Культура и традиции Урала, 5-6 класс

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
—воспитание ответственного отношения к истории и природе родного края
—формирование мотивации дальнейшего изучения истории родного края.
Метапредметные результаты:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска
и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также
понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде
таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
-формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности,
психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
-развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться,
самостоятельности, инициативы и ответственности личности.

2. Содержание учебного, предмета курса
5 класс
1.Введение.
Источники и методы этнографического исследования.
2.Этническая карта Урала.
Формирование и расселение народов Урала.
3.Народы Среднего Урала.
Исторические судьбы разных народов.
4.Русские.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники. Фольклор.
5. Финно-угорские народы.
Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и
представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники.
Фольклор. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси.
6. Коми- пермяки.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции.
Устное народное творчество.
7. Тюркские народы.
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество.
8. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг.
9. Итоговые занятия.
Защита проектов.
6 класс
1. Введение.
Источники и методы этнографического исследования.
2. Эпохи древнейшей истории Урала.
Тайны уральских пещер. Поселения металлургов. «Страна городов». Мифология
народов Урала.
3. Особенности горнозаводского типа культуры.
Особенности композиционного построения крепости-завода. В. Н. Татищев и Г. В.
де Геннин – основатели «горной столицы».
4. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика.
Основание первых петровских заводов и рождение «империи» Демидовых.
5. Свердловский областной краеведческий музей.
Музей истории и археологии Урала. Екатеринбургский музей изобразительных
искусств. Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.
6. Крестьянская усадьба.

Застройка городов Среднего Урала. Классицизм в архитектуре городов Среднего
Урала. Исторические улицы города.
7. Чугунное художественное литье.
Златоустовская гравюра на стали. Нижнетагильская роспись по металлу.
Сундучный промысел. Камнерезное и ювелирное искусство. Невьянская икона.
8. Образ Урала в живописи.
Творчество уральских художников. Творчество А. К. Денисова - Уральского.
Творчество В.М. Воловича. Галереи города.
9. Мир сказов П. П. Бажова.
Творчество Д. Мамина-Сибиряка. «Литературный квартал» города Екатеринбурга.
10. Театры на Урале.
Театр в годы войны. Музыкальные традиции Урала.
11. Пермская деревянная скульптура.
Певческое искусство. Иконопись на Урале.
12. Горнозаводской Урал. Урал в годы войны.
13. Экологические проблемы Урала.

3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы
5 класс
№
п/
п
1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1

7
7.1
8
8.1
9

Тема раздела

Кол-во
часов

Введение. Источники и методы этнографического
исследования.
Этническая карта Урала.
Формирование и расселение народов Урала.
Практикум «Работа по карте Урала»

1

Введение. Народы Среднего Урала.
Исторические судьбы разных народов.
Народы в разные исторические эпохи (с 9 по 21 век).
Введение. Русские.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.
Общественный и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники.
Фольклор.
Введение. Финно-угорские народы.
Общее между финно-угорскими народами.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.
Общественный и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники. Фольклор.
Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы,
манси.
Введение. Коми- пермяки.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и
семейные обряды и традиции. Устное народное
творчество.
Введение. Тюркские народы.

1
2
1
1
2
2
2
3
1
1
1

Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции.
Устное народное творчество.
Введение. Комплексное изучение традиционной
культуры народов Урала.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения,
одежда, питание, досуг.
Итоговые занятия.

1
1
1

Формы
текущег
о
контроля

Опрос
Работа по
группам
Опрос
Практикум
Опрос
Опрос
Практикум
Опрос
Практикум

1
1
1
2

Опрос
Опрос

1
2

Работа в
группах
Беседа

1

Опрос

2
2

Защита проектов .

6
№
п/
п

Всего за 5 класс:
класс
Тема раздела

34

Кол-во
часов
1

5.1

Введение. Источники и методы этнографического
исследования.
Эпохи древнейшей истории Урала.
Тайны уральских пещер.
Поселения металлургов. «Страна городов».
Мифология народов Урала.
Введение. Особенности горнозаводского типа
культуры.
Особенности композиционного построения крепостизавода. В. Н. Татищев и Г. В. де Геннин – основатели
«горной столицы».
Введение. Никита Демидов – от кузнеца до
заводчика.
Основание первых петровских заводов и рождение
«империи» Демидовых.
Введение. Свердловский областной краеведческий
музей.
Музей истории и археологии Урала.

5.2

Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

1

5.3

1

6

Центр традиционной народной культуры Среднего
Урала.
Введение. Крестьянская усадьба.

6.1
6.2
6.3
7
7.1

Застройка городов Среднего Урала.
Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала.
Исторические улицы города.
Введение. Чугунное художественное литье.
Златоустовская гравюра на стали.

1
1
1
1
1

1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1

4
4.1
5

Формы
текущего
контрол
я

1
1
1
1
1

Дискуссия
Практикум
Опрос
Игра
Беседа

1

Практикум

1

Тест\заче
т

1
1

Практикум

1

Работа в
парах
Беседа,
работа в
группах
Опрос

1

Тест\заче
т
Беседа
Опрос
Работа в
группах

7.2

Нижнетагильская роспись по металлу.

1

Беседа

7.3
7.4

Сундучный промысел.
Камнерезное и ювелирное искусство.

1
1

7.5
8
8.1

Невьянская икона.
Введение. Образ Урала в живописи.
Творчество уральских художников.

1
1
1

8.2

Творчество А. К. Денисова - Уральского.

1

8.3
8.4
9

1
1
1

12
13

Творчество В.М. Воловича.
Галереи города.
Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. МаминаСибиряка. «Литературный квартал» города
Екатеринбурга.
Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные
традиции Урала.
Пермская деревянная скульптура.
Певческое искусство. Иконопись на Урале.
Горнозаводской Урал. Урал в годы войны.
Экологические проблемы Урала.

