Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности « химия в задачах и упражнениях 10 класс»» Рабочая программа внеурочной деятельности «Органическая химия в задачах» для учащихся 10 класса разработана на основе авторской учебной программы курса органической химии О. С. Габриеляна: «Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень. – М.: Дрофа, 2019», документа Федерального института педагогических измерений «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии». Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 ч в неделю) из них 5 часов – тематические работы по основным разделам/темам органической химии и 1 итоговую работу по курсу органической химии в форме КИМа ЕГЭ. В программу включены все типы расчетных задач для средней школы и задачи повышенного уровня сложности (олимпиадные задачи). Большое внимание в спецкурсе уделяется генетической связи между классами органических соединений (цепочки превращений) и работе с тестами. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты. Полученные знания должны помочь учащимся: − определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей − успешно сдать экзамен по химии в новой форме в 10 и 11 классах − закрепить практические навыки и умения решения разно уровневых заданий по органической химии. В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующее: Знания: − способы решения различных типов задач; − основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты; − стандартные алгоритмы решения задач. умения: − производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта и задач повышенного уровня сложности(олимпиадные задачи). − решать типовые тесты экзаменационных вариантов ЕГЭ и демонстрационной версии ФИПИ. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: − логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; − обоснованно делать выводы, доказывать; − обобщать математический материал; − находить разные решения нестандартных задач. К концу обучения учащиеся должны уметь: − анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений; − решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи; − находить несколько способов решения задач. Познавательные УУД: − Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. − Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). − Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. − Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. − Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формы организации видов деятельности: − лекционные занятия. − практические занятия. − индивидуальная работа. Содержание курса «Органическая химия в задачах и упражнениях 10 класс» Общее число часов – 34 ч. Введение (1 ч). Место органической химии в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ. Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии. Знакомство со структурой варианта КИМа ЕГЭ по химии. Критерии оценки заданий. Олимпиады школьников по химии в 10 классе. Примеры олимпиадных заданий по органической химии. Раздел I. Углеводороды (14 ч). Решение задач на смеси разного уровня сложности: − Массовая и объемная доля компонентов смеси (расчеты по формулам). Вычисление массы (или объема) компонентов смеси по их массовым или объемным долям. − Определение количественного состава газовых смесей в (%) по известной массе и объему смеси (расчеты по формулам). − Определение количественного состава смеси, компоненты которой выборочно реагируют с указанным реагентом. − Определение количественного состава смеси все компоненты которой реагируют с указанным реагентом. Задачи на нахождение молекулярной формулы органического веществ. Разновидности задач на нахождение молекулярной формулы органического веществ: − Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массовым долям хим. элементов и относительной плотности (разными способами) − Определение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и относительной плотности (разные способы) − Определение молекулярной формулы углеводорода по общей формуле гомологического ряда (расчеты по формулам, расчеты по уравнениям) − Задачи на определение молекулярной и структурной формулы углеводорода по данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или способу его получения. Тематические задачи с использованием химических уравнений: − Базовые задачи. Вычисление по химическому уравнению объема газа по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате её. − Расчеты объемных отношений газов по химическому уравнению. − Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. − Задачи на массовую долю растворенного вещества − Задачи на определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного. − Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. − Расчеты по термохимическим уравнениям. − Комбинированные задачи. − Задачи повышенного уровня сложности: расчеты по нескольким уравнениям, расчеты по стехиометрическим схемам, задачи с