Рабочая программа по предмету «Занимательная грамматика»
для 1 класс на 2023-2024 учебный год
Содержание программы.
1.
Наша новая знакомая пропись.
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов».
Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам»/Самооценка с использованием «Оценочного листа»
2.
Составление узоров. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Устный опрос;
3.
Слоговое лото. Решение ребусов, отгадывание загадок.
Устный опрос;
4.
Веселые звуки. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.
Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Устный опрос;
5.
Подбери слово. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве
русского языка. Знакомство с толковым словарѐм. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по
родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Устный опрос
6.
Где ударение. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка
«Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы»
7.
Чем похожи буквы а, о, и. ы. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
опрос;
Устный
8.
В стране согласных. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги.
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Устный
опрос;
9.
Встреча с Радугой.
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.
Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Устный опрос;
10-11. В Страну Говорящих Скал.
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки
научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» характер линий; Устный опрос;
12.
В глубь веков на Машине времени. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Устный опрос;
13-14. В Королевстве ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций Устный опрос;
15.
В Страну Слогов. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Устный опрос;
16.
Неожиданная остановка в пути. Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово»,
«Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи. Устный опрос;
17.
В удивительном городе Неслове. Работа со словарѐм. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрѐсток».
Устный опрос;
18-19. Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы Самооценка с использованием «Оценочного
листа»;
20.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад,
ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. Устный опрос;
21-22. На карнавале слов.
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Самооценка с использованием «Оценочного листа»;
23.
В Театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарѐм. Шутки – каламбуры.
Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. Устный опрос;
24.
Конкурс знающих.
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка
«дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами Устный опрос;
25.
Новое представление. Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей». Весѐлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твѐрдый
знак». Игра «Найди друзей». Устный опрос;
26.
Необычный урок. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами
Устный опрос;
27.
Следопыты развлекают гостей. «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы,
стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. Устный опрос;
28.
В Клубе весѐлых человечков. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в
омонимы. Устный опрос;
29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ учителя о родственных словах. Игра
«Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарѐм. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Устный опрос;
31.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее»
древних слов. Устный опрос;
32.
Полѐт в будущее. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка
«Вгостилѐт». Устный опрос;
Основные методы и технологии
•
технология разноуровневого обучения;
•
развивающее обучение;
•
технология обучения в сотрудничестве;
•
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения
в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
В результате изучения программы «занимательная грамматика» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
• уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных
произведений;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений,
в том числе отражѐнных в художественных произведениях; духовно- нравственного воспитания:
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
• своего состояния и чувств;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления
о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
1 класс
Регулятивные УУД:
•
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
•
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
•
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
•
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•
слушать и понимать речь других;
•
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—
различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
—
вычленять звуки из слова;
—
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный
звук [и]);
—
различать ударные и безударные гласные звуки;
—
различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); — различать
понятия «звук» и «буква»;
—
определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения
согласных); определять в слове ударный слог;
—
правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
—
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения
букв, слова;
—
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не
более 25 слов;
—
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
—
составлять предложение из набора форм слов;
—
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям; — использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
—
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
—
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
—
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
—
Объединять слова в группы.
—
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
—
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1кл)
1-й класс
«Путешествия по Стране Слов»
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/ программы
изучения
всег контроль практи
п
о
ные
ческие
Разыгрывание немых
1. Наша новая знакомая пропись.
1
0
1
Сказка
«Мир
без
укоподражание и
«теория
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательные
сцен. Самооценка
с https://resh.edu.ru/s
слов». использованием«О ubject/lesson/4101/
ценочного
start/281633/
линям-ням». Игры «Добавки», ста»;
«Знаешь сам - расскажи нам».
2
Составление узоров.
3
Слоговое лото.
1
0
1
4
Веселые звуки.
1
0
1
1
0
1
Устный
Игры
«Слова
–
братья», опрос;
«Эстафета».
Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».
Рассказ «Снежные слова».
Решение ребусов, отгадывание
загадок.
Устный опрос
Разгадывание
загадок, Устный
прослушивание
стихов
и опрос;
рассказов о волшебных словах.
Сценки «Когда слова теряют
свою волшебную силу».
