Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» составлена на
основе требований к личностным и предметным результатам программы формирования
и развитие»; «Программы подготовительного и 1-4 классов.
Цели курса:
- обогащение представлений детей о разнообразии подвижных игр и возможности
использовать их при организации досуга;
- воспитание культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как
к проявлению здорового образа жизни;
- обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной
деятельности;
- формирование жизненно важных двигательных умений и практических навыков,
развитие способности управлять движениями собственного тела;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с
поведением других детей.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» предназначена для учащихся 1-4 классов. Реализация
программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не
только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание,
мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков
основного расписания.
Данная работа начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне,
преимущественно в виде:
- подвижных игр;
- спортивных эстафет;
- спортивных соревнований;
- спортивно-оздоровительных часов;
- прогулок.
Для того чтобы дети активно участвовали в подвижных играх, игры подбираются с учетом
особенностей конкретных детей, что позволяет скорректировать их недостатки, исключить
проявление неуверенности, комплексов среди учеников. Освоение тех или иных видов
игр начинается с ознакомления с ТБ, с физических упражнений и ознакомлением с
основными элементами игры.
При проведении занятия на открытом воздухе важно придерживаться температурных
режимов, которые установлены местными органами здравоохранения и просвещения и
правильно дозировать физические нагрузки.
Большое внимание на каждом уроке уделяется воспитанию у учащихся таких
нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность,
честность, отзывчивость, смелость, а также данные занятия содействуют развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Рабочая программа «Подвижные игры» носит спортивно-оздоровительный характер и
предназначена для укрепления здоровья, физического развития учащихся начальной
школы.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом 1-4 классах — 136 часов. 1 класс - 33 ч (1 ч в неделю); 2
класс - 35 ч (1 ч в неделю); 3 класс - 34 ч (1 ч в неделю); 4 класс - 34 ч (1 ч в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения курса «Подвижные игры»
Личностные результаты:
- освоить социальную роль ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями;
- принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относиться к окружающей действительности;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
- иметь начальные представления о здоровом и безопасном образе жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- иметь представление о подвижных играх как системе разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья человека;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- иметь представление о подвижных играх разных народов;
- объяснять правила игры;
- использовать спортивный инвентарь во время проведения подвижных игр.
Достаточный уровень:
- иметь представление о подвижных играх как системе разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья человека;
- проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- знать изученные подвижные игры;
- доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении подвижных игр;
- пользоваться спортивным инвентарем и спортивным оборудованием;
- правильно размещать спортивный инвентарь при организации и проведении подвижных
игр.
Содержание курса
1. Инструкция по технике безопасности.
Знакомство, а далее повторение техники безопасности во время подвижных игр.
2. Подвижные игры.
Игры типа «ловишек, перебежек, салок». Отличается наличие правил, ответственных
ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются:
самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в
пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного
раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными
предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях:
беге, ловле, прятании. Такие игры доступны всем.
3. Спортивные забавы, развлечения.
Игры-забавы, аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных
условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение
с закрытыми глазами). Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им
радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
4. Эстафеты.
Эстафеты – веселые соревнования, которые предоставляют возможность создать хороший
командный дух и сотрудничество. Эстафеты проводятся с различными предметами и без
них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводимых
обычно детьми по очереди.
5. Весёлые старты.
Эстафетные игры и забавные состязания.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Тематика занятий
КОсновные виды деятельности
во
час.
1-2
Инструкция по
ТБ. Правила игры.
Отработка игровых
приёмов. Игры с мячом.
2
3-4
Подвижные игры «Мяч
по кругу», «Удочка».
2
5-6
Подвижные игры «Кто
первый», «Не ошибись».
2
7-8
Подвижные игры «Ну-ка,
отними!», «Совушка
сова – большая голова».
2
Подвижные игры «Не
урони мяч», «Попади в
ворота».
