Баскетбол

1.

Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»№273 – ФЗ от 29.12.2012г; Концепцией развития дополнительного образования
детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Образовательная программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную

направленность.

Уровень реализации программы «Базовый».
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в
профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического
и физического здоровья детей.
Отличительная особенность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали
проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового
образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым
годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха
ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном
зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Наиболее
интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются
все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила,
координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются
личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в
команде). В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко
дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы,
охватывая на начальном этапе 10-12 человек.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа «Баскетбол» адресована для детей 8 - 18 лет
Срок освоения 2 года.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Форма обучения: очная, групповая, индивидуальная.
Наполняемость групп составляет: 10-12 человек.

Занятия проводятся в 3 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность 1
час 40 минут) с перерывом 10 минут.
Формы подведения результатов: контрольные испытания, спортивные конкурсы,
тестирования, соревнования, товарищеские игры и встречи.

Календарный учебный график
Год
обучения

1 год

2 год

Дата начала
обучения по
программе
2023 г.

Дата
окончания
обучения по
программе
2024
г.

2024 г.

2025

1.2.

1.
2.
1.
2.
3.
4.
1.
2.

г.

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

36

216

36

216

3 раза в неделю по
2 академических
часа
3 раза в неделю по
2 академических
часа

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для полноценного физического развития и
укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта – баскетболом, правилами игры,
техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках
физкультуры.
Развивающие:
укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать
организм;
целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества
ребенка;
расширять спортивный кругозор обучающихся.
Воспитательные:
формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи,
воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
2

3. пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных
мероприятий и праздников.
1.3.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1-ый год обучения
№

Темы

Количество часов

Формы аттестации /
контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Тестирование

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Тестирование.
Контрольные
испытания
Товарищеские игры

1

История развития
баскетбола.
Прыжки с толчком с двух
ног.

2

2

Техника передвижения
приставными шагами.
Передача мяча двумя
руками от груди.
Единая спортивная
классификация.
Тактика нападения.

2

2

2

2

Техника передвижения
при нападении
Техника передвижения
при нападении
Способы ловли мяча.

2

2

2

2

2

2

8

Личная и общественная
гигиена.
Выбор способа ловли
мяча в зависимости от
направления и силы
полета мяча.

2

9

Бросок мяча двумя руками
от груди.
Взаимодействие
трех
игроков «треугольник».
Техника ведения мяча.

2

2

2

2

2

2

Ведение мяча с переводом
на другую руку.
Взаимодействие двух
игроков «передай мяч и
выходи».

2

2

2

2

3
4
5
6
7

10
11
12
13

2

1

1

1

1

Товарищеские
встречи
Контрольные
испытания
Тестирование

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
3

14

Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Ловля двумя руками
«низкого мяча».
Ведение мяча с высоким и
низким отскоком.
Закаливание организма
спортсмена.
Учебная игра.

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2
1

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Тестирование

18

Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.

2

2

Товарищеские игры

19
20

Контрольные испытания.
Командные действия в
нападении.
Ведение мяча с
изменением скорости
передвижения.
Многократное выполнение
технических приемов.

2
2

2
2

Тестирование

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Контрольные
испытания

Учебная игра.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Командные действия в
нападении.
Выбор места по
отношению к
нападающему с мячом.
Противодействие выходу
на свободное место для
получения мяча.

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

2

2

15
16
17

21
22
23
24

25
26

27
28
29

2

1

Контрольные
испытания

4

30

31
32
33
34
35
36
37

Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Индивидуальные действия
при нападении.
Индивидуальные действия
при нападении.
Бросок мяча одной рукой
от плеча.
Выбор способа передачи в
зависимости от
расстояния.
Общая характеристика
спортивной тренировки.
Учебная игра.

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

1

Тестирование

Взаимодействие
двух
игроков «подстраховка».
Совершенствование

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

1

Тестирование

Контрольные
испытания
Товарищеские игры
Товарищеские игры

2

1

техники передачи мяча.
38

Учет в процессе
тренировки.
Бросок мяча одной рукой
от плеча.

