Стилистика Руского языка 5 кл

1. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы
Введение (1 ч.)

Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную
фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1ч.)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2ч.)

Тема 3. Банты и шарфы
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»

Графика (2ч.)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2ч.)
Тема 7-8. Удивительная морфема- приставка. Изобразительные свойства суффиков
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Изобразительная роль суффиков.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Тема 9. Где же хранятся слова?

Лексикология (8 ч.)
2

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарѐм.
Тема 10. Словарь-мой друг и брат.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова.
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.На карнавале слов.
Омонимы.
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков
«Овсянка»)
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое. Историзмы и архаизмы.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полѐт в будущее
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3ч.)
Тема 17-19. Кто командует корнями? Как возникла орфограмма?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами
Морфология (2ч.)
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе? Его Величество глагол.
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (12ч)
Тема 22-23. Королевство ошибок Крылатые слова и выражения.
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 24. Изобразительная роль фразеологизмов.
3

Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни
пера»
Тема 25-26. В Стране Сочинений. Как надо правильно говорить…
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы
Происхождением шарад и логогрифов.
История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.
Тема 29-30. Откуда пришли наши имена. Удивительные слова в баснях Крылова.
Происхождением (этимология) слов. История появления имѐн, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Иллюстрирование ответов.
Тема 31. Русская речь вчера, сегодня, завтра
История появления слов, творческая работа «Нарисуй слово».
Тема 32-33. Читаем стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина.. Грамотная речь-признак нравственности. Составление презентации
Подведение итогов (1ч.)

Тема 34. КВН по русскому языку
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее
самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания,
развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
• чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
• осознать свое место в мире;
• оптимистически воспринимать мир.

4

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развернутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;
узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.

5

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
Предметные
Занятия должны помочь учащимся.
усвоить основные базовые знания по русскому языку;
усвоить ключевые лингвистические понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
помочь успешному выступлению на олимпиадах, конкурсах.,

6

Тематическое планирование(34
ч.)
№ Раздел
Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающих

Использование
ЭОР ( ЦОР)
http://www.gramo
ta.ru "Русский
язык",
http://www.ipmce
.su/~lib/osn_prav.
html Основные
правила
грамматики
русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр
развития
русского языка.
Культура языка
и речи.
Толковый
словарь. Уроки
языкознания.
История языка.
Народное слово:
история и судьба
и др.
http://www.zovu.r
u/yaz/
http://www.gramo
ta.ru "Русский
язык",
http://www.ipmce
.su/~lib/osn_prav.
html Основные
правила
грамматики

1

Введение
(1ч.)

Красота и богатство русской речи.
На примере произведений устного
народного творчества показать
богатство русского языка: народную
фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на
знание пословиц, поговорок,
загадок.

Обучающиеся должны
выявлять и характеризовать
существенные признаки
языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный
признак классификации
языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и
сравнения, критерии
проводимого анализа;
классифицировать языковые
единицы по существенному
признаку;

2

Фонетика
(1ч.)

Отличие звуков и букв. Знакомство с
правилами чтения и записи
транскрипции. Практическая часть:
транскрибирование слов и текстов.

Обучающиеся должны
характеризовать буквы и звуки,
учитывать особенности видов
речевой деятельности при
решении практикоориентированных учебных
задач и в повседневной жизни.
понимать различие между
7

звуком и буквой,
характеризовать систему
звуков. Проводить
фонетический анализ слов.
Использовать знания по
фонетике, графике и орфоэпии
в практике произношения и
правописания слов.

3

Орфоэпия
(2 ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия.
Нормы произношения. Практическая
часть: разыгрывание ситуаций с
отдельными словами. Роль
ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь
ударение»

русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр
развития
русского языка.

Обучающиеся должны
"Русский язык",
познакомиться с правилами
http://www.ipmce
постановки ударения в словах, с .su/~lib/osn_prav.
произносительными нормами.
html Основные
правила
грамматики
русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр
развития
русского языка.

8

4

Графика(2ч.) Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий
алфавит. Кириллица или глаголица?
Практическая часть: творческое
задание «Придумай свой алфавит».
Виды памяти. Практическая часть:
тренировка памяти на отрывках
литературных произведений.
Зарядка для развития памяти.

Обучающиеся должны знать
правильное написание букв,
заучивать тексты наизусть.

9

Стилистика
русского языка
http://www.russ.r
u/journal/kniga/9
8-0624/kreidl.htm
Культура языка
и речи
Толковый
словарь. Уроки
языкознания.
История языка.
Народное слово:
история и судьба
и др.
http://www.zovu.r
u/yaz/

5

6

Морфемика
(2 ч.)

Лексикологи
я (8ч.)

Удивительная морфема- приставка.
Изобразительные свойства
суффиков. Правописание приставок.
Опасные согласные в приставках.
Коварная приставка С-. Самые
трудные приставки ПРИ- и ПРЕ.Изобразительная роль суффиков.
Практическая часть: тренировочные
упражнения на правописания
приставок.

Лексикография – наука о
составлении словарей. Как найти
слово. Практическая часть: работа
со словарѐм. Знакомство с разными
видами словарей. Практическая
часть: нахождение слова в разных
видах словарей
Богатство
русской лексики «добрыми
словами».
Практическая часть: игра «Умеете
ли вы здороваться (прощаться,

Обучающиеся должны
характеризовать морфему как
минимальную значимую
единицу языка.
Распознавать морфемы в слове
(корень, приставку, суффикс,
окончание), выделять основу
слова.
Находить чередование звуков в
морфемах (в том числе
чередование гласных с нулѐм
звука).
Проводить морфемный анализ
слов.
Уместно использовать слова с
суффиксами оценки в
собственной речи.

Обучающиеся должны
объяснять лексическое
значение слова разными
способами (подбор
однокоренных слов; подбор
синонимов и антонимов;
определение значения слова по
контексту, с помощью
толкового словаря).
Распознавать однозначные и
многозначные слова, различать
10

http://www.gramo
ta.ru "Русский
язык",
http://www.ipmce
.su/~lib/osn_prav.
html Основные
правила
грамматики
русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр
развития
русского языка.
Фонетика
Контрольные
работы по
современному
русскому языку.
Транскрипция.
Орфоэпия.
Графика.
Правописание.
http://www.petrsu
.ru/Chairs/RusLan
g/sovrem_rl.html
http://www.gramo
ta.ru "Русский
язык",
http://www.ipmce
.su/~lib/osn_prav.
html Основные
правила
грамматики
русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр

7

Орфография
( 3 ч.)

разговаривать по телефону…)».
Работа с текстами на данную тему.
Омонимы.Практическая часть:
прослушивание стихотворений и
работа по их содержанию. Игры со
словами-омонимами (И.Туричин
«Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих
небольших стихотворных текстов с
использованием омонимов.
Антонимы. Практическая часть: игра
«Подбери нужное слово» со
словами-антонимами. Головоломка
«Все слова на А». Историзмы и
архаизмы. Устаревшие слова –
архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее»
древних слов – выбор из текста
древних слов. Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадайка!» со словами-неологизмами.
Нахождение неологизмов в тексте.
Проект.
Кто командует корнями? Как
возникла орфограмма?
Чередование гласных в корнях.
Командуют гласные, командуют и
согласные. Командует ударение,
командует смысл. Практическая
часть: тренировочные игровые
упражнения «Узнай в лицо». Работа
с текстами

прямое и переносное значения
слова.
Распознавать синонимы,
антонимы, омонимы; различать
многозначные слова и
омонимы; уметь правильно
употреблять слова-паронимы.
Уметь пользоваться
лексическими словарями
(толковым словарѐм, словарями
синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов).

развития
русского языка.

Оперировать понятием
«орфограмма» и различать
буквенные и небуквенные
орфограммы при проведении
орфографического анализа
слова.
Распознавать изученные
орфограммы.
Применять знания по
орфографии в практике
правописания (в том числе
применять знание о
правописании

http://www.gramo
ta.ru "Русский
язык",
http://www.ipmce
.su/~lib/osn_prav.
html Основные
правила
грамматики
русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр
развития
русского языка.

11

разделительных ъ и ь).

8

Морфология
(2 ч.)

Что рассказали части речи о себе?
Его Величество глагол.
Самостоятельные и служебные
части речи. Практическая часть:
игра «Узнай меня!» на
распознавание частей речи.

Применять знания о частях
речи как лексикограмматических разрядах слов,
о грамматическом значении
слова, о системе частей речи в
русском языке для решения
практико-ориентированных
учебных задач.
Распознавать имена
существительные, имена
прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический
анализ имѐн существительных,
частичный морфологический
анализ имѐн прилагательных,
глаголов.
Применять знания по
морфологии при выполнении
языкового анализа различных
видов и в речевой практике.

12

Грамотность и
развитие речи:
практический
курс. Курс по
изучению
наиболее
сложных
грамматических
тем в школьном
курсе русского
языка.
http://www.educa
.ru/gramotno/
http://www.gramo
ta.ru "Русский
язык",
http://www.ipmce
.su/~lib/osn_prav.
html Основные
правила
грамматики
русского языка.
http://www.rusce
nter.ru/ Центр
развития
русского языка.

9

Культура
речи (12 ч.)

Королевство ошибок Крылатые
слова и выражения. Виды ошибок.
Практическая часть: сочинение
сказок. Прослушивание работ и
исправление ошибок.
Театрализованная постановка
ситуаций. Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор
«крылатых выражений» в названиях
текста. Стихотворение Н.Силкова
«Прикусил язык» и В.Орлова «Ни
пуха ни пера». Рифмы.
Практическая часть: сочинение
стихотворных сказок о дружбе,
добре и зле. Сочинение загадок.
Конкурс загадок в рисунках.
Анаграммы и метаграммы. Шарады
и логогрифы. Происхождением
шарад и логогрифов. История
изобретения анаграмм и метаграмм,
использование их в творчестве.
Практическая часть: работа с
примерами. Откуда пришли наши
имена. Удивительные слова в баснях
Крылова. Происхождением
(этимология) слов. История
появления имѐн, отчеств и фамилий
в русском языке. Знакомство с

Обучающиеся должны умело
использовать крылатые слова и
выражения в подтверждение
своих мыслей; знать много
детских стихотворений
наизусть; выразительно
пересказывать сказки, сочинять
загадки и уметь «нарисовать»
загадку, создать шараду,
анаграмму, метаграмму.
Творчески подходить к
написанию сочинений разных
жанров. Отработать навыки
правильного употребления
литературоведческих терминов.

13

http://vschool.km.
ru/ - виртуальная
школа Кирилла
и Мефодия
Грамотность и
развитие речи:
практический
курс. Курс по
изучению
наиболее
сложных
грамматических
тем в школьном
курсе русского
языка.
http://www.educa
.ru/gramotno/

наукой антропонимикой.
Иллюстрирование ответов.
История появления слов, творческая
работа «Нарисуй слово». Читаем
стихи Пушкина, Лермонтова,
Есенина.. Грамотная речь-признак
нравственности. Составление
презентации Сочинения. Проект.
10

Подведение
итогов (1 ч.)

11

Итого: 34 ч.

КВН по русскому языку.
Практическая часть: командное
соревнование на проверку знаний по
русскому языку.

Обучающиеся должны знать
звуки и буквы, алфавит,
морфемы, части речи, законы
построения правильной речи.

14

Виртуальный
тренинг
различного
уровня
сложности по
всем аспектам
изучения
русского языка в
средней
школе. http://vs
chool.km.ru/repet
itor.asp?subj=97
Грамотность и
развитие речи:
практический
курс. Курс по
изучению
наиболее
сложных
грамматических
тем в школьном
курсе русского
языка.
http://www.educa
.ru/gramotno/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».