2
Овладевают двигательными умениями и навыками,
тактикой подвижных игр и эстафет различной
направленности.
11-12
Зимние забавы «Гонки
снежных комков».
2
Учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх,
постепенно овладевают навыками и умениями действовать
с различными предметами (мяч, шар, скакалка и др.).
13-14
Зимние забавы «Лепим
снеговика».
2
15
«Новогодние эстафеты».
1
16
Подвижная игра «Два
мороза».
1
17-18
Подвижные игры «С
кочки на кочку», «Сбей
кеглю».
2
19-20
Подвижные игры
«Меткие стрелки»,
«Передай мяч».
2
21-22
Игры на формирование
правильной осанки:
«Ванька - Встань-ка»,
«Лошадки».
2
23-24
Игры со скакалками.
«Скакалочка», «Удочка»,
«Найди жгут».
2
9-10
Узнают основные сведения о названиях, правилах
проведения, организации и технике безопасности на
занятиях подвижными играми.
Учатся участвовать в игровой деятельности,
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами,
уважительно относиться к сопернику и управлять своими
эмоциями, взаимодействовать со сверстниками по
правилам проведения.
Знакомятся с понятием о правильной осанке, рациональном
дыхании, режиме дня и личной гигиене.
Приучаются ловко действовать в игровой ситуации,
оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения
цели. Учатся самостоятельно играть.
25-26
Общеразвивающие игры
«Ворота», «Вытолкни за
круг», «Казаки и
разбойники»
2
27-28
Игры с метанием,
передачей и ловлей
мяча: «Лови мяч»,
«Колодки», «Зевака»
2
29-30
Игры с мячом: «Догони
мяч», «Брось мяч»,
«Найди мяч», «Передай
мяч».
2
31-32
Подвижные игры «Кто
дальше»,
«Попрыгунчики»,
«Воробушки и кот».
2
33
«Весёлые старты».
1
2 класс
№ п/п Тематика занятий
КОсновные виды деятельности
во
час.
1
Инструкция по ТБ. Правила игры.
Отработка игровых приёмов.
1
2
Подвижные игры: «Пустое
место», «Классики».
1
3-4
Подвижные игры: «Удочка»,
«Жмурки».
2
5-6
Подвижные игры: «Кот и мышь»,
«Потяни шнур», «Прыжок
лягушки».
2
7-8
Подвижные игры: «Караси и
щука», «Поймай того, у кого
камушек». Эстафета с мячами.
2
Знакомятся с понятием о правильной осанке,
рациональном дыхании, режиме дня и личной
гигиене.
9-10
Подвижные игры: «Море
волнуется – раз», «Кот и мышь»,
«Скок-перескок».
2
Овладевают двигательными умениями и
навыками, тактикой подвижных игр и эстафет
различной направленности.
Узнают основные сведения о названиях,
правилах проведения, организации и технике
безопасности на занятиях подвижными играми.
Учатся участвовать в игровой деятельности,
взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами, уважительно
относиться к сопернику и управлять своими
эмоциями, взаимодействовать со сверстниками
по правилам проведения.
11-12
Подвижные игры: «Класс,
смирно!», «Волк во рву».
2
13-14
Зимние забавы: «Гонки снежных
комков».
2
15-16
Зимние забавы: «Лепим
снеговика».
2
17-18
Зимние забавы: «Лепим
снеговика», «Перебежка со
снежками», «Передай мяч»,
«Угадай и догони».
2
19-20
Зимние забавы: «Бой петухов»,
«Шайба», «Лодочники» (на
санках).
2
21-22
Подвижные игры: «Бой
петухов», «Эстафета на санках»,
«Танки».
2
23-24
Игры с метанием, передачей и
ловлей мяча: «Мяч соседу»,
«Подвижная цель»,
«Забрасывание белого мяча».
2
25-26
Подвижные игры: «Охотники и
утки», «Гонка мячей по кругу».
2
27-28
Подвижные игры: «Эстафета с
мячами», «Зайцы в огороде»,
«Кто быстрее».
2
29-30
Подвижные игры: «Класс смирно», «Кто кого перетянет».
2
31-32
Подвижные игры: «Птицы и
клетка», «Белые медведи»,
«Гуси-лебеди».
2
33
Подвижные игры: «Зайцы в
огороде», «Кто быстрее».
Эстафета с мячами.
1
34
«Весёлые старты».
1
Учатся координировать свои действия.
Упражняясь в играх, постепенно овладевают
навыками и умениями действовать с
различными предметами (мяч, шар, скакалка и
др.).
Приучаются ловко действовать в игровой
ситуации, оказывать товарищескую помощь,
добиваться достижения цели. Учатся
самостоятельно играть.
3 класс
№ п/п
Тематика занятий
К-во
час.
Основные виды деятельности
1
Инструкция по ТБ. Правила игры.
Отработка игровых приёмов.
1
2
«Веселые старты».
1
3
Игры со скакалками. «Скакалочка»,
«Удочка», «Найди жгут».
1
Узнают основные сведения о
названиях, правилах проведения,
организации и технике
безопасности на занятиях
подвижными играми.
4-5
Подвижные игры: «Дойди до
середины», «Игра в мяч на «лошадях».
Эстафета в мешках.
2
6
Игры на формирование правильной
осанки: «Ванька – Встань-ка», Лошадки».
1
7
Подвижные игры: «Пустое место»,
«Классики».
1
8-9
Подвижные игры: «Кот проснулся»,
«Пятнашки». Эстафеты на развитие
выносливости.
2
10-11
Подвижные игры: «Заяц без логова»,
«Дойди до середины», «Ну-ка, отними!»
2
12
Спортивное развлечение: «Нам час
здоровья нужен в мороз и зимней
стужей».
1
13-14
Подвижные игры на свежем воздухе:
«Снежная баба», «Башни», «Бег по
следам».
2
15
Подвижные игры: «Салки», «Снятие
шапки». Эстафета на санках.
1
16-17
Эстафеты на развитие координации:
«Гонка с шайбой», «Пройди ворота».
2
18-19
Подвижные игры: «Перестрелка», «Гонка
мячей по кругу», «Караси и щука».
2
20-21
Игры с мячом: «Лови мяч», «Колодки»,
«Зевака».
2
22-23
Игры с мячом: «Догони мяч», «Брось
мяч», «Найди мяч», «Передай мяч».
2
Учатся участвовать в игровой
деятельности, взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми
нравственными нормами,
уважительно относиться к
сопернику и управлять своими
эмоциями, взаимодействовать со
сверстниками по правилам
проведения.
Знакомятся с понятием о
правильной осанке, рациональном
дыхании, режиме дня и личной
гигиене.
Овладевают двигательными
умениями и навыками, тактикой
подвижных игр и эстафет различной
направленности.
Учатся координировать свои
действия. Упражняясь в играх,
постепенно овладевают навыками и
умениями действовать с
различными предметами (мяч, шар,
скакалка и др.).
Приучаются ловко действовать в
игровой ситуации, оказывать
товарищескую помощь, добиваться
достижения цели. Учатся
самостоятельно играть.
24
Хороводные игры: «Плетень», «Ручеек»,
«Луг-лужок».
1
25-26
Подвижные игры: «Мяч соседу», «День и 2
ночь», «Гуси-лебеди».
27
Сюжетно-ролевые игры «Лягушки и
цапли», «Классики».
1
28-29
Подвижные игры: «Жмурки с
колокольчиками», «Ловишка, бери
ленту».
2
30
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Не
намочи ног».
1
31
Подвижные игры: «Удочка», «Гуси –
лебеди».
1
32
Подвижные игры: «Кегли».
1
33
Подвижные игры: «Собери шишки»,
«Жмурки».
1
34
Игры с дартсом: «Попади в мишень».
