Общая физическая подготовка Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и нормативно – правовых документов: − Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ; − Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями: от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.; Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09 – 1672. Программа по ОФП оставлена на основе Программы для образовательных учреждений Матвеев А.П., Петрова Т.В. Физическая культура для 1-11 классов:- М.: Дрофа, 2011; Программы для ДЮСШ и образовательных школ, спортивные кружки и секции Зверева М. С.: - М.: Просвещение, 2011; Методического пособия Лепешкина В.А. Физическая культура. Методика занятий в кружке по лыжной подготовке и обучения технике, для 1-11 классов:– М.: Дрофа, 2012; Программа для лыжных секций Барышникова А.Н. Лыжный спорт: - М.: ФиС, 2012. Программа направлена на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, удовлетворение индивидуальных потребностей в самопознании и саморегуляции и достижения высоких результатов в избранном виде спорта. Данная программа актуальна, так как двух занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. С этой задачей должен справляться спортивный кружок по лыжному спорту. Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный). Задача лыжного спорта - выявить и развивать спортивные наклонности у детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка. В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей. Это позволяет учитывать специфику основных школ с малой наполняемостью классов. К занятиям допускаются учащиеся в возрасте от 7 лет и старше, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные участковым врачом. Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям: - оздоровительное; - воспитательное; - образовательное. Цели: - развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика в процессе многолетнего тренировочного цикла. Задачи: Предметные • вооружение знаниями по истории развития физкультуры и спорта, правилам соревнований; • обучение учащихся технике движений основных видов спорта; • привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта. Оздоровительные • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; • укрепление связок нижних и верхних конечностей; • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств. Личностные • развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, специальной и общей выносливости; • воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; • повышение и воспитание у обучающихся устойчивой мотивации к занятиям ОФП. Результаты прохождения программного материала. По окончании года обучения у детей появляется интерес к регулярным занятиям спортом. Обучающиеся достигают всесторонней физической подготовленности и развития, что показывают контрольные испытания. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности В результате изучения курса обучающиеся Научатся: в сфере предметных результатов • играть в одну из спортивных игр (по упрощѐнным правилам); • демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей; • организовывать самостоятельные занятия утренней гимнастики, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности; • выполнять физические упражнения из базовых видов спорта и использовать их в физкультурной деятельности; • оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой; • пробегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого стартa; • пробегать в равномерном темпе до 10 мин (мальчики) и до 9 мин (девочки); • выполнять прыжок в длину после быстрого разбега с 9—13 шагов; • выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; • метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырѐхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; • метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м; • выполнять комбинацию изчетырѐх элементов на перекладине (мальчики); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); • выполнять акробатическую комбинацию из четырѐхэлементов; в сфере метапредметных результатов: • ставить цели и задачи на каждом уроке; • планировать учебную деятельность на уроке и дома; • осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности; • работать с учебным материалом, по физической культуре, осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом; • излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи; • оформлять результаты учебного исследования, учебного проекта; • осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности, проводить самооценку • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; • использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. в сфере личностных результатов • оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий; • контролировать процесс и личный результат учебной предметной деятельности (вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами). Получат возможность научиться: в сфере предметных результатов • организовывать самостоятельные систематические занятия; физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лѐгких травмах; • выполнять учебный проект. • оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой; • описывать роль и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья. в сфере метапредметных результатов • анализировать и осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию; • выполнять сбор информации в несложных случаях; • оформлять результаты учебного исследования, учебного проекта; • публично представлять результаты учебных достижений. • выполнять работу индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов. в сфере личностных результатов • формировать портфолио учебных достижений. • использовать речевые средства в соответствии для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. Формирование универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к занятиям, интерес к отдельным видам спортивнооздоровительной деятельности; интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебно-тренировочной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств; эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах; чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений; установка на здоровый образ жизни; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности; первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела; представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье. Обучающийся получит возможность для формирования: понимания значения занятия спортом в жизни человека; первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности; представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий; представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям в спортивном кружке; адекватного понимания, с помощью тренера, причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала; устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности; осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения; Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на тренировочном занятии и задачи по освоению двигательных действий; принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств в избранном виде спорта указанную учителем, в учебно- тренировочном процессе; принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации; осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений тренировочной деятельности; оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивнооздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения; вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок; различать способ и результат собственных и коллективных действий. Обучающийся получит возможность научиться: вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности; оценивать технику выполнения упражнения по видам спорта одноклассником, проводить анализ действий игроков во время игры; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий; самостоятельно осваивать технику выполнения новых упражнений по схеме представленной учителем; осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств и роста результатов в избранном виде спорта; проводить самоанализ техники выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки; осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений; читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения; строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений; ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности; осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям; осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения; устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений; осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от вида спорта и конкретных условий; самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ; произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр; анализировать технику спортивных игр или выполнения упражнений, строя логичные решения, включающие установление причинно-следственных связей; выявлять связь занятий спортивной деятельностью с трудовой и оборонной деятельностью; характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности; использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; разрабатывать единую тактику занятий л. атлетикой, лыжами и в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде; договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника; контролировать свои действия в коллективной работе; во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру; следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности; контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах при занятиях л. атлетикой и лыжами; соблюдать правила взаимодействия с игроками; задавать вопросы для уточнения техники, тактики или правил игры. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях; при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения; аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников; последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром; осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Формирование и развитие компетентности в области ИКТ. Учащиеся научатся: -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.; -использовать информацию с учетом этических и правовых норм; -создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Раздел I. Теоретическая часть (5 ч.) 1.1 Вводное занятие. План работы. Правила поведения, режим работы. Физическая культура и спорт в России. Техника безопасности на занятиях по основным видам спорта программы. Физическая культура и спорт как важная составная часть воспитания. Значение физической культуры и спорта для трудовой деятельности человека и для укрепления обороноспособности государства. Основные требования и нормативы. 