Рабочая программа по предмету «Занимательная грамматика» для 1 класс на 2023-2024 учебный год Содержание программы. 1. Наша новая знакомая пропись. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам»/Самооценка с использованием «Оценочного листа» 2. Составление узоров. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Устный опрос; 3. Слоговое лото. Решение ребусов, отгадывание загадок. Устный опрос; 4. Веселые звуки. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Устный опрос; 5. Подбери слово. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарѐм. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Устный опрос 6. Где ударение. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы» 7. Чем похожи буквы а, о, и. ы. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. опрос; Устный 8. В стране согласных. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Устный опрос; 9. Встреча с Радугой. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Устный опрос; 10-11. В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» характер линий; Устный опрос; 12. В глубь веков на Машине времени. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Устный опрос; 13-14. В Королевстве ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций Устный опрос; 15. В Страну Слогов. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Устный опрос; 16. Неожиданная остановка в пути. Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. Устный опрос; 17. В удивительном городе Неслове. Работа со словарѐм. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрѐсток». Устный опрос; 18-19. Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. Устный опрос; 21-22. На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 23. В Театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарѐм. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. Устный опрос; 24. Конкурс знающих. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами Устный опрос; 25. Новое представление. Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весѐлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твѐрдый знак». Игра «Найди друзей». Устный опрос; 26. Необычный урок. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами Устный опрос; 27. Следопыты развлекают гостей. «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. Устный опрос; 28. В Клубе весѐлых человечков. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Устный опрос; 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарѐм. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». Устный опрос; 31. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Устный опрос; 32. Полѐт в будущее. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилѐт». Устный опрос; Основные методы и технологии • технология разноуровневого обучения; • развивающее обучение; • технология обучения в сотрудничестве; • коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Планируемые результаты. Личностные результаты. В результате изучения программы «занимательная грамматика» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях; духовно- нравственного воспитания: • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения • своего состояния и чувств; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты 1 класс Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные результаты. К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — различать слово и предложение; вычленять слова из предложений; — вычленять звуки из слова; — различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]); — различать ударные и безударные гласные звуки; — различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); — различать понятия «звук» и «буква»; — определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог; — правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; — писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не более 25 слов; — читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; — составлять предложение из набора форм слов; — устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям; — использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. — Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. — Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. — Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. — Объединять слова в группы. — Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. — Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1кл) 1-й класс «Путешествия по Стране Слов» № Наименование разделов и тем Количество часов Дата Виды деятельности п/ программы изучения всег контроль практи п о ные ческие Разыгрывание немых 1. Наша новая знакомая пропись. 1 0 1 Сказка «Мир без укоподражание и «теория Виды, формы Электронные контроля (цифровые) образовательные сцен. Самооценка с https://resh.edu.ru/s слов». использованием«О ubject/lesson/4101/ ценочного start/281633/ линям-ням». Игры «Добавки», ста»; «Знаешь сам - расскажи нам». 2 Составление узоров. 3 Слоговое лото. 1 0 1 4 Веселые звуки. 1 0 1 1 0 1 Устный Игры «Слова – братья», опрос; «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Решение ребусов, отгадывание загадок. Устный опрос Разгадывание загадок, Устный прослушивание стихов и опрос; рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/4101/ start/281633/ htt s r sh. .r p :// e edu u/s ubject/lesson/4101/ start/281633/ https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/6412/ start/188532/ 5 6 Где ударение. 1 0 1 0 7 Чем похожи буквы а, о, и. ы. 1 0 8. В стране согласных. 1 0 9 — Подбери слово Встреча с Радугой. 1 0 1 1 1 1 Головоломка «Сколько Устный опрос родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарѐм. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Разгадывание загадок. Устный Тренировочные упражнения в опрос; произнесении звуков. Сказка «Лесной В. Суслова из ниги «Трудн е Устный карнавал». Инсценирование стиопрос; хотворения Тренировочные к упражнения ыв произнесении звуков. Устный Сказка «Слова, которые могут опрос; рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Устный Разгадывание загадок. опрос; Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/6412/ start/188532/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6412/sta rt/188532/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6389/sta rt/179248/ ect/lesson/4113/sta rt/213514/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6257/sta rt/213593/ — 10- В Страну Говорящих Скал. 11 2 0 2 глубь веков на Машине 12 В времени. 