1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты: Личностными результатами освоения программы являются: —развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края; —воспитание ответственного отношения к истории и природе родного края —формирование мотивации дальнейшего изучения истории родного края. Метапредметные результаты: —овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности; —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.; —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные результаты: -формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству; -развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности. 2. Содержание учебного, предмета курса 5 класс 1.Введение. Источники и методы этнографического исследования. 2.Этническая карта Урала. Формирование и расселение народов Урала. 3.Народы Среднего Урала. Исторические судьбы разных народов. 4.Русские. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. 5. Финно-угорские народы. Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси. 6. Коми- пермяки. Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции. Устное народное творчество. 7. Тюркские народы. Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество. 8. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала. Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг. 9. Итоговые занятия. Защита проектов. 6 класс 1. Введение. Источники и методы этнографического исследования. 2. Эпохи древнейшей истории Урала. Тайны уральских пещер. Поселения металлургов. «Страна городов». Мифология народов Урала. 3. Особенности горнозаводского типа культуры. Особенности композиционного построения крепости-завода. В. Н. Татищев и Г. В. де Геннин – основатели «горной столицы». 4. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика. Основание первых петровских заводов и рождение «империи» Демидовых. 5. Свердловский областной краеведческий музей. Музей истории и археологии Урала. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. 6. Крестьянская усадьба. Застройка городов Среднего Урала. Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала. Исторические улицы города. 7. Чугунное художественное литье. Златоустовская гравюра на стали. Нижнетагильская роспись по металлу. Сундучный промысел. Камнерезное и ювелирное искусство. Невьянская икона. 8. Образ Урала в живописи. Творчество уральских художников. Творчество А. К. Денисова - Уральского. Творчество В.М. Воловича. Галереи города. 9. Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. Мамина-Сибиряка. «Литературный квартал» города Екатеринбурга. 10. Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные традиции Урала. 11. Пермская деревянная скульптура. Певческое искусство. Иконопись на Урале. 12. Горнозаводской Урал. Урал в годы войны. 13. Экологические проблемы Урала. 3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс № п/ п 1 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 6.1 7 7.1 8 8.1 9 Тема раздела Кол-во часов Введение. Источники и методы этнографического исследования. Этническая карта Урала. Формирование и расселение народов Урала. Практикум «Работа по карте Урала» 1 Введение. Народы Среднего Урала. Исторические судьбы разных народов. Народы в разные исторические эпохи (с 9 по 21 век). Введение. Русские. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. Введение. Финно-угорские народы. Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси. Введение. Коми- пермяки. Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции. Устное народное творчество. Введение. Тюркские народы. 1 2 1 1 2 2 2 3 1 1 1 Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество. Введение. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала. Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг. Итоговые занятия. 1 1 1 Формы текущег о контроля Опрос Работа по группам Опрос Практикум Опрос Опрос Практикум Опрос Практикум 1 1 1 2 Опрос Опрос 1 2 Работа в группах Беседа 1 Опрос 2 2 Защита проектов . 6 № п/ п Всего за 5 класс: класс Тема раздела 34 Кол-во часов 1 5.1 Введение. Источники и методы этнографического исследования. Эпохи древнейшей истории Урала. Тайны уральских пещер. Поселения металлургов. «Страна городов». Мифология народов Урала. Введение. Особенности горнозаводского типа культуры. Особенности композиционного построения крепостизавода. В. Н. Татищев и Г. В. де Геннин – основатели «горной столицы». Введение. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика. Основание первых петровских заводов и рождение «империи» Демидовых. Введение. Свердловский областной краеведческий музей. Музей истории и археологии Урала. 5.2 Екатеринбургский музей изобразительных искусств. 1 5.3 1 6 Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. Введение. Крестьянская усадьба. 6.1 6.2 6.3 7 7.1 Застройка городов Среднего Урала. Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала. Исторические улицы города. Введение. Чугунное художественное литье. Златоустовская гравюра на стали. 1 1 1 1 1 1 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 4 4.1 5 Формы текущего контрол я 1 1 1 1 1 Дискуссия Практикум Опрос Игра Беседа 1 Практикум 1 Тест\заче т 1 1 Практикум 1 Работа в парах Беседа, работа в группах Опрос 1 Тест\заче т Беседа Опрос Работа в группах 7.2 Нижнетагильская роспись по металлу. 1 Беседа 7.3 7.4 Сундучный промысел. Камнерезное и ювелирное искусство. 1 1 7.5 8 8.1 Невьянская икона. Введение. Образ Урала в живописи. Творчество уральских художников. 1 1 1 8.2 Творчество А. К. Денисова - Уральского. 1 8.3 8.4 9 1 1 1 12 13 Творчество В.