РП Астрономия 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

А с т р о н о м ни
(10­1 I к л а с с )
базовый уровень

Рабочая программа по предмету «Астрономия» является приложением основной
образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №9

Программа воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока по предмету «Астрономия»
предполагает следующее:
•
установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
1. Обязательный минимум содержания предмета астрономии.
Базовый уровень.
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов
познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли.
Полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная
карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного
неба Видимая звездная величина. Суточное движение светит. Связь видимого
расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение
Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны Солнечные и лунные затмения.
Время и календарь.
Законы движения небесных тел
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости
планет. Методы определения расстояния до тел Солнечной системы и их размеров.
Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение
искусственных небесных тел.
Солнечная система
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как
источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ.Эффект
Доплера.Закон смещения вина. Закон Стефана­Больцмана.
Звезды
Звезды: основные физико­химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема
существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд.
Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды
Коричневые карлики Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности:
пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных
полей на Солнце. Солнечно­земные связи.
Наша Галактика ­ Млечный Путь.
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.
Вращение Галактики. Темнаяматерия.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии.
Красное смешение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое
излучение. Темная энергия.
2. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик
должен: знать/понимать:
­
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояние и соединения планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета),
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв,
черная дыра;
­
смысл
физических
величин:
парсек,
световой
год,
астрономическаяединица, звездная величина;
­ смысл физического законаХаббла;
­ основные этапы освоения космического пространства;
­ гипотезы происхождения Солнечнойсистемы;
­ основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
­
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительной
центра Галактики;

уметь:

­
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной,
получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и
спектрального анализа, влияния активности на Землю;
­
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины
возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,
взаимосвязь физико­ химических характеристик звезд с использованием диаграммы
«цвет ­ светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник
энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью
эффекта Доплера;
­
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и
линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд разной массы;
­
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе
Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые
яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
­
использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
­
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
­
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ,
Интернете, научно­ популярных статьях.
Тематическое планирование

№
п/п
1
2

Тема
Введение в астрономию
Предмет астрономии.
Структура и масштабыВселенной.
Наблюдения ­ основаастрономии.
Практические основы астрономии

Кол­вочасов
2
1
1
6

3

Звезды и созвездия.

1

4

Небесные координатыи звездные карты

1

5
6
7
8

9
10
11

Видимые движениязвезд на различных
географическихширотах.
Годичное движениеСолнца. Эклиптика.
Движение и фазы
Луны. ЗатменияСолнца и Луны.
Время и календарь.
Строение Солнечной системы.
Развитие
представлений остроении мира.
Конфигурации планет иусловия их видимости. Синодический и
звездный периоды.
Законы Кеплера.

1
1
1
1
5
1
1
1

13

Определение расстоянии и размеров
тел в Солнечнойсистеме.
Движение небесных тел
под действием силтяготения.

7

14

Природа тел Солнечной системы.
Солнечная система как
комплекс тел, имеющихобщее происхождение.

15

Система Земля­Луна.

1

12

16
17
18

Планеты земнойгруппы.
Далекие планеты.
Спутники и кольцапланет­гигантов.

23

Малые тела Солнечной
системы. Карликовыепланеты.
Физическая обусловленность важнейших особенностей тел
Солнечной системы.
Солнце и звезды.
Солнце ­ ближайшая
звезда. Энергия и температура Солнца.
Атмосфера Солнца.
Периодичность Солнечной активностии ее прямая связь с
геофизическимиявлениями.

24

Годичный параллакс.

19
20
21
22

25
26
27

28
29
30
31
32

Звезды, их основныехарактеристики.
Массы и размеры звезд.
Переменные и
нестационарныезвезды.
Строение и эволюция Вселенной
Состав и структура Галактики. Звездныескопления.
Межзвездный газ и
пыль. ВращениеГалактики.
Другие галактики и их
основные характеристики.
Строение и эволюция Вселенной как проявление физической
закономерностей материального мира
Жизнь и разум во
Вселенной.
Астрономическаякартина мира.

1
1

1

1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
1

История развитияотечественной космонавтики.
33
34

1
Достижения современнойкосмонавтики.

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».