ЮИД

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе:
• Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№273
ФЗ от 29.12.2012);
• Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013
г. № 1008);
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО
детей»;
• Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ);
• Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности
и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
• Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
• Правил дорожного движения РФ;
• Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения
в 2013-2020 годах»;
• Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 3
июля 2016 года) (редакция, действующая с 15 июля 2016 года);
• Сборника «Изучаем ПДД на уроках, часах общения и занятиях ЮИД», Л.П.
Сальникова, Г.Л. Зубкова, 2010 год.
Направленность (профиль) программы: социально-педагогическая: создаются условия
для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и
практического опыта.
Актуальность программы: Необходимость создания условий для непрерывного
обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста,
диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и
увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка
перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с
порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали,
объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет
сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек
и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления —
несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения,
неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и

дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих
задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса.
Отличительные особенности программы: Основная идея курса — формирование
представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах
и дорогах.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение
правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и
разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», «О безопасности
дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам
дорожного движения.
Адресат программы: Программа курса «Юные инспектора дорожного движения»
предназначена для обучающихся 2-9 классов
Объем программы: Общее количество часов в год – 68 часов. Количество часов в
неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе: Программа предполагает как
групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так
как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей
детей и подростков, то с этой целью предусмотрено использование таких форм проведения
занятий:
•
тематические занятия
•
игровые тренинги
•
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
•
экскурсии
•
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
•
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
•
выпуск стенгазет
•
разработка проектов по ПДД
•
встреча с работниками ГИБДД
•
просмотр видеофильмов
Срок освоения программы: Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1
год, из расчета 2 часа в неделю
1.2.Цель и задачи программы:
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений,
который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного
движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности
жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
•
•
•

сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
привитие умения пользоваться общественным транспортом;

ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий
разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей
•
части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к
•
жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
•

Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического
состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого
к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и
повторение пройденного материала.
Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах
начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
1.3. Содержание программы:
Учебный план

№

Раздел

Тема

Часы

Теория

1

Раздел №1
«Введение в
образовател
ьную
программу
кружка»(2ч)

Введение. Положение об отрядах
юных инспекторов движения.
Определение структуры отряда.
Выборы командира отряда, его
заместителя, ответственных по
направлениям. Выбор девиза,
речевки.
Оформление уголка по безопасности
дорожного движения.
История образования ГАИ-ГИБДД.
Инспектор ГИБДД

2

1

2
3
4

5
6

7
8

9

10

Раздел № 2:
«История
правил
дорожного
движения».(
2ч)
Раздел № 3:
«Изучение
правил
дорожного
движения».
(42ч)

2

Практика

Форма
аттестации /
контроля
Сообщение

1

Оформление

1

Сообщение

1

Игра

1

Сообщение

ПДД. Общие положения.
История и развитие Правил дорожного
движения в России. Первые автомобили.

Участники движения: пешеходы,
водители, пассажиры. Опасные места
в районе проживания обучающихся.
Дорога, её элементы и правила
поведения на дороге.
Назначение тротуаров, обочин,
проезжих частей, трамвайных путей,
разделительной полосы, пешеходной
и велосипедной дорожек.
Назначение и роль дорожных знаков
в регулировании дорожного
движения.
История дорожных знаков.

42

1

1
1

1

1

Тестировани
е

11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34
35

36

37

38

Дорожные знаки и их группы.
Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета. Запрещающие
знаки.
Изготовление макетов дорожных
знаков.
Предписывающие знаки. Знаки
особых предписаний.
Информационные знаки. Знаки
сервиса. Таблички.
Изготовление макетов дорожных
знаков.
Обновление материалов на стендах
по ПДД.
Средства регулирования ДД.
Транспортные светофоры.
Опознавательные знаки
транспортных средств.
Места установки дорожных знаков.
Дорожная разметка как способ
регулирования дорожного движения.
Виды разметки.
Горизонтальная разметка и ее
назначение.
Вертикальная разметка и ее
назначение.
Светофорное регулирование
движение транспорта и пешеходов.
Сигналы светофора.
Виды светофоров.
Порядок перехода и проезда улиц и
дорог по сигналам транспортного и
пешеходного светофоров.
Сигналы регулировщика.
Изучение и тренировка в подаче
сигналов регулировщика.
Сигналы автомобиля.
Расположение транспортных средств
на проезжей части.
Перекрестки и их виды.
Проезд перекрестков.
Обновление материалов на стендах
по ПДД.
Правила перехода перекрестка.
Порядок движения на перекрестке
при регулировании движения
регулировщиком и светофором.
Места перехода проезжей части.
Правила движения пешеходов вдоль
дорог.
Порядок движения по пешеходным
переходам пешеходов и
транспортных средств.
Общие вопросы порядка движения.
Остановка и стоянка транспортных

1
1
1
1
1
1

Практическое
задание

1
1

1
1

1
1
1

Сообщение

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

Реферат

39
40
41

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

53

54
55

56
57
58

59

60
61
62
63

средств.
Пешеходные переходы. Движение
через Ж/Д пути.
Перевозка людей.
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после
выхода из транспортных средств.
П/З: Правила перехода для каждого
пешехода.
П/З: Движение учащихся по
тротуарам и пешеходным переходам.
Дорожные ловушки. Решение задач
по теме.
ДТП. Причины ДТП. Решение задач
по теме.
Меры ответственности пешеходов и
водителей за нарушение ПДД.
Раздел №4:
Основные требования при оказании
«Основы
ПМП при ДТП.
оказания
Аптечка автомобиля и ее
первой
содержимое.
медицинско Виды кровотечений. Способы
й
наложения повязок.
доврачебной Переломы, их виды. Оказание первой
помощи».(8ч помощи пострадавшему.
)
Ожоги, степени ожогов. Оказание
первой помощи.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи
при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой
помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего,
иммобилизация.
Раздел№5:
Езда на велосипеде, технические
«Фигурное
требования, предъявляемые к
вождение
велосипеду. Экипировка.
велосипеда». Правила движения велосипедистов.
(11ч)
Правила движения велосипедистов.
Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми
приборами и рукой.
Дополнительные требования к
движению велосипедистов: Правила
проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков.
Правила проезда велосипедистами
пешеходного перехода.
Составление памятки: «Юному
велосипедисту».
Тренировочные занятия по
фигурному катанию на велосипеде.
Тренировочные занятия по
фигурному катанию на велосипеде.

1
1
1

1

Практическое
задание

1
1
1
1
8

1
1
1

Практическое
задание

1
1
1

1

1
11

1

1
1
1

1

1
1
1
1

Практическое
задание

64

Движение групп велосипедистов.

65

П/З: Движение групп учащихся на
проезжей части на велосипедах.

66

67

Раздел № 6:
«Традицион
но-массовые
мероприяти
я»
(3ч)

68
Всего

1
1
3

1

Подготовка выступления
агитбригады.
Выступление агитбригады в
начальной школе.
Зачет по ПДД. Тестирование.

1

68

1
34ч

34ч

Агитбригада

Содержание программы.
68 часов
(2 часа в неделю)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между
собой.
Раздел1: «Введение в образовательную программу кружка»
Теория.

Практика.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы.
Организационные вопросы (структура отряда,
положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога,
транспорт, пешеход».

Оформление уголка по
безопасности ДД.

Раздел 2: «История правил дорожного движения».
Теория.

Практика.

История и развитие Правил дорожного движения.
Информация о первом светофоре, автотранспорте,
велосипеде, дорожных знаках…

Составление викторины по
истории ПДД в уголок для классов.

Раздел 3: «Изучение правил дорожного движения».
Теория.

Практика.

Правила дорожного движения в России. Общие
положения. Обязанности пешеходов, водителей,
велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности
движения, причины дорожно-транспортных
происшествий.

Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по
практическим вопросам.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная
полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на
перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила
перехода дороги, места перехода проезжей части дороги.
Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших
групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые
перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта,
посадочные площадки и дорожные знаки, правила
поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки.

Разработка викторины по ПДД в
уголок.
Проведение занятия в начальной
школе «Азбука дороги», «Сами не
видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в
создании схемы «Безопасный
путь:Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам
ДД.

Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков
противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная
разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и
линий временной разметки противоречат значениям
линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов
светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные
светофоры для велосипедистов. Светофоры для
регулирования движения через железнодорожные
переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками
дорожного движения. Главная и второстепенная дороги.
«Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора
(кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет
транспортных средств, подающих специальные сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего
или синего и красного цвета и специальным звуковым
сигналом. Транспортные средства, оборудованные
маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные
средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и
специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых
перекрестков. Общие правила проезда перекрестков.
Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет
регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным
регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые
перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые
перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок
маршрутных транспортных средств. Проезд мимо
транспортных средств, предназначенного для перевозки
детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места
прекращения движения в случаях, когда движение через
переезд запрещено. Вынужденная остановка на
железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое
состояние велосипеда, движение групп велосипедистов.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на
движение транспортных средств. Тормозной и
остановочный пути.

Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за
нарушение ПДД.
Раздел 4: «Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи».
Теория.

Практика.

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен
сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее
содержимое.

Встречи с медицинским
работником по практическим
вопросам.

Раны, их виды, оказание первой помощи.

Наложение различных видов
повязок. Оказание первой помощи
при кровотечении. Оказание
первой помощи при ушибах,
вывихах, ожогах, обморожении,
переломах, обмороке, сердечном
приступе.

Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской
помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.

Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и
выполнение практического
задания.

Правила оказания первой помощи при солнечном и
тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Раздел5: «Фигурное вождение велосипеда».
Теория. Езда на велосипеде, технические требования,
предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила
движения велосипедