Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности « химия в задачах и упражнениях 10
класс»»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Органическая химия в задачах» для
учащихся 10 класса разработана на основе авторской учебной программы курса органической химии О. С. Габриеляна: «Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень. – М.: Дрофа, 2019», документа Федерального института педагогических измерений «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии».
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 ч в неделю) из них 5 часов –
тематические работы по основным разделам/темам органической химии и 1 итоговую работу по курсу органической химии в форме КИМа ЕГЭ. В программу включены все типы
расчетных задач для средней школы и задачи повышенного уровня сложности (олимпиадные задачи). Большое внимание в спецкурсе уделяется генетической связи между классами органических соединений (цепочки превращений) и работе с тестами.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
Полученные знания должны помочь учащимся:
− определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей
− успешно сдать экзамен по химии в новой форме в 10 и 11 классах
− закрепить практические навыки и умения решения разно уровневых заданий по
органической химии.
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующее:
Знания:
− способы решения различных типов задач;
− основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
− стандартные алгоритмы решения задач.
умения:
− производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального
стандарта и задач повышенного уровня сложности(олимпиадные задачи).
− решать типовые тесты экзаменационных вариантов ЕГЭ и демонстрационной версии ФИПИ.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
− логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
− обоснованно делать выводы, доказывать;
− обобщать математический материал;
− находить разные решения нестандартных задач.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
− анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
− решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
− находить несколько способов решения задач.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
− Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
− Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы организации видов деятельности:
− лекционные занятия.
− практические занятия.
− индивидуальная работа.
Содержание курса «Органическая химия в задачах и упражнениях
10 класс» Общее число часов – 34 ч.
Введение (1 ч).
Место органической химии в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ.
Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии. Знакомство со структурой варианта КИМа ЕГЭ по химии.
Критерии оценки заданий.
Олимпиады школьников по химии в 10 классе. Примеры олимпиадных заданий по
органической химии.
Раздел I. Углеводороды (14 ч).
Решение задач на смеси разного уровня сложности:
− Массовая и объемная доля компонентов смеси (расчеты по формулам). Вычисление массы (или объема) компонентов смеси по их массовым или объемным долям.
− Определение количественного состава газовых смесей в (%) по известной массе и
объему смеси (расчеты по формулам).
− Определение количественного состава смеси, компоненты которой выборочно
реагируют с указанным реагентом.
− Определение количественного состава смеси все компоненты которой реагируют
с указанным реагентом.
Задачи на нахождение молекулярной формулы органического веществ.
Разновидности задач на нахождение молекулярной формулы органического веществ:
− Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массовым долям хим. элементов и относительной плотности (разными способами)
− Определение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и относительной плотности (разные способы)
− Определение молекулярной формулы углеводорода по общей формуле гомологического ряда (расчеты по формулам, расчеты по уравнениям)
− Задачи на определение молекулярной и структурной формулы углеводорода по
данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или способу
его получения.
Тематические задачи с использованием химических уравнений:
− Базовые задачи. Вычисление по химическому уравнению объема газа по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате её.
− Расчеты объемных отношений газов по химическому уравнению.
− Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
− Задачи на массовую долю растворенного вещества
− Задачи на определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного.
− Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему
исходного вещества, содержащего примеси.
− Расчеты по термохимическим уравнениям.
− Комбинированные задачи.
− Задачи повышенного уровня сложности: расчеты по нескольким уравнениям, расчеты по стехиометрическим схемам, задачи с производственным содержанием, олимпиадные задачи.
Окислительно – восстановительные реакции в органической химии (углубление).
Определение степеней окисления хим. элементов по формулам органических веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций методом электронного баланса.
Правила ориентации в бензольном кольце (углубление).
Ориентанты первого и второго рода (электродоноры и электроакцепторы). Выполнение упражнений на применение правила.
Генетическая связь между классами органических веществ.
(цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание № 38)
− Цепочки превращений по теме: «Предельные и непредельные углеводороды».
− Цепочки превращений по теме: «Ароматические углеводороды».
Тематические варианты по органической химии (из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»).
− Тематическая работа (КИМ) «Предельные и непредельные углеводороды» (1-2
варианты).
− Тематическая работа (КИМ) « Ароматические углеводороды» (1-2 варианты).
Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества (11 ч).
Задачи на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества:
− Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества по массовым долям хим. элементов и относительной плотности.
− Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического веществапо массовым долям хим. элементов (через атомные факторы)
− Определение молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества по продуктам сгорания и относительной плотности.
− Задачи на определение молекулярной и структурной формулы кислородсодержащего органического вещества по данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или способу его получения.
Тематические задачи с использованием химических уравнений:
− Задачи на растворы: смешивание, разбавление, концентрирование.
− Решение комбинированных задач по теме: «Спирты», «Простые эфиры», «Фенолы».
− Решение комбинированных задач по теме: «Альдегиды. Кетоны».
− Решение комбинированных задач по теме: по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
− Решение комбинированных задач по теме: «Углеводы».
Генетическая связь между классами органических веществ.
(цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание № 38).
− Цепочеки превращений по теме: «Спирты. Простые эфиры, Фенолы».
− Цепочеки превращений по теме: «Альдегиды. Кетоны».
− Цепочки превращений по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
− Цепочки превращений по теме: «Углеводы»
Тематические тесты по органической химии.
− Тесты по теме: «Углеводы».
Тематические варианты по органической химии (из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»).
− Тематическая работа (КИМ) «Спирты. Простые эфиры. Фенолы» (1-2 варианты).
− Тематическая работа (КИМ) «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
Раздел III. Азотсодержащие органические вещества (5 ч).
Задачи на нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества:
− Нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества
по массовым долям хим. элементов и относительной плотности.
− Определение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества
по продуктам сгорания и относительной плотности.
− Задачи на определение молекулярной и структурной формулы азотсодержащего
органического вещества по данным количественного анализа и химическим свойствам
данного вещества или способу его получения.
Работа с тестами по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины, аминокислоты, белки».
Цепочки превращений по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины,
аминокислоты, белки».
Тематическая работа (КИМ) по теме: «Азотсодержащие органические вещества:
амины и аминокислоты. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки».
Повторение ( 3ч).
Работа с тестами:
− Тесты по теме: «Качественные реакции на органические вещества».
− Работа с тестами по курсу органической химии.
Итоговая работа (КИМ) по курсу органической химии (1-2 варианты).
Учебно-тематический план
Разделы программы
Введение
Раздел I. Углеводороды
Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества
Раздел III. Азотсодержащие органические вещества
Повторение
Итого
Количество часов
1
14
11
5
3
34
Тематическое планирование
10 класс
№
Наименование раздела, тема урока
п/п
Введение
Место органической химии в контрольно- измерительных материа1
лах ЕГЭ и олимпиадах школьников
Углеводороды
Задачи на смеси: «Определение количественного состава газовых
2
смесей в (%) по известной массе и объему смеси (расчеты по формулам)»
Задачи на смеси: «Определение количественного состава смеси все
3
компоненты которой реагируют с указанным реагентом»
Задачи: «Нахождение молекулярной формулы углеводорода и гало4
геналканов по массовым долям хим. элементов и относительной
плотности» (разными способами)
Задачи: «Определение молекулярной формулы углеводорода по про5
дуктам сгорания и относительной или абсолютной плотности»
Задачи: «Определение молекулярной формулы углеводорода по об6
щей формуле гомологического ряда (расчеты по формулам, расчеты
по уравнениям)»
Задачи на смеси «Определение количественного состава смеси,
7
компоненты которой выборочно реагируют с указанным реагентом»
8
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии
Решение комбинированных задач по теме «Предельные и непре9
дельные углеводороды»
Цепочки превращений по теме «Предельные и непредельные угле10
водороды»
Количество часов
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
Наименование раздела, тема урока
Задачи на определение молекулярной и структурной формулы угле11
водорода по данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества (или способу его получения
Тематическая работа (КИМ) «Предельные и непредельные углево12
дороды» (1-2 варианты)
Правила ориентации в бензольному кольцу. Упражнения на приме13
нения правил
14
Цепочки превращений по теме: «Ароматические углеводороды»
Тематическая работа (КИМ) «Ароматические углеводороды» (1-2
15
варианты)
Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества
Задачи на определение молекулярной формулы кислородсодержаще16
го орг. Вещества
Решение комбинированных задач и цепочек превращений по темам
17
«Спирты», «Простые эфиры», «Фенолы»
Тематическая работа (КИМ) «Спирты. Простые эфиры. Фенолы» (118
2 варианты)
Решение комбинированных задач и цепочек превращений по теме
19
«Альдегиды. Кетоны»
Задачи на массовую долю растворенного вещества (действия с рас20
творами: разбавление, смешивание, концентрирование)
Решение комбинированных задач по теме: по теме: «Карбоновые
21
кислоты. Сложные эфиры»
Задачи на определение молекулярной и структурной формулы кислородсодержащего орг. вещества по данным количественного ана22
лиза и химическим свойствам данного вещества или способу его получения
Цепочки превращений по теме «Альдегиды. Кетоны, Карбоновые
23
кислоты. Сложные эфиры».
