Стилистика русского языка

Планируемые результаты
Личностные результаты
1.Овладение

нормами

функциональными

русского

стилями

языка,

русского

видами

языка,

практической

лексической

и

стилистики,

грамматической

стилистики.
2.Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей, его значения в процессе получения школьного образования. Осознание
эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку,
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры,
стремление к речевому самосовершенствованию, овладению стилями речи.
Метапредметные результаты.
1.Владение всеми видами речевой деятельности, стилями речи
2.Владение коммуникативными приемам, умением определить тему текста, основную
мысль, микротемы, тип и стиль речи и т.д.
3.Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным
изучающим, аналитическим) текстов разных стилей и жанров.
4.Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров ,владение разными
видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным.
5.Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе на электронных носителях.
6.Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,
умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате работы над текстами
разных стилей.
7. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация).
8.Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения.

9.Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог –
побуждение, диалог - обмен мнениями ).
10.Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.
11.Способнось осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические
и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
12.Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом,

рефератом;

участие

в

спорах,

обсуждениях

актуальных

тем

с

и

на

использованием различных средств аргументации.
13.Применение

приобретенных

компетенций

в

повседневной

жизни

межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории).
Предметные результаты
1.Владеть всеми видами речевой деятельности, стилями речи
2.Владеть коммуникативными приемам, умением определить тему текста, основную
мысль, микротемы, тип и стиль речи и т.д.
3.Владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным
изучающим, аналитическим) текстов разных стилей и жанров.
4.Адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров ,владение
разными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным.
5.Способен извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета,
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе на электронных носителях.
6.Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,
умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате работы над текстами
разных стилей.

7. Уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация).
8.Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения.
9.Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог –
побуждение, диалог - обмен мнениями ).
10.Соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка.
11.Способен осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и
в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
12.Уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом,

рефератом;

участие

в

спорах,

обсуждениях

актуальных

тем

с

и

на

использованием различных средств аргументации.
13.Применять

приобретенных

компетенций

в

повседневной

жизни

межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории).
Освоить понятия: язык и речь, речевое общение; речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной
речи; функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение),
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности в речи.
Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпичеcкими,
грамматическими, морфологическими, стилистическими) нормами речевого этикета.
Работать с предложенным текстом, с выразительными средствами, определение их
роли, создавать собственные высказывания. Уметь грамматически правильно
выстраивать

свою

речь,

используя

средства

выразительности

Работать

над

благозвучием собственной речи, составлять собственные выступления с учетом

предъявляемых требований. Осознавать эстетическую функцию русского языка,
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание программы
1. Введение. Язык как единство взаимосвязанных сторон.
Значимость функциональной стороны языка. Функционирование языка как
основа стилистики.
2. Стилистика как самостоятельная дисциплина.
Определение стилистики как раздела науки о языке. Ее предмет и задачи.
3. Важнейшие понятия стилистики. Стилистическая окраска. Устная и
письменная речь. Книжные и разговорный стили.
Стиль как центрально-экспрессивная категория стилистики. Устная и
письменная форма речи; их противопоставленность друг другу по языковым
средствам выражения и характеру восприятия речи. Книжные стили и
разговорный стили.
4. Понятие о стилистической норме. Стилистические ошибки как нарушение
стилистической нормы
Понятие о стилистической норме как основе стилистики. Основные виды
стилистических ошибок. Редактирование текстов, исправление стилистических
ошибок. Способы избежания стилистических ошибок.
5. Стилистические средства русского языка.
Синонимия как важнейшее средство стилистики и основа стилистической
системы языка. Изобразительно-выразительные средства языка в ресурсах
стилистики.
Стили произношения: нейтральный, разговорный, книжный. Стилистические
возможности интонации, ее роль в выражении эмоциональной стороны языка.
Стилистические функции ударения.
Стилистическая дифференциация слов русского языка. Книжная лексика, ее
разряды: общекнижная лексика и лексика, закрепленная за определенной сферой
общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, ее
разряды: собственно разговорная и просторечная. Нейтральная лексика.
Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и
омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.
Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная,
книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.
Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную или разговорную
окраску. Стилистические качества аффиксов.
Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа
существительных, полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных,

