Волейбол

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………..

3

2. Нормативная часть программы……………………………………….

6

3. Методическая часть программы……………………………………...

12

4. Содержание курса……………………………………………………..

14

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………...

24

6. Литература……………………………………………………………

27

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по волейболу для спортивно-оздоровительной
группы составлена на основании Примерной программы спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. М. : Советский спорт, 2005. - 112 с.
Срок реализации программы 1 год.
Возраст занимающихся 14 - 18 лет.
Актуальность рабочей программы заключается в том, что именно
система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности,
способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но
и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде,
развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Поэтому
ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность
к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни.
Выбор методов и средств воздействия на привития обучающимся
потребности к двигательной активности, которая определяется
заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурноспортивном процессе.
В основу программы положены нормативные требования по
физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические
разработки по баскетболу отечественных и зарубежных тренеров и
специалистов, применяемые в последние годы для подготовки
высококвалифицированных спортсменов.
Данная программа дает возможность развивать педагогические и
оздоровительные задачи, продуктивно осваивать физические нагрузки,
усиливает мотивацию и интерес к занятиям.
Программа отличается тем, что:
−
позволяет в условиях школы через дополнительное образование
расширить возможности образовательной области «Физической культуры»;
−
программа ориентирована на развитие творческого потенциала
и физических способностей обучающихся разных возрастных групп;
−
содержание рабочей программы является основой для развития
двигательных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно
взятых обучающихся;
−
программа дополнительного образования имеет четкую
содержательную структуру на основе постепенной (от простого к
сложному) многолетней подготовки реализации задач.

Рабочая программа содержит научно обоснованные рекомендации по
структуре и организации учебно-тренировочного процесса подготовки на
спортивно-оздоровительном этапе.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной
спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение
следующих задач на спортивно-оздоровительном этапе (весь период):
−
укрепление здоровья, улучшение физического развития;
−
привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха, формированию
устойчивых мотивов и потребностей, занимающихся в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических,
психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни, воспитание активной
жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, интеллектуальное и
эстетическое воспитание в процессе занятии.
Задачи:
а) образовательные задачи:
−
обучение занимающихся основным двигательным действиям;
−
формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта, техническими действиями и приемами игры в баскетбол;
−
освоение знаний об истории и современном развитии
баскетбола, роли и формировании здорового образа жизни;
−
обучение навыкам и умениям игры в баскетбол.
б) оздоровительные задачи:
−
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей организма;
−
повышение уровня разностороннего физического развития,
закаливание.
−
Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
−
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной
гигиены.
в) воспитательные задачи:
−
нравственное воспитание в процессе занятий;
−
воспитание
положительных
качеств
личности,
норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
соревновательной деятельности;
−
достижение высокого возрастного уровня воспитания
физических качеств;

−
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;
−
подведение занимающихся к выполнению уровней физической
подготовленности.
Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном
содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который
лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с
возрастными особенностями занимающихся и материально-технической
оснащенностью.
Данная программа предполагает её реализацию в пределах 204 часа (6
часов в неделю) в учебный год. Срок реализации рабочей программы 1 год.
Минимальный возраст зачисление детей в группу 14 лет. Количество
занятий в неделю три. Продолжительность занятия 2 часа. Минимальная
наполняемость СОГ- 15 человек. Максимальный состав спортивнооздоровительных групп не должен превышать двух минимальных составов
с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебнотренировочных занятиях.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии –
групповая, подгрупповая, индивидуальная, фронтальная, которые
определяются целевыми задачами учебно-тренировочного занятия:
развитием выносливости, силы, гибкости, координации движений и т.д.
Основными показателями выполнения программных требований
на
спортивно-оздоровительном
этапе:
стабильность
состава
занимающихся; посещаемость тренировочных занятий; динамика
индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
уровень освоения основ гигиены и самоконтроля, выполнение контрольнопереводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и
участие в соревнованиях. В конце учебного года обучающиеся сдают
контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и
специальной физической подготовке. Тесты принимаются в виде зачета на
занятии и заносятся в журнал.
В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебнотренировочного занятия используются следующие формы проведения
занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая,
турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.
Предполагаемый результат.
Обучающийся должен:
- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом,
соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;
- овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола;
- самостоятельно участвовать в соревнованиях школьного и
городского уровня.
- выполнение нормативов юношеских разрядов.