2

39

Совершенствование
техники передачи мяча.
Тактика защиты.
Стойка защитника с
выставленной ногой
вперед.
Совершенствование
техники ведения, ловли и
передачи мяча.
Действия одного
защитника против двух
нападающих.
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

2

2

2
2

2
2

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

40
41
42
43
44

1

5

45

Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

2

2

Товарищеские игры

46

Ведение мяча с
изменением направления с
обводкой препятствия.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Совершенствование
техники ведения, ловли и
передачи мяча.
Взаимодействие
двух
игроков «подстраховка».
Выбор места по
отношению к
нападающему с мячом.
Переключение от
действий в нападении к
действиям в защите.
Защитные стойки.
Защитные передвижения.
Применение защитных
стоек и передвижений в

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

1

Тестирование

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

47

48
49
50
51

52
53

54
55

56
57
58

зависимости от действий и
расположения
нападающих.
Учебная игра.
Выбор места и способа
противодействия
нападающему без мяча в
зависимости от
местонахождения мяча.
Правила игры и методика
судейства. Учебная игра.
Организация командных
действий.
Чередование изученных
технических приемов их
способов в различных
сочетаниях

2

1

6

59
60
61
62
63
64
65

66
67
68

69
70
71
72

Передвижения в защитной
стойке назад, вперед и в
сторону.
Техника овладения мячом.

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Техника броска мяча
одной рукой от плеча.
Совершенствование
техники ловли и передачи
мяча.
Совершенствование
тактических действий в
нападении и защите.
Учебная игра.
Чередование изученных
технических приемов их
способов в различных
сочетаниях
Учебная игра.
Учебная игра.
История развития
баскетбола.
Прыжки с толчком с двух
ног.

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

2
2
2

2
2
1

Товарищеские игры
Товарищеские игры
Тестирование

Техника передвижения
приставными шагами.
Передача мяча двумя
руками от груди.
Единая спортивная
классификация.
Тактика нападения.

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

Техника передвижения

2

2

1

1

1

Контрольные
испытания

2

Контрольные

при нападении
73
74
75

76

испытания

Техника передвижения
при нападении
Способы ловли мяча.
Личная и общественная
гигиена.
Выбор способа ловли
мяча в зависимости от
направления и силы
полета мяча.

2

2

Товарищеские игры

2
2

2
1

Товарищеские игры
Тестирование

Бросок мяча двумя руками
от груди.

2

2

Товарищеские игры

1

7

77
78
79
80
81

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Взаимодействие
трех
игроков «треугольник».
Техника ведения мяча.
Ведение мяча с переводом
на другую руку.
Взаимодействие двух
игроков «передай мяч и
выходи».
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Ловля двумя руками
«низкого мяча».
Ведение мяча с высоким и
низким отскоком.
Закаливание организма
спортсмена.
Учебная игра.

2

2

Товарищеские игры

2
2

2
2

2

2

Товарищеские игры
Контрольные
испытания
Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

1

Тестирование

Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Контрольные испытания.
Командные действия в
нападении.
Ведение мяча с
изменением скорости
передвижения.
Многократное выполнение
технических приемов.

2

2

Товарищеские игры

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

Учебная игра.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации

2
2

2
2

Товарищеские игры
Контрольные
испытания

2

1

8

9

Содержание учебного плана

Общие основы баскетбола:

 История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды, форма
игроков.
 Влияние физических упражнений на организм человека.
 Необходимость разминки в занятиях спортом.
 Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом.
 Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
 Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
 Подведение итогов года.
 Методика тренировки баскетболистов.
 Техническая подготовка баскетболистов.
 Психологическая подготовка баскетболиста. Общая физическая подготовка
 Строевые упражнения
 Упражнения для рук плечевого пояса
 Упражнения для ног
 Упражнения для шеи и туловища
 Упражнения для всех групп мышц
 Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка
мячей»
 Упражнения для развития быстроты
 Упражнения для развития ловкости  Упражнения для развития гибкости 
Упражнения для развития прыгучести.

Специальная физическая подготовка

 Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из
различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
 Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
 Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с
поворотом).
 Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на
ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком
двух ног (вперед, вверх, в стороны).
 Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
 Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
 Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
 Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
 Метание различных мячей в цель.
 Эстафеты с разными мячами.

Техническая подготовка

 Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
 Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
10

 Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.  Повороты вперед и назад.
 Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и
параллельном движении.
 Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном и
параллельном движении.
 Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты
отскока.
 Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в
движении.
 Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока
и с отскоком от щита.
 Обучение технике двух шагов с места, в движении.
 Броски двумя руками от груди с двух шагов.

Тактическая подготовка














Нападение
Выход для получения мяча на свободное место.
Обманный выход для отвлечения защитника.
Розыгрыш мяча короткими передачами.
Атака кольца.
«Передай мяч и выходи».
Наведение своего защитника на партнера.
Защита
Противодействие получению мяча.
Противодействие выходу на свободное место.
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке кольца.
Подстраховка.
Система личной защиты.

