1. Содержание курса внеурочной деятельности ................................................... 4 2. Планируемые результаты ....................................................................................4 3. Тематическое планирование .............................................................................10 4. Приложения ........................................................................................................13 Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской и коммуникативной деятельности, которые лежат в основе развития современного мира, являются залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Деятельность школьного пресс-центра ориентирована на формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве, ее потребностей в искусстве, ценностных ориентаций, культуры чувств, общения и поведения, способности художественно – творческой и эстетической деятельности. Программа способствует созданию условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Программа «Школьный пресс-центр» может быть реализована в разновозрастных группах обучающихся 7-9 классов. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседы, коммуникативные и деловые игры, творческопрактические занятия, встречи, экскурсии, работы в компьютерных программах, общественно-полезные практики, самостоятельные работы школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурсы, журналистские тренинги. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. Программа курса внеурочной деятельности «Пресс-центр» разработана с учетом рекомендаций Рабочей программы воспитания БОУ г. Омска «Гимназия №76». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: -приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания; 2 -возможности комплектования разновозрастных групп для организации журналистской деятельности школьников (воспитательное значение таких групп отмечается в Рабочей программе воспитания); -высокой степени самостоятельности школьников в проектноисследовательской и коммуникативной деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; -ориентации школьников на подчеркиваемую Рабочей программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их журналистских проектов и исследований; -интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Рабочей программой воспитания. 3 Разделы Раздел 1. Введение в журналис тику 1. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание раздела Знакомство с понятиями СМИ, журналистика, журналист. Суть и методы работы журналиста-корреспондента. Особенности работы в газете, на радио и на телевидении. Знакомство со школьным пресс-центром ШАГ. Раздел 2. Печатные издания Изучение видов печатных изданий. Правила написания статьи в школьную газету (знакомство с основными элементами статьи). Знакомство с текстовыми и графическими редакторами. Оформление статьи. Макетирование и верстка газеты. Творческо-проектная работа. Раздел 3. Знакомство с основными принципами работы радио. Радиожур Записи джинглов и заставок. Особенности работы налистика радиожурналиста. Изучение направлений и видов радиопередач. Творческое проектное задание. Практическое занятие. Раздел 4. Журналистика на телевидении. Телевизи Журналистика в интернете. Работа в социальных сетях. Творческое задание. Журналист-корреспондент. онная Основы видеотворчества. Работа в видеоредакторах. журналис Монтаж видеоновостей. Творческо-практическое задание. тика и Подведение итогов. журналис тика в интернете ИТОГО Кол-во часов 8 26 14 20 68 1. Планируемые результаты Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого журналистского проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения журналистского исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время создании медийных продуктов; реализация социально-творческих исследований или проектов в жизни 4 семьи, гимназии, микрорайона «Радуга», города Омска и Омской области, России. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к профессиональным достижениям российских журналистов, историков, психологов, социологов, педагогов. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе работы в школьном пресс- центре, осознание важности морально- этических принципов в деятельности журналиста; готовность в процессе работы в пресс-центре оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе информационно-медийной деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с созданием школьниками информационно-медийных продуктов и выстраиванием дальнейших цели относительно профессионального будущего. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) медийной, технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках работы в школьном прессцентре; 5 интерес к практическому изучению профессий журналиста, корреспондента, редактора, видемонтажера, диктора. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в информационно-медийной деятельности на современную систему представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира; овладение основными навыками исследовательской и коммуникативной деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные журналистские идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты Овладение универсальными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов 6 (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной учебно-проектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 7 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической журналистской проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской информационно-медийной работы (выявление проблемы, требующей решения); составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов работы; вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей. Предметные результаты Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе информационно-медийной деятельности школьников. Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационносправочными системами в электронной форме; осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи 8 грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой практики; овладение основными нормами современного русского литературного языка. Литература: умение участвовать в журналистской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов); умение использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности. Иностранный язык: участие в журналистской деятельности предметного и межпредметного характера с использованием иноязычных материалов; использование иноязычных словарей и справочников, в том числе информационно-справочных систем в электронной форме. История: овладение историческими понятиями и их использование для решения проектных задач; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; умение находить и критически анализировать для решения исследовательской задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; умение соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; умение привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, характеризовать их существенные признаки, элементы и основные функции; умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) 9 деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначения в целях решения различных проектных задач; овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности. 3. Тематическое планирование № п/п Формы проведения занятия 1 Беседа-игра 2 Входная диагностика Беседа 3 Тема занятия Кол ЭОР – во ч. Раздел 1. Введение в журналистику 8 ч. Что такое СМИ? Знакомство с 1 http://journalism.naro профессией журналиста. d.ru/ Библиотека Знакомьтесь, это Я! 1 журналиста http://domjourСуть и методы работы журналиста2 omsk.ru/news.html корреспондента. Особенности работы в Омское областное газете, на радио и на телевидении 10 4 Беседавстреча 5 Тестировани е 6 Видеолекто рий Практическа я работа Встреча с редактором Беседа Практическа я работа Беседа Практическа я работа Творческая лаборатория Работа в компьютерн ых программах Работа в компьютерн ых программах Работа в компьютерн ых программах Игра 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Школьный пресс-центр. Знакомство с главным редактором. Направления деятельности и возможности История журналистики 2 2 отделение Союза журналистов России http://youngjournal.vteme.com/ Журналис тика для начинающих http://aldedov.narod.ru/proryv /posobie.htm Пособие для начинающих журналистов http://pamir.ucoz.ru/p ubl/3-1-0-22 Ошибки начинающих журналистов Раздел 2. Печатные издания 26ч. Виды печатных изданий. Школьная 1 www.rsl.ru/ газета ШАГ Российская Редактор 1 государственная Правила написания статьи в школьную газету Что такое заголовок и лид Дизайн газеты 2 Как определить основную идею статьи Написание статьи в газету 1 1 Правила размещения в газете фотографий, изображений Графические редакторы PowerPoint, GIMP 2 Шрифты для газеты 2 Правила макетирования. 2 Обратимся к читателю. Рубрики интересные детям и взрослым 2 11 1 1 2 библиотека www.ruj.ru/ - Союз журналистов России http://www.kupikame. ru/ - Cтатьи и уроки фотографии http://club.foto.ru/ Клуб любителей фото. Обсуждения фототехники, статьи и фотографии участников http://www.fotodelo.r u/- Статьи, фото, конкурсы, уроки Photoshop http://www.kodak.co m/RU/ru/nav/takingPi cs.shtml/ - Полезные советы, проиллюстрированн ые фотографиями 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Творческая лаборатория Беседа Практическа я работа Творческопрактически й конкурс Познаватель ная игра Практическа я работа Творческопрактическа я работа Беседавстреча Создаем макет газеты 2 Виды публицистического творчества Стили текста 1 1 Курочка-ряба в разных жанрах 2 Напишите мне письмо 2 Раздел 3. Радиожурналистика 14 ч. Школьное радио «Радио гимназии». В 2 http://journalism.naro радиорубке d.ru/ Библиотека Что такое джинглы и