1 0 1 0 2 13- В Королевстве ошибок. 14 15 В Стране Слогов 16 Неожиданная остановка в пути. . 2 1 1 1 0 1 Рассказ учителя о тайнах Устный опрос; рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» характер линий; Рассказ учителя о том, как Устный опрос на свет появились первые 04.12.2022 родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций Устный опрос; Игра на внимание «Исправь Устный ошибки». Хоровое опрос; декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Проговаривание слов по слогам. Устный Игры «Найди другое слово», опрос; «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6257/sta rt/213593/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6257/sta rt/213593/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6257/trai n/213601/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6257/trai n/213601/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6257/trai n/213601/ 17 В удивительном городе Неслове. 1 0 1 2 0 2 20 Ксловам разнообразным, 1 одинаковым, но разным. 0 1 21- На карнавале слов. 22 0 2 18- Чудеса в Стране Слов. 19 23 В Театре близнецов. 2 1 0 Работа со словарѐм. Устный опрос; Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрѐсток». https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6381/sta rt/179453/ Разгадывание ребусов. Самооценка с https://resh.edu.ru/su Многозначные слова.Использованием bject/lesson/6381/trai Угадывание слов по их n/179458/ значению. Разыгрыванием сценок. Головоломка. Слова – синонимы Слова – омонимы. Устный Разгадывание загадок, шарад, опрос; ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. Рассказ учителя о словахдвойниках. Слова – омофоны. стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. 1 https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6381/trai n/179458/ Самооценка с https://resh.edu.ru/su использованием«О bject/lesson/6381/trai ценочного n/179458/ листа»; Головоломка «Начни и закончи Устный К». Работа со словарѐм. Шутки – опрос; каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6418/sta rt/284889/ 24. Конкурс знающих. 25 1 0 Новое представление. 1 26 1 0 1 Необычный урок. 1 27 Следопыты развлекают гостей 0 2 1 0 1. Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами Устный опрос; https://resh.edu.ru/sub ject/lesson/6418/start/ 284889/ Инсценировка отрывка из сказкиУстный опрос; Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весѐлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твѐрдый знак». Игра «Найди друзей». Головоломка «Все слова на А». Устный опрос; Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами https://resh.edu.ru/sub ject/lesson/6418/train/ 284895/ «Узелки на память» (повторениеУстный опрос; правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. https://resh.edu.ru/sub ject/lesson/6418/train/ 284895/ https://resh.edu.ru/sub ject/lesson/6418/train/ 284895/ Устный опрос; 28 В Клубе весѐлых человечков. 1 0 1 Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6254/sta rt/290511/ 29- К словам – родственникам. 2 30 Почему их так назвали? 0 2 31 Экскурсия в прошлое. 1 0 1 1 0 1 32 Полѐт в будущее. 33 Итоговое занятие. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 33 ПО ПРОГРАММЕ 0 1 0 33 Рассказ учителя о Устный опрос; родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарѐм. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». Устный опрос; Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на Устный опрос; память. Головоломка «Вгостилѐт». Разгадывание ребусов, зага- Устный опрос; док, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов. https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6254/sta rt/290511/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6254/sta rt/290511/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6254/sta rt/290511/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/6254/trai n/290518/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п всего контрольные работы Дата Виды, изучения формы практические контроля работы 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 2 0 2 Практическая работа; 0 1 Практическая работа; 2 0 2 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 16. Неожиданная остановка в пути. 1 0 1 Практическая работа; 17. В удивительном городе Неслове. 1 0 1 Устный опрос; 2 0 2 Практическая работа; 1. 2. 3. 4 5. 6 7 8. 9. Количество часов Наша новая знакомая пропись. Составление узоров. Слоговое лото. Веселые звуки. Подбери слово. Где ударение. Чем похожи буквы а, о, и. ы. В стране согласных. Встреча с Радугой. 10- В Страну Говорящих Скал. 11. В глубь веков на 12 времени. 13 14. 15 1819. машине - В Королевстве ошибок. В Страну Слогов. Чудеса в Стране Слов. 1 К словам разнообразным, 1 одинаковым, но разным. 0 1 Устный опрос; 2 0 2 Устный опрос; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 25. Новое представление. 1 0 1 Практическая работа; 26. Необычный урок. 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; 29- К словам – родственникам. 2 Почему их так назвали? 30 0 2 Устный опрос; 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1 Устный опрос; 0 33 20. 2122 23 24 27 28 31 32 33 На карнавале слов. В Театре близнецов. Конкурс знающих. Следопыты развлекают гостей. В Клубе весѐлых человечков. Экскурсия в прошлое. Полѐт в будущее. Итоговое занятие. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 33 ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год. 2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г. 3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г. - 413 с. 4. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г. 5. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 315 с. 6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/10/08/programma-vneurochnoy-deyatelnostizanimatelnaya-grammatika-1-4 7. https://nashol.biz/searchdoc/94940