количественных и собирательных числительных, глагольных форм.
Стилистические возможности служебных частей речи и междометий.
Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи.
6. Функциональные стили речи
Основные критерии выделения и классификации функциональных стилей.
Состав стилей современного русского литературного языка: научный,
официально-деловой, публицистический и разговорный. Вопрос о выделении
стиля художественной литературы.
Научный стиль речи. Основные черты научного стиля. Подстили: собственно
научный и научно-популярный. Жанры научного стиля: монография, статья,
рецензия, аннотация, реферат, учебник, лекция, научное сообщение,
выступление и др. письменные и устные формы научных жанров.
Языковые признаки научного стиля. Речевая специфика устных форм научного
стиля.
Особенности
научно-популярного
подстиля:
доступность,
живость,
занимательность.
Типичные нарушения норм научного стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера использования. Основные черты
официально-делового стиля. Подстили: законодательный, дипломатический,
деловой. Жанры официально-делового стиля: закон, указ, заявление,
характеристика, автобиография, справка, протокол, доверенность, декларация,
нота, коммюнике и др.
Языковые признаки. Устные формы официально-делового стиля.
Нарушение норм официально-делового стиля. Употребление средств
официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит».
Публицистический стиль. Сфера употребления, основные черты. Подстили:
собственно публицистический, газетный, радио- и телепублицистика,
ораторская речь. Жанры: репортаж, хроника, очерк, фельетон, интервью, беседа,
реклама, публичное выступление и др.
Языковые признаки языкового стиля. Особенности устных форм языкового
стиля речи.
Типичные нарушения норм публицистического стиля. Писатели и ученые о
влиянии языка средств массовой информации на современную литературную
речь.
Разговорный стиль, сфера его употребления т основные черты. Жанры: беседа,
неслужебный телефонный разговор, честная переписка, дневниковая запись.
Языковые черты: слова и фразеологизмы с разговорной окраской, активность
эмоциональных и экспрессивных средств выражения; широкое использование
речевых формул приветствия, удивления, радости, сочувствия и т. д.).
Активность в разговорном стиле неязыковых средств общения (жестов, мимики,

взглядов).Различия между живой разговорной речью и ее передачей в
произведении художественной литературы. Нарушение норм разговорной речи.
7. Стилистика художественной литературы
Трудности
выделения
единого
стиля
художественной
литературы.
Многообразие понятия «стиль» в области художественной литературы.
Основные черты художественной речи: общая образность языка,
художественная конкретизация, стилистическая неоднородность, широкая
свобода в использовании всех средств национального язык, индивидуального
слога.
Средства звуковой выразительности в художественной литературе.
Использование в художественной речи стилистически окрашенной и
нейтральной лексики. Стилистическая роль переносных употреблений слов.
Особое место в языке художественной литературе тропов.
Стилистические
функции
фразеологии
в
художественном
тексте.
Выразительные качества морфологических средств в художественной
литературе. Синтаксические фигуры в художественном тексте
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
п/п
1
Введение.
Язык
как
единство
взаимосвязанных
сторон

Содержание
Значимость
функциональной
стороны
языка.
Функционирование
языка
как
основа
стилистики

2

Стилистика
как Определение
самостоятельная
стилистики как раздела
дисциплина
науки о языке. Ее
предмет и задачи

3

Важнейшие
понятия
стилистики.
Стилистическая
окраска

Стиль как центральноэкспрессивная
категория стилистики.
Устная и письменная
форма
речи;
их
противопоставленность
друг
другу
по

Деятельность
учащихся
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Выполнение
практических
заданий
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Выполнение
практических
заданий
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование

Электронны

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/202
obshcheniya-i-forma

https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/libr
teksta

https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/libr
teksta

языковым
средствам
выражения и характеру
восприятия
речи.
Книжные
стили
и
разговорный стиль.
4

