Положение об индивидуальном проекте МБОУ СОШ №9 (2)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9

СОГЛАСОВАНО:
На Педагогическом совете
МБОУ СОШ № 9
Протокол от 26.05.2025 года № 5
С учетом мнения совета старшеклассников
МБОУ СОШ №9
Протокол от 23.05.2025 года № 3

УТВЕРЖДАЮ/
директор МБОУ СОШ №9
/

Приказ

_ Е . А. Чернов
05.2025 года №33/01-07

С учетом мнения Родительского совета
МБОУ СОШ № 9
Протокол от 23.05.2025 года № 2

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном проекте обучающихся 10 классов
МБОУ СОШ №9

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего
образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ
СОШ №9.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по
организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на
ФГОС СОО.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебной деятельности и
внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации
стиля общения учителей и учащихся.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 10 класса. В течение года обучающийся обязан выполнить один итоговый
индивидуальный проект.
1.5.Индивидуальный проект является основной процедурой итоговой оценки личностных,
метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной
образовательной программы согласно ФГОС СОО.
1.6. Индивидуальный проект может выполняться по любому из следующих направлений:
социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское;
информационное; творческое.
1.7.Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель,
социальный педагог, педагог- библиотекарь, педагог - организатор, педагог-психолог,
педагог дополнительного образования и т.д.).
1.8.Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и обучающимися. Темы
индивидуальных проектов утверждаются приказом руководителя организации.
1.9.Проект может быть только индивидуальным.
1.10.Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.11.Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства
ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
2. Цели и задачи выполнения ИП
2.1. Цель выполнения ИП:
- продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
- формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем
воплощению найденных решений в практику;
- оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития,
- демонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
2.2 Задачами выполнения ИП являются:
- формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности;
- практическая направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
возможность
практического
использования
приобретенных
обучающимися
коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
- подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной
деятельности.
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует
свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и тьютора проекта. Темы
проектов утверждаются приказом руководителя школы не позднее декабря месяца.
3.3. Основной этап (ноябрь-май): совместно с тьютором разрабатывается план реализации

проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа
представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем
проекта.
3.4. Заключительный (сентябрь - октябрь): публичная защита проекта, оценивание работы.
3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет тьютор, руководитель проекта.
3.6. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности,
информирует родителей о выборе темы проекта и предварительных результатах работы
учащегося над проектом.
4. Тьюторское сопровождение проекта (исследования).
4.1. Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением.
В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и
помощь в подготовке к ее защите и реализации, другая помощь.
4.2. Основную часть функций тьюторов выполняют руководители проектов. Руководителем
проекта может быть любой специалист в данной области, то есть человек, имеющий высшее
образование.
4.3. Руководителя проекта выбирает обучающийся, сообразуясь с выбранной темой проекта.
Руководители проекта закрепляются приказом об утверждении темы проекта.
4.4.
Тьюторское
сопровождение
проектной
(исследовательской)
деятельности
обеспечивается также учебным предметом «Индивидуальный проект», на котором изучаются
теоретические основы проектной деятельности, а также выполняются практические задания.
Отметкой освоения курса «Индивидуальный проект» является отметка, полученная на
защите реализованного проекта. Эта отметка выставляется в аттестат.
4.5. Для обеспечения научности и практической значимости проектно-исследовательской
деятельности может быть организовано сетевое взаимодействие с учреждениями высшего
профессионального образования, а также иными структурами (бизнес, предприятия,
учреждения культуры, муниципальные органы управления и т.п.). Взаимодействие
организуется как на уровне договоров между школой и учреждениями, так и на уровне
личных связей обучающихся.
5. Требования к оформлению ИП
Готовая к защите работа, должна быть оформлена в печатном и электронном виде (диск,
флешь-носитель и т. д.), а также иметь иллюстративную презентацию.
Объем текста, включая формулы и список литературы, должен составлять 10-20 страниц
машинописного текста.
5.1. Структура ИП:
5.1.1. Титульный лист (Название образовательной организации, тема проекта, ФИО
руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год).
5.1.2. Введение – 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи, назначение
проекта).
5.1.3. Глава 1. Обзор литературы, анализ исследований на выбранную тему. Если работа
исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования, методику.
5.1.4. Глава 2. Результаты исследования.
5.1.5. Общие выводы или заключение. В заключении возможны рекомендации и
перспективы.
5.1.6. Список использованной литературы.
5.2. Технические требования к ИП:
5.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный,
отступ первой строки 1,25.
5.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
5.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится. 5.2.4. Рисунки,
фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 14 пт. Должны иметь
сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть
указания в тексте.