заставки 2 журналиста http://bonjournal.ru/?c at=3 Сайт о Особенности работы радио-журналиста 2 журналистике и для журналистов Работа в Направления и виды радиопередач 2 http://aldedov.narod.ru/proryv компьютерн /posobie.htm ой Пособие для программе начинающих Общественн Разрабатываем радиопередачу 2 журналистов о-полезная практика Работа в Современная музыка и школьное радио 2 компьютерн ой программе Игра Учимся задавать конкретные вопросы 2 Раздел 4. Телевизионная журналистика и журналистика в интернете 20 ч. Экскурсия Журналистика на телевидении 1 http://vmontaj.narod.ru/Работа в Что я знаю о ТВ? 1 Сайт для компьютерн профессионалов ой теле-, программе видеопроизводства Работа в Журналистика в интернете. Социальные 2 http://miw.by/category сети - на благо, а не во вред. компьютерн /new-media ой Лучшие Вебпрограмме Инструменты Для Творческое «В прямом эфире». 1 Журналистов задание Журналист-корреспондент http://www.genefis.ru/ Практическа Я всегда с собой беру видеокамеру… 1 я работа 12 35 36 37 38 39 40 41 42 Работа в Основы видеотворчества. Суть видеосюжета компьютерн ой программе Практическа А я за кадром… я работа Работа в Работа в видеоредакторах. Как правильно монтировать новости компьютерн ой программе Практическа Тематический фоторепортаж я работа Работа в Музыкальное сопровождение видеоряда компьютерн ой программе ТворческоЯ блогер! практическо е задание Игра Выпускаем новости Итоговое Работа СМИ занятие ИТОГО - Интернет журналистика и СМИ от А до Я 1 1 1 1 2 2 2 4 68 4. Приложения Диагностика «Знакомьтесь, это Я!» Метод диагностических процедур – заполнение таблицы Цель: определить уровень словесного кругозора посредством заполнения таблицы Время выполнения: 15-20 минут Форма работы: индивидуальная Инструкция: ребёнку предлагается заполнить определённую таблицу: по горизонтали он записывает свою фамилию и имя (в каждой клетке по одной букве, имя записывается полностью), затем по вертикали начинает заполнять эту же таблицу качествами личности, главное, чтобы эти качества не повторялись и начинались с той буквы, которая записана в первой строке. Например, В Е Ж Л И В А Я Е С Т Е С Т В Е Н Н Л Ю Б О З Н А Т Е Л И Н Т Е Р Е С Н А Я Ч И С Т О Л Ю Б И В К Р А С И В А Я О Ч А Р О В А Т Е Л О Т В Е Т С Т В Е Н 13 Л Ь Ю Б О П Ы Т Н А Я Г Р А М О Т Н А Я А К Т И В Н А Я А Я Ь Н А Я А Я Ь Н А Я Н А Я Обработка результатов: считается общее количество букв фамилии и имени, исключая Й, Ъ, Ы, Ь, затем считается количество прилагательных, которые заполнены. Далее по формуле высчитывается процент: , где УСК – уровень словесного кругозора; К – общее количество букв фамилии и имени, исключая Й, Ъ, Ы, Ь; П – количество прилагательных, заполненных по таблице. Оценивание результатов: 0 – 40% - уровень словесного кругозора низкий (1 балл); 41 – 85% - уровень словесного кругозора средний (2 балла); 86 – 100% - уровень словесного кругозора высокий (3 балла). Комментарий: данная диагностика проводится на первом занятии первого года обучения, что позволяет с одной стороны познакомиться с детьми, а с другой – определить уровень словесного кругозора. Она относится к операциональному и эмоционально-волевому компонентам структуры достижений обучающихся. Тест «История журналистики» Метод диагностических процедур – тестирование Цель: определить уровень предметных универсальных учебных действий: полнота освоения теоретического материала по теме и соотнесение этого материала с историческими фактами посредством теста «История журналистики». Время выполнения: 10 минут Форма работы: индивидуальная Инструкция: обучающиеся получают тест с закрытыми вопросами (у всех один ряд вопросов) и в течение 10 минут на отдельном листочке отвечают, выбирая или 1 правильный ответ, или несколько правильных ответов. ТЕСТ «История журналистики» 1. Что такое журналистика? (один верный ответ) a) сфера деятельности людей, связанная с написанием и изданием информационных продуктов для массы населения; b) сфера деятельности людей, связанная с написанием и изданием информационных продуктов для нескольких человек; c) сфера деятельности людей, связанная с поиском информационных продуктов для массы населения. 2. Сколько этапов выделяют в истории появления и развития журналистики, назовите эти этапы? (один верный ответ) a) 5 этапов: 1. Пражурналистика 2. Появление ораторских выступлений 3. Появление устных форм передачи информации 4. Собственно журналистика 5. Печать, радио, телевидение 14 b) 2 этапа: 1.Появление ораторских выступлений 2.Печать, радио, телевидение c) 5 этапов: 1. Пражурналистика 2. Появление ораторских выступлений 3. Появление письменных форм передачи информации 4. Собственно журналистика 5. Печать, радио, телевидение 3. С чьим именем связано появление первой газеты в России? (один верный ответ) a) Петр I; b) Иван IV Грозный; c) Александр II. 4. Каким образом работала «Служба новостей»? (несколько правильных ответов) a) В России - выкрикивали на Ивановской площади; b) В Англии - обменивались в кофейнях; c) В Англии - новости разносили бродячие музыканты – шпильманы; d) В Германии - новости разносили бродячие музыканты – шпильманы; e) В России - обменивались в кофейнях. 