2. Нормативная часть программы
Учебно-тематический план
№

Содержание занятий

1
2
3
4
5
6

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Соревнования и товарищеские игры
Контрольные испытания, медицинский
контроль
Итого

Этап
спортивно
-оздоровительный
4
50
30
108
10
2
204

Задачи и преимущественная направленность тренировки
укрепление здоровья;
улучшение физического развития;
приобретение разносторонней физической подготовленности;
привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
воспитание черт спортивного характера;
приобретение навыков контроля состояния здоровья и
физической работоспособности
2.3. Контрольно-переводные нормативы
Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и
для перевода в следующий год обучения проводятся контрольнопереводные нормативы.
Контрольно-переводные нормативы состоят из 8 упражнений, в
которые входят:
- 4 упражнения общей физической подготовки
- 4 упражнения специальной физической подготовки
Все упражнения оцениваются по бальной системе, норматив – 16
балов.
Каждое упражнение оценивается: 1бал – ниже норматива;
2 бала – норматив;
3 бала – свыше норматива.

Обучающиеся сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И
СФП и набравшие в сумме 16 баллов или больше за 8 упражнений
переводятся в следующий год обучения.
Обучающиеся набравшие в сумме меньше 16 баллов за 8 упражнений
остаются повторно в группе того же года обучения или переводятся в
спортивно-оздоровительные группы).
Контрольные упражнения по ОФП и СФП
Для оценки разносторонней физической подготовки обучающихся и
для перевода в следующий год обучения проводятся контрольнопереводные нормативы.
Контрольно-переводные нормативы состоят из 8 упражнений
(таблица), в которые входят:
- 5 упражнений общей физической подготовки
- 3 упражнения специальной физической подготовки
Все упражнения оцениваются по бальной системе, норматив – 16
балов.
Каждое упражнение оценивается: 1бал – ниже норматива
2 бала – норматив
3 бала – свыше норматива
Обучающие сдавшие контрольно-переводные нормативы по ОФП И
СФП и набравшие в сумме 16 баллов или больше за 8 упражнений
переводятся на следующий этап обучения. Обучающие набравшие в сумме
меньше 16 баллов за 8 упражнений остаются повторно в группе того же
года обучения или переводятся в спортивно-оздоровительные группы.
Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юных
спортсменов, календаря соревнований. На начальных этапах рекомендуется
использование контрольных соревнований в виде контрольнопедагогических экзаменов. Так как обучающиеся не выступают в
официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики
формируется в стенах школы.
Контрольные испытания:
- наблюдения за занимающимися в процессе учебно-тренировочных
занятий;
- проверку выполнения отдельных приемов техники игры;
- выполнение установленных контрольных нормативов;
- систематический анализ игровой деятельности занимающихся.

Нормативные требования, содержание и методика проведения
контрольных испытаний
№ Содержание
п требований
/
п
1 Бег челночный 5
по 6 м (с)
2 Прыжок в длину
с места (см)
3 Сгибание
и
разгибание рук в
упоре лежа
4 Поднимание
туловища
из
положения лежа
на спине
5 Верхняя передача
мяча у стенки
6 Прием
мяча
снизу
двумя
руками.
7 Верхняя прямая
подача
8 Бег
30м
с
высокого старта
(сек)
№ Содержание
п/ требований
п
1 Бег челночный 5
по 6 м (с)
2 Прыжок в длину
с места (см)
3 Сгибание
и
разгибание рук в
упоре лежа
4 Поднимание
туловища
из
положения лежа

Возраст (лет) юноши
14

15

16

17

18

9,9

9,8

9,7

9,6

9,5

190

200

210

220

230

29

32

34

38

40

29

30

32

34

35

17

20

24

28

32

7

8

9

9

9

7

8

9

9

9

5,0

4,9

4,8

4,7

4,6

Возраст (лет) девушки
14

15

16

17

18

10,9

10,8

10,7

10,6

10,5

150

160

170

180

195

25

25

25

25

25

24

25

26

27

28

5
6

7
8

на спине
Верхняя передача
мяча у стенки
Прием
мяча
снизу
двумя
руками.
Верхняя прямая
подача
Бег
30м
с
высокого старта
(сек)