Игровая подготовка

 Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной
игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
 Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами минибаскетбола.

Контрольные и календарные игры

 Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
 Товарищеские игры с командами соседних школ.
 Итоговые контрольные игры.
Учебно-тематический план 2-ой год обучения
№

Темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы аттестации /
контроля
11

1

История развития
баскетбола.
Прыжки с толчком с двух
ног.

2

2

Техника передвижения
приставными шагами.
Передача мяча двумя
руками от груди.
Единая спортивная
классификация.
Тактика нападения.
Техника передвижения
при нападении
Техника передвижения
при нападении
Способы ловли мяча.

2

2

2

2

2

2

8

Личная и общественная
гигиена.
Выбор способа ловли
мяча в зависимости от
направления и силы
полета мяча.

2

9

Бросок мяча двумя руками
от груди.
Взаимодействие
трех
игроков «треугольник».
Техника ведения мяча.

2

2

2

2

2

2

Ведение мяча с переводом
на другую руку.
Взаимодействие двух
игроков «передай мяч и
выходи».
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Ловля двумя руками
«низкого мяча».
Ведение мяча с высоким и
низким отскоком.

2

2

2

2

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

3
4
5
6
7

10
11
12
13
14

15
16

1

Тестирование

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Тестирование.
Контрольные
испытания
Товарищеские игры

2

1

1

1

1

2

Товарищеские
встречи
Контрольные
испытания
Тестирование

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

12

17

Закаливание организма
спортсмена.
Учебная игра.

2

18

Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Контрольные испытания.
Командные действия в
нападении.
Ведение мяча с

19
20
21

22
23
24

25
26
27
28

29
30

31
32

изменением скорости
передвижения.
Многократное выполнение
технических приемов.
Учебная игра.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Командные действия в
нападении.
Выбор места по
отношению к
нападающему с мячом.
Противодействие выходу
на свободное место для
получения мяча.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Индивидуальные действия
при нападении.
Индивидуальные действия
при нападении.

1

1

Тестирование

2

2

Товарищеские игры

2
2

2
2

Тестирование

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Контрольные
испытания

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры
13

33
34
35

36
37
38

Бросок мяча одной рукой
от плеча.
Выбор способа передачи в
зависимости от
расстояния.
Общая характеристика
спортивной тренировки.
Учебная игра.

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

Тестирование

Взаимодействие
двух
игроков «подстраховка».
Совершенствование
техники передачи мяча.
Учет в процессе
тренировки.
Бросок мяча одной рукой

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

1

Тестирование

Контрольные
испытания
Товарищеские игры
Товарищеские игры

2

2

1

1

от плеча.
39

Совершенствование
техники передачи мяча.
Тактика защиты.
Стойка защитника с
выставленной ногой
вперед.
Совершенствование
техники ведения, ловли и
передачи мяча.
Действия одного
защитника против двух
нападающих.
Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

2

2

2
2

2
2

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

45

Многократное выполнение
технических приемов и
тактических действий.

2

2

Товарищеские игры

46

Ведение мяча с
изменением направления с
обводкой препятствия.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

40
41
42
43
44

47

14

48
49
50
51
52
53

54
55

56
57
58

59
60
61
62
63

Совершенствование
техники ведения, ловли и
передачи мяча.
Взаимодействие
двух
игроков «подстраховка».
Выбор места по
отношению к
нападающему с мячом.
Переключение от
действий в нападении к
действиям в защите.
Защитные стойки.
Защитные передвижения.
Применение защитных
стоек и передвижений в
зависимости от действий и
расположения
нападающих.
Учебная игра.

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

Выбор места и способа
противодействия
нападающему без мяча в
зависимости от
местонахождения мяча.
Правила игры и методика
судейства. Учебная игра.
Организация командных
действий.
Чередование изученных
технических приемов их
способов в различных
сочетаниях
Передвижения в защитной
стойке назад, вперед и в
сторону.
Техника овладения мячом.

2

2

Товарищеские игры

1

Тестирование

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Контрольные
испытания

2

2

Техника броска мяча
одной рукой от плеча.
Совершенствование
техники ловли и передачи
мяча.
Совершенствование
тактических действий в
нападении и защите.

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Контрольные
испытания

2

1

15

64
65

Учебная игра.
Чередование изученных
технических приемов их
способов в различных
сочетаниях
Учебная игра.
Учебная игра.
История развития
баскетбола.
Прыжки с толчком с двух
ног.