5. Что позволило изменить журналистика? (один правильный ответ) a) способ представления информации; b) способ распространения и представления информации; c) способ распространения информации. Ключ к тесту: 1. а 2. с 3. а 4. а, b, d 5. b Обработка результатов: тест обрабатывает по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала: где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте. Оценивание результатов: Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным. Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по системе: Ку 0 – 0,24 0,25 – 0,49 0,5 – 0,79 0,8 - 1 Балл 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Комментарий: данное тестирование проводится на третьем/четвёртом занятии первого года обучения, позволяет определить уровень усвоения материала и соотнесение его с историческими фактами. Этот тест находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Кроссворд «Что я знаю о ТВ?» Метод диагностических процедур – совместное решение задач, наблюдение педагога за действиями обучающихся 15 Цель: определить уровень усвоения материала посредством отгадывания кроссворда по теме «Что я знаю о ТВ?» Время выполнения: 10 минут Форма работы: коллективная Инструкция: педагог выводит на интерактивную доску кроссворд, затем зачитывает задание, ребята поднимают руку и отвечают, если ответ правильный, то обучающийся выход к доске и записывает это слово в графе кроссворда, если нет – спрашиваем другого ребёнка. Оценивание результатов: методом наблюдения педагог отслеживает, сколько человек из группы включаются в образовательный процесс, какие дети отвечают правильно, затем выстраивается рейтинг обучающихся в форме таблицы, Учёт освоения знаний обучающимися по теме «ТВ – одно из самых ярких СМИ» Частота включения в Количество правильных Ф.И. ответов образовательный процесс Иванова Марина 8 2 Петров Ваня 5 5 Сидоров Костя 1 4 Комментарий: отгадывание кроссворда проходит на пятом/шестом занятии первого года обучения, позволяет определить уровень усвоения теоретического материала по теме, социометрический статус ребёнка в группе. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Игра «Учимся задавать конкретные вопросы» Цель: определить уровень универсальных учебных действий: умение задавать конкретные вопросы посредством участие в игре. Время выполнения: 10 минут Форма работы: групповая Инструкция: в группе детей методом считалки выбирается ведущий игры. Он загадывает кого-то или что-то. Задача остальных с помощью наводящих вопросов, отгадать загаданное. Например, загаданное слово «кошка». Дети спрашивают: - Это человек? - Нет. - Это предмет? - Нет. - Это животное? - Да. Затем задаются вопросы, чтобы отгадать, какое это животное. И так, пока не отгадают. Нельзя спрашивать напрямую: «Кто это?». Как только загадка разгадана, другой игрок может загадать своё слово. Таким образом, игра помогает показать ребенку, какие вопросы лучше задавать. Вспомогательные материалы для игры: Перед тем, как начинается игра, дети заполняют следующую таблицу, которая помогает им при формулировании конкретных вопросов. Типы вопросов кто? что? какой? что делает? где? куда? откуда? когда? с каких пор? как долго? Что узнаем в результате предмет свойство предмета действие предмета место время 16 как? каким образом? каким способом? способ чего-либо почему? отчего? по какой причине? причина зачем? для чего? с какой целью? цель при каком условии? условие Оценивание результатов: 1 балл – вопросы неправильные, требуется переформулирование; 2 балла – формулировка вопросов неточная, требуется коррекция; 3 балла – чёткая формулировка вопросов. Комментарий: игра «Учимся задавать конкретные вопросы» проводится на седьмом/восьмом занятии первого года обучения, позволяет развить творческие способности детей, их психические процессы и ряд универсальных учебных действий. Эта игра находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Практическая работа «Редактор» Метод диагностических процедур – практическая работа Цель: определить уровень универсальных учебных действий: умение находить и исправлять ошибки в тексте посредством практической работы «Редактор». Время выполнения: 20 минут Форма работы: индивидуальная Инструкция: обучающиеся получают индивидуальные карточки с дифференцированным заданием в тексте. В течение 20 минут выполняют полученное задание. Материал для практической работы: №1. ИСПРАВЬ ОШИБКИ. Падают листя наземлю. Лежыт на зимле жолтый ковёр. типло земле будет земой. Утихли птичи трели. Апустели гнёзда. В сухой траве шуршат мышы. Звери за пасают корм назиму. Ёжык тащит в нару гребы. А белачька их сушыт. (19 ошибок) №4. ИСПРАВЬ ОШИБКИ. Зимля такая огромноя. На ней столька разных дамов! Бальшые и малинькие, кросивыи и уродливые. И есьть совсем крошечьный №2.