производственным содержанием, олимпиадные задачи. Окислительно – восстановительные реакции в органической химии (углубление). Определение степеней окисления хим. элементов по формулам органических веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций методом электронного баланса. Правила ориентации в бензольном кольце (углубление). Ориентанты первого и второго рода (электродоноры и электроакцепторы). Выполнение упражнений на применение правила. Генетическая связь между классами органических веществ. (цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание № 38) − Цепочки превращений по теме: «Предельные и непредельные углеводороды». − Цепочки превращений по теме: «Ароматические углеводороды». Тематические варианты по органической химии (из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»). − Тематическая работа (КИМ) «Предельные и непредельные углеводороды» (1-2 варианты). − Тематическая работа (КИМ) « Ароматические углеводороды» (1-2 варианты). Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества (11 ч). Задачи на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества: − Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества по массовым долям хим. элементов и относительной плотности. − Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического веществапо массовым долям хим. элементов (через атомные факторы) − Определение молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества по продуктам сгорания и относительной плотности. − Задачи на определение молекулярной и структурной формулы кислородсодержащего органического вещества по данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или способу его получения. Тематические задачи с использованием химических уравнений: − Задачи на растворы: смешивание, разбавление, концентрирование. − Решение комбинированных задач по теме: «Спирты», «Простые эфиры», «Фенолы». − Решение комбинированных задач по теме: «Альдегиды. Кетоны». − Решение комбинированных задач по теме: по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». − Решение комбинированных задач по теме: «Углеводы». Генетическая связь между классами органических веществ. (цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание № 38). − Цепочеки превращений по теме: «Спирты. Простые эфиры, Фенолы». − Цепочеки превращений по теме: «Альдегиды. Кетоны». − Цепочки превращений по теме: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». − Цепочки превращений по теме: «Углеводы» Тематические тесты по органической химии. − Тесты по теме: «Углеводы». Тематические варианты по органической химии (из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»). − Тематическая работа (КИМ) «Спирты. Простые эфиры. Фенолы» (1-2 варианты). − Тематическая работа (КИМ) «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Раздел III. Азотсодержащие органические вещества (5 ч). Задачи на нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества: − Нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества по массовым долям хим. элементов и относительной плотности. − Определение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества по продуктам сгорания и относительной плотности. − Задачи на определение молекулярной и структурной формулы азотсодержащего органического вещества по данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или способу его получения. Работа с тестами по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины, аминокислоты, белки». Цепочки превращений по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины, аминокислоты, белки». Тематическая работа (КИМ) по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины и аминокислоты. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки». Повторение ( 3ч). Работа с тестами: − Тесты по теме: «Качественные реакции на органические вещества». − Работа с тестами по курсу органической химии. Итоговая работа (КИМ) по курсу органической химии (1-2 варианты). Учебно-тематический план Разделы программы Введение Раздел I. Углеводороды Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества Раздел III. Азотсодержащие органические вещества Повторение Итого Количество часов 1 14 11 5 3 34 Тематическое планирование 10 класс № Наименование раздела, тема урока п/п Введение Место органической химии в контрольно- измерительных материа1 лах ЕГЭ и олимпиадах школьников Углеводороды Задачи на смеси: «Определение количественного состава газовых 2 смесей в (%) по известной массе и объему смеси (расчеты по формулам)» Задачи на смеси: «Определение количественного состава смеси все 3 компоненты которой реагируют с указанным реагентом» Задачи: «Нахождение молекулярной формулы углеводорода и гало4 геналканов по массовым долям хим. элементов и относительной плотности» (разными способами) Задачи: «Определение молекулярной формулы углеводорода по про5 дуктам сгорания и относительной или абсолютной плотности» Задачи: «Определение молекулярной формулы