РП Современная отечественная литература 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

рем еп н ад о тем ественпа я л и т е р а т у р а
(1 0­1 I км а с е )
ба ш в ы и у р о в е н ь

Рабочая программа «Современная отечественная литература» для 11 класса составлена в
соответствии с ООП СОО МБОУ СОШ № 9
Воспитательный потенциал уроков современной отечественной литературы выражается в
следующем:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках современной отечественной литературы явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета современная отечественная литература через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных

перспектив,

инициативность,

креативность,

готовность

и

способность

личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

к

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно­политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко­культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации,

являющемуся

основой

российской

идентичности

и

главным

фактором

национального самоопределения;
– воспитание

уважения

к

культуре,

языкам,

традициям

и

обычаям

народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно­техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально­экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого­направленной деятельности;
– эстетическое

отношения

к

миру,

готовность

к

эстетическому

обустройству

собственного быта.
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию

с

разных

позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы, приводя примеры двух
или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы
и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово­родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
•

анализировать

авторский

выбор

определенных

композиционных

решений

в

произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие
на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно­исторической эпохе
(периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко­культурный комментарий к тексту произведения;

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных

законов

литературного

развития

и

субъективных

черт

авторской

индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко­культурном подходе в литературоведении;
– об историко­литературном процессе XX и XXI веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений.
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– демонстрировать знание произведений современной отчественной литературы в
соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
– в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и
практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и
др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует
исходный текст;
– ориентироваться в современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных
группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в
конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных
групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике
символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков,
литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их
появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия
произведений читателями в исторической динамике;
– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт
самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата
литературоведения

и

литературной

критики,

демонстрируя

целостное

восприятие

художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно­исторической эпохе (периоду);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно
определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко­культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы
современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том
числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том
числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков;
– пополнять

и

обогащать

свои

представления

об

основных

закономерностях

литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах,
летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик,
дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и
статей в специализированных изданиях.

Содержание учебного предмета
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам разви тия
современной отечественной литературы. В старших классах программа предлагает изучать

уральские произведения в контексте общероссийского историко­литературного процесса в связи с его основными тенденциями. У учащихся выпускного класса на основе знаний, полученных в течение всего периода школьного обучения, должно сложиться систематизированное
представление о современной русской литературе, тенденциях и особенностях её развития.
1 раздел. Постмодернизм. Основные черты русского постмодернизма. Слом эстетической
иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. В. Ерофеев
«Москва ­ Петушки». Цитатность постмодернистских произведений. А. Битов «Пушкинский
дом». Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. В. Сорокин
«Очередь». В. Пелевин «Жизнь насекомых». Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о
русских писателях).
2 раздел. Концептуализм. Д.А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии.
А. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и
человека в потоке времени.
3 раздел. Метареализм. Понятие о метареализме на примере творчества А. Еременко. И.
Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира». Философская лирика Ольги
Седаковой. Поэтический мир Веры Павловой.
4 раздел. Эссеистика. Проблемы постсоветской и современной культуры в эссеистике. И.
Бродский «Письмо Горацию». Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. А. Генис. «Раз. Два. Три». Б. Парамонов. «След», «Конец стиля». Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость. П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины». Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. С. Аурье. «Успехи ясновидения».
5 раздел. Современная драматургия. Жизнь современника на современной сцене: взгляд
на самих себя со стороны. Н. Коляда. «Канотье». А. Галин. «Чешское фото». Экзистенциальные
проблемы в современной драматургии. Е. Гришковец. «Как я съел собаку». Н. Садур. «Панночка». Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Л. Петрушевская.
«Свидание» из цикла «Темная комната». Сокращение числа действующих лиц как тенденция
современной драматургии. К. Драгунская. «Рыжая пьеса».
6 раздел. Возрождение детектива. Преступник и сыщик в современном детективе. Б. Акунин. «Внеклассное чтение». Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного
сюжета. Д. Донцова. «Привидение в кроссовках». Разновидности современного детектива. А.
Маринина. «Стилист».

7 раздел. Русская литература в Интернете. Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют»,
«Национальный бестселлер». Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№

Тема

Кол-во часов

Постмодернизм – 6 часов
1

Основные черты русского постмодернизма

1

2

Основные черты русского постмодернизма

1

3

Слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность раз-

1

вязок и финалов. В. Ерофеев «Москва ­ Петушки»
4

Цитатность постмодернистских произведений. А. Битов «Пушкинский дом».

1

5

Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. В. Сорокин

1

«Очередь». В. Пелевин «Жизнь насекомых».
6

Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях).

1

Концептуализм – 4 часа
7

Д.А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии.

1

8

А. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента.

1

9

Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени.

1

10

Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова.

1

Метареализм – 4 часа
11

Понятие о метареализме на примере творчества А. Еременко.

1

12

И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира»

1

13

Философская лирика Ольги Седаковой.

1

14

Поэтический мир Веры Павловой

1
Эссеистика – 5 часов

15

Проблемы постсоветской и современной культуры в эссеистике. И. Бродский «Письмо

1

Горацию».
16

Проблемы постсоветской и современной культуры в эссеистике. И. Бродский. «Мень-

1

ше, чем единица».
17

Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. А. Генис.

1

«Раз. Два. Три». Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».
18

Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость. П. Вайль.
«Гений места», «Карта Родины».

1

19

Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. С. Аурье.

1

«Успехи ясновидения».
Современная драматургия – 5 часов
20

Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Н. Коля-

1

да. «Канотье». А. Галин. «Чешское фото».
21

Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Е. Гришковец. «Как я съел

1

собаку». Н. Садур. «Панночка».
22

Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Л. Петрушевская.

1

«Свидание» из цикла «Темная комната».
23

Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии. К. Дра-

1

гунская. «Рыжая пьеса».
24

Творческая работа: эссе.

1
Возрождение детектива – 5 часов

25

Преступник и сыщик в современном детективе. Б. Акунин. «Внеклассное чтение».

1

26

Стилизация и драматизация в жанре.

1

27

Особенности детективного сюжета. Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».

1

28

Разновидности современного детектива. А. Маринина. «Стилист».

1

29

Творческая работа: эссе

1
Русская литература в Интернете – 7 часов

30

Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».

1

31

Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».

1

32

Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Мак-

1

сима Мошкова и др.
33

Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Мак-

1

сима Мошкова и др.
34

Творческая работа «Веб­страница о любимом современном писателе или литературном
герое»

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».