5.2.5. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей
справа.
5.2.6. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в соответствии
с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие.
Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
5.2.7. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
5.3. Для конструкторских проектов включается описание особенностей конструкторских
решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации
проекта/исследования.
Для учебных исследований обязательно определяются цель и задачи, методы
исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы
о точности рабочей гипотезы.
Для творческих проектов обязательно описание авторского замысла, этапы создания
продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности
(изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.
5.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
без указания ссылок на источник (плагиат) проект к защите не допускается.
5.5. Презентация, иллюстрирующая защиту проекта, должна содержать не более 20 слайдов с
таким расчетом, чтобы время представления работы не превышало 10 минут. Слайды не
должны дублировать произносимый текст. Презентация как представление/предъявление
результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача,
которую предстоит решить каждому - максимально выгодно и обоснованно преподнести все
преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о
проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства),
представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
других;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Требования к исследовательским проектам:
• постановка задачи,
• формулировка гипотезы,
• описание инструментария и регламентов исследования,
• проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и
экономической областях желательным является использование элементов математического

моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
Требования к процедуре проведения защиты проекта
Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада с
использованием презентации (не более 10 минут) члены жюри задают вопросы по теме
проекта (не более 5 минут).
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков
обучающегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы
обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить
материалы, подтверждающие его реализацию.
Школа определяет график защиты ИП.
Школа создаѐт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3 до 5
человек. В комиссии должны присутствовать: представитель администрации, педагог по
соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учѐтом
предметных областей ИП. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных
органов образования, методических служб, родительская общественность, представители
ВУЗов.
ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.
Для защиты ИП выделяется 1 день.
Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных детей
(дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик
дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.
Ученику, выступившему с данным проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически
ставиться высший балл и от защиты в ОО он освобождается.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
Проект оценивается по критериям сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы её
решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование
и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и других;
- предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
- регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять
своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить
выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
I. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
1.1. Выбор темы.
При выборе темы учитывается:
- Актуальность и важность темы;
- Научно-теоретическое и практическое значение;
- Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и
совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может
дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной
практической деятельности.

1.2. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить: цели должны быть
ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
1.3. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.
1.4. Планирование, определение последовательности и сроков работ.
1.5. Проведение проектных работ или исследования.
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены,
проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать
то, что было открыто или выявлено автором исследования.
1.6. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования.
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого
лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении
(«рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь
должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный
и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит
ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы
должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами»
ухудшает качество работы.
2. Представление результатов в соответствующем использованию виде.
3. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность.
4. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Оценка содержательной части проекта в баллах:
- 2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях;
(отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
- 1 балл – имеют место;
- 0 баллов – отсутствуют.
Итого 14 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.Критерии
оценки защиты проекта:
№
п/п
1

Критерий

Оценка (в баллах)

Качество доклада

2

Качество ответов на
вопросы

0 – доклад не представлен
1 - не объяснена суть работы
2 - суть работы объяснена
1 3 - доклад производит очень хорошее
впечатление

3

Использование
демонстрационного
материала

0 – нет ответа ни на один вопрос
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
2 - ответы на большинство вопросов
1 3 - ответы на все вопросы убедительно,
аргументировано
0 – демонстрационный материал не представлен
1 - представленный демонстрационный материал не
используется в докладе
2 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе
3 - представленный демонстрационный
материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем
ориентируется