углеводорода по об6 щей формуле гомологического ряда (расчеты по формулам, расчеты по уравнениям)» Задачи на смеси «Определение количественного состава смеси, 7 компоненты которой выборочно реагируют с указанным реагентом» 8 Окислительно-восстановительные реакции в органической химии Решение комбинированных задач по теме «Предельные и непре9 дельные углеводороды» Цепочки превращений по теме «Предельные и непредельные угле10 водороды» Количество часов 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п Наименование раздела, тема урока Задачи на определение молекулярной и структурной формулы угле11 водорода по данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества (или способу его получения Тематическая работа (КИМ) «Предельные и непредельные углево12 дороды» (1-2 варианты) Правила ориентации в бензольному кольцу. Упражнения на приме13 нения правил 14 Цепочки превращений по теме: «Ароматические углеводороды» Тематическая работа (КИМ) «Ароматические углеводороды» (1-2 15 варианты) Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества Задачи на определение молекулярной формулы кислородсодержаще16 го орг. Вещества Решение комбинированных задач и цепочек превращений по темам 17 «Спирты», «Простые эфиры», «Фенолы» Тематическая работа (КИМ) «Спирты. Простые эфиры. Фенолы» (118 2 варианты) Решение комбинированных задач и цепочек превращений по теме 19 «Альдегиды. Кетоны» Задачи на массовую долю растворенного вещества (действия с рас20 творами: разбавление, смешивание, концентрирование) Решение комбинированных задач по теме: по теме: «Карбоновые 21 кислоты. Сложные эфиры» Задачи на определение молекулярной и структурной формулы кислородсодержащего орг. вещества по данным количественного ана22 лиза и химическим свойствам данного вещества или способу его получения Цепочки превращений по теме «Альдегиды. Кетоны, Карбоновые 23 кислоты. Сложные эфиры». Тематическая работа (КИМ) « Альдегиды. Кетоны, Карбоновые кис24 лоты. Сложные эфиры» 25 Решение комбинированных задач по теме «Углеводы» 26 Тесты и цепочки превращений по теме «Углеводы». Раздел III. Азотсодержащие органические вещества Задачи на определение молекулярной формулы азотсодержащего ор27 ганические вещества Задачи на определение молекулярной и структурной формулы азотсодержащего орг. вещества по данным количественного анализа и 28 химическим свойствам данного вещества или способу его получения» Работа с тестами по теме «Азотсодержащие органические вещества: 29 амины, аминокислоты, белки» 30 Цепочки превращений по теме «Азотсодержащие органические ве- Количество часов 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 № п/п Наименование раздела, тема урока щества: амины, аминокислоты, белки» Тематическая работа (КИМ) «Азотсодержащие органические веще31 ства: амины и аминокислоты. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки» Повторение 32 Качественные реакции на органические вещества (работа с тестами) Работа с тестами по курсу органической химии (варианты №№ 1-10). 33 *Тесты по химии».10-11 класс: Учебно-методическое пособие /Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей, Н. И. Останний, – М.: Дрофа, 2023. 34 Итоговая работа (КИМ) по курсу органической химии (1-2 варианты) Количество часов 1 3 1 1 1 Программа обеспечена: 1. Документами ФИПИ для проведения ЕГЭ по химии в 2024 году (данные документы размещены на сайте ФИПИ, www.fipi.ru): − «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии», − Демонстрационный вариант КИМ. 2. Материалами серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»: − ЕГЭ. Химия : тематические варианты: 22 варианта / под ред. А.А.Кавериной, М.: Издательство «Национальное образование», 2023. 228 с. − Каверина А. А., Г. Н. Молчанова, Н. В. Свириденкова, С. В. Стаханова. Химия. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие.- Москва: Интеллект – Центр, 2023. 216 с. − ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под ред. А. А. Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2023. 228 с. − ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А. А. Кавериной. – М.: Издательство «Национальное образование», 2023. 3. Тесты по химии». 10-11 класс: Учебно-методическое пособие / Р. П. Суровцева, Л. С. Гузей, Н. И. Останний, – М,: Дрофа, 2023. 4. Н. Н. Гара., Н. И. Габрусева. Химия. Сборник задач для проведения экзамена по химии за курс основной школы, М., «Дрофа», 2023 г. 5. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г., Задачи по химии для поступающих ВУЗы, – М., «Высшая школа», 2010 г. 6. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999. 560 с. 7. Интернет ресурсы − https://resh.edu.ru/subject/29/10/ − https://resh.edu.ru/subject/29/11/ − https://multiurok.ru/all-files/himiya/?uc=1000 type=1 class=10 − https://chem-ege.sdamgia.ru/ Лист дополнений и изменений к рабочей программе № урока Тема Количество часов по плану дано Причина корректировки Способ корректировки