1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
—воспитание ответственного отношения к истории и природе родного края
—формирование мотивации дальнейшего изучения истории родного края.
Метапредметные результаты:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска
и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также
понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде
таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
-формирование у учащихся основ гражданской идентичности личности,
психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
-развитие у учащихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться,
самостоятельности, инициативы и ответственности личности.
2. Содержание учебного, предмета курса
5 класс
1.Введение.
Источники и методы этнографического исследования.
2.Этническая карта Урала.
Формирование и расселение народов Урала.
3.Народы Среднего Урала.
Исторические судьбы разных народов.
4.Русские.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники. Фольклор.
5. Финно-угорские народы.
Общее между финно-угорскими народами. Поселения. Жилище в обрядах и
представлениях. Общественный и семейный быт. Календарные обычаи и праздники.
Фольклор. Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси.
6. Коми- пермяки.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные обряды и традиции.
Устное народное творчество.
7. Тюркские народы.
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное народное творчество.
8. Комплексное изучение традиционной культуры народов Урала.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда, питание, досуг.
9. Итоговые занятия.
Защита проектов.
6 класс
1. Введение.
Источники и методы этнографического исследования.
2. Эпохи древнейшей истории Урала.
Тайны уральских пещер. Поселения металлургов. «Страна городов». Мифология
народов Урала.
3. Особенности горнозаводского типа культуры.
Особенности композиционного построения крепости-завода. В. Н. Татищев и Г. В.
де Геннин – основатели «горной столицы».
4. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика.
Основание первых петровских заводов и рождение «империи» Демидовых.
5. Свердловский областной краеведческий музей.
Музей истории и археологии Урала. Екатеринбургский музей изобразительных
искусств. Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.
6. Крестьянская усадьба.
Застройка городов Среднего Урала. Классицизм в архитектуре городов Среднего
Урала. Исторические улицы города.
7. Чугунное художественное литье.
Златоустовская гравюра на стали. Нижнетагильская роспись по металлу.
Сундучный промысел. Камнерезное и ювелирное искусство. Невьянская икона.
8. Образ Урала в живописи.
Творчество уральских художников. Творчество А. К. Денисова - Уральского.
Творчество В.М. Воловича. Галереи города.
9. Мир сказов П. П. Бажова.
Творчество Д. Мамина-Сибиряка. «Литературный квартал» города Екатеринбурга.
10. Театры на Урале.
Театр в годы войны. Музыкальные традиции Урала.
11. Пермская деревянная скульптура.
Певческое искусство. Иконопись на Урале.
12. Горнозаводской Урал. Урал в годы войны.
13. Экологические проблемы Урала.
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы
5 класс
№
п/
п
1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
7
7.1
8
8.1
9
Тема раздела
Кол-во
часов
Введение. Источники и методы этнографического
исследования.
Этническая карта Урала.
Формирование и расселение народов Урала.
Практикум «Работа по карте Урала»
1
Введение. Народы Среднего Урала.
Исторические судьбы разных народов.
Народы в разные исторические эпохи (с 9 по 21 век).
Введение. Русские.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.
Общественный и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники.
Фольклор.
Введение. Финно-угорские народы.
Общее между финно-угорскими народами.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.
Общественный и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники. Фольклор.
Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы,
манси.
Введение. Коми- пермяки.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и
семейные обряды и традиции. Устное народное
творчество.
Введение. Тюркские народы.
1
2
1
1
2
2
2
3
1
1
1
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции.
Устное народное творчество.
Введение. Комплексное изучение традиционной
культуры народов Урала.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения,
одежда, питание, досуг.
Итоговые занятия.
1
1
1
Формы
текущег
о
контроля
Опрос
Работа по
группам
Опрос
Практикум
Опрос
Опрос
Практикум
Опрос
Практикум
1
1
1
2
Опрос
Опрос
1
2
Работа в
группах
Беседа
1
Опрос
2
2
Защита проектов .
6
№
п/
п
Всего за 5 класс:
класс
Тема раздела
34
Кол-во
часов
1
5.1
Введение. Источники и методы этнографического
исследования.