14

Итоговое занятие

1
34

10
11

Всего за 6 класс:

Практикум
Тест\заче
т
Беседа
Опрос
Тест\зачет
Работа по
группам
Дискуссия
Практикум
Опрос

1
1

Беседа

1
1

Практикум
Тест\заче
т

Приложение 1:
Календарно - тематическое планирование
5
№ Дата
п/
п
1.
2.

Тема

класс

Введение. Источники и методы этнографического исследования.
Этническая карта Урала.

3.

Формирование и расселение народов Урала.

4.

Практикум «Работа по карте Урала»

5.

Введение. Народы Среднего Урала.

6.

Исторические судьбы разных народов.

7.

Исторические судьбы разных народов.

8.

Народы в разные исторические эпохи. (с (9 по 21 век).

9.

Введение. Русские.

10.

Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.

11.

Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.

12.

Общественный и семейный быт.

13.

Общественный и семейный быт.

14.

Календарные обычаи и праздники.

15.

Календарные обычаи и праздники.

16.

Фольклор.

17.

Фольклор.

18.

Фольклор.

19.

Введение. Финно-угорские народы.

20.

Общее между финно-угорскими народами.

21.
22.

Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный
и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники. Фольклор.

23.

Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси.

24.

Введение. Коми- пермяки.

25.

Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные
обряды и традиции. Устное народное творчество.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные
обряды и традиции. Устное народное творчество.
Введение. Тюркские народы.

26.
27.

№ Дата
п/
п
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

6
№ Дата
п/п
1.
2.

Тема

Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное
народное творчество.
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное
народное творчество.
Введение. Комплексное изучение традиционной культуры
народов Урала.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда,
питание, досуг.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда,
питание, досуг.
Итоговые занятия.
Защита проектов .
Итоговые занятия.
Защита проектов .

Тема

класс

Введение. Источники и методы этнографического исследования.
Эпохи древнейшей истории Урала.

3

Тайны уральских пещер.

4

Поселения металлургов. «Страна городов».

5

Мифология народов Урала.

6

Введение. Особенности горнозаводского типа культуры.

7

Особенности композиционного построения крепости-завода. В. Н.
Татищев и Г. В. де Геннин – основатели «горной столицы».
Введение. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика.

8

10

Основание первых петровских заводов и рождение «империи»
Демидовых.
Введение. Свердловский областной краеведческий музей.

11

Музей истории и археологии Урала.

12

Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

13

Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.

14

Введение. Крестьянская усадьба.

15

Застройка городов Среднего Урала.

9

№ Дата
п/п
16

Тема

17

Исторические улицы города.

18

Введение. Чугунное художественное литье.

19

Златоустовская гравюра на стали.

20

Нижнетагильская роспись по металлу.

21

Сундучный промысел.

22

Камнерезное и ювелирное искусство.

23

Невьянская икона.

24

Введение. Образ Урала в живописи.

25

Творчество уральских художников.

26

Творчество А. К. Денисова - Уральского.

27

Творчество В.М. Воловича.

28

Галереи города.

29

32

Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. Мамина-Сибиряка.
«Литературный квартал» города Екатеринбурга.
Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные традиции
Урала.
Пермская деревянная скульптура.
Певческое искусство. Иконопись на Урале.
Горнозаводской Урал. Урал в годы войны.

33

Экологические проблемы Урала.

34

Итоговое занятие

30
31

Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала.

Приложение 2:
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Познай
свой
край.:
Краткий
справочник.
-Екатеринбург:
«Абрис»,2004
История родного края/ под ред. Н.Н.
Алеврос, В.М. Кузнецов. – Челябинск :
АБРИС, 2017. — 24 с.
Челябинская
область.
Атлас.
География родного края/ под ред.
доктора
географических
наук,
профессора
Н.С.
Рассказовой.Челябинск: АБРИС, 2019.-32 с.
Справочник
административно
территориального
деления
Свердловской области. -Челябинск:
1997 г.
Светлвская область: Энциклопедия.
Т1-5. - Екатеринбург: Каменный пояс,
2003.
Кирин Ф.Я. Тетрадь юного краеведа
«Абрис», 2006
Виноградов Страницы Древней
истории Урала. : 1997Виноградов, Н. Б., Гитис, М. С.,
Кузнецов,
В.
М.
Историческое
краеведение. Челябинская область:
учеб. пособие / Н. Б. Виноградов, М. С.
Гитис, В. М. Кузнецов. – Челябинск:
АБРИС, 2009. – 128 с.
Челябинская
область.
Краткий
географический справочник /авт.-сост.
М.С. Гитис, С.Г. Захаров, А.П.
Моисеев;
Русское
географическое
общество, Челябинское региональное
отделение. – Челябинск : АБРИС, 2011.
– 176 с. – (Познай свой край).

Методическое обеспечение
Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала.
ИД «Сократ»,2002г
Обухов Л.А., Шкерин ВА., Шкребень
Г.С. История Урала. Учебное пособие
для основной школы. - Екатеринбург:
Изд-во «Сократ»,2005.
Змеева
Л.М.
Край
родной,
Екатеринбург, Сократ, 2001
Чагин Н.Г. История Урала с древних
времен по 21 век, Екатеринбург, Сократ,
2005
Чагин Н.Г. Художественная культура
Урала, Екатеринбург, Сократ, 2002
Чагин Н.Г, Мурзина И.Я., Народы и
культура Урала в 19 – 20 вв,
Екатеринбург, Сократ, 2002
Кулагина Т.А. История родного края,
Екатеринбург, Сократ, 2002
Огоновская И.С. История Урала.
Программа
учебного
курса,
Екатеринбург, Сократ,2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».