1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Кидс Арт» разработана на основе следующих документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный Закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг в социальной сфере». 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 12. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 13. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 15. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». 17. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)». 18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте, так в среднем и старшем. Оно способствует развитию воображения и фантазии, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации эмоциональной сферы ребенка. Программа относится к художественной направленности, так как она нацелена на развитие творческих способностей у детей на основе обучения различным методикам изобразительного искусства. Актуальность программы обусловлена Федеральным законом от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в статье 75. Дополнительное образование детей и взрослых сказано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». Представленная программа отвечает перечисленным требованиям и составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей. «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.), в которой целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Заключается это в возможности самим детям, используя креативное творчество, придумывать и создавать красивые и оригинальные изделия в процессе апробирования различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, развивать свои творческие способности. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» призывает организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детский (подростковый) «Эдельвейс» от 27.12.2021 года № 1704, где предметом деятельности Учреждения является формирование и развитие творческих способностей воспитанников в области организации свободного досуга детей, реализация дополнительных образовательных программ и услуг, подтверждает актуальность составленной программы. Отличительной особенностью данной программы является: - использование нетрадиционных техник рисования (копирование, рисование отпечатком руки и пальцев, рисование влажной салфеткой, кляксография, техника «сухая кисть», техника по-сырому, и другие); 3 - занятия различными видами изобразительной деятельности, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия. Адресат программы. Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом опыте ребёнка. Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. В возрасте 10-11 лет ребенок воспринимает объективный мир плоскостно, поэтому рисует плоские изображения формы. Полный переход к зрительному реализму к 12 годам. Работа с детьми этого возраста индивидуальный подход и большое разнообразие вариантов заданий. Необходимо преодолеть склонность детей рисовать «от себя» готовыми штампами, нередко вынесенными из более раннего возраста, без опоры на живые наблюдения в натуре. В возрасте 11-15 лет ребенок ощущает и рисует объемную форму. Адекватно передает реальный цвет предметов. У подростков велика потребность в целостном отражении мира. Более сложные требования к изображению, критическое отношение к своему рисунку порождают у подростка неуверенность в своих возможностях, инертность, а часто и полный отказ от работы. Однако правильно поданное учителем задание, своевременная помощь ученику, указавшая ему ход к убедительному изображению, в корне изменяла отношение подростка не только к выполняемому заданию, но и к последующим. Учащиеся обнаруживают стремление к глубокому изучению натуры: ее формы, цвета, фактуры, освещения, воздушной среды, к выражению колористического состояния природы, активно проявляют свое отношение к окружающей жизни. В объединение принимаются все желающие без специального отбора, так как при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление художественной деятельности. Наполняемость группы составляет 15 человек. Дети объединены общими интересами. На занятиях при распределении умственной и физической нагрузки учитываются, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Подача материала на занятиях предполагает методы, формы, разбивку на мини подгруппы соответствии с возрастом: − мальчиков и девочек, в зависимости от задачи; - в зависимости от уровня художественной подготовки. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу и 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия: 45 минут, 10 минут перерыв (утверждено локальными документами организации). Количество часов в неделю – 3 часа. Корректировка количества часов в неделю и расписания возможна в течение учебного года, при увеличении числа обучающихся и открытии дополнительных групп. Срок освоения программы: рассчитана на 9 месяцев непрерывных систематических занятий, разработана в 2024 году. Уровень программы – стартовый. Форма обучения по программе – очная. Формы организации на занятиях: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая – позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой в разновозрастных группах. Организация педагогического процесса ориентирована не только на общие задачи программы, методические указания, на потребности каждого ребенка, его интересы, уровень развития. Предусмотрена традиционная модель реализации программы с линейной 4 последовательностью освоения материала в течение учебного года. Виды занятий – теоретическое занятие (беседа), практическое занятие, диагностическое занятие (творческое задание, работа по карточкам), занятие-игра, комбинированное занятие, мастер-класс. Занятия по данной программе комбинированные, включающие теорию и практику, большее количество времени занимает практическая работа. Программа предусматривает сочетание групповых и занятий по подгруппам, а также комплекс воспитательных мероприятий: мастер-классов; открытых занятий. Методы обучения, применимые на занятиях: - словесный (беседа, рассказ); - объяснительно-иллюстративный; - наглядно-демонстрационный (образцы, дидактический материал); - практическая работа и др. Педагогические технологии: - технология личностно-ориентированного подхода; - коллективного взаимообучения; - дифференцированного обучения; - здоровьесберегающая технология; - информационно-коммуникационные технологии; - технология коллективной творческой деятельности . Формы подведения итогов (результатов) по программе, формы контроля: опрос, анализ карточек творческого задания, обсуждение, наблюдение, выставка работ, анализ выполнения практической работы, самоанализ работ, результативность участия в конкурсах готовых изделий (наличие дипломов, свидетельств, грамот конкурсов по изобразительной деятельности). 5 1.2 Цель и задачи программы Цель - развитие художественных способностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. обучающихся средствами Задачи: Обучающие: 1. Формировать умения работать разными изобразительными материалами – простой карандаш, цветные карандаши, гуашь, маркеры. 2. Обучать основам построения композиции. 3. Формировать представление об основах цветоведения. 4. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования и применением их на практике. 5. Познакомить с жанрами изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт. 6. Формировать навыки работы конструирования из бумаги. Развивающие: 1. Развивать умение рисовать по памяти и по представлению. 2. Развивать воображение, художественный вкус, чувство прекрасного. 3. Развивать творческие способности в процессе рисования фантазийных рисунков. 4. Развивать навыки бумажного моделирования. Воспитательные: 1. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность. 2. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. 3. Воспитывать уважительное отношение к своим сверстникам. 1.3 Планируемые результаты Метапредметные результаты: детей; - проявление интереса к художественной деятельности и творческой активности -умение выбирать наиболее эффективные способы решения и выполнения образовательных задач; - умение общаться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностные результаты: - формирование у обучающихся личностных качеств, такие как ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.; - совершенствование у обучающихся навыков культуры труда; - приобщение к истории и культуре России посредством изобразительной деятельности. Предметные результаты: - формирование умений работать разными изобразительными материалами – простой карандаш, цветные карандаши, гуашь, маркеры; - знание основ построения композиции и основ цветоведения; - освоение и применение способов выполнения и оформления изделий из различных материалов и в различных техниках; - познакомятся с жанрами изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт. -выполнение работ в нетрадиционных техниках рисования и применение их на практике; 6 - умение выполнять различные работы с использованием бумаги и картона. 1.4 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название разделов 1 Вводное занятие Мастерская королевы кисточки 1.1. 1.2 . 2. 3. 4. 5. 6. тем, Формы контроля Количество часов Всего 2 Теория 2 20 Живопись – искусство цвета. Жанры изобразительного искусства: - пейзаж - натюрморт Нетрадиционные техники рисования 6 Практика - 14 8 2 6 12 4 8 10 2 8 10 2 8 30 8 22 20 4 16 10 2 8 102 26 76 Фантазийный мир Рисование изобразительными материалами – гуашь, маркеры, цветные карандаши Конструирование из бумаги и картона Творческие работы ИТОГО за год: Беседа Беседа Наблюдение Работа по карточкам Практическая работа выставка Практическая работа Выставка Практическая работа Выставка Практическая работа Выставка Практическая работа Практическая работа Выставки Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие. Теория. Комплектование группы, знакомство. Техника безопасности на занятиях по изобразительному искусству. Знакомство с работой объединения. Теория: типы сочетания цветов, степень их выразительности. Практика: самостоятельная работа в цвете. 1. Мастерская королевы кисточки 1.1. Живопись – искусство цвета. Теория: Живопись. Колористика – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке 7 цвета. Цветовой круг. Основные цвета. Дополнительные цвета. Ахроматичные цвета. Выразительные средства живописного изображения - мазок, пятно, штрих, заливка. Практика. Выполнение учебных заданий на смешивание цветов (работа гуашью), на изобразительные средства живописного изображения. 