1
4 класс
№ п/п Тематика занятий
КОсновные виды деятельности
во
час.
1
Инструкция по ТБ. Правила игры.
Отработка игровых приёмов.
1
2
Подвижные игры: «Бег
сороконожек», «Посадка овощей».
1
3
Подвижные игры: «Классики».
1
4
Подвижные игры: «Пятнашки со
скакалкой».
1
5
Спортивное развлечение
«Прыжковая эстафета».
1
6
Подвижные игры: «Прыжки по
кочкам», «Прыжки через резинку».
1
Узнают основные сведения о
названиях, правилах проведения,
организации и технике безопасности
на занятиях подвижными играми.
Учатся участвовать в игровой
деятельности, взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми в
соответствии с общепринятыми
нравственными нормами, уважительно
относиться к сопернику и управлять
своими эмоциями, взаимодействовать
со сверстниками по правилам
проведения.
7
Спортивное развлечение
«Чемпионы малого мяча».
1
8-9
Подвижные игры: «Охотники и
утки», «Сильный бросок», «Свечки».
2
10
Спортивные игры на воздухе.
1
11
Игры со скакалками. «Скакалочка»,
«Удочка», «Найди жгут».
1
12
Веселые старты с мячами и
скакалками.
1
13
Спортивное развлечение: «Нам час
здоровья нужен в мороз и зимней
стужей».
1
14-15
Подвижные игры на свежем воздухе: 2
«Снежная баба», «Башни», «Бег по
следам».
16-17
Подвижные игры: «Салки», «Снятие
шапки». Эстафета на санках.
2
18-19
Эстафеты на развитие координации:
«Гонка с шайбой», «Пройди ворота».
2
20
Спортивное развлечение
«Чемпионы беговой эстафеты».
1
21
Спортивное развлечение
«Чемпионы большого мяча».
1
22-23
Игры с дартсом: «Попади в
мишень».
2
24-25
Подвижные игры: «Кегли».
2
26
Подвижные игры: «Кто дальше»,
«Попрыгунчики», «Воробушки и
кот».
1
27-28
Подвижные игры: «Жмурки с
колокольчиками», «Ловишка, бери
ленту».
2
29
Спортивное развлечение «На
воздухе всегда полезны бег,
движение, игры и ходьба».
1
30
Подвижные игры: «Кот проснулся,
«Пятнашки».
1
Знакомятся с понятием о правильной
осанке, рациональном дыхании,
режиме дня и личной гигиене.
Овладевают двигательными умениями
и навыками, тактикой подвижных игр и
эстафет различной направленности.
Учатся координировать свои действия.
Упражняясь в играх, постепенно
овладевают навыками и умениями
действовать с различными предметами
(мяч, шар, скакалка и др.).
Приучаются ловко действовать в
игровой ситуации, оказывать
товарищескую помощь, добиваться
достижения цели. Учатся
самостоятельно играть.
31
Подвижные игры: «Третий лишний».
1
32
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки»,
«Не намочи ног».
1
33
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки»,
«Не намочи ног».
1
34
«Весёлые старты».
1
Материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
Наименование объектов и средств
Примечания
материально-технического обеспечения
Программы
Программы подготовительного и 1-4
классов коррекционных образовательных
учреждений VIII вида под редакцией В. В.
Воронковой. - М.: Просвещение, 20011 г. 192 с.
Учебники
Рабочие тетради
Дидактические материалы
Художественная литература для учащихся
Методические пособия для учителя
Детские подвижные игры. /Сост.В.
И.Гришков. Новосибирск: Новосибирское
книжное издательство, 1992. – 96 с.
Игры в школе. – Мн. Харвест, М.:
Издательство АСТ, 2000. – 144 с.
Печатные пособия
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Интернет-ресурсы
Технические средства
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Стулья, санки, кегли, дартс, скакалки, кегли,
мячи, обручи, аптечка.