Устная
и
письменная речь.
Книжные
и
разговорный стили

5

Понятие
о
стилистической
норме

6

Стилистические
ошибки
как
нарушение
стилистической
нормы

7

Стилистические
ошибки
как
нарушение
стилистической
нормы

8

Фонетика
и
стилистика. Стили
произношения

материала
Составление
текстов
разных
жанров и стилей.
Анализ текста
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Составление
текстов
разных
жанров и стилей.
Анализ текста
Понятие
о Изучение
стилистической норме теоретических
как основе стилистики. сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Основные
виды Составление
стилистических
текстов
разных
ошибок.
жанров и стилей.
Редактирование
Анализ текста
текстов, исправление
стилистических
ошибок.
Способы
избежания
стилистических
ошибок.
Основные
виды Составление
стилистических
текстов
разных
ошибок.
жанров и стилей.
Редактирование
Анализ текста
текстов, исправление
стилистических
ошибок.
Способы
избежания
стилистических
ошибок.
Синонимия
как Изучение
важнейшее
средство теоретических
стилистики и основа сведений.
стилистической
Работа
с
системы
языка. лекционным
Изобразительноматериалом.
выразительные
Конспектирование
средства
языка
в материала
ресурсах стилистики.
Выполнение
Стили произношения: практических
нейтральный,
задач
разговорный,
книжный.
Стилистические
возможности

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
tipichnye-oshibki

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
tipichnye-oshibki

https://ppt-online.org/756216

9

10

интонации, ее роль в
выражении
эмоциональной
стороны
языка.
Стилистические
функции ударения.
Лексика
и Стилистическая
стилистика.
дифференциация слов
Стилистическая
русского
языка.
дифференциация
Книжная лексика, ее
слов современного разряды: общекнижная
русского языка
лексика и лексика,
закрепленная
за
определенной сферой
общения
(научная,
официальная,
публицистическая).
Разговорная лексика,
ее разряды: собственно
разговорная
и
просторечная.
Нейтральная лексика.
Стилистические
возможности
многозначности,
синонимии, антонимии
и
омонимии.
Устаревшие слова и
неологизмы в аспекте
стилистики.
Фразеология
и Стилистическое
стилистика
богатство
русской
фразеологии.
Фразеология
разговорная, книжная и
нейтральная.
Экспрессивно
окрашенная
фразеология.

11

Словообразование
и стилистика

12

Морфология
стилистика

Словообразовательные
морфемы, придающие
словам книжную или
разговорную окраску.
Стилистические
качества аффиксов.

и Стилистические
средства частей речи.
Синонимия форм рода,
числа
и
падежа
существительных,
полных и кратких
форм,
степеней
сравнения

Изучение
https://znanio.ru/media/stilisticheskaya-differentsia
теоретических
leksiki-sovremennogo-literaturnogo-yazyka-26637
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала.
Выполнение
практических
задач

Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала.
Выполнение
практических
задач
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала.
Выполнение
практических
задач
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала.

https://infourok.ru/urokprezentaciya-na-temu-russk

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/202

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazik
3801238.html

прилагательных,
Выполнение
количественных
и практических
собирательных
задач
числительных,
глагольных
форм.
Стилистические
возможности
служебных частей речи
и междометий.
13

Синтаксис
стилистика

14

Научный
речи

15

Научный
речи

и Особая
роль
синтаксических
средств в выражении
экспрессивных качеств
речи.

стиль Основные
критерии
выделения
и
классификации
функциональных
стилей. Состав стилей
современного русского
литературного языка:
научный, официальноделовой,
публицистический
и
разговорный. Вопрос о
выделении
стиля
художественной
литературы. Научный
стиль речи. Основные
черты научного стиля.
Подстили: собственно
научный и научнопопулярный.
стиль Жанры научного стиля:
монография,
статья,
рецензия, аннотация,
реферат,
учебник,
лекция,
научное
сообщение,
выступление и др.
письменные и устные
формы
научных
жанров.
Языковые
признаки
научного
стиля.
Речевая
специфика
устных форм научного
стиля.
Особенности научнопопулярного подстиля:
доступность, живость,
занимательность.
Типичные нарушения

Изучение
https://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yaz
теоретических
355894.htm
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала.
Выполнение
практических
задач
Изучение
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала

Составление
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
текстов научного
стиля.
Анализ текста

16

норм научного стиля.
ОфициальноОфициально-деловой
деловой
стиль стиль.
Сфера
речи
использования.
Основные
черты
официально-делового
стиля.
Подстили:
законодательный,
дипломатический,
деловой.
Жанры
официально-делового
стиля: закон, указ,
заявление,
характеристика,
автобиография,
справка,
протокол,
доверенность,
декларация,
нота,
коммюнике и др.

17

ОфициальноЯзыковые
признаки.
деловой
стиль Устные
формы
речи
официально-делового
стиля.

