Театр

1. Комплекс основных характеристикпрограммы.
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Юный актёр» художественной направленности разработана в соответствии
сосновополагающими документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный Закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг
в социальной сфере».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4.
Стратегия
развития
воспитания в
РФ
на
период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
10.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
13.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
14.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
1

образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества
(общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».
16.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории
Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных
образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств)».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 10.08.2023 № 932-Д «О внесении изменений в регламент проведения
независимой
оценки
качества
(общественной
экспертизы)
дополнительных
общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерством образования и
молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08.2023 № 963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом».
20.
Постановление Администрации СГО от 18.08.2023 г. №1257 «О некоторых
мерах правового регулирования вопросов, связанных с оказанием муниципальной услуги
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальными сертификатами».
21.
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей Центр детский (подростковый) «Эдельвейс» от
27.12.2021 года № 1704.
22.
Рабочая программа воспитания МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс».
Актуальность программы
Реализация программы позволяет путем приобщения к театрализованной
деятельности решать разнообразные воспитательные задачи, развивать творческие
способности детей и подростков, учит видеть прекрасное в жизни и людях, развивает
стремление; дает возможность детям расширить свой социальный опыт; способствует
общему развитию личности ребенка.
Образовательная деятельность по ДООП «Юный актёр» имеет свои принципы,
свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора –
побудителя познавательной деятельности (по словам Н.К. Беспятовой). Индуктор –
предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает обучающимся пробиться
через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту
реальность, которая им соответствует, а всё остальное делает невидимым. Прозреть,
увидеть, озадачить, а затем уж организовать поиск – желанная цепочка действий, в
которую педагог включает детей, придумывая индуктор.
Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры
каждого человека. Это проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда
хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном
пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё
накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не
учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей. Правильная, ясная
2

речь характеризует правильное мышление. «Речь — это человек. Нет речи - нет человека»,
- писал известный деятель русского театра кн. Сергей Волконский.
Одним из средств воспитания культуры речи является искусство художественного
чтения, художественная декламация – творческое воплощение литературного
произведения в звучащем слове. Приобщать детей к чтению, научить их радоваться
каждому новому литературному открытию, помочь подросткам освоить читательские и
исполнительские навыки, интеллектуально и духовно развиваться – эти задачи актуальные
сегодня, значимые для школьников старших классов, педагогически целесообразные,
решает программа «Юный актёр», ставит перед собой задачу чистоты авторского слова.
Актуальность данной общеразвивающей программы раскрывается через
соответствие образовательной программы нормативным правовым актам и
государственным программным документам. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Дополнительное
образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей и взрослых…», следовательно, современное общество и организации
дополнительного образования заинтересованы в появлении современных кружков
художественной направленности в области хореографии.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р.) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как
социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию,
творчеству, труду и спорту.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по
сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации
ряда аспектов, в том числе возможность на практике применить полученные знания и
навыки, разновозрастный характер объединений. Представленная программа
соответствует запросам современного общества, ориентирована на продуктивные
результаты.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена спросом на
подобного рода развивающие программы. Важность проблем художественной
направленности подчёркивает значимость художественного образования детей.
Способствует использованию познавательных и воспитательных возможностей,
предметов художественной направленности, формирующих у обучающихся творческие
способности, чувство прекрасного, художественный вкус, нравственность. Поэтому
работа ведется с учетом личностно – ориентированного подхода, согласно которому
ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Отличительной
особенностью
данной
программы является естественное
соединение двух искусств: литературы и театра, что позволяет усилить познавательную и
нравственную роль литературно-театрального воспитания, развитие фантазии и
наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств,
пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному
формированиюпсихической деятельности подростков.
Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства
(интонация, мимика, жест, пластика) познакомит обучающихся с содержанием
литературных произведений, научит воссоздавать конкретные образы, чувствовать
события, взаимоотношения между героями произведения. А также поможет в освоении
школьных предметов гуманитарного цикла, логически верно и грамотно излагать мысли в
сочинениях и на уроках, активнее думать и размышлять, повысит мотивацию к чтению
литературных произведений.
Предлагаемая программа, безусловно, является значимой, потому что реализуется в
городе, который, по праву, считается культурной и театральной столицей Урала.
Воспитание культурного человека, творческой и активной личности, владеющей красивой
3

