Что рассказали части речи о себе? Его Величество глагол. Самостоятельные и служебные части речи. Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи. Применять знания о частях речи как лексикограмматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Проводить морфологический анализ имѐн существительных, частичный морфологический анализ имѐн прилагательных, глаголов. Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. 12 Грамотность и развитие речи: практический курс. Курс по изучению наиболее сложных грамматических тем в школьном курсе русского языка. http://www.educa .ru/gramotno/ http://www.gramo ta.ru "Русский язык", http://www.ipmce .su/~lib/osn_prav. html Основные правила грамматики русского языка. http://www.rusce nter.ru/ Центр развития русского языка. 9 Культура речи (12 ч.) Королевство ошибок Крылатые слова и выражения. Виды ошибок. Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций. Значения крылатых слов. Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера». Рифмы. Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Происхождением шарад и логогрифов. История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами. Откуда пришли наши имена. Удивительные слова в баснях Крылова. Происхождением (этимология) слов. История появления имѐн, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с Обучающиеся должны умело использовать крылатые слова и выражения в подтверждение своих мыслей; знать много детских стихотворений наизусть; выразительно пересказывать сказки, сочинять загадки и уметь «нарисовать» загадку, создать шараду, анаграмму, метаграмму. Творчески подходить к написанию сочинений разных жанров. Отработать навыки правильного употребления литературоведческих терминов. 13 http://vschool.km. ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия Грамотность и развитие речи: практический курс. Курс по изучению наиболее сложных грамматических тем в школьном курсе русского языка. http://www.educa .ru/gramotno/ наукой антропонимикой. Иллюстрирование ответов. История появления слов, творческая работа «Нарисуй слово». Читаем стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина.. Грамотная речь-признак нравственности. Составление презентации Сочинения. Проект. 10 Подведение итогов (1 ч.) 11 Итого: 34 ч. КВН по русскому языку. Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Обучающиеся должны знать звуки и буквы, алфавит, морфемы, части речи, законы построения правильной речи. 14 Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения русского языка в средней школе. http://vs chool.km.ru/repet itor.asp?subj=97 Грамотность и развитие речи: практический курс. Курс по изучению наиболее сложных грамматических тем в школьном курсе русского языка. http://www.educa .ru/gramotno/