Эпохи древнейшей истории Урала.
Тайны уральских пещер.
Поселения металлургов. «Страна городов».
Мифология народов Урала.
Введение. Особенности горнозаводского типа
культуры.
Особенности композиционного построения крепостизавода. В. Н. Татищев и Г. В. де Геннин – основатели
«горной столицы».
Введение. Никита Демидов – от кузнеца до
заводчика.
Основание первых петровских заводов и рождение
«империи» Демидовых.
Введение. Свердловский областной краеведческий
музей.
Музей истории и археологии Урала.
5.2
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
1
5.3
1
6
Центр традиционной народной культуры Среднего
Урала.
Введение. Крестьянская усадьба.
6.1
6.2
6.3
7
7.1
Застройка городов Среднего Урала.
Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала.
Исторические улицы города.
Введение. Чугунное художественное литье.
Златоустовская гравюра на стали.
1
1
1
1
1
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
4
4.1
5
Формы
текущего
контрол
я
1
1
1
1
1
Дискуссия
Практикум
Опрос
Игра
Беседа
1
Практикум
1
Тест\заче
т
1
1
Практикум
1
Работа в
парах
Беседа,
работа в
группах
Опрос
1
Тест\заче
т
Беседа
Опрос
Работа в
группах
7.2
Нижнетагильская роспись по металлу.
1
Беседа
7.3
7.4
Сундучный промысел.
Камнерезное и ювелирное искусство.
1
1
7.5
8
8.1
Невьянская икона.
Введение. Образ Урала в живописи.
Творчество уральских художников.
1
1
1
8.2
Творчество А. К. Денисова - Уральского.
1
8.3
8.4
9
1
1
1
12
13
Творчество В.М. Воловича.
Галереи города.
Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. МаминаСибиряка. «Литературный квартал» города
Екатеринбурга.
Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные
традиции Урала.
Пермская деревянная скульптура.
Певческое искусство. Иконопись на Урале.
Горнозаводской Урал. Урал в годы войны.
Экологические проблемы Урала.
14
Итоговое занятие
1
34
10
11
Всего за 6 класс:
Практикум
Тест\заче
т
Беседа
Опрос
Тест\зачет
Работа по
группам
Дискуссия
Практикум
Опрос
1
1
Беседа
1
1
Практикум
Тест\заче
т
Приложение 1:
Календарно - тематическое планирование
5
№ Дата
п/
п
1.
2.
Тема
класс
Введение. Источники и методы этнографического исследования.
Этническая карта Урала.
3.
Формирование и расселение народов Урала.
4.
Практикум «Работа по карте Урала»
5.
Введение. Народы Среднего Урала.
6.
Исторические судьбы разных народов.
7.
Исторические судьбы разных народов.
8.
Народы в разные исторические эпохи. (с (9 по 21 век).
9.
Введение. Русские.
10.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.
11.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях.
12.
Общественный и семейный быт.
13.
Общественный и семейный быт.
14.
Календарные обычаи и праздники.
15.
Календарные обычаи и праздники.
16.
Фольклор.
17.
Фольклор.
18.
Фольклор.
19.
Введение. Финно-угорские народы.
20.
Общее между финно-угорскими народами.
21.
22.
Поселения. Жилище в обрядах и представлениях. Общественный
и семейный быт.
Календарные обычаи и праздники. Фольклор.
23.
Коми-пермяки, коми-язьвинцы, удмурты, марийцы, манси.
24.
Введение. Коми- пермяки.
25.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные
обряды и традиции. Устное народное творчество.
Поселения, одежда, кухня, религия, календарные и семейные
обряды и традиции. Устное народное творчество.
Введение. Тюркские народы.
26.
27.
№ Дата
п/
п
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
6
№ Дата
п/п
1.
2.
Тема
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное
народное творчество.
Башкиры, татары. Их расселение, обряды и традиции. Устное
народное творчество.
Введение. Комплексное изучение традиционной культуры
народов Урала.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда,
питание, досуг.
Занятия населения, обряды и традиции, поселения, одежда,
питание, досуг.
Итоговые занятия.
Защита проектов .
Итоговые занятия.