1.2 Оборудование мест занятий, спортивный инвентарь, требования к одежде. Требования безопасности к местам проведения занятий. Спортивный инвентарь, обувь, одежда, для занятий в спорт зале и на улице. П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Выбор спортивного инвентаря одежды, обуви. 1.3 Гигиена спортсмена. Режим дня школьника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Гигиена тела — уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта, ногами. Гигиеническое значение и правила применения водных процедур (умывание, душ, баня, купание, обтирание). Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. 1.4 Правила проведения и организация соревнований по видам спорта программы. 1ч. Положение о соревнованиях. Заявки на участие в соревнованиях. Допуск спортсменов к соревнованиям и отстранение от участия в соревнованиях. Обязанности участников. Дистанции по л. Атлетике и лыжам. Виды стартов. Прохождение дистанции.. Финиш. Определение времени и результатов. 1.5 Самостоятельные занятия физкультурой и спортом, самоконтроли физ. Нагрузки. Виды заданий для самостоятельных занятий учащихся в отдельных видах спорта. Роль разминки дл общей готовности организма занимающихся к нагрузкам. Контроль за физ. Развитием, физ. Подготовкой, функциональным состоянием чсс, дыхание. Раздел II. Практическая часть ( 28 ч.) 2.1 Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей физической подготовки как фундамента спортивного совершенствования спортсмена. Направленность специальных упражнении для развития необходимых физических качеств. Соотношение общей и специальной физической подготовки в юношеском возрасте. Практические занятия. Строевые упражнения. Общие понятия о строе и команде. Построения. Строй, шеренга, фланг, дистанция, интервал. Предварительная и исполнительная команды. Ходьба в строю. Повороты на месте и в движении. Перестроения, размыкания. Упражнения для развития быстроты. Бег с высоким подниманием бедра и переходом на быстрый бег. Бег на месте, под уклон, Семенящий бег. Повторный бег на 20-30 м с максимальной скоростью. Различные эстафеты. Подвижные и спортивные игры (лапта, ручной мяч, настольный теннис и др.). Упражнения для развития силы. Отжимания в упоре о стенку, скамейку и лежа; сгибание рук в сопротивлении с партнером; прыжки и ходьба на руках; различные броски набивных мячей и камней (вес 1—3 кг). Прыжки в высоту и длину с места, многоскоки на одной и двух ногах, выпрыгивание из глубокого приседа, приседание на двух и одной ноге. Наклоны, повороты, вращательные движения корпусом, поднимание ног в положении лежа, удержание угла в висе; различные упоры, висы, лазанье и перелезание. Упражнения для развития ловкости, гибкости и координации движений. Ходьба и бег по бревну, прыжки через препятствия и прыжковые упражнения из необычного исходного положения (дополнительно усложняемые движениями рук, ног и различными поворотами перед приземлением). Комплексы упражнений, состоящие из разноименных движений руками и ногами, с постепенным нарастанием темпа их выполнения. Удары по мячу, броски камней, палок, мячей с места и с разбега. Упражнения на равновесие. Различные упражнения на уменьшенной и повышенной опоре с движениями рук, ног, туловища; с поворотами и передвижением по гимнастической скамейке, буму, бревну. Упражнения для развития выносливости. Различные варианты ходьбы и бега. Кроссы. Езда на велосипеде, гребля, плавание, туристские походы, спортивные игры Упражнения на расслабление. Поочередное потряхивание расслабленными ногами и руками, вращение расслабленного туловища. Стоя на одной ноге (с опорой и без опоры руками), свободное раскачивание другой с максимальным расслаблением мышц. Лежа на спине, ноги вверху, встряхивание ног поочередно и одновременно, расслабленная езда на велосипеде. Различные упражнения на расслабление в парах. Поднимание рук вверх т постепенное опускание вниз расслабленных кистей, предплечий, плеч с наклоном туловища вперед. 2.2 Общие основы техники основных видов спорта программы. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитация попеременного отталкивания палками; имитация работы рук в положении одноопорного скольжения; имитация попеременного двухшажного хода в движении с палками; имитация одновременного бесшажного хода на месте; имитация одновременного одношажного и двухшажного хода в движении. Имитация полуконькового хода на месте и в движении. Упражнения, имитирующие спуски с гор в различных стойках. Имитация основной, высокой и низкой стоек (при прямом спуске и наискось) на равнине и на склоне 8—10°. Имитация стойки косого спуска на равнине и на склоне 10—12°. Общие основы техники и тактики лыжника-гонщика. Понятия о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники способов передвижения на лыжах.. Краткие сведения о тактическом применении различных способов: .