грамотной речью и сохраняющей прекрасные традиции языка своей страны, является
важной и актуальной задачей.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку
отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся,
ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений
профессионального образования, требования социума, общественности, государства.
Программа направлена на развитие творческих способностей детей в возрасте от 10
до 16 лет. В эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умственного,
нравственного и физического развития ребенка. Формируется личность человека.
Возрастные особенности детей 10-14 лет.
В этом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками.
Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для
подростков очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто
страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.
Дети наиболее активны на занятиях и еще не утеряли той детской
непосредственности, которая так выгодно отличает их от подростков. Однако они уже
приобрели много знаний, у них развивается чувство коллективизма. Опыт работы
показывает, что основу коллектива должны составлять дети именно этого возраста.
Возрастные особенности детей 15-16 лет.
Занятия с учащимися в возрасте 15-16 лет имеют систему организации сложнее, это
связано с изменениями физиологических процессов организма в подростковом возрасте.
Учебный процесс предполагает более сложную систему развития исполнительских
навыков. Большое внимание уделяется повторению и закреплению материала.
В этом возрасте происходит переоценка сил, стремление выделиться, но и
стремление к анализу и самоконтролю. От педагога требуется особое внимание,
осторожность при постановке задач перед детьми: не подчеркивать значение результата,
не ориентировать на высокие достижения, но и не сомневаться в возможностях ребенка
сделать задание хорошо. Педагогу необходимо выявлять, поддерживать и направлять
стремления, воспитывать привычку к волевым усилиям – настойчивость, выдержку,
уверенность, – давая посильные задания.
Программа разработана с учётом особенностей развития и потребностей детей
подросткового возраста, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм
поведения и общения. В этот период закладывается его жизненная позиция, появляется
стремление к реализации своих способностей, потребность дифференцировать то, что
действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем, формирует навыки
коммуникации, необходимых ребенку в процессе его обучения и социализации.
Комплектование групп производится с учетом возрастных особенностей детей. В
группы зачисляются дети, пришедшие в коллектив без какой-либо специальной
подготовки, имеющие физические возможности и желание к занятиям творчеством.
Приём детей ведётся по заявлению родителей.
Наполняемость групп составляет до 15 человек. Дети в разновозрастных группах,
объединены общими интересами. На занятиях при распределении умственной и
физической нагрузки учитываются, возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся. Подача материала на занятиях предполагает методы, формы, разбивку на
мини подгруппы соответствии с возрастом. Состав групп на протяжении учебного года постоянный.
Программа составлена на один календарный год реализуется в период с января по
декабрь (с учетом каникул). Занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.
4

Режим занятий: Во II полугодии 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 15 минут.
Объём программы, количество часов во II полугодие - 68.
Срок освоения программы: программа рассчитана на реализацию в течение 9
месяцев (36 недель) одного календарного года с учетом каникул. Продолжительность
периодов обучения: I полугодие – 20 недель, II полугодие – 16 недель.
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательная программа реализуется в форме традиционной модели,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
учебного года в одной образовательной организации.
Уровень программы - базовый. В программе предусмотрено использование и
реализация таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной
картины
в
рамках
содержательно-тематического
направления
общеразвивающей программы.
Форма обучения по программе - очная.
Формы организации на занятиях: фронтальная, индивидуально-групповая;
групповая (упражнения по аэробике, детским и современным танцам).
Подача теоретического материала, организация работы с детьми на занятиях
осуществляется путем применения различных форм, методов и приемов, учитывающих
индивидуальные и возрастные особенности обучающихся внутри разновозрастной
группы. Физическая нагрузка на занятии равномерно распределяется в мини подгруппах,
учитывая возможности каждого ребенка.
Основной формой организации процесса обучения является групповое занятие.
Видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются следующие:
−
комбинированное занятие, примерная структура которого представлена в
разделе «Методические материалы»;
−
практическое занятие (репетиции);
−
ролевые игры;
−
этюдная работа.
Методы обучения, применимые на занятиях:
- словесный (беседа, рассказ);
- объяснительно-иллюстративный;
- наглядно-демонстрационный (образцы, дидактический материал);
- практическая работа.
Педагогические технологии, используемые педагогом при подготовке и
проведении занятий:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- коллективного взаимообучения;
- дифференцированного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология коллективной творческой деятельности.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: текущий, промежуточный, итоговый контроль. Формы
контроля: наблюдение, опрос, отчетное мероприятие (спектакль); открытое занятие
(творческий отчет).

5

1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование технической и эстетической базы для
восприятия и воспроизведения литературных произведений средствами театрального
творчества.
Задачи программы
Обучающие:
−
обучать подростков осознанному восприятию литературных произведений,
работе над литературным материалом (круг жизненных явлений, событий и проблем,
основная мысль, замысел);
−
обучать логическому разбору и постановке действенной задачи при
исполнении художественного произведения:
−
дать знания в области техники речи, орфоэпии;
−
ознакомить с возможностями различной исполнительской трактовки
произведения.
Развивающие:
−
развивать навык осмысленной ясной, грамотной речи в быту и в условиях
сценической деятельности обучающихся;
−
развивать мышление, образное видение, внимание, зрительную память,
чувство ритма и координацию движений;
−
развивать органику поведения (снимать зажатость, закомплексованность).
Воспитательные:
−
воспитывать любознательность, доброжелательность, отзывчивость;
−
способствовать развитию общей культуры и культуры поведения в
обществе; расширению круга чтения;
−
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками.
1.3 Планируемые результаты.
Предметные:
−
Умение определить жанр, вид произведения, дать анализ сюжетных
перипетий;
−
Умение самостоятельно проанализировать литературное произведение с
дальнейшим его исполнением;
−
Умение контролировать звук и интонации своего голоса;
−
Умение определять
характерность
персонажа
произведения по
его речевым характеристикам.
Метапредметные:
−
Владение устной речью, монологической контекстной речью;
−
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности;
−
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания и критерии строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы.
Личностные:
−
демонстрация личностных качеств (любознательность, доброжелательность,
отзывчивость и др.);
−
приобщение к культуре; расширение круга чтения;
−
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
6