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/4101/
start/281633/
htt s r sh. .r
p :// e edu u/s
ubject/lesson/4101/
start/281633/
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/6412/
start/188532/
5
6
Где ударение.
1
0
1
0
7
Чем похожи буквы а, о, и. ы.
1
0
8.
В стране согласных.
1
0
9
—
Подбери слово
Встреча с Радугой.
1
0
1
1
1
1
Головоломка
«Сколько Устный опрос
родственников».
Беседа о
духовном
богатстве
и
богатстве
русского
языка. Знакомство
с толковым
словарѐм. Конкурс на лучшее
толкование
слов.
Игры «Назови по родству», «Кто
больше?», «Цепочка слов».
Разгадывание
загадок. Устный
Тренировочные упражнения в опрос;
произнесении
звуков.
Сказка «Лесной
В. Суслова из
ниги «Трудн е
Устный
карнавал». Инсценирование стиопрос;
хотворения Тренировочные к
упражнения ыв произнесении
звуков.
Устный
Сказка «Слова, которые могут опрос;
рисовать».
Тайна
госпожи
Радуги. Рассматривание картины
И. Левитана «Золотая осень».
Игра
«Исправь
ошибку художника».
Устный
Разгадывание
загадок. опрос;
Тренировочные упражнения в
произнесении
звуков.
Сказка «Лесной
карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги
«Трудные буквы».
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/6412/
start/188532/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6412/sta
rt/188532/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6389/sta
rt/179248/
ect/lesson/4113/sta
rt/213514/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/sta
rt/213593/
—
10- В Страну Говорящих Скал.
11
2
0
2
глубь веков на Машине
12 В
времени.
1
0
1
0
2
13- В Королевстве ошибок.
14
15
В Стране Слогов
16 Неожиданная остановка в пути.
.
2
1
1
1
0
1
Рассказ учителя о тайнах
Устный опрос;
рисуночного письма, о том,
как наши предки научились
писать
и
считать.
Головоломка «Заколдованные
слова» характер линий;
Рассказ учителя о том, как Устный опрос
на
свет появились первые
04.12.2022
родственники
алфавита.
Разгадывание ребусов.
Сочинение
сказки.
Прослушивание стихов и
рассказов и работа по
исправлению ошибок. Игра
«Волшебная
яблоня». Разыгрывание ситуаций
Устный опрос;
Игра на внимание «Исправь Устный
ошибки».
Хоровое опрос;
декларирование. Разгадывание
головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Проговаривание слов по слогам. Устный
Игры «Найди другое слово», опрос;
«Пройди через ворота», «Найди
пару». Рассказ учителя о речи.
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/sta
rt/213593/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/sta
rt/213593/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/trai
n/213601/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/trai
n/213601/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/trai
n/213601/
17 В удивительном городе Неслове. 1
0
1
2
0
2
20 Ксловам
разнообразным, 1
одинаковым, но разным.
0
1
21- На карнавале слов.
22
0
2
18- Чудеса в Стране Слов.
19
23
В Театре близнецов.
2
1
0
Работа
со
словарѐм. Устный опрос;
Инсценирование
рассказа
«Незнакомое слово». Игры
«Преврати буквы в
слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок.
Головоломка «Перекрѐсток».
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6381/sta
rt/179453/
Разгадывание
ребусов. Самооценка
с https://resh.edu.ru/su
Многозначные
слова.Использованием
bject/lesson/6381/trai
Угадывание
слов
по
их
n/179458/
значению. Разыгрыванием
сценок. Головоломка. Слова –
синонимы
Слова
–
омонимы. Устный
Разгадывание загадок, шарад, опрос;
ребусов.
Инсценирование
рассказов. Головоломка.
Рассказ учителя о словахдвойниках. Слова – омофоны.
стихов и работа
по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
1
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6381/trai
n/179458/
Самооценка
с https://resh.edu.ru/su
использованием«О bject/lesson/6381/trai
ценочного
n/179458/
листа»;
Головоломка «Начни и закончи Устный
К». Работа со словарѐм. Шутки – опрос;
каламбуры. Сценки «Есть», «Чей
нос». Конкурс загадок.
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6418/sta
rt/284889/
24. Конкурс знающих.
25
1
0
Новое представление.
1
26
1
0
1
Необычный урок.