передвижения на лыжах. Взаимосвязь техники и тактики в процессе совершенствования лыжника.. Практические занятия. Строевые упражнения на лыжах. Строевая стойка с лыжами в руках и на лыжах. Выполнение строевых команд, перестроения, переноска лыж и палок под рукой и на плече. Способы поворотов на месте. Переступанием (вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж), махом через лыжу, прыжком без опоры на палки. Игровые задания: кто лучше нарисует на снегу веер или снежинку; кто выполнит поворот прыжком на больший угол. Передвижение ступающим шагом по неглубокому и глубокому снегу; по пологому склону (2—4°) прямо; обходя деревья, кусты и другие препятствия. Передвижение скользящим шагом без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину (на равнине и под небольшой уклон). Способы лыжных ходов. Попеременный двухшажный, бесшажный, одношажный (основной, стартовый способ) и одновременный двухшажный. Полуконьковый ход. Игровые задания: 1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки. 2. Преодолеть за 6—8 скользящих шагов наибольшее расстояние. 3. Пройти скользящим шагом без палок 15-20 м с наименьшим количеством шагов. 4. Пройти заданный отрезок коньковым ходом с наименьшим количеством отталкиваний (на ровной местности и под небольшой уклон). 5. пройти отрезок скользящим шагом по лыжне, предварительно размеченной флажками. Расстояние между флажками один полный скользящий шаг. С овладением техникой скользящего шага расстояние между флажками постепенно увеличивается. 6. То же, но передвижение одновременными ходами— толчок палками около флажков. 7. Одновременным бесшажным ходом пройти 40—60 м с наименьшим количеством толчков палками. Способы подъемов: попеременным двухшажным ходом (ступающим и скользящим шагом), «полуелочкой», «лесенкой» (прямо, вперед), «елочкой». Способы спусков: в основной, высокой и низкой стойках (с узким и широким ведением лыж, с переносом веса вперед или назад), наискось. Преодоление неровностей (выката и встречного склона, спада, бугра, впадины). Способы торможения: «плугом», «упором». Способы поворотов в движении: переступанием, в «плуге». Задания для совершенствования горнолыжной техники: 1. В низкой стойке скатиться с горы как можно дальше. 2. Спуститься с горы вдвоем (втроем), держась за руки. 3. Во время спуска выполнить несколько переходов из высокой стойки в "низкую и обратно. 4. Спуститься вдвоем на одних лыжах. 5. Спуститься с горы на одной лыже. 6. Во время спуска пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной; то же, выпрямляясь между воротами. 7. При спуске собрать флажки, расставленные около лыжни справа и слева. 8. Различные эстафеты на лыжах с преодолением препятствий, спусков и подъемов, с выполнением поворотов и торможений лыжами на склоне. Развитие скорости передвижения: повторное прохождение отрезков до 100 м с отдыхом между повторениями до 3—4 мин; различные игры и эстафеты, требующие передвижения с большой интенсивностью коротких отрезков (до 80—100 м) дистанции. Например, игра «Сумей догнать» (объем скоростной работы в одном занятии может достигать 400—600 м). Развитие выносливости: равномерное передвижение со слабой и средней интенсивностью по слабо пересеченной местности до 25—30 мин (4 км мальчики, 3 км девочки); различные игры, требующие длительного передвижения с небольшой интенсивностью, например: «Охота на лис», «Секретный пакет», «Найди флажок». 2.3 Выполнение контрольных упражнений и нормативов. В детской группе, занимающиеся должны иметь положительные оценки за технику способов передвижения на лыжах и имитацию попеременного двухшажного хода в подъем 5—6° длиной 50 м; сдать нормативы; выполнить следующие контрольные упражнения: бег 60 м с низкого старта: девочки,—10,2 сек, мальчики—9,8 сек; прыжок в длину с разбега: девочки— 3 м; мальчики 3 м 40 см; подтягивание, на перекладине: девочки— 2 раза; мальчики—5 раз. Прием контрольных упражнений проводится на итоговых занятиях в форме соревнований. Сдача и защита учащимися докладов, сочинений, рефератов, по темам физкультура, виды спорта, ЗОЖ. ИКТ- защита детских проектов, прохождение устных тестовых заданий. Разнообразие форм и методов, используемых в процессе занятий, позволяет учитывать как коллективные, так и индивидуальные потребности и способности детей. Для усвоения программного материала: Словесные: рассказ, объяснение, беседа, инструктирование, опрос, разбор, обсуждение, словесная оценка и т.