1.4. Воспитательный потенциал программы.
Цель воспитательной работы: приобщение обучающихся к культурному наследию
России при освоении театрального искусства.
Задачи воспитательной работы:
− воспитывать любознательность, доброжелательность, отзывчивость;
− способствовать развитию общей культуры и культуры поведения в обществе;
расширению круга чтения;
− воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе освоения программы демонстрируют личностные качества
(любознательность, доброжелательность, отзывчивость и др.) через занятия театральным
искусством. Обучающиеся приобщаются к культуре; расширяют круг чтения. Проявляют
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Формы проведения воспитательных мероприятий: театральная постановка,
открытое занятие.
Методы воспитательного воздействия:
• методы формирования сознания личности (беседа, дискуссия, рассказ, объяснение,
пример);
• методы стимулирования деятельности и поведения (поощрение авторов лучших
работ, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания, возможность
проведения авторских мастер-классов).

7

1.2. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план.
№
п/п Название раздела,темы

Количество часов
Всего
Теория

Введение

Практика

Формы контроля/
аттестации

Опрос

2

2

0

1. Блок 1. Техника речи

49

14

35

1.1. Дыхание. Основы.
Дыхательноартикуляционные
комплексы с движением

14

4

10

Беседа,
наблюдение
показ упражнений,тренингов

1.2. Ряд гласных. Основыголосоведения
Дикционные комплексыс движением и
ролевымкомпонентом.
Развитие силы голоса

12

2

10

Беседа,
наблюдение
показ упражнений,тренингов

1.3. Дикция. Речевые игры на развитие
активности согласных
Скороговорки с сюжетно-ролевым
компонентом
2. Блок 2. Орфоэпия

23

8

15

Беседа,
наблюдение
показ упражнений,тренингов

17

4

13

2.1 Произносительные нормы современного
русского языка и ошибки в бытовой
речи

7

2

5

Беседа, показ творческих
заданий (этюдов),
наблюдение

2.2. Зависимость произносительных
норм
от
ударения
в
слове

10

2

8

Беседа, показ творческих
заданий (этюдов),
наблюдение

Блок 3. Логическийанализ текста

54

8

46

3.1. Речевые такты и логические паузы
Логика словесного действия и
композиционный анализ произведения.

12

2

10

Беседа, показтворческих
заданий,
наблюдение

3.2. Логические ударения.
Главное слово или словосочетание в
речевом такте.

10

2

8

Беседа, показ творческих
заданий,

3.3. Тема. Идея. Сверхзадача
Исполнение поэтических ипрозаических
произведений

32

4

28

Показ творческихзаданий,
наблюдение

10

78

3

4.

Блок 4. Постановка малых
театральных форм

88

4.1. Постановка малыхтеатральных форм:
литературного
спектакля. Литературно
– музыкальнойкомпозиции
5. Блок 5. На сцене!

88

5.1 На сцене!

ИТОГО:

216

10

78

6

-

6

6

-

6

38

Показ творческих работ,
спектакль, литературномузыкальнаякомпозиция

Отчётное
мероприятие. Анализ
работы.

178

Содержание учебного (тематического) плана.
Введение.
Теория: Знакомство с группой. Цель курса. Правила поведения на занятии и в
учреждении. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Блок 1. Техника речи
1.1. Дыхание. Основы
Теория: Техника речи и роль изучения её разделов в сценической деятельности, в быту.
Первостепенная рольправильного дыхания.
Практика:
Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением.
Практические упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса,
межрёберных мышц стоя, сидя, в движении. Выполнение в игровой форме дыхательной
гимнастики.
1.2. Ряд гласных. Основы голосоведения
Теория:Развитие силы голоса. Элементарные сведения об анатомии, физиологии и
гигиене речевого аппарата, о понятиях: диапазон голоса, тембр, регистр, резонатор.
Практика:
Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом
Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и освобождение от
ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
1.3. Дикция. Речевые игры на развитие активности согласных
Теория: Дикционная культура.
Практика: Упражнения для развития речевого аппарата, освобождения от мышечных
зажимов, артикуляционная гимнастика, сочетания гласных и согласных. Игровой комплекс
«Активные согласные». Работа над скороговорками с сюжетно - ролевым компонентом
Блок 2. Орфоэпия
2.1. Произносительные нормы современного русского языка и ошибки в бытовой
речи
Теория: Необходимость овладения грамотным произношением в жизни и на сцене.
Практика: Упражнения в игровой форме «Говорим правильно» на тему ошибок в
бытовой речи. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных
2.2. Зависимость произносительных норм от ударения в слове
Практика: Игра «Волшебные слова» на тему смыслоразличительного значения ударений
(из слов на карточках скачки-скачки, атлас-атлас, уже-уже, дорога- дорога и т.п.) необходимо
одной команде составить, а другой – прочитать предложения с различным значением. Игра
«Скажу неверно, а ты поправь!». Работа в парах. Один сознательно неверно произносит, другой
- исправляет. Развитие навыка пользоваться словарём для проверки правильности ударений.
Блок 3. Логический анализ текста
3.1. Речевые такты и логические паузы
Теория: Донесение мысли в звучащей речи. Логика речи. Речевые такты, как группы
слов, связанные единой мыслью. Логические пауз для разделения и связывания речевых тактов.