Тематическая работа (КИМ) « Альдегиды. Кетоны, Карбоновые кис24
лоты. Сложные эфиры»
25
Решение комбинированных задач по теме «Углеводы»
26
Тесты и цепочки превращений по теме «Углеводы».
Раздел III. Азотсодержащие органические вещества
Задачи на определение молекулярной формулы азотсодержащего ор27
ганические вещества
Задачи на определение молекулярной и структурной формулы азотсодержащего орг. вещества по данным количественного анализа и
28
химическим свойствам данного вещества или способу его получения»
Работа с тестами по теме «Азотсодержащие органические вещества:
29
амины, аминокислоты, белки»
30
Цепочки превращений по теме «Азотсодержащие органические ве-
Количество часов
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
№
п/п
Наименование раздела, тема урока
щества: амины, аминокислоты, белки»
Тематическая работа (КИМ) «Азотсодержащие органические веще31
ства: амины и аминокислоты. Биологически важные вещества: жиры,
углеводы, белки»
Повторение
32 Качественные реакции на органические вещества (работа с тестами)
Работа с тестами по курсу органической химии (варианты №№ 1-10).
33 *Тесты по химии».10-11 класс: Учебно-методическое пособие /Р. П.
Суровцева, Л. С. Гузей, Н. И. Останний, – М.: Дрофа, 2023.
34 Итоговая работа (КИМ) по курсу органической химии (1-2 варианты)
Количество часов
1
3
1
1
1
Программа обеспечена:
1. Документами ФИПИ для проведения ЕГЭ по химии в 2024 году (данные документы размещены на сайте ФИПИ, www.fipi.ru):
− «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии»,
− Демонстрационный вариант КИМ.
2. Материалами серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»:
− ЕГЭ. Химия : тематические варианты: 22 варианта / под ред. А.А.Кавериной, М.:
Издательство «Национальное образование», 2023. 228 с.
− Каверина А. А., Г. Н. Молчанова, Н. В. Свириденкова, С. В. Стаханова. Химия.
Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие.- Москва: Интеллект – Центр, 2023. 216 с.
− ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под ред. А. А.
Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2023. 228 с.
− ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А. А.
Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2023.
3. Тесты по химии». 10-11 класс: Учебно-методическое пособие / Р. П. Суровцева,
Л. С. Гузей, Н. И. Останний, – М,: Дрофа, 2023.
4. Н. Н. Гара., Н. И. Габрусева. Химия. Сборник задач для проведения экзамена по
химии за курс основной школы, М., «Дрофа», 2023 г.
5. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г., Задачи по химии для поступающих ВУЗы, – М.,
«Высшая школа», 2010 г.
6. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999. 560 с.
7. Интернет ресурсы
− https://resh.edu.ru/subject/29/10/
− https://resh.edu.ru/subject/29/11/
− https://multiurok.ru/all-files/himiya/?uc=1000 type=1 class=10
− https://chem-ege.sdamgia.ru/
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
№
урока
Тема
Количество часов
по плану
дано
Причина корректировки
Способ корректировки