д.; Демонстрационные: показ движений, демонстрация наглядных пособий (рисунков, фотографий, плакатов, таблиц), кино- и видео- демонстрация; Методы разучивания упражнений: а) метод расчлененного обучения (выполнение подготовительных и подводящих упражнений при обучении сложным движениям по гимнастике); б) метод избирательного обучения (акцентируется отдельный элемент техники выполнения движения, например отталкивание в прыжке в длину с разбега); в) метод целостного обучения (выполнение легких и доступных упражнений в целом); г) метод строго регламентированного упражнения, который подразделяется на метод стандартно-повторного выполнения упражнений (упражнение выполняется при постоянной величине нагрузки и времени отдыха, в легкой атлетике и лыжах) и метод переменного выполнения упражнений (чередование величины нагрузки и времени отдыха в обе стороны); д) игровой метод (моделирование различных подвижных игр и эстафет, спортивные игры); е) соревновательный метод (деление на команды, проведение двухсторонних игр по волейболу, баскетболу, футболу по упрощенным и стандартным правилам). Для организации учебной деятельности на тренировочных занятиях: Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности учащихся: а) одновременное выполнение упражнений (в колоннах и шеренгах); б) попеременное выполнение упражнений (чаще практикую задания в парах); в) посменное выполнение упражнений (одинаковые задания выполняют сразу несколько человек) ; г) поточное выполнение упражнений (задание выполняется поочередно, один за другим). Звеньевая (групповая) организация деятельности (деление учащихся на группы по разным признакам: полу, физическому развитию, подготовленности); Индивидуальная организация деятельности (каждый учащийся выполняет определенные или заранее подготовленные упражнения; задания разделяются для сильных и слабых учеников); Круговая форма организации деятельности (упражнения разного вида выполняются на отдельных станциях с последующей сменой по кругу). В бесснежное время помимо игровых заданий, упражнений и подвижных игр, в подготовку детей и подростков включаются и элементы спортивных игр на уменьшенных площадках и по упрощенным правилам В зимнее время при обучении лыжным ходам с целью большего разнообразия занятий можно рекомендовать параллельное изучение двух лыжных ходов. Занятия на учебном круге должны обязательно чередоваться с занятиями на склоне. В течение одного урока могут быть 2-3 такие смены. На всех этапах обучения (ознакомления, разучивания, совершенствования) должен осуществляться дифференцированный подход по следующей схеме: 1. Деление учащихся на группы со сходной физической подготовкой и выполнение соответственных заданий; 2 . Выполнение индивидуальных заданий для сильных и слабых учеников; 3. Последовательный переход учащихся от решения одной части двигательной задачи к другой, более сложной и наоборот. Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода: 1. Подготовительный: - легкая атлетика; подвижные игры; волейбол; баскетбол (сентябрь, октябрь) - подвижные игры; волейбол; баскетбол (ноябрь, декабрь) 2. Соревновательный: - лыжный спорт (январь - март) 3. Переходный: - легкая атлетика; подвижные игры; волейбол; баскетбол (март - май) Срок реализации программы – один год Основная форма обучения: очная. Состав обучающейся группы: неоднородный (девочки и мальчики). Наполняемость группы – 15 человек. Периодичность проведения занятий - 1 час в неделю Общее количество часов в год: 33 часа. Форма обучения образовательного процесса: традиционная; включающая групповые, ученотренировочные занятия; с использованием элементов проектирования и ИКТ. ОФП Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс (33 часа;1 час в неделю) № Тема п/п 1. 2. 3. 4. Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Гимнастика *Всемирный день мира (21сентября) Подвижные и спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) Легкая атлетика *День рождения А.К. Серова (2 апреля) Всего часов Теоретические занятия Практические занятия 1 час 1час (в процессе занятия) 7 часов 1час (в процессе 6 часов занятия) 2часа (в процессе занятия) 11 часов 1 час (в процессе занятия) 11 часов 13 часов 12 часов Итого № п/п 33 часа 5 часов Наименование темы 3 Количество часов Теоретическ Практические ие занятия занятия 4 5 1 1 - 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 - 26 - 26 2 - 2 28 - 28 всего 1 2 Раздел I. Теоретическая часть (5 ч.) 1.1 Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Физическая, культура и спорт в России. Техника безопасности на занятиях по основным видам спорта программы. 1.2 Оборудование мест занятий, спортивный инвентарь, требования к одежде. 1.3 Гигиена спортсмена. 1.4 Правила проведения и организации соревнований по видам программы . 1.5 Самостоятельные занятия физкультурой и спортом, самоконтроли физ. нагрузки . Раздел II. Практическая часть (28 ч.) 2.1 Общая и специальная физическая подготовка Общие основы техники по видам спорта 2.2 Вводное, итоговое занятие (выполнение контрольных упражнений и нормативов). Итого: 28 часов Контрольные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств № п/ п Нормативы; испытания. 1 Бег 30 м (сек.) 2 Бег 1000 м ("+" - без учета времени) 3 Челночный бег 3х10 м (сек.) 4 Прыжок в длину с места (см) "5" "4" "3" м 5,6 7,3 7,5 д 5,8 7,5 7,6 (мин,сек.) м + + + д + + + м 9.9 10.8 11.2 д 10.2 11.3 11.7 м 155 115 100 д 150 110 90 м 1100 730 700 д 900 600 500 м + + + д + + + м + + + д + + + м 4 2 1 д 9+ 3 1- д 11.5+ 6 2- Подъем туловища из положения лежа на спине д (кол-во раз/мин) м + + + + + + Приседания (кол-во раз/мин) м + + + д + + + + + + 5 Выносливость 6 мин. бег 6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) 7 Отжимания (кол-во раз) 8 Подтягивания (кол-во раз) 9 Гибкость наклон вперёд из положения сидя 10 11 12 Многоскоки- 8 прыжков м. м д 13 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и м левой ноге (кол-во раз). д 14 Ходьба на лыжах 1 км. + - без учёта