РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА рем еп н ад о тем ественпа я л и т е р а т у р а (1 01 I км а с е ) ба ш в ы и у р о в е н ь Рабочая программа «Современная отечественная литература» для 11 класса составлена в соответствии с ООП СОО МБОУ СОШ № 9 Воспитательный потенциал уроков современной отечественной литературы выражается в следующем: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках современной отечественной литературы явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета современная отечественная литература через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; к – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений родной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанровородовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историкокультурный комментарий к тексту произведения; – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: – о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; – об историкокультурном подходе в литературоведении; – об историколитературном процессе XX и XXI веков; – о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; – имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений. – о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. Выпускник на углубленном уровне научится: – демонстрировать знание произведений современной отчественной литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета; – в устной и письменной форме анализировать: • конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения; • конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.); • несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст; – ориентироваться в современном литературном процессе, опираясь на: • понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.); • знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений; • представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления; • знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике; – обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения): • давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты; • давать историкокультурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.). Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет; – опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков; – пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике; – принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях. Содержание учебного предмета Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам разви тия современной отечественной литературы. В старших классах программа предлагает изучать уральские произведения в контексте общероссийского историколитературного процесса в связи с его основными тенденциями. У учащихся выпускного класса на основе знаний, полученных в течение всего периода школьного обучения, должно сложиться систематизированное представление о современной русской литературе, тенденциях и особенностях её развития. 1 раздел. Постмодернизм. Основные черты русского постмодернизма. Слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. В. Ерофеев «Москва Петушки». Цитатность постмодернистских произведений. А. Битов «Пушкинский дом». Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. В. Сорокин «Очередь». В. Пелевин «Жизнь насекомых». Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях). 2 раздел. Концептуализм. Д.А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии. А. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени. 3 раздел. Метареализм. Понятие о метареализме на примере творчества А. Еременко. И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира». Философская лирика Ольги Седаковой. Поэтический мир Веры Павловой. 4 раздел. Эссеистика. Проблемы постсоветской и современной культуры в эссеистике. И. Бродский «Письмо Горацию». Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. А. Генис. «Раз. Два. Три». Б. Парамонов. «След», «Конец стиля». Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость. П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины». Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. С. Аурье. «Успехи ясновидения». 5 раздел. Современная драматургия. Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Н. Коляда. «Канотье». А. Галин. «Чешское фото». Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Е. Гришковец. «Как я съел собаку». Н. Садур. «Панночка». Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната». Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии. К. Драгунская. «Рыжая пьеса». 6 раздел. Возрождение детектива. Преступник и сыщик в современном детективе. Б. Акунин. «Внеклассное чтение». Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Д. Донцова. «Привидение в кроссовках». Разновидности современного детектива. А. Маринина. «Стилист». 7 раздел. Русская литература в Интернете. Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер». Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Тема Кол-во часов Постмодернизм – 6 часов 1 Основные черты русского постмодернизма 1 2 Основные черты русского постмодернизма 1 3 Слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность раз- 1 вязок и финалов. В. Ерофеев «Москва Петушки» 4 Цитатность постмодернистских произведений. А. Битов «Пушкинский дом». 1 5 Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. В. Сорокин 1 «Очередь». В. Пелевин «Жизнь насекомых». 6 Д. Галковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писателях). 1 Концептуализм – 4 часа 7 Д.А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии. 1 8 А. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента. 1 9 Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени. 1 10 Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова. 1 Метареализм – 4 часа 11 Понятие о метареализме на примере творчества А. Еременко. 1 12 И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» 1 13 Философская лирика Ольги Седаковой. 1 14 Поэтический мир Веры Павловой 1 Эссеистика – 5 часов 15 Проблемы постсоветской и современной культуры в эссеистике. И. Бродский «Письмо 1 Горацию». 16 Проблемы постсоветской и современной культуры в эссеистике. И. Бродский. «Мень- 1 ше, чем единица». 17 Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. А. Генис. 1 «Раз. Два. Три». Б. Парамонов. «След», «Конец стиля». 18 Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость. П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины». 1 19 Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. С. Аурье. 1 «Успехи ясновидения». Современная драматургия – 5 часов 20 Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Н. Коля- 1 да. «Канотье». А. Галин. «Чешское фото». 21 Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Е. Гришковец. «Как я съел 1 собаку». Н. Садур. «Панночка». 22 Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Л. Петрушевская. 1 «Свидание» из цикла «Темная комната». 23 Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии. К. Дра- 1 гунская. «Рыжая пьеса». 24 Творческая работа: эссе. 1 Возрождение детектива – 5 часов 25 Преступник и сыщик в современном детективе. Б. Акунин. «Внеклассное чтение». 1 26 Стилизация и драматизация в жанре. 1 27 Особенности детективного сюжета. Д. Донцова. «Привидение в кроссовках». 1 28 Разновидности современного детектива. А. Маринина. «Стилист». 1 29 Творческая работа: эссе 1 Русская литература в Интернете – 7 часов 30 Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер». 1 31 Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер». 1 32 Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Мак- 1 сима Мошкова и др. 33 Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Мак- 1 сима Мошкова и др. 34 Творческая работа «Вебстраница о любимом современном писателе или литературном герое» 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)