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

2
2
2

2
2
1

Товарищеские игры
Товарищеские игры
Тестирование

Техника передвижения
приставными шагами.
Передача мяча двумя
руками от груди.
Единая спортивная
классификация.
Тактика нападения.

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

Техника передвижения
при нападении
Техника передвижения
при нападении
Способы ловли мяча.

75

Личная и общественная
гигиена.
Выбор способа ловли мяча
в зависимости от
направления и силы
полета мяча.

2

76

Бросок мяча двумя руками
от груди.
Взаимодействие
трех
игроков «треугольник».
Техника ведения мяча.
Ведение мяча с переводом
на другую руку.
Взаимодействие двух
игроков «передай мяч и
выходи».
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.

66
67
68

69
70
71
72
73
74

77
78
79
80
81

2

1

1

1

Контрольные
испытания

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

1

Тестирование

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2
2

2
2

2

2

Товарищеские игры
Контрольные
испытания
Товарищеские игры

2

2

1

Контрольные
испытания

16

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

92
93

94
95
96
97

98

Ловля двумя руками
«низкого мяча».
Ведение мяча с высоким и
низким отскоком.
Закаливание организма
спортсмена.
Учебная игра.

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

1

Тестирование

Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Контрольные испытания.
Командные действия в
нападении.
Ведение мяча с
изменением скорости
передвижения.
Многократное выполнение
технических приемов.

2

2

Товарищеские игры

2
2

2
2

Товарищеские игры
Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

Учебная игра.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Чередование изученных
технических приемов и их
сочетаний.
Командные действия в
нападении.
Выбор места по
отношению к
нападающему с мячом.
Противодействие выходу
на свободное место для
получения мяча.
Применение изученных
способов ловли, передач,
ведения, бросков мяча в
зависимости от ситуации
на площадке.
Индивидуальные действия
при нападении.

2
2

2
2

Товарищеские игры
Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

2

Контрольные
испытания
Контрольные
испытания

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

1

17

99
100
101
102
103
104
105

106
107
108

Индивидуальные действия
при нападении.
Бросок мяча одной рукой
от плеча.
Выбор способа передачи в
зависимости от
расстояния.
Общая характеристика
спортивной тренировки.
Учебная игра.

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

2

2

Товарищеские игры

1

Тестирование

Взаимодействие
двух
игроков «подстраховка».
Совершенствование
техники передачи мяча.
Учет в процессе
тренировки.
Бросок мяча одной рукой
от плеча.

2

2

Товарищеские игры

2

2

2

1

Контрольные
испытания
Тестирование

Совершенствование
техники передачи мяча.
Тактика защиты.
Итоги прошедшего
спортивного года.
ИТОГО

2

2

2
2

2
1

216

14

2

1

Контрольные
испытания
Товарищеские игры
Контрольные
испытания

202

Содержание программы

Общие основы баскетбола

 История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
 Влияние физических упражнений на организм человека.

18


Необходимость разминки в занятиях спортом.
 Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
 Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
 Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
 Подведение итогов года.
 Методика тренировки баскетболистов.
 Техническая подготовка баскетболистов.
 Психологическая подготовка баскетболиста. Общая физическая подготовка 
Строевые упражнения.
 Упражнения для рук плечевого пояса.
 Упражнения для ног.
 Упражнения для шеи и туловища.
 Упражнения для всех групп мышц.
 Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего»,
«Гонка мячей».
 Упражнения для развития быстроты.
 Упражнения для развития ловкости.  Упражнения для развития гибкости.
 Упражнения для развития прыгучести.

Специальная физическая подготовка

 Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из
различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
 Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
 Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком,
с поворотом).
 Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на
ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и
толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
 Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
 Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
 Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
 Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
 Метание различных мячей в цель.
 Эстафеты с разными мячами.





Техническая подготовка

Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
Повороты вперед и назад.
19



 Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и
параллельном движении.
 Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном
и параллельном движении.
 Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты
отскока.
Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита,
в движении.
Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока
и с отскоком от щита.
 Обучение технике двух шагов с места, в движении.
 Броски двумя руками от груди с двух шагов.

Тактическая подготовка














Нападение
Выход для получения мяча на свободное место.
Обманный выход для отвлечения защитника.
Розыгрыш мяча короткими передачами.
Атака кольца.
«Передай мяч и выходи».
Наведение своего защитника на партнера.
Защита
Противодействие получению мяча.
Противодействие выходу на свободное место.
Противодействие розыгрышу мяча.
Противодействие атаке кольца.
Подстраховка.
Система личной защиты.

Игровая подготовка

 Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной
игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
 Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами
мини-баскетбола.