ИСПРАВЬ ОШИБКИ. Вгнизде пищят грочата. Птинцы сутра просят есьть. Весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. Грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. Малышы будут сыты. №3. ИСПРАВЬ ОШИБКИ. Унас жывёт кот семён. он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный, а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей. (20 ошибок) (18 ошибок) №5. ИСПРАВЬ ОШИБКИ. Как – то рас за стал муравя силный дошть в лису. Добижал муравей да маленькава грипка и спрятался пад ним… от 17 Дополнительные дифференцированные задания: 1. определите тип ошибок, находящихся в тексте домик карлосона, который даждя под шлябкой греба 2. покажите графически, сумели спрятяться исправленные ошибки, жывёт накрыше. бабочька, варабей и заец. условия их исправления Только лесе места (14 ошибок) не нашлось. (25 ошибок) Обработка результатов: практическая работа обрабатывает по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала: где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильно исправленных ошибок; К – общее количество ошибок в тексте. Оценивание результатов: Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным. Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по системе: Ку 0 – 0,24 0,25 – 0,49 0,5 – 0,79 0,8 - 1 Балл 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Комментарий: данная практическая работа проводится на десятом/одиннадцатом занятии первого года обучения и является итоговым занятием по изучению особенностей профессии «Редактор». Работа направлена на выработку у обучающихся умений находить и исправлять ошибки в тексте, которые имеют особое значение для «юных журналистов». Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Практическая работа «Дизайн газеты» Метод диагностических процедур – практическая работа Цель: определить уровень универсальных учебных действий: умение грамотно и эстетично оформлять газету посредством практической работы «Дизайнер газеты». Время выполнения: 45 минут Форма работы: индивидуальная Инструкция: обучающиеся выполняют работу на персональном компьютере в программе Microsoft Publisher. Необходимо сформировать выпуск газеты. Для этого всем детям даётся одинаковый материал, который нужно разместить на страницах информационного продукта. Цвет, гамму, форму, иллюстрации, шрифт – дети выбирают сами, что способствует формированию эстетического вкуса и творческих способностей, однако перед ними лежат рабочие тетради, в которых прописаны основные нормы по оформлению газет. Оценивание результатов: Количество баллов зависит от степени самостоятельности выполнения задания: Всё правильно 1 балл – работа выполнялась под руководством педагога; 2 балла – полусамостоятельное выполнение практической работы; 3 балла – практическая работа была выполнена полностью самостоятельно. Есть недочёты, требуется корректировка 1 балл – работы выполнялась под руководством педагога; 18 1 балла – полусамостоятельное выполнение практической работы (50% сделано правильно); 2 балла – практическая работа была выполнена полностью самостоятельно (50% сделано правильно). Комментарий: данная практическая работа проводится на тринадцатом/четырнадцатом занятии первого года обучения и является итоговым занятием по изучению особенностей профессии «Дизайнер газеты». Работа направлена на выработку у обучающихся умений формировать информацию на бумажном носителе. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Практическая работа «Я всегда с собой беру видеокамеру…» Метод диагностических процедур – практическая работа Цель: определить уровень универсальных учебных действий: умение писать сценарии к телепрограммам, умение осуществлять видеосъёмку, уровень сформированности организаторских способностей посредством практической работы «Я всегда с собой беру видеокамеру…». Время выполнения: 45 минут Форма работы: индивидуальная/парная Инструкция: обучающиеся делятся на пары. Затем каждый самостоятельно записывает у себя в тетради сценарий видеоролика длительностью на 1 минуту, с участием в нём 2-х человек. Далее пара обменивается сценарными идеями и записывает материал на видеокамеру. Таким образом, обучающиеся за одно занятие побываю в трёх ролях: сценаристы, операторы и актёры. Тематика роликов не ограничена, главное, чтобы она была направлена на «благое дело». Оценивание результатов: Видеоролики Критерии соответствие заявленной теме творческий подход к выполнению работы эстетика выполнения умение организовывать свое рабочее (учебное) место навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Средний показатель 0 баллов - показатель не проявляется; 1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере; 2 балла показатель проявляется наполовину; 3 балла - показатель проявляется полностью. 