18

ОфициальноНарушение
норм
деловой
стиль официально-делового
речи
стиля. Употребление
средств официальноделового стиля за его
пределами.
«Канцелярит».
Публицистический Публицистический
стиль речи
стиль.
Сфера
употребления,
основные
черты.
Подстили: собственно
публицистический,
газетный, радио- и
телепублицистика,
ораторская
речь.
Жанры:
репортаж,
хроника,
очерк,
фельетон,
интервью,
беседа,
реклама,
публичное
выступление и др.
Публицистический Языковые
признаки
стиль речи
языкового
стиля.
Особенности устных
форм языкового стиля
речи.
Типичные нарушения
норм
публицистического
стиля. Писатели и
ученые о влиянии
языка
средств
массовой информации
на
современную

19

20

Изучение
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
теоретических
delovogo-stilya-na
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала

Составление
текстов
официальноделового стиля.
Анализ текста
Составление
текстов
официально
делового стиля.
Анализ текста

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
delovogo-stilya-na

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
delovogo-stilya-na

Изучение
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
теоретических
primeneniya-zhanry
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала

Составление
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
текстов
primeneniya-zhanry
публицистического
стиля.
Анализ текста

21

22

23

литературную речь.
Разговорный стиль Разговорный
стиль,
речи
сфера
его
употребления
т
основные
черты.
Жанры:
беседа,
неслужебный
телефонный разговор,
честная
переписка,
дневниковая запись.
Языковые черты: слова
и фразеологизмы с
разговорной окраской,
активность
эмоциональных
и
экспрессивных средств
выражения; широкое
использование речевых
формул приветствия,
удивления,
радости,
сочувствия).
Разговорный стиль Активность
в
речи
разговорном
стиле
неязыковых
средств
общения
(жестов,
мимики, взглядов).
Различия между живой
разговорной речью и ее
передачей
в
произведении
художественной
литературы.
Нарушение
норм
разговорной речи.
Основные черты Трудности выделения
художественного
единого
стиля
стиля речи
художественной
литературы.

24

Основные черты
художественного
стиля речи

25

Средства звуковой
выразительности в
художественной
литературе

26

Средства звуковой
выразительности в

Изучение
https://infourok.ru/prezentaciya-razgovornyj-stil-re
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала

Составление
текстов
разговорного
стиля.
Анализ текста

https://infourok.ru/prezentaciya-razgovornyj-stil-re

Изучение
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogoтеоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Многообразие понятия Анализ текста
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo«стиль» в области
художественной
литературы.
Основные
черты Изучение
https://infourok.ru/prezentaciya_foneticheskie_sred
художественной речи: теоретических
общая
образность сведений.
языка, художественная Работа
с
конкретизация,
лекционным
стилистическая
материалом.
неоднородность,
Конспектирование
широкая свобода в материала
использовании
всех
средств национального
язык, индивидуального
слога.
Средства
звуковой Анализ текста
https://infourok.ru/prezentaciya_foneticheskie_sred
выразительности
в

27

художественной
художественной
литературе
литературе.
Тропы и их роль в Использование
в
художественной
художественной речи
литературе
стилистически
окрашенной
и
нейтральной лексики.

28

Тропы и их роль в Стилистическая роль
художественной
переносных
литературе
употреблений слов.

29

Тропы и их роль в Особое место в языке
художественной
художественной
литературе
литературе тропов.

30

Стилистические
Стилистические
функции
функции фразеологии в
фразеологии
в художественном
художественном
тексте.
тексте

31

Стилистические
Выразительные
функции
качества
фразеологии
в морфологических
художественном
средств
в
тексте
художественной
литературе.
Стилистические
Выразительные
функции
качества
фразеологии
в морфологических
художественном
средств
в
тексте
художественной
литературе.
Синтаксические
Синтаксические
фигуры
в фигуры
в
художественном
художественном тексте
тексте

32

33

34

Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Анализ текста.
Выполнение
практических
заданий
Анализ текста.
Выполнение
практических
заданий
Изучение
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Анализ текста.
Выполнение
практических
заданий

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08

Анализ текста.
Выполнение
практических
заданий

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
stilisticheskie-svoystva

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
stilisticheskie-svoystva

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/201
stilisticheskie-svoystva

Изучение
https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazy
теоретических
сведений.
Работа
с
лекционным
материалом.
Конспектирование
материала
Синтаксические
Синтаксические
Анализ текста.
https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazy
фигуры
в фигуры
в Выполнение
художественном
художественном тексте практических
тексте
заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».