1
27 Следопыты развлекают гостей
0
2
1
0
1.
Правила «Узелки на память».
Кроссворд «Конкурс знающих».
Головоломка «дай толкование
каждому слову».
Игры с
омонимами, омофонами
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/6418/start/
284889/
Инсценировка отрывка из сказкиУстный опрос;
Н.Носова
«Приключения
Незнайки
и
его
друзей».
Весѐлый аттракцион «доскажи
словечко». Слова – синонимы
(рассказ
учителя).
Сценка «Твѐрдый знак». Игра «Найди
друзей».
Головоломка «Все слова на А».
Устный опрос;
Слова – антонимы (рассказ
учителя). Игра «Угадай - ка!» со
словами – антонимами
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/6418/train/
284895/
«Узелки на память» (повторениеУстный опрос;
правил).
Загадки,
игры,
пословицы, стихотворения с
антонимами.
Прослушивание сказок, рассказов.
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/6418/train/
284895/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/6418/train/
284895/
Устный опрос;
28
В Клубе весѐлых человечков.
1
0
1
Головоломка «Начинай на А».
Подбор синонимов и антонимов.
Игра в омонимы
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6254/sta
rt/290511/
29- К словам – родственникам. 2
30 Почему их так назвали?
0
2
31 Экскурсия в прошлое.
1
0
1
1
0
1
32
Полѐт в будущее.
33 Итоговое занятие.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 33
ПО ПРОГРАММЕ
0
1
0
33
Рассказ
учителя
о Устный опрос;
родственных
словах.
Игра
«Замечательный сад». Подбор
родственных слов. Сказка «Вот
так родственники!». Работа со
словообразовательным словарѐм.
Разгадывание ребусов.
Тавтология. Игра
«Домино».
Устный опрос;
Устаревшие слова – архаизмы и
историзмы (рассказ учителя). В
«музее» древних слов.
Рассказ учителя о неологизмах.
Игра «Угадай-ка». Узелки на Устный опрос;
память.
Головоломка
«Вгостилѐт».
Разгадывание ребусов,
зага- Устный опрос;
док, шарад. Игры со словами синомами,
антонимами,
омонимам.
Инсценирование
рассказов, рассказов.
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6254/sta
rt/290511/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6254/sta
rt/290511/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6254/sta
rt/290511/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6254/trai
n/290518/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
всего контрольные
работы
Дата
Виды,
изучения формы
практические
контроля
работы
1
0
1
Устный
опрос;
1
0
1
Устный
опрос;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
2
0
2
Практическая
работа;
0
1
Практическая
работа;
2
0
2
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
16. Неожиданная остановка в пути.
1
0
1
Практическая
работа;
17. В удивительном городе Неслове.
1
0
1
Устный
опрос;
2
0
2
Практическая
работа;
1.
2.
3.
4
5.
6
7
8.
9.
Количество часов
Наша новая знакомая пропись.
Составление узоров.
Слоговое лото.
Веселые звуки.
Подбери слово.
Где ударение.
Чем похожи буквы а, о, и. ы.
В стране согласных.
Встреча с Радугой.
10- В Страну Говорящих Скал.
11.
В
глубь веков на
12 времени.
13
14.
15
1819.
машине
- В Королевстве ошибок.
В Страну Слогов.
Чудеса в Стране Слов.
1
К
словам
разнообразным,
1
одинаковым, но разным.
0
1
Устный
опрос;
2
0
2
Устный
опрос;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
25. Новое представление.
1
0
1
Практическая
работа;
26. Необычный урок.
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Устный
опрос;
29- К словам – родственникам. 2
Почему их так назвали?
30
0
2
Устный
опрос;
1
0
1
Устный
опрос;
1
0
1
Устный
опрос;
1
0
1
Устный
опрос;
0
33
20.
2122
23
24
27
28
31
32
33
На карнавале слов.
В Театре близнецов.
Конкурс знающих.
Следопыты развлекают гостей.
В Клубе весѐлых человечков.
Экскурсия в прошлое.
Полѐт в будущее.
Итоговое занятие.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 33
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г. - 413
с.
4. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.
5. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 315 с.
6.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/10/08/programma-vneurochnoy-deyatelnostizanimatelnaya-grammatika-1-4
7. https://nashol.biz/searchdoc/94940