4

Оформление
демонстрационного
материала

0 – результат/продукт не представлен
1 - представлен плохо оформленный результат/продукт
2 – результат/продукт хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии
3 - к результату/продукту нет претензий

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 12
баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 26 баллов
Перевод в отметку:

26 - 23 баллов - отлично
22 - 19 балла – хорошо
18 - 14 баллов – удовлетворительно
13 баллов и менее – неудовлетворительно

В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. В
процессе выполнения проекта осуществляется промежуточная аттестация. Итоговая отметка
за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале
и личном деле.
Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной
деятельности.
Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и
решение
проблем

Базовый
Работа в целом
свидетельствует о
способности
самостоятельно с
опорой на помощь
руководителя ставить
проблему и находить
пути еѐ решения;
продемонстрирована
способность
приобретать новые
знания и/или
осваивать новые
способы действий,

Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути еѐ решения;
продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками
критического мышления, умение
самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого понимания
проблемы

достигать более
глубокого понимания
изученного
Знание предмета

Продемонстрировано
понимание
содержания
выполненной работы.
В работе и в ответах
на вопросы по
содержанию работы
отсутствуют грубые
ошибки

Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности.
Ошибки отсутствуют

Регулятивные
действия

Продемонстрированы
навыки определения
темы и планирования
работы. Работа
доведена до конца и
представлена
комиссии; некоторые
этапы выполнялись
под контролем и при
поддержке
руководителя. При
этом проявляются
отдельные элементы
самооценки и
самоконтроля
обучающегося

Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована, своевременно
пройдены все необходимые этапы
обсуждения и представления. Контроль и
коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы
навыки
оформления
проектной работы и
пояснительной
записки,
а
также
подготовки
простой
презентации.
Автор
отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо структурированы.
Все мысли выражены ясно, логично,
последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы

Индивидуальный протокол
оценивания защиты исследовательского проекта
за курс среднего общего образования 202__ – 202__ учебный год.
Фамилия, имя
экзаменуемого_______________________________________________________
Тема
проекта___________________________________________________________________

№
1

2

Оценивается руководителем проекта (содержательная часть)
Критерий оценивания
Балл
1.1 выбор темы; целеполагание, формулировка задач
1.2 выбор средств и методов, адекватных поставленным
целям;
планирование, определение последовательности и сроков
работ
1.3. проведение проектных работ или исследования
1.4. оформление результатов работ в соответствии с
замыслом проекта или целями исследования
Представление результатов в соответствующем

3
4

использованию виде
Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая
активность
Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая
мотивация
Итоговый балл

Оценка содержательной части проекта в баллах:
- 2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных
частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
- 1 балл – имеют место;
- 0 баллов – отсутствуют.
№
1

Критерий
оценивания
Качество доклада

2

Качество ответов
на вопросы

3

Использование
демонстрационно
го материала

4

Оформление
демонстрационно
го материала
Итоговый балл

Оценивается комиссией
0 – доклад не представлен
1 - не объяснена суть работы
2 - суть работы объяснена
3 - доклад производит очень хорошее впечатление
0 – нет ответа ни на один вопрос
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
2 - ответы на большинство вопросов
3 - ответы на все вопросы убедительно,
аргументировано
0 – демонстрационный материал не представлен
1 - представленный демонстрационный материал
не используется в докладе
2 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе
3 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе, информативен, автор
свободно в нем ориентируется
0 – результат/продукт не представлен
1 - представлен плохо оформленный
результат/продукт
2 – результат/продукт хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии
3 - к результату/продукту нет претензий

Перевод в отметку:
26 - 23 баллов - отлично
22 - 19 балла – хорошо
18 - 14 баллов – удовлетворительно
13 баллов и менее – неудовлетворительно

Уровни сформированности УУД:
От 26 до 23 баллов – повышенный уровень сформированности УУД,
От 22 до 18 баллов – базовый уровень сформированности УУД,
От 13 до 0 баллов – низкий уровень сформированности УУД.

Балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».