М. Воловича. Галереи города. Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. МаминаСибиряка. «Литературный квартал» города Екатеринбурга. Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные традиции Урала. Пермская деревянная скульптура. Певческое искусство. Иконопись на Урале. Горнозаводской Урал. Урал в годы войны. Экологические проблемы Урала. 14 Итоговое занятие 1 34 10 11 Всего за 6 класс: Практикум Тест\заче т Беседа Опрос Тест\зачет Работа по группам Дискуссия Практикум Опрос 1 1 Беседа 1 1 Практикум Тест\заче т Приложение 1: Календарно - тематическое планирование 5 № Дата п/ п 1. 2. Тема класс Введение. Источники и методы этнографического исследования. Этническая карта Урала. 3. Формирование и расселение народов Урала. 4. Практикум «Работа по карте Урала» 5. Введение. Народы Среднего Урала. 6. Исторические судьбы разных народов. 7. Исторические судьбы разных народов. 8. Народы в разные исторические эпохи. (с (9 по 21 век). 9. Введение. Русские. 10. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. 11. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. 12. Общественный и семейный быт. 13. Общественный и семейный быт. 14. Календарные обычаи и праздники. 15. Календарные обычаи и праздники. 16. Фольклор. 17. Фольклор. 18. Фольклор. 19. Введение. Финно-угорские народы. 20. Общее между финно-угорскими народами. 21. 22. Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники. Фольклор. 23. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси. 24. Введение. Коми- пермяки. 25. Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции. Устное народное творчество. Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции. Устное народное творчество. Введение. Тюркские народы. 26. 27. № Дата п/ п 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 6 № Дата п/п 1. 2. Тема Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество. Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество. Введение. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала. Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг. Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг. Итоговые занятия. Защита проектов . Итоговые занятия. Защита проектов . Тема класс Введение. Источники и методы этнографического исследования. Эпохи древнейшей истории Урала. 3 Тайны уральских пещер. 4 Поселения металлургов. «Страна городов». 5 Мифология народов Урала. 6 Введение. Особенности горнозаводского типа культуры. 7 Особенности композиционного построения крепости-завода. В. Н. Татищев и Г. В. де Геннин – основатели «горной столицы». Введение. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика. 8 10 Основание первых петровских заводов и рождение «империи» Демидовых. Введение. Свердловский областной краеведческий музей. 11 Музей истории и археологии Урала. 12 Екатеринбургский музей изобразительных искусств. 13 Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. 14 Введение. Крестьянская усадьба. 15 Застройка городов Среднего Урала. 9 № Дата п/п 16 Тема 17 Исторические улицы города. 18 Введение. Чугунное художественное литье. 19 Златоустовская гравюра на стали. 20 Нижнетагильская роспись по металлу. 21 Сундучный промысел. 22 Камнерезное и ювелирное искусство. 23 Невьянская икона. 24 Введение. Образ Урала в живописи. 25 Творчество уральских художников. 26 Творчество А. К. Денисова - Уральского. 27 Творчество В.М. Воловича. 28 Галереи города. 29 32 Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. Мамина-Сибиряка. «Литературный квартал» города Екатеринбурга. Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные традиции Урала. Пермская деревянная скульптура. Певческое искусство. Иконопись на Урале. Горнозаводской Урал. Урал в годы войны. 33 Экологические проблемы Урала. 34 Итоговое занятие 30 31 Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала. Приложение 2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Дидактическое и методическое обеспечение Дидактическое обеспечение Познай свой край.: Краткий справочник. -Екатеринбург: «Абрис»,2004 История родного края/ под ред. Н.Н. Алеврос, В.М. Кузнецов. – Челябинск : АБРИС, 2017. — 24 с. Челябинская область. Атлас. География родного края/ под ред. доктора географических наук, профессора Н.С. Рассказовой.Челябинск: АБРИС, 2019.-32 с. Справочник административно территориального деления Свердловской области. -Челябинск: 1997 г. Светлвская область: Энциклопедия. Т1-5. - Екатеринбург: Каменный пояс, 2003. Кирин Ф.Я. Тетрадь юного краеведа «Абрис», 2006 Виноградов Страницы Древней истории Урала. : 1997Виноградов, Н. Б., Гитис, М. С., Кузнецов, В. М. Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие / Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 128 с. Челябинская область. Краткий географический справочник /авт.-сост. М.С. Гитис, С.Г. Захаров, А.П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск : АБРИС, 2011. – 176 с. – (Познай свой край). Методическое обеспечение Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала. ИД «Сократ»,2002г Обухов Л.А., Шкерин ВА., Шкребень Г.С. История Урала. Учебное пособие для основной школы. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ»,2005. Змеева Л.М. Край родной, Екатеринбург, Сократ, 2001 Чагин Н.Г. История Урала с древних времен по 21 век, Екатеринбург, Сократ, 2005 Чагин Н.Г. Художественная культура Урала, Екатеринбург, Сократ, 2002 Чагин Н.Г, Мурзина И.Я., Народы и культура Урала в 19 – 20 вв, Екатеринбург, Сократ, 2002 Кулагина Т.А. История родного края, Екатеринбург, Сократ, 2002 Огоновская И.С. История Урала. Программа учебного курса, Екатеринбург, Сократ,2000