14

16

18

20

22

4

5

5

6

6

4

5

6

7

8

5,8

5,7

5,6

5,5

5,4

Содержание и методика проведения контрольных испытаний
Челночный бег 5х6. Выполняется с высокого старта. На расстоянии
6м стоят стойки, испытуемый добегает до стойки, касается пола рукой,
после чего начинает бег в обратную сторону. Время фиксируется с момента
старта до пересечения линии финиша.
Бег 30м.
Выполняется с высокого старта. Замеряется время
преодоления дистанции до пересечения финишной линии.
Прыжок в длину с места. Исходное положение: стать носками ног к
стартовой линии, приготовится к прыжку. Выполняется двумя ногами с
махом рук. Длина прыжка с 3-х попыток измеряется в сантиметрах от
стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания пола ногами
испытуемого. Засчитывается лучший результат из 3-х попыток.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Исходной положение: упор
лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук
выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а
разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии
голова – туловище – ноги. Одна попытка.
Поднимание туловища из положения лежа на спине. Исходное
положение: руки за головой, пальцы рук – в замок, ноги согнуты в коленях,
ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до
касания локтями коленей одной попытке за 30 сек.
Верхняя передача мяча у стенки: Выполняется на расстоянии 2-3м от
стены. При выполнении должна сохраняться техника выполнения, руки над
головой образуют воронку, локти впереди, ноги согнуты, разгибание
происходит во время выполнения передачи. На выполнение дается три
попытки.

Прием мяча снизу двумя руками: Выполняется с подачи с
противоположной стороны сетки, мяч необходимо довести в зону номер
три. Выполняется 10 подач в площадку.
Верхняя прямая подача: Мяч во время удара должен находится выше
верхнего плечевого пояса. Количество выполняемых подач 10.
2.4. Контроль в учебной программе
Вид
контроля

Цель
контроля

Предварительны
й

Текущий

Итоговый

Методы и
формы

Сроки
проведе
ния

Отслеживание
результатов

Согласно
Определить
подготовленност
Выполнение
уровень
и обучающегося
Сентябр
контрольных
физической
спланировать
ь
норм. тестов
подготовки
учебный и
обучающихся
индивидуальный
план
По результатам Выполнение
Внести
скорректироват контрольных Январь
изменения,
ь программу
норм. тестов
добавления
Внести
Определить
Выполнение
корректировку в
результат
контрольных
Май
УП по итогам
учебной
нормативов
диагностирован
деятельности
ия обучающихся

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
История развития волейбола
История развития и зарождение волейбола в СССР. Становление
волейбола как вида спорта. Обзор основных этапов развития его в
довоенный
период.
Выступления
советских
волейболистов
на
международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных
команд.
Правила игры и методика судейства соревнований
Эволюция правил игры по волейболу. Действующие правила игры.
Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее
развитие. Упрощенные правила игры. Методика судейства соревнований.
Терминология и жестикуляция. Обязанности членов судейской бригады.
Ведение документации соревнований. Роль судьи как воспитателя. Значение
квалифицированного судейства.
Техника и тактика игры в волейбол
Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники
волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Классификация
технических приемов. Терминология. Техника нападения, техника защиты.
Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
Цель и задачи тактической подготовки
Зависимость тактической подготовки от других видов подготовки.
Участие в соревнованиях – необходимое условие проверки тактической
подготовки игроков и команды. Особенности тактической подготовки с
начинающими.
Единая Всероссийская спортивная классификация
Значение классификации и этапы её развития. Научные основы
классификации. Обоснование разрядных требований и контрольных
упражнений. Разрядные требования в волейболе для присвоения
спортивных разрядов. Присуждение судейской категории.
Физическая подготовка
Задачи физической подготовки. Значение физической
волейболистов в связи с особенностями современной игры.
Общая характеристика спортивной тренировки
Самоконтроль на тренировках

подготовки

Установка на игру и разбор
Интегральная подготовка
•
Двусторонние игры
•
Товарищеские игры
•
Городские соревнования
4.2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным
способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого
необходимо всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и специальную.
Цель: Гармоничное развитие всех органов и систем спортсмена,
повышение работоспособности, а так же создание основы для развития
базовых умений и навыков.
Задачи ОФП:
1. Повышение уровня функциональных возможностей организма
спортсмена, путем развития работоспособности применительно к широкому
кругу упражнений.
2. Стимулировать развитие выносливости, силовых, скоростно-силовых,
координационных возможностей.
3. Систематически обогащать фонд двигательных навыков и умений.
Средства ОФП делятся на 2 группы: косвенного и прямого влияния.
Косвенные – кроссы, плавание, лыжный бег и т.д. Прямые – упражнения
направлены на повышение физической подготовленности и должны быть
схожи по координации и характеру с действиями в волейболе.
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления
группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики,
подвижные и спортивные игры.
Средствами общей физической подготовки являются обшеразвивающие
упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега,
прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах,
занятия другими видами спорта. Общая физическая подготовка. Основной
задачей ОФП является повышение работоспособности организма в целом.
Предполагаемый результат:
- Развитие у обучающегося основных физических качеств;
- Повышение психологической подготовленности;
- Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке.

Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования
мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отягощения,
природные материалы и др.
Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг
общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и
другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические
упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание,
лыжный бег и др.
Выбор этих средств неслучаен. Эти упражнения тотальны по своему
воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что
укрепляет всю мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает
возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в
организме.
Общая физическая подготовка проводится на 1 -м этапе подготовительного периода, в небольших объемах — на специальноподготовительном этапе и как средство активного отдыха на
предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы:
первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и
шеи, третья – для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные
мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы,
скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и
скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с
мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в
различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках,
кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических
упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге,
прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60 м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30 м .
Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с горизонтальными и
вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи,
условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 5001000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в
длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность
отскока, на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега;
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол,
бадминтон и др. Основные приемы техники игры в нападении и защите.

Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия
игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей»,
«Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель»,
«Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему»,
«Охотники», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай
смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета
с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба
за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По
сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных
положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой
линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по
отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными
шагами.
Общая сила. Ни одно физическое упражнение не мыслимо без проявления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту
движения и способствует проявлению выносливости и ловкости.
Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется комплексным развитием силы мышц и мышечных групп. Она приобретается
посредством выполнения разнообразных физических упражнений в процессе ОФП и является фундаментом для специальной силовой подготовки.
Правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное
развитие всех участвующих в соревновательном движении мышц или
мышечных групп. Характерная черта развития силы — возможность
избирательного воздействия на отдельные мышечные группы. Применяя
упражнения
с
отягощениями,
необходимо
учитывать
уровень
подготовленности спортсменов, их самочувствие в день тренировки, и
нагрузка должна быть строго индивидуальна.
Взрывная сила. Выполнение большинства технических приемов в
волейболе (подачи, нападающие удары и др.) требует проявления взрывной
силы. Поэтому, специальная силовая подготовка волейболиста должна быть
направлена прежде всего на развитие скоростно-силовых способностей
спортсменов.
Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимального
возбуждения ЦНС, количества мышечных волокон, принимающих
импульсы; расхода энергии при растягивании — сокращении мышц.
Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть
такими, чтобы восстанавливалась работоспособность организма спортсменов.
При развитии взрывной силы можно применять незначительные по весу
отягощения, поскольку чрезмерное увлечение отягощениями сдерживает
прирост специальной силовой подготовленности, т.к. в этом случае

нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы. Вес отягощения должен составлять 10-40% от веса спортсмена.
В специальной силовой тренировке должен применяться главным
образом тот режим работы, который соответствует режиму функционирования мышц в игре, с тем, чтобы обеспечивать морфологические и
биохимические адаптации (локально-направленное воздействие нагрузки).
Упражнения должны выполняться с высокой скоростью сокращения мышц.
Скоростно-силовые способности совершенствуются на базе общей
силовой подготовленности.
Наиболее приемлемыми для силовой подготовки являются:
— упражнения в преодолении собственного веса (приседания, подтягивания, прыжковые упражнения и др.);
— упражнения с партнером (приседания, перетягивания и др.);
— упражнения с отягощением (с гирями, штангой, гантелями и др.);
основные и имитационные упражнения с небольшими отягощениями (в
тренировочном жилете, с манжетами на кистях, бедрах и т.д.).
4.3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП)
СФП является средством специализированного развития физических
качеств.
Задачи ее более узки и более специфичны:
1. Развитие взрывной силы мышц ног, плечевого пояса, туловища;
быстроты перемещения и сложной реакции; скоростной, прыжковой, игровой выносливости; акробатической и прыжковой ловкости, гибкости.
2. Совершенствование функциональных возможностей организма
спортсменов.
3. Повышение психологической подготовленности.
Средствами являются:
1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и
быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических
приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних
действий к другим.
2. Упражнения, сходные с основным видом действия не только по
характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения.
3. Акробатические упражнения.
4. Подвижные и спортивные игры.
Предполагаемый результат:
1. Подготовка спортсменов к соревнованиям различного уровня;

2. Совершенствование технических приемов и развитие специальных
физических качеств у спортсменов.
• Развитие силы
Упражнения для развития силы: с резиновыми амортизаторами, набивным
мячом, в парах, с гантелями, штангой для различных мышечных групп.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств для защитника,
нападающего, пасующего.
• Развитие быстроты.
Упражнения для воспитания быстроты перемещений с элементами: легкой
атлетики (бег, прыжки), баскетбола (ловля, ведение, передачи), акробатика
(кувырки, перевороты), быстроты ответных действий, быстроты и ловкости,
быстроты и ориентировки
• Развитие выносливости
Упражнения для развития специальной выносливости волейболиста:
скоростная, прыжковая, силовая, игровая
• Развитие ловкости
Упражнения для воспитания ловкости волейболиста: для защитника – с
элементами акробатики, с б/б мячами; для нападающего – на подкидном
мостике, с элементами акробатики, с теннисными мячами. Упражнения для
развития внимания, периферического зрения, ориентировки, переключения
внимания
• Развитие гибкости
Развитие прыгучести. Упражнения для воспитания прыгучести, прыжковой
ловкости, координации: со скакалками, с теннисными мячами на подкидном
мостике, на гимнастической скамейке
4.4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Цель: Формирование и совершенствование соответствующих навыков. И
овладение правильной техники.
Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии
совершенного владения их
техникой. Специфической особенностью
волейбола является то, что ни один прием нельзя выполнять изолированно,
так как он связан с другими приемами, выполняемыми партнерами по
команде, либо соперником.
Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в
нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача,
передача, нападающий удар. К технике защиты - прием мяча и блокирование.
Передвижения в волейболе, как в нападении, так и в защите, идентичны, но с
некоторой спецификой, заключающейся в более низком или высоком
положений стойки игрока.
• Техническая подготовка

- техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба,
прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с
места).
- техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным
шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады:
вперед, в сторону. Остановки: скачком, шагом.
- техника передачи двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на
месте, после перемещения. Техника нижних подач: прямая, боковая, свечой,
методика обучения технике нижних подач. Подача на точность.
-Техника передачи двумя сверху над собой, назад (короткие, средние,
длинные).Техника передачи в прыжке: двумя с поворотом, без поворота
одной рукой.
-Техника
приема
снизу
двумя,
одной
(на
месте,
после
перемещения).Техника приема сверху двумя руками после перемещения с
падением: на спину, бедро-спину. Техника приема мяча с падением:
кувырком (вперед, назад, в сторону), на руки-грудь.
-Техника верхней прямой подачи: силовая, с планирующей траекторией
полета мяча.
-Техника прямого нападающего удара на силу.
-Техника нападающего удара с переводом (кистью, с поворотом туловища).
-Техника нападающего удара с имитацией передачи.
-Нападающий
удар
тихий,
после
имитации
сильного.
-Техника блокирования: одиночное, групповое.
4.5. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Решение определенных тактических задач в игровых ситуациях
предопределяется методикой подготовки. Здесь можно выделить основные
методически взаимосвязанные задачи:
1. Создание предпосылок для успешного обучения тактике игры.
Развитие у игроков тактического мышления, быстроты сложных реакций,
ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и
способности прогнозирования при решении различных двигательных задач.
2. Обучение индивидуальным действиям и взаимодействиям с
партнерами в нападении и защите, командным действиям, которые
характеризуются расположением игроков на площадке и их функциями.
3. Формирование умения наиболее эффективно использовать
технические приемы и тактические навыки в зависимости от своих
возможностей, особенности игры противника и внешних условий.
4. Развитие способностей гибко и быстро переключаться с одних систем
и вариантов командных действий в нападении и защите на другие.

Необходимо отметить, что если две первые задачи в основном относятся
к начальному этапу овладения тактикой, то последующие решаются на
протяжении многолетнего этапа совершенствования.
Средства тактической подготовки.
1. Подготовительные упражнения, направленные на развитие быстроты
реакции, ориентировки, скорости переключения с одних движений на
другие, с одних действий на другие.
2. Подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты.
3. Упражнения по тактике (индивидуальные, групповые и командные).
4. Двусторонние игры (с заданиями).
5. Контрольные игры и соревнования.
Методы тактической подготовки.
Методы, используемые в процессе тактической подготовки, аналогичны
методам технической подготовки, но основываются на специфике тактики.
При показе обычно пользуются макетами, кинокольцовками, схемами. При
изучении в упрощенных условиях сложные тактические действия делят на
составные, применяют сигналы, ориентиры; усложняют условия с помощью
специальных устройств (например, электротренажер при обучении тактике
нападающего удара, блокирования, подач и т, д.).
• При закреплении изученных тактических действий применяет метод
анализа действий (своих и противников). Для этого используют
видеомагнитофоны, киносъемку, схемы, макеты. Специфичен для
тактической подготовки метод моделирования действий противника
(отдельных игроков и команды) и поиск оптимальных противодействий. Тактическая подготовка игрока
-Обучение тактике нападающих ударов. Нападающий удар задней линии.
СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы.
-Обучение индивидуальным тактическим действиям при приеме подач.
Обучение приему мяча от сетки. Обучение индивидуальным тактическим
действиям при приеме нападающих ударов. Развитие координации.
-Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока.
Упражнения для развития прыгучести.
-Обучение отвлекающим действиям при нападающем ударе. Нападающий
удар толчком одной ноги. Упражнения для развития гибкости. Обучение
технико-тактическим действиям нападающего
игрока (блок-аут).
Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение
переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в
атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.
-Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями.

-Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке
волейболистов. Технико-тактические действия в защите при страховке
игроком 6 зоны.
-Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов.
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним
защитником, свободным от блока.
-Обучение взаимодействиям нападающего и пасующего. Передача мяча
одной рукой в прыжке.
-Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии.
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные
нападающие удары). Обучение групповым действиям в нападении через
выходящего игрока задней линии. Подбор упражнений для развития
взрывной силы.
-Обучение командным действиям в нападении. Учебная игра с заданием.
-Обучение командным действиям в защите. Учебная игра с заданием.
2.3.4. Двусторонняя игра
Этапы развития физических качеств у юных волейболистов
Девушки
Возраст
16 15 14
+ + +
+ + +
Быстрота
+ + +

13 12 11 10 9
+ +
Динамическая
+ +
Взрывная
+

+

+

+

+

+

+

Сила

Быстрота
реакции
Одиночного
движения
Перемещения

+ + + + +
Выносливость
+ + + + +
+ + +
+ + +
+ + +
Ловкость
+ + + +

+

+

+

+

+ Аэробная
Скоростная
Прыжковая
Игровая

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Юноши
Возраст
9 10 11 12 13 14 15 16
+ + + + +
+ + + + +
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ +

+

+

+

+
+
+
+

+
+
+
+

+
+
+
+

+ Координация
+ +
движения
Быстрота
и
+
точность
действия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Гибкость
+ + +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Распределения
и
переключение
внимания
+ Устойчивость + +
соматических
вестибулярных
реакций

+

+

+

+

+

+

+

+

+ Подвижность + +
в суставах рук,
ног, плечевого
пояса
Гибкость
+ позвоночного + +
столба
и
крестцовопозвоночного
сочленения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.6. КОНТРОЛЬНО ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ И ОЦЕНКА
УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ПОДГОТОВКИ СОГЛАСНО ВОЗРАСТУ
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И СОРЕВНОВАНИЯ
Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юных
спортсменов, календаря соревнований. На начальных этапах рекомендуется
использование контрольных соревнований в виде контрольнопедагогических экзаменов. Так как обучающиеся не выступают в
официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики
формируется в стенах школы.
Контрольные испытания:
— наблюдения за занимающимися в процессе учебно--тренировочных
занятий;
— проверку выполнения отдельных приемов техники игры;
— выполнение установленных контрольных нормативов;
— систематический анализ игровой деятельности занимающихся.

Раздел

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма
занятий

методы и приемы
организации
учебнотренировочного
процесса

Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Форма
контроля

Теоретическая подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка

- беседа;
-просмотр
фотографий,
рисунков
и
таблиц,
учебных
видеофильмов
- самостоятельное чтение
специальной
литературы;
-практические
занятия

- сообщение новых
знаний;
- объяснение;
- работа с учебнометодической
литературой;
-работа
по
фотографиям;
-работа по рисункам;
-работа по таблицам;
-практический показ.

- фотографии;
- рисунки;
-учебные
и
методические пособия;
-специальная
литература;
-учебно-методическая
литература;
- журнал «Лыжные
гонки»;
-научно-популярная
литература;
-лыжное оборудование
и инвентарь.
-учебно- словесный;
-учебные
и
тренировочное - наглядный;
методические пособия;
занятие
- практический;
-учебно-методическая
самостоятельный литература.
показ
и
подбор
упражнений
(проблемное
обучение)
учебно- - словесный;
- фотографии;
тренировочное - наглядный;
- рисунки;
занятие
- практический;
учебные
и
самостоятельный методические пособия;
показ
и
подбор -учебно-методическая
упражнений
литература;
(проблемное
- лыжероллеры;
обучение)
- лыжные ботинки;
-лыжные палки.
-учебно- словесный;
- фотографии;
тренировочное - наглядный;
- рисунки;
занятие
- практический;
учебные
и
групповая, самостоятельный методические пособия;
подгрупповая, показ
и
подбор -учебно-методическая
литература;
фронтальная,
упражнений
-лыжный инвентарь.
индивидуально (проблемное
-фронтальная.
обучение)

- участие в
беседе;
-краткий
пересказ
учебного
материала;
- семинары;
-устный
анализ
к
рисункам,
фотографиям,
фильмам.
контрольные
нормативы по
общей
физической
подготовке.
- врачебный
контроль.
контрольные
нормативы и
упражнения
текущий
контроль.

контр.упр.
нормативы и
контр.
тренировки.
текущий
контроль.

Соревн
ования
Контрольнопереводные
испытания
Медицински
й контроль

- контрольная - практический;
тренировка;
- соревнование
фронтальная,
индивидуально
-фронтальная.

- практический;
- словесный;

групповая,
подгрупповая,
индивидуально
-фронтальная.

- практический;
- словесный;

-лыжный инвентарь

протокол
соревнований,
промежуточн
ый, итоговый
-лыжный
инвентарь, протокол
методические пособия; вводный,
текущий.

- оборудование
тестирования.

для вводный.

Литература
1.Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для
специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК,
1996.– 83 с.
2. Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых
(дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида

физкультурно-спортивной деятельности»: Учебн. пособие. – Омск:
СибГАФК, 1994. – 85 с.
3. Волейбол:Учебник для высших учебных заведений физической
культуры /Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М.: СпортАкадемПресс,
2002. – 368 с.
4. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.Н.Клещева,
А.Г.Айриянца. – 3-е изд., испр., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270
с.
5. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. –
М.: Терра-Спорт, 2001. – 132 с. (Правила соревнований)
6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебн. для пед. ин-тов – 3-е изд., испр. и
перераб. – Минск: Выш. школа, 1985. – 261 с.
7. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб.
программа для ДЮСШ и ДЮСШОР. – Омск.: ОмГТУ, 1994. – 198 с.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. –
М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории
и методики воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».