19 Комментарий: данная практическая работа проводится на восемнадцатом/девятнадцатом занятии первого года обучения и является итоговым занятием по изучению особенностей профессии «Оператор». Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Практическая работа «А я за кадром…» Метод диагностических процедур – практическая работа Цель: определить уровень универсальных учебных действий: умение выстраивать логический рассказ по кадрам фотоплёнки Kodak посредством практической работы «А я за кадром…». Время выполнения: 45 минут (10 минут – составление наглядного фоторяда, по которому будет создаваться рассказ, 25 минут – написание рассказа, 10 минут – представление и оценивание результатов). Форма работы: индивидуальная Инструкция: обучающимся выдаются кадры плёнки Kodak, задача детей отобрать определённые кадры, логически их выстроить в линейку, тем самым создать линейный монтаж. Потом по этому линейному монтажу составить цельный рассказ. После завершения написания рассказа, необходимо его представить перед одногруппниками. Оценивание результатов: Рассказы Критерии умение организовывать свое рабочее (учебное) место навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности коммуникативные умения умение составлять цельный рассказ уровень распространения предложений в представляемом тексте Средний показатель 0 баллов - показатель не проявляется; 1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере; 2 балла показатель проявляется наполовину; 3 балла - показатель проявляется полностью. Комментарий: данная практическая работа проводится на двадцать втором/двадцать третьем занятии первого года обучения и является итоговым занятием по изучению особенностей профессии «Монтажёр». Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Практическая работа «Стили текста» Метод диагностических процедур – практическая работа Цель: определить уровень сформированности знаний и практических умений по характерным особенностям стилем текста посредством практической работы «Стили текста». Время выполнения: 20 минут Форма работы: индивидуальная 20 Инструкция: обучающиеся получают задание с пятью видами текстов. Необходимо определить какой текст, к какому стилю относится, привести доказательства. Обработка результатов: практическая работа обрабатывает по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала: где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся; К – общее количество правильных ответов в практической работе. Оценивание результатов: Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным. Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по системе: Ку 0 – 0,24 0,25 – 0,49 0,5 – 0,79 0,8 - 1 Балл 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла Комментарий: помимо обработки полученных результатов по системе В.П. Беспалько, педагог смотрит и на доказательства, которые приводит обучающийся к тексту, поэтому количество баллов может варьироваться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Данная практическая работа проводится на тридцать восьмом/сороковом занятии первого года обучения. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Практическая работа «Написание статьи в газету» Метод диагностических процедур – практическая работа Цель: определить уровень универсальных учебных действий: наличие и обоснование собственной точки зрения по определенной теме, умения писать статьи в газету, эстетика оформления, творческий подход к выполнению работы, умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться компьютерными источниками информации, умение организовывать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности посредством практической работы «Написание статьи в газету». Время выполнения: 3 занятия (105 минут – написание статьи, 30 минут – представление результатов одногруппникам) Форма работы: индивидуальная Инструкция: обучающиеся пишут статью в газету, тема выбирается с учётом мероприятий, проходивших в Доме детского творчества в ближайшее время. Темы у обучающихся индивидуальны. После написание статьи, все дети представляют результат и оценивают его. Оценивание результатов: Карта оценивания для обучающихся Статьи обучающихся Критерии Содержание соответствует заявленной теме Присутствуют все составные части статьи В статье есть разные формы представления информации 21 Отсутствие разного рода ошибок в работе Презентация работы Общее впечатление от работы Средний показатель Карта для самооценки Ф.