Защита проектов .
Тема
класс
Введение. Источники и методы этнографического исследования.
Эпохи древнейшей истории Урала.
3
Тайны уральских пещер.
4
Поселения металлургов. «Страна городов».
5
Мифология народов Урала.
6
Введение. Особенности горнозаводского типа культуры.
7
Особенности композиционного построения крепости-завода. В. Н.
Татищев и Г. В. де Геннин – основатели «горной столицы».
Введение. Никита Демидов – от кузнеца до заводчика.
8
10
Основание первых петровских заводов и рождение «империи»
Демидовых.
Введение. Свердловский областной краеведческий музей.
11
Музей истории и археологии Урала.
12
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
13
Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.
14
Введение. Крестьянская усадьба.
15
Застройка городов Среднего Урала.
9
№ Дата
п/п
16
Тема
17
Исторические улицы города.
18
Введение. Чугунное художественное литье.
19
Златоустовская гравюра на стали.
20
Нижнетагильская роспись по металлу.
21
Сундучный промысел.
22
Камнерезное и ювелирное искусство.
23
Невьянская икона.
24
Введение. Образ Урала в живописи.
25
Творчество уральских художников.
26
Творчество А. К. Денисова - Уральского.
27
Творчество В.М. Воловича.
28
Галереи города.
29
32
Мир сказов П. П. Бажова. Творчество Д. Мамина-Сибиряка.
«Литературный квартал» города Екатеринбурга.
Театры на Урале. Театр в годы войны. Музыкальные традиции
Урала.
Пермская деревянная скульптура.
Певческое искусство. Иконопись на Урале.
Горнозаводской Урал. Урал в годы войны.
33
Экологические проблемы Урала.
34
Итоговое занятие
30
31
Классицизм в архитектуре городов Среднего Урала.
Приложение 2:
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Познай
свой
край.:
Краткий
справочник.
-Екатеринбург:
«Абрис»,2004
История родного края/ под ред. Н.Н.
Алеврос, В.М. Кузнецов. – Челябинск :
АБРИС, 2017. — 24 с.
Челябинская
область.
Атлас.
География родного края/ под ред.
доктора
географических
наук,
профессора
Н.С.
Рассказовой.Челябинск: АБРИС, 2019.-32 с.
Справочник
административно
территориального
деления
Свердловской области. -Челябинск:
1997 г.
Светлвская область: Энциклопедия.
Т1-5. - Екатеринбург: Каменный пояс,
2003.
Кирин Ф.Я. Тетрадь юного краеведа
«Абрис», 2006
Виноградов Страницы Древней
истории Урала. : 1997Виноградов, Н. Б., Гитис, М. С.,
Кузнецов,
В.
М.
Историческое
краеведение. Челябинская область:
учеб. пособие / Н. Б. Виноградов, М. С.
Гитис, В. М. Кузнецов. – Челябинск:
АБРИС, 2009. – 128 с.
Челябинская
область.
Краткий
географический справочник /авт.-сост.
М.С. Гитис, С.Г. Захаров, А.П.
Моисеев;
Русское
географическое
общество, Челябинское региональное
отделение. – Челябинск : АБРИС, 2011.
– 176 с. – (Познай свой край).
Методическое обеспечение
Г.Н. Чагин. Народы и культуры Урала.
ИД «Сократ»,2002г
Обухов Л.А., Шкерин ВА., Шкребень
Г.С. История Урала. Учебное пособие
для основной школы. - Екатеринбург:
Изд-во «Сократ»,2005.
Змеева
Л.М.
Край
родной,
Екатеринбург, Сократ, 2001
Чагин Н.Г. История Урала с древних
времен по 21 век, Екатеринбург, Сократ,
2005
Чагин Н.Г. Художественная культура
Урала, Екатеринбург, Сократ, 2002
Чагин Н.Г, Мурзина И.Я., Народы и
культура Урала в 19 – 20 вв,
Екатеринбург, Сократ, 2002
Кулагина Т.А. История родного края,
Екатеринбург, Сократ, 2002
Огоновская И.С. История Урала.
Программа
учебного
курса,
Екатеринбург, Сократ,2000