Графическое обозначение речевых тактов и видов логических пауз (основные: соединительные,
разделительные и люфт-пауза) при логическом разборе текста в репертуарной тетради чтеца и
актёра.
Практика: Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА». На усмотрение педагога - выбор
литературного, сказочного или бытового героя, который, «расшифровав» маршрут на речевой
карте из 1-3-х несложных предложений (совершив графическую разбивку на речевые такты,
обозначив паузы и главные слова), достигает цели.
3.2. Логические ударения. Главное слово или словосочетание в речевом такте
Теория: Выделение главных слов или словосочетаний в речевом такте, фразе, куске.
Основные знаковые обозначения главных и второстепенных логических ударений.
Практика: Игра «Путешествие в страну ЛОГИКА». На усмотрение педагога - выбор
литературного, сказочного или бытового героя, который, «расшифровав» маршрут на речевой
карте из 1-3-х несложных предложений (совершив графическую разбивку на речевые такты,
обозначив паузы и главные слова), достигает цели.
3.3. Тема. Идея. Сверхзадача
Теория: О чём нам рассказал автор? Определение главной мысли произведения. О чём я
хочу рассказать? Чем бы я хотел увлечь? О чём должен поразмыслить слушатель и зритель
после моего исполнения?
Практика: Беседа с ответами на данные вопросы в группе. Определение эвристическим
методом понятий тема, идея, сверхзадача и определение их на примере конкретных
произведений.
Исполнение стихотворений и прозаических произведений с предварительным разбором
идейно-тематического содержания, авторского и личностного отношения.
Блок 4. Постановка малых театральных форм
4.1.
Постановка литературного спектакля, литературно-музыкальной
композиции.
Практика: демонстрация творческих работ.
Блок 5. На сцене!
5.1. На сцене!
Практика: отчетное мероприятие (спектакль,литературно-музыкальная композиция).

2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Основные характеристики образовательного
процесса
Начало образовательного процесса
Количество учебных недель, всего
Количество учебных недель в I полугодии
Количество учебных недель во II полугодии
Количество учебных дней всего
Количество учебных дней в I полугодии
Количество учебных дней во II полугодии
Количество часов в неделю в I полугодии
Количество часов в неделю во II полугодии
Количество всего часов по программе
Каникулы

09.01.2024 г.
36
20
16
108
60
48
6
6
216
01.01.2024 - 08.01.2024,
28.05.2024 - 08.09.2024
12. Учебные периоды (I/II полугодие)
09.01.2024 - 27.05.2024,
09.09.2024 - 29.12.2024
Аттестация проводится по окончанию изучения каждого раздела, образовательного
модуля или по итогам периода обучения (полугодие/год).
Сроки проведения промежуточной/итоговой аттестации определяются педагогом
дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу.
Режим занятий: в I полугодии 3 раза в неделю по 2 академических часа, во II полугодии 3
раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 15 минут.

№
1.

2.2 Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение (в расчете на одну группу).
Помещение для занятий:
1.
Кабинет.
2.
Сценическая площадка в зале.
Оборудование
Количество /шт.
Стулья
12

2.
3.
4.
5.
6.

Музыкальная колонка
Проектор для просмотра танцевальных движений
Звуковоспроизводящая аппаратура
Ноутбук
Диски и кассеты с записями музыкального
сопровождения для пластических и танцевальныхтренингов и
гимнастик.

1
1
2
1
19

7.

Концертные костюмы.

На каждого
обучающегося

Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует один педагог дополнительного образования,
имеющий среднее профессиональное образование, прошедший курсы повышения
квалификации/ переподготовки для педагогов дополнительного образования по профилю
программы.
Методическое обеспечение.
Общая характеристика образовательного процесса:
Содержание курса распределено по разделам:
1.
Техника речи (дыхание, голосоведение, дикция).
2.
Орфоэпия.
3.
Логический анализ текста.
4.
Постановка литературного спектакля, литературно-музыкальнойкомпозиции.
В процессе обучения используется комплексный подход, то есть на каждом занятии
изучаются темы из разных блоков.
Обучение проходит в форме комбинированных занятий, состоящих из теоретической
части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания. В то же
время часть занятий проходит в виде беседы, в ходе которой эвристическим методом
обучающиеся выявляют ту или иную проблему, обсуждают и пытаются найти наиболее
интересный способеё решения.
Примерная структура занятия:
1. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы.
2. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды.
3. Этюды на развитие культуры речевого общения.
4. Логический разбор произведений различных жанров и их исполнение.
5. Постановочная работа (репетиции)
6. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания.
Каждый раздел требует особенного методического подхода.
Например,
в разделе «Техника
речи» необходимо
обратить особое
внимание на начальный этап практических занятий, где закладываются основы правильного
дыхания, голосоведения и дикционной культуры. Упражненияпроводятся в игровой форме,
но важно проконтролировать правильностьвыполнения.
Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в
упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели.
Особое внимание уделяется активности согласных по специально созданному курсу
упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой
мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным,
ненапряжённым звучанием голоса. Также проводятся беседы и практический показ
упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового
аппарата.
Необходимо придерживаться принципа постепенного освоения материала – «от
простого к сложному».
После интерактивной беседы необходимо выполнить несколько практических
упражнений на сценическое общение и словесное действие, как бы соединив практические и
теоретические навыки.
В разделе «Логический анализ текста» при работе над текстом исполняемого
художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной работе с
обучающимся. Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений
для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях
авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени,
освещаемом в исполняемом произведении. Так постепенно обучающийся обращается к методу
исследовательской деятельности.
Раздел постановка малых форм (литературный спектакль, эстрадная миниатюра, литературная
композиция и др.) даёт возможность более эффективной работы в условиях одногодичного
курса над развитием индивидуальных способностей детей, умения импровизировать и