Контрольные и календарные игры

 Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
 Товарищеские игры с командами соседних школ.
 Итоговые контрольные игры.

1.4.

Планируемые результаты программы

К концу первого года обучения обучающиеся:
будут знать:
20



 теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических
упражнений на самочувствие;
 правила техники безопасности и пожарной безопасности;
 улучшат общую физическую подготовку;
 освоят упражнения СФП;
 азы технико-тактической подготовки;
 игровую ориентацию в мини-баскетболе;
 улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям
спортом, приобщатся к здоровому образу жизни. будут уметь:
 выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
 выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
 ловить мяч двумя руками на месте;
передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с
отскоком;
вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
 выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
 выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места,
под углом к щиту.
К концу второго года обучения обучающиеся:
будут знать:
 состояние и развитие баскетбола в России;
 правила техники безопасности;
 правила игры;
 терминологию баскетбола.
будут уметь:
 выполнять передачу, ведение, бросок мяча в корзину;
 анализировать и оценивать игровую ситуацию;  обладать тактикой нападения и
защиты;
 судить соревнования по баскетболу.

При успешном освоении программы на данном этапе обучения ожидаются
следующие результаты: Личностные:
 содействие правильному физическому развитию
детей, повышение
работоспособности, закаливание, охрана здоровья, расширение функциональных
возможностей организма;
 развитие основных двигательных качеств - силы, выносливости, ловкости и
быстроты;
 формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, двигательные
умения
формируются
в
процессе
выполнения определенных
движений естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание и др.)
и специальные двигательные действия, необходимые для изучения базовых действий
в баскетболе;
21



 воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях
спортом;
 приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины,
физической культуры и спорта.
Метапредметные:
 использование рациональных способов выполнения того или иного задания,
добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к новым знаниям и
умениям;
 умение содержательно наполнить самостоятельные формы занятий физической
культурой;
 умение выделить главное в рассказе и показе педагога, выделять ведущее звено и
основу техники, условия успешного выполнения движения;
 владение способами планирования, организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой;
 выполнение упражнения и применение технико-тактических приемов в различных
условиях и ситуациях;
 владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений,
активное использование в самостоятельных занятиях;
умение вести познавательную деятельность в группе.
Предметные:
формирование устойчивого интереса к занятиям;
 формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
 формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и
навыков;
 овладение основами игры в баскетбол;
 овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в
соревнованиях по баскетболу.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.

Условия реализации программы

Материально-технические условия: основной учебной базой для проведения занятий
является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными
стойками, а также наличие баскетбольных мячей, набивных мячей, стоек для обводки,
гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных
мячей, щиты с кольцами, дополнительные щиты с кольцами, мячи баскетбольные, насос
ручной, иглы, стойки для обводки, гимнастические скамейки, мячи набивные медболы
весом 3 кг и 5 кг.
Информационное обеспечение: картотека упражнений по баскетболу, схемы и
плакаты освоения технических приемов в баскетболе, правила игры в баскетбол, правила
судейства в баскетболе, регламент проведения баскетбольных турниров различных
уровней, положение о соревнованиях по баскетболу.
22



Кадровое обеспечение: реализация программы и подготовка занятий осуществляется
педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей. Педагог
осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей
образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная
помощь психолога для выявления скрытых способностей детей;
Методические материалы: рекомендации по организации безопасного ведения
двусторонней игры, рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом,
рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу, инструкции
по охране труда.
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Виды контроля и сроки проведения:
Входящий контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования
коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают обучаться по данной программе
не сначала учебного года и года обучения. Данный контроль нацелен на изучение:
интересов ребенка, его знаний и умений, способностей.
Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом
занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в декабре-январе) и II
полугодия (апрель-май) учебного года. Данный контроль нацелен на изучение динамики
освоения предметного содержания учащимися, метапредметных результатов, личностного
развития.
Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной

23

общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае. Данный контроль нацелен на
проверку освоения программы, учет изменений качеств личности каждого учащегося.
Смотри Приложение 2 Методические рекомендации «Оценочные материалы,
формы, периодичность и порядок контроля успеваемости учащихся по освоению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Список литературы
Для педагога:
1. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт,
2016г.
2. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 2017г.
3. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2018г.
4. Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2019г.
5. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС,
2018г.
6. Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола.
Самара. 2017г.
Для обучающихся (родителей):
1. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2018г.
2. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ.
2017г.
3. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ.
2016г.
4. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2018г.
5. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2017г.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».