И. обучающегося Критерии Содержание соответствует заявленной теме Присутствуют все составные части статьи В статье есть разные формы представления информации Отсутствие разного рода ошибок в работе Презентация работы Общее впечатление от работы Средний показатель Карта оценивания для педагога Работа обучающихся Критерии Грамотно определяет цель, задачи и этапы работы Содержание статьи соответствует заявленной теме Структурные составляющие статьи Разнообразие форм представления информации Отсутствие разного рода ошибок Грамотно оформляет устные и письменные высказывания Эмоционально и выразительно представляет материал Вычленяет проблемы и причины их возникновения в написании работы Общее впечатление от работы Средний показатель 0 баллов - показатель не проявляется; 1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере; 2 балла показатель проявляется наполовину; 3 балла - показатель проявляется полностью. Комментарий: данная практическая работа проводится на сорок шестом - сорок восьмом/сорок восьмом - пятидесятом занятиях первого года обучения и является итоговым контрольным занятием в изучении теоритических сведений и основ журналистского мастерства газетного профиля. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. 22 Практическая работа «Тематический фоторепортаж» Метод диагностических процедур – анализ продукта деятельности Цель: определить уровень сформированности универсальных учебных действий посредством выполнения практической работы. Время выполнения: 45 минут Форма работы: индивидуальная/коллективная Инструкция: обучающиеся представляют фоторепортаж, который они готовили в течение нескольких занятий. Оценивание результатов: Карта оценивания для обучающихся Фоторепортажи обучающихся Критерии Содержание соответствует заявленной теме Соблюдение технологии создания фоторепортажа Эстетика оформления Презентация работы Средний показатель Карта для самооценки Фоторепортажи обучающихся Критерии Содержание соответствует заявленной теме Соблюдение технологии создания фоторепортажа Эстетика оформления Презентация работы Средний показатель Карта оценивания для педагога Фоторепортажи обучающихся Критерии Грамотно определяет цель, задачи и этапы работы Содержание соответствует заявленной теме Соблюдение технологии создания фоторепортажа Эстетика оформления Грамотно оформляет устные и письменные высказывания Эмоционально и выразительно представляет материал Вычленяет проблемы и причины их возникновения в выполнении работы Средний показатель 0 баллов - показатель не проявляется; 1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере; 2 балла показатель проявляется наполовину; 3 балла - показатель проявляется полностью. Комментарий: практическая работа «Тематический фоторепортаж» проводится на семьдесят шестом/семьдесят восьмом занятии первого года обучения, позволяет развить 23 творческие способности детей и ряд универсальных учебных действий. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. Итоговые занятия по практическим работам «Работа СМИ» Цель: определить уровень сформированности универсальных учебных действий посредством выполнения практических работ. Время выполнения: 45 минут Форма работы: индивидуальная/коллективная Инструкция: обучающиеся представляют видеоролик и газету, которые они готовили в течение ряда занятий. Оценивание результатов: Карта оценивания для обучающихся Работа обучающихся Критерии ВИДЕОСЮЖЕТ Содержание соответствует заявленной теме Соблюдение технологии создания видеоролика Эстетика оформления Презентация работы ГАЗЕТА Содержание соответствует заявленной теме Присутствуют все составные части статьи В статье есть разные формы представления информации Отсутствие разного рода ошибок в работе Оформление статьи иллюстрациями Место статьи в газете Средний показатель Карта для самооценки Работа обучающихся Критерии ВИДЕОСЮЖЕТ Содержание соответствует заявленной теме Соблюдение технологии создания видеоролика Эстетика оформления Презентация работы ГАЗЕТА Содержание соответствует заявленной теме Присутствуют все составные части статьи В статье есть разные формы представления информации Отсутствие разного рода ошибок в работе Оформление статьи иллюстрациями Место статьи в газете 24 Средний показатель Карта оценивания для педагога Работа обучающихся Критерии ВИДЕОСЮЖЕТ Содержание соответствует заявленной теме Соблюдение технологии создания видеоролика Эстетика оформления Презентация работы ГАЗЕТА Содержание соответствует заявленной теме Присутствуют все составные части статьи В статье есть разные формы представления информации Отсутствие разного рода ошибок в работе Оформление статьи иллюстрациями Место статьи в газете ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Грамотно определяет цель, задачи и этапы работы Грамотно оформляет устные и письменные высказывания Эмоционально и выразительно представляет материал Вычленяет проблемы и причины их возникновения в выполнении работы Средний показатель 0 баллов - показатель не проявляется; 1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере; 2 балла показатель проявляется наполовину; 3 балла - показатель проявляется полностью. Комментарий: практические работы «Работа СМИ» проводятся на сто двадцатом/сто двадцать втором и сто сороковом/сто сорок втором занятиях первого года обучения, позволяют развить творческие способности детей и ряд универсальных учебных действий. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся. 25