углубленной
работы
над
драматургическим
или
литературным
произведением.
Короткометражность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности
выразительных средств, лаконизма, динамики, предусмотренных содержанием программы
«Юный актёр». Важным элементом каждого занятия является обсуждение, рефлексия.
В процессе изучения предмета дети приобщаются к различным видам творческого труда,
совершенствуют образное мышление, освобождаются от психофизических зажимов,
вырабатывают свободное словесное общение в быту и перед аудиторией, исправляют
индивидуальные дикционные недостатки.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
− диалоговые технологии: в ходе постановки и решения учебно- познавательных задач
связаны с созданием коммуникативной среды расширения пространства сотрудничества на
уровне «педагог – обучающийся»,
«обучающийся – обучающийся», «педагог – автор», «обучающийся – автор»;
− игровые технологии: игровая форма взаимодействия педагога и обучающегося через
реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля). Образовательные задачи
включены в содержание игры.
− Артпедагогические и арттерапевтические технологии:
− Имаготерапия (И. П. Вольпер, Н. С. Говоров) опирается натеоретические положения
об образе, а также о единстве личности и образа. Задачи имаготерапии: укрепить и обогатить
эмоциональные ресурсы (эмоциональная память по К.С. Станиславскому), коммуникативные
возможности; развивать способность к творческому воспроизведению образа (развитие
фантазии и воображения, моделирование образа через движение, интонации и пластику);
тренировать способность к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитать
способность адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, принимая
образ, соответствующий течению событий (актёрские этюды «Я» в предлагаемых
обстоятельствах»);создать в процессе имаготерапии определённый творческий интерес,
обогащающий жизнь новым содержанием.
− Сказкотерапия: сказка – литературный жанр, который позволяетсвободно мечтать и
фантазировать, в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством
сказочных образов, с которыми дети идентифицируют себя, они находят выход из сложных
жизненных ситуаций, усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло;
•
информационно-коммуникационные,
•
здоровьесберегающие.
Методические материалы.
№п/п Название раздела, темы Материально-техническое
Формы, методы, приемы
оснащение, дидактикообучения.Педагогические
методическийматериал
технологии
Техника речи
Музыкальныйцентр
Мультимедийное
оборудование Компьютер диалоговые, игровые,
персональныйСпортивное информационнооборудование(маты, коммуникационные,
спортивныековрики, здоровьесберегающиетехнологии
помпоны)
1.
Медицинскаяаптечка для
оказания первой
медицинскойпомощи.
Орфоэпия
Музыкальныйцентр
Мультимедийное
диалоговые,
оборудование Компьютер информационноперсональный
коммуникационные
2
Медицинскаяаптечка для артпедагогические и
оказания первой
арттерапевтические технологии
медицинской помощи.

Формы учебного
занятия

Беседа,
наблюдение,показ
упражнений,тренингов

Беседа, показ
творческих заданий
(этюдов),
наблюдение

Логический
анализ текста
3

Постановка малых
театральныхформ
(литературного
спектакля,
литературномузыкальной
композиции)

4

На сцене!
5

Музыкальныйцентр
Мультимедийное
оборудование Компьютер
персональный
Медицинская
аптечка для оказания
первой
медицинскойпомощи.
Музыкальныйцентр
Мультимедийное
оборудование Компьютер
персональный
Медицинскаяаптечка для
оказания первой
медицинской помощи.

Беседа, показ
артпедагогические и
творческих заданий
арттерапевтические технологии: наблюдение
имаготерапия, сказкотерапия,
информационнокоммуникационные.

диалоговые,
информационнокоммуникационные
артпедагогические и
арттерапевтические технологии

Музыкальный
диалоговые,
центр Мультимедийное информационнокоммуникационные
оборудование
Компьютер персональный артпедагогические и
коврики.
арттерапевтические технологии

Показ творческихработ,
спектакль, литературномузыкальная
композиция

Собеседование,
отчетное
мероприятие,
выступление на
конкурсах

Обеспечение методическими видами продукции
Учебные пособия
1. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 1986. - 320
с.
2. Пиз Алан, Барбара. Новый язык телодвижений. - М.: Эксмо, 2006. – 241
с.
3. Кох И. Основы сценического движения. - М.: Искусство, 1970. – 156 с.
4. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М: Искусство, 1983. – 424
с.
Методические материалы
1. Архив образцов художественного чтения. Записи мастеров эстрады - И.Андронникова,
Н. Журавлёва и др. - Режим доступа: http://gold.stihophone.ru
Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
2. Видеоэкскурсия
«Волшебный
мир
театра».
Санкт-Петербургский
государственный музей театрального и музыкального искусства
https://vk.com/video-199811440_456239063
3. Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению кукол.
https://vk.com/video-199811440_456239052
4. «ВЕШАЛКА» фестиваль театральных школ Петербургаhttps://vk.com/video199811440_456239037 https://vk.com/video-276_456239050
https://vk.com/video-276_456239153
5.