1.2. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт. Теория: жанры в живописи. Произведения известных русских художников (И.Шишкин, И.Левитан, И.Айвазовский, В.Поленов, А.Куинджи, А.Пластов). Техники и средства живописи. Живопись станковая, монументальная, декоративная. Материалы и инструменты художника живописца. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, тематическая картина, карикатура и т.д. Цвет, как основное средство выразительности в живописи. знакомство с видами пейзажа. Световоздушная перспектива. Показать и рассказать, как начинать рисовать пейзаж. Показать ближний, средний и дальний план на листе. Показать, как передать объём деревьев, предметов, используя свет и тень. Виды деревьев, способы изображения деревьев карандашом и красками, с помощью подручных материалов. Знакомство с репродукциями известных художников, изображающих природу. Способы изображения моря, цветовая палитра. Способы изображения пальмы. Знакомство с репродукциями художников-маринистов. Знакомство с репродукциями художников, изображающих деревенский пейзаж. Практика: Виды деревьев, способы их изображения. Различные вариации лесного пейзажа. Сказочный лес. Утро в лесу. Глубокий, дремучий лес. Использование нетрадиционных техник рисования – влажной салфеткой, бумажной салфеткой, кляксография. Море в закате. Утреннее море. Море на дальнем плане. Море на курорте. способы изображения полей, неба, травы. 3. Нетрадиционные техники рисования Теория: знакомство с подручными нетрадиционными материалами для рисования. Практика: просмотр видеороликов, самостоятельные работы в разных техниках – тычкование, кляксография, набрызг, рисование влажной салфеткой, на мятой бумаге и др. 4. Фантазийный мир Теория: рассматривание интересных работ художников с использованием нетрадиционных элементов в своих картинах. Практика: рисунок «Полянка». Изображение поляны с несуществующими в реальной жизни растениями. Рисунок «Убежище лесного эльфа». Изображение домика, с необычной формой крыши, окон и т.п. Рисунок «Фея». Изображение персонажа-феи в специфической одежде, обуви. Персонажи, летательные объекты, экосистема планет в фантастических вселенных. Изображение планеты с лунами в космосе. Изображение дружелюбного пришельца, который мог бы проживать на далекой планете. 5. Рисование изобразительными материалами – гуашь, маркеры, цветные карандаши 5.1. Фрукты Теория: схемы построения фруктов. Способы изображения объема. Цветовая палитра. Натюрморт. Знакомство с репродукциями художников. Практика: рисование различных фруктов – апельсин, лимон, груша, яблоко и др. Фрукты в разрезе. Натюрморт. 5.2. Животные Теория: схемы построения домашних и диких животных. Способы передачи шерсти цветом. Композиционное построение. Практика: рисование животных на основе геометрических фигур, приемы рисования шерсти, рисование домашних и диких животных в цвете: кошка, собака, лиса, еж, жираф, енот, панда, слон и др. 8 6. Конструирование из бумаги и картона Практика: выполнение различных открыток к календарным праздникам в технике «аппликация». 7. Творческие работы. Теория: рассказ об изобразительных материалах. Практика: самостоятельный выбор темы, материалов для рисования. Рисование по представлению, по памяти, фантазийный рисунок, рисунок для срисовывания. 9 2. Комплекс организационно педагогических условий Календарный учебный график к ДООП «Кидс Арт» № п/п 1 2 3 4 5 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в год Начало занятий в группе 6 Выходные дни 7 Окончание занятий в группе 34 68 3 102 сентябрь 2024 31.12.2024 07.01.2025 31 мая 2025 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Пространство кабинета - территории для творчества организовано в виде хорошо разграниченных зон (рабочая, информационная, выставочная, зона хранения материалов и методической продукцией), оснащенных • оборудованием: - парты, - стол для педагога, - стулья, - шкаф, - компьютер • методической литературой (книги, журналы, программы и др.) • дидактическим материалом (тематические настенные плакаты, выставочный стенд); • материалами для изобразительной деятельности бумага разного формата и плотности, краски (гуашь, акриловые, по ткани), кисти (плоские щетина, круглые), карандаши черно-графитные, ластики, фломастеры, цветные карандаши, спиртовые маркеры, стаканчики для воды, точилки • материалами для декоративно-прикладного творчества: салфетки, цветная бумага, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная; картон: цветной, тонкий, упаковочный; природный материал; клей «ПВА», клеевой пистолет; шерстяные нитки; ножницы. Кадровое обеспечение: в реализации программы участвует один педагог, имеющий 10 среднее профессиональное или высшее образование, прошедший курсы повышения квалификации/переподготовки для педагогов дополнительного образования по профилю программы. Методические материалы. Для реализации программы необходимо иметь: - наглядный и демонстрационный материал в соответствии с темами занятий; - инструкционные карты различной тематической направленности (рисование различными видами красок). Предметно-развивающая среда или определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Она должна быть: содержательно — насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически — привлекательной. При организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие креативности каждого ребёнка в соответствии с его эрудицией и индивидуальными возможностями. На занятиях дети получают теоретические знания и овладевают практическими умениями и навыками в области изобразительной деятельности декоративно-прикладного творчества с использованием её различных видов и техник, согласно разделам из учебного (тематического) плана, представленного ранее. Общая методика работы: 1.Формы организации образовательного процесса: фронтальная и групповая по профилю художественная деятельность. 2.Методы, используемые на занятиях: - словесные (рассказ, беседа, описание); - наглядные (готовые работы, иллюстрации, технологические карты); - практические (работы по схемам, карточкам); - репродуктивно-творческий (работы по образцу, инструкции, с элементами творчества); - творческий (авторская работа); - проблемно-поисковые (подбор цветового сочетания, композиционного решения). 3. Формы организации учебного занятия: - беседа; - игра; - конкурс; - мастер-класс; - наблюдение; - практическое занятие; - творческая мастерская; - комбинированное занятие; 4. Педагогические технологии: - коллективного взаимообучения; - дифференцированного обучения; - технология разноуровневого обучения; - развивающего обучения; 11 технология проблемного обучения; технология игровой деятельности; коммуникативная технология обучения; технология коллективной творческой деятельности; здоровьесберегающая технология. 5. Структура занятий: 1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет) 2) организация рабочего места 3) организация и проведение занятия - включает структурные элементы: инструктажи: - вводный – проводится перед началом практической работы, - текущий во время выполнения практической работы, заключительный 4) практическая работа. 5) подведение итогов, анализ, оценка работ. 6) приведение в порядок рабочего места. 6. Дидактический материал: - репродукции художников; картины по тематике занятия; - инструкции и технологические карты, образцы изделий, схемы-алгоритмы выполнения работ, в соответствии с темами и разделами из календарно-учебного графика и учебного (тематического) плана; - дидактические игры по изобразительной деятельности на развитие креативных способностей, тематические настенные плакаты и карты. Информационное обеспечение и техническое оснащение занятий: аудио и видео записи; презентации в программе MS PowerPoint по тематике занятия. - 12 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее приемлемой формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Формы подведения итогов. Опрос, анализ карточек творческого задания, обсуждение, наблюдение, выставка готовых работ, анализ выполнения практической работы, результативность участия в конкурсах готовых изделий (наличие наградных документов по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству). Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, фото, отзывы детей и родителей, заметки на сайте МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс». Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, открытое занятие, готовая работа. Контроль овладения детьми различными видами и техниками изобразительного искусства осуществляется с помощью диагностических заданий, которая позволяет выявить уровень освоения программы и индивидуального развития творческих способностей. Педагогический контроль универсальных образовательных действий детей и подростков осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней: Промежуточный контроль. - Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого материала. - Фронтальная и индивидуальная беседа. - Листы самооценок обучающихся. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: муниципальных, и др. Итоговый контроль. - Итоговый контроль проводится в конце учебного года по программе, а также предусматривает выполнение итоговой творческой работы с использованием различных материалов. - Материалы тестовых заданий в виде выполнения практических заданий различных уровней сложности. Критерии оценки уровня подготовки обучающихся находятся в Приложении 1. Тест для итоговой аттестации обучающихся по программе «Изобразительное искусство» представлен в Приложении 2. 13 3. Список литературы Литература для педагога: Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ). 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 14 Литература, использованная при составлении программы: 1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.– 272 с. 2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации/ Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2016.- 192 с. 3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2017. 4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 5. Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. Обучение детей технике рисования в детском саду и в школе. – М.: Столетие, 2008. 6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 7. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно- воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. 8. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2016. 9. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2015. 10. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2017. 11. Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2015. Литература для обучающихся (родителей): 2013 г. 1 Зернова Е.С. Будущему художнику об искусстве живописи. М.Просвещение. 2 Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2017. 3 Кеннет Кларк «Пейзаж в искусстве».- СПб.: СПБ «Азбука», 2013 г. 4 Кино К. Настольная книга художника. Учимся рисовать с Кариной Кино / Кино Карина. – Москва: Издательство «Эксмо», 2020. Интернет-ресурсы для обучающихся (родителей): 1. 2. 3. 4. http://www.kinder.ru Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. https://stranamasterov.ru/best-master-class Творческий сайт «Страна мастеров». https://resh.edu.ru/subject/7 Российская электронная школа «Изобразительное искусство». https://clck.ru/RBNUH Картинная галерея. 15 Приложение 1 Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: - высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла); -средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла); - низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл). Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: -высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла); -средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла); -низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл). Критерии оценки достижений обучающихся: -высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла); -средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла); -низкий уровень - являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл). 16 Приложение 2 Тест по изобразительному искусству. Поле А содержит задания минимального уровня сложности. При правильном выполнении задания – начисляется 1 балл. Общее суммарное количество баллов составляет 55 баллов. 17-20 баллов соответствуют отметке «5». 13-16 баллов соответствуют отметке «4». 9-12 баллов соответствуют отметке «3». 5-8 баллов соответствуют отметке «2». Ниже 5 баллов соответствуют отметке «1». Обучающийся, набравший количество баллов от 0 до 4 имеет право на одну пересдачу. Пересдача не влияет на окончательную отметку при аттестации. Обучающийся желающий повторно пройти тест с целью улучшения показателя аттестации имеет на это право. Изобразительное искусство. А. Выбери ответ. Подчеркни правильный. 1.Как называется художественное изображение на полотне, бумаге? Б) картина В) подрамник Г) холст 2. Как называют человека, который красиво рисует, лепит, вырезает, создает макеты сооружений? А) художник Б) инструктор В) строитель 3. Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры различными художественными материалами? А) построение Б) этюд 17 В) композиция Г) набросок 4.Что использует художник во время работы над живописью? А) чекана Б) палитра В) кисть Г) стека 5. В каком виде изобразительного искусства используется акварель, акрил, гуашь. А) скульптура Б) архитектура В) живопись Г) графика 6. Какими средствами работает художник, выполняя графическую работу? А) пятно Б) линия В) точка Г) штрих 7. Какие цвета являются основными? А) красный, синий, желтый Б) желтый, коричневый, красный В) голубой, синий, фиолетовый Г) белый, черный 8. Какой цвет является холодным? А) красный Б) голубой В) коричневый 18 Г) оранжевый 9. Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и дают ощущение прозрачности и легкости? А) масло Б) акрил В) акварель Г) гуашь 10. Специальный предмет-приспособление, на котором художники смешивают краски. А) мольберт Б) палитра В) кисти Г) ластик 11. Вид изобразительного искусства, основным выразительными средствами которого является: линия, штрих, пятно. А) живопись Б) архитектура В) графика Г) скульптура 12. Линию, очерчивающую форму предмета называют. А) волнистой Б) контурной В) ломаной Г) прямой 13. Изображение природы, сельской местности или улиц города называют. А) пейзаж Б) натюрморт В) портрет 19 Г) скульптура 14. Особый вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является форма и объем. А) живопись Б) архитектура В) графика Г) скульптура 15.Условную линию соединения земли с небом называют А) воображаемой линией Б) границей поля зрения В) линией горизонта Г) линией разделяющей вертикальную плоскость от горизонтальной 16. Художник, который писал картины на сказочные сюжеты: А) В.Васнецов - правильный ответ Б) И.Шишкин В) И. Айвазовский Г) И. Левитан 17.Как называются белый и черный цвет. А) хромотические Б) нейтральними В) ахромотическими Г) главными 18. Ближе к горизонту предметы и объекты А) уменьшаются в размере Б) светлеют В) становятся ярче 19. Если на объект падает теплый свет, то падающая тень будет 20 А) холодной Б) теплой В) холодной 20. Собственная тень предмета, объекта А) темнее падающей Б) светлее падающей 21