Мастер-класс по сценической речи. Тема: "Разминка. Дыхание. Голос.Артикуляция"
https://vk.com/video-151843174_456239375

6.

Мастер-класс по сценическому движению
https://vk.com/video-151843174_456239376
Мастер-класс по актёрскому мастерству
https://vk.com/video-151843174_456239377

7.

8.

Мастер-класс онлайн "Голосо-речевой тренинг актёра: от дыхания кзвуку и слову"
https://vk.com/video-199811440_456239022

9.

https://vk.com/video-199811440_456239063
Мастер-класс по актерскому мастерству и пластике «Энергия. Свобода.Смелость.
Удовольствие»
Дидактические материалы

1.

Компакт-диски и видео с записями исполнения литературных
произведений мастеров чтецкого жанра.
Сборники упражнений и тренингов по технике речи, сценической речи,сценической
пластике.

2.

2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Виды и формы контроля, а также цель и время их проведения указаны в таблице.
Виды контроля,сроки

Содержание

Констатировать исходныйуровень
творческого
развития обучающихся
(в Выявление ошибок и успеховв освоении
всего материала

Вводный (входящий)
Текущий
течение
учебного года)

Итоговый
(аттестация):конец
всего курсаобучения

определение уровня
сформированности знаний,умений и
навыков по окончании всего курса
обучения по программе

Формы
аттестации/контроля
собеседование, творческийпоказ (чтение
текста)
собеседование, творческийпоказ

спектакль собеседование(тест), отчетное
мероприятие (спектакль);открытое
занятие
(творческий отчет).

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении аттестации. Сроки
проведения аттестации (предпоследняя учебная неделя 2-го полугодия) устанавливаются
администрацией образовательной организации и фиксируются в общем учебном плане.
Оценочные материалы
Оценочные
материалы
(см.
Приложение)
необходимы
для
установления
соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля
образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения дополнительной
общеразвивающей программы по итогам аттестации - Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной общеразвивающей программе.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие формы
определения результативности освоения программы: собеседование, творческий отчет (показ
творческих работ), спектакль.
Оценка творческой работы осуществляется в соответствии с основными критериями:
− дикционная культура, соблюдение орфоэпических законов, логики речи;
− выразительное, богатое интонационно, точное, эмоциональное исполнение
произведений различных жанров;
− донесение авторской задачи, подтекста;
− работоспособность, успешная самостоятельная работа по освоению навыков
чтецкого жанра, дисциплина, самоконтроль.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом педагогического
наблюдения.

Характеристика оценочных материалов

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля/
аттестации

Диагностический
инструментарий (формы,
методы,
диагностики)

педагогическое
− демонстрация личностных качеств (любознательность, доброжелательность, Выраженность интереса к
занятиям;
наблюдение
отзывчивость и др.);
Самооценка деятельности на
− приобщение к культуре; расширение круга чтения;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных занятиях;
Ориентация на общепринятые
социальных ситуациях.
моральные нормы и их
выполнение в поведении;
Планируемые результаты
Критерии оценивания
Виды контроля/
аттестации

Мониторинг личностного
развития

Личностные

Диагностический
инструментарий (формы,
методы,
диагностики)

Метапредметные
-Уровень
развития
педагогическое
−
Владение устной речью, монологической контекстной речью;
наблюдение
−
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с познавательной
задачей коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей и активности,
самостоятельности
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
−
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, Произвольность деятельности;
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии строить Уровень развития контроля;
к
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по Способность
сотрудничеству
аналогии) и делать выводы.

Мониторинг личностного
развития

16

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля/
аттестации

Предметные
−
Умение определить жанр, вид произведения, дать уровень теоретической подготовки:
соответствие теоретических знаний программным
анализ сюжетныхперипетий;
−
Умение
самостоятельно
проанализировать требованиям;
литературное
произведение
с дальнейшим его
осмысленность и свобода использования специальной
исполнением;
−
Умение контролировать звук и интонации своего терминологии;
голоса;
уровень практической подготовки:
−
Умение
определять
качество выполнения
характерность
персонажа
практического задания; аккуратность и ответственность
произведения по его речевым характеристикам.
при работе;
свобода владения специальным оборудованием и
оснащением;
креативность в выполнении заданий

собеседование

Диагностический
инструментарий (формы,
методы,
диагностики)
Мониторинг результатов
обучения по ДОП
Критерии оценки творческой
работы

-Выполнение творческой
работы и ее презентация;
спектакль

17

3. Список литературы.
Литература для педагога:
Нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

1.
Федерации».
2.
Федеральный Закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг в
социальной сфере».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).
4.
Стратегия
развития
воспитания в
РФ
на
период до 2025
года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678р.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
10.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
11.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12.
Письмо Минобрнауки
России
от
28.08.2015
№
АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
13.
Письмо Минобрнауки
России
от
29.03.2016
№
ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
14.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».
16.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории
18

Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных
образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных
программ в области искусств)».
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 10.08.2023 № 932-Д «О внесении изменений в регламент проведения независимой
оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных
программ, утвержденный приказом Министерством образования и молодежной политики
Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08.2023 № 963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом».
20.
Постановление Администрации СГО от 18.08.2023 г. №1257 «О некоторых
мерах правового регулирования вопросов, связанных с оказанием муниципальной услуги
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными
сертификатами».
21.
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования детей Центр детский (подростковый) «Эдельвейс» от
27.12.2021 года № 1704.
22.
Рабочая программа воспитания МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс».
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Андроников И.Л. Я хочу рассказать вам... - М.: Советский писатель,1962. -137
с.
2.
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М: Просвещение,
1972. - 383 с.
3.
Бруссер А.М. Основы дикции. – М: Просвещение, 2003. - 88 с.
4.
Булатова Л.Н., Касатникн Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских говорах. – М:
Просвещение, 1975. - 188 с.
5.
Введенская Л.А. Словарь ударений для работников радио и телевидения –М:
Феникс, 2012. - 352 с.
6.
Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном
возрасте. – М:
Просвещение, 1988. - 96 с.
7.
Галендеев В.Н., Кирилова Е.Н. Групповые занятия сценической речью. – Л:
Театр, 1983. - 135 с.
8.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М: Просвещение, 1980. - 320 с.
9.
Даль В.И.
Толковый словарь живого
великорусского
языка. –
М:Просвещение, 1978. - 699 с.
10.
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. - М.: Просвещение, 1974. -128 с.
11.Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное
пособие. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 495 с.
12.Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М: Искусство, 1970. - 160 с.
13.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М: Просвещение, 1985.
- 396 с.
14.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М: Просвещение, 1977. - 152с.
15.
Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М: Просвещение, 1967. - 238 с.
16.Оссовская М.П. Орфоэпия. – М: Просвещение, 1998. -, 124 с.
17.
Петрова А.Н. Сценическая речь. – М: Театр, 1983. - 191 с.
19

18.
19.
20.

2001. - 240 с

Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. Т. 3.- М: Сов.Россия, 1995
Филимонов Ю.С. Заметки о слове на эстраде. – М.: Сов. Россия, 1976, 47 с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М: Эксмо,

21.
Формановская Н.Н. Употребление русского речевого этикета. - М.: Русский
язык, 1994. - 193 с.
Литература для обучающихся (родителей):
1.
Повесть временных лет
2.
Новгородские былины
3.
Завещание Владимира Мономаха
4.
Калевала
5.
Гомер. Одиссея, Илиада
6.
Махабхарата. Рамаяна
7.
Старшая Эдда. Младшая Эдда
8.
Исландские саги
9.
Песнь о Нибелунгах
10.
Песнь о Роланде
11.
Песнь о моем Сиде
12.
А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Повести Белкина. Пиковая дама
13.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени
14.
Н.В.Гоголь. Мёртвые души. Петербургские повести. Шинель. Вечера на
хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба
15.
Поэзия
Ломоносова, Державина, Радищева,
Жуковского,
Некрасова,Жемчужникова, Тютчева, Фета, Баратынского
16.
М.Е.
Салтыков-Щедрин. История одного
города.
Сказки. ГосподаГоловлёвы
17.
И.С.Тургенев. Ася. Отцы и дети. Записки охотника
18.
Н.С.Лесков. Левша. Тупейный художник
19.
Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат. Война и мир
20.
М.Горький. Песня о Соколе. Челкаш. Дед Архип и Ленька. Сказки об
Италии
21.
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот
22.
А.П.Чехов. Рассказы
23.
И.Бунин. Рассказы. Жизнь Арсеньева
24.
М.Булгаков. Белая гвардия
25.
А.Аверченко. Юмористические рассказы
26.
М.Зощенко. Юмористические рассказы
27.
Н.Тэффи. Юмористические рассказы
28.
Поэзия Серебряного века. В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева, О.
Мандельштам, А. Белый, А. Ахматова, В. Ходасевич, Д. Мережковский
29.
Поэзия Блока, Есенина, Маяковского
30.
И.С.Шмелев. Лето Господне
31.
В.М.Шукшин Рассказы
32.
Прозаические произведения о Великой отечественной войне Б. Горбатова, Э.
Казакевича, А. Бек, В. Некрасова, В. Быкова, Ю. Бондарева, В.Богомолова, Г. Бакланова, К.
Воробьёва, В. Васильева
33.
А.Твардовский. Василий Тёркин. За далью даль
34.
В. Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матёрой. Живи и помни
35.
А.Дюма. Три мушкетера
36.
В.Скотт. Айвенго
37.
Э.-Т.-А. Гофман. «Золотой горшок». «Кавалер Глюк»
38.
Дж. Г. Байрон. Стихотворения. Корсар
39.
В.Гюго. Отверженные. Собор Парижской богоматери
20

Приложение

Пара- метры

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг развития личности обучающихся
Критерии

Выраженность
интереса к занятиям;
- Самооценка
деятельности на
Мотивация занятиях;
Ориентация на
общепринятые
моральные нормы и их
выполнение в
поведении;

Познава
-тельная
сфера
Регулятивная
сфера

Уровень развития
познавательной
активности,
самостоятель- ности
- Произвольность
деятельности;
- Уровень развития
контроля;

Степень выраженности качества
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения;
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможностиотносительно ее решения,
однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможностьизменения известных ему способов действия;
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет.
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала;
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов
действий;
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает.
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремитсяполучить дополнительную информацию;
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитываяизменения известных способов действия;
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно ихпринимает;
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданийтребуется постоянная внешняя
стимуляция, любознательность не проявляется.
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданийтребуется внешняя стимуляция,
круг интересующих вопросов довольно узок.

Баллы

1
2

3

1
2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, ненуждаясь в дополнительных
внешних стимулах, находит новые способы решения заданий.

3

Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающихтрудностей,
стимулирующая и организующая помощь малоэффективна;

1

Обучающийся осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнятьучебные действия и контролировать
их.
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе
деятельности может отвлекаться, трудностипреодолевает только при поддержке педагога;
При выполнении действия обучающийся ориентируется на правило контроля и успешноиспользует его в процессе
решения
задач, почти не допуская ошибок.

1

2

21

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватныесредства, проверяет результат,
сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенногоспособа действия и условий задачи,
И вносит коррективы.

3

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию ислушать партнера.
Коммун икативна я
сфера

Способность к
сотрудничеству

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа;дискуссии;коллективное решение учебных
задач).
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению,
умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания,
осуществлять взаимопомощь.

1
2
3

22

Мониторинг результатов обучения обучающегося по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Показатели

Критерии

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.
Соответствие
теоретических знаний
Теоретические
обучающегося
программным
знания по
требованиям
основным разделам
УП ДОП

Степень выраженност Возможн ое
и оцениваемого
количест во
качества
баллов

Методы диагностики

высокий уровень –
успешное освоение
воспитаннико м более
70% содержания
3
образовательн ой
программы,
подлежащей
аттестации;

Наблюдение

средний уровень –
успешное освоение
воспитаннико м от
50% до 70%
содержания
образовательн ой
программы,

1.2.
Осмысленность и
Владение
правильность
специальной терминологией использования
специальной
терминологии

тестирование

2

подлежащей
аттестации;
низкий уровень –
успешное освоение 1
воспитаннико м менее
50% содержания
образовательн ой
программы,
подлежащей
аттестации.
высокий уровень –
осознанное
3
употребление
специальных
терминов в полном
соответствии с их
содержанием;
средний уровень –
сочетание
2
специальной
терминологии с
бытовой;

Собеседован ие

низкий
уровень –
1
специальные термины
не употребляютс я.

23

2. Практическая подготовка ребенка
2.1.
качество выполнения
практического задания;
Практические
навыки и
умения,

-аккуратность и
ответственность при
работе;

предусмотренные ДОП (по
основным разделам УТП)

высокий уровень –
3
овладел всеми
умениями и навыками

Практическое
задание

средний уровень –
объем
усвоенных умений и
навыков
составляет более 50%;
2

низкий
уровень –
объем усвоенных
1
умений и навыков
составляет менее 50%;
2.2.
Владение
специальным
оборудованием

2.3.
Творческие навыки

свобода владения
специальным
оборудованием и
оснащением

Креативность в
выполнении
практических заданий

высокий уровень –
ребенок
работает с
оборудование м
самостоятельн о,
трудностей не
испытывает
средний уровень –
работает с
оборудование м с
помощью
педагога

Практическое задание
3

2

низкий
уровень – испытывает 1
серьезные
затруднения при
работе с
оборудование м
Творческий
уровень – задания
3
выполняются с
элементами
творчества;

Практическое
задание

Репродуктивн ый
уровень – в основном 2
выполняет задания на
основе образца
Начальный
1
(элементарны й)
уровень –
Выполняет лишь
простейшие
практические задания
педагога

24

2.4.
Личные
достижения обучающегося

Активность
обучающегося и
результативность его
участия в мероприятиях

высокий уровень –
3
ребенок
принимает участие во
всех
мероприятияхс
хорошими и
отличными
результатами
средний уровень –
ребенок
2
принимает участие в
большинстве
мероприятий
низкий
уровень –ребенок
3
малоактивен

Конкурсы

25

Сводная таблица по итогам аттестации обучающихся
Год
Учебный период

Аттестация
уровень
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
ВСЕГО
Выпущено всвязи с
окончаниемобучения
программе,
чел.

ВСЕГО чел.
Подпись
педагога

26

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Критерии оценки
Оценка
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Критерии оценивания
дикционная культура, соблюдение орфоэпическихзаконов, логики речи;
выразительное, богатое интонационно, точное, эмоциональное исполнение
произведений различных жанров
(в соответствии с этапами освоения программы);донесение авторской
задачи, подтекста;
работоспособность, успешная самостоятельнаяработа, дисциплина,
самоконтроль
частично правильное использование элементовтехники и логики речи,
некоторая зажатость в исполнении, но с донесением логики авторской
мысли, элементами интонационной
выразительности; видимая возможность
дальнейшего развития, дисциплина и желаниеобучаться
обучающийся плохо владеет элементами техники речи исловесного
действия, недостаточно работает над собой, не держит сценическую задачу,
не умеет пользоваться объектами внимания; говорит тихо,неэмоционально,
в основном из-за отсутствия
самоконтроля, дисциплины, но в его исполнении присутствуют элементы
освоенного материала, атакже он проявляет стремление к дальнейшему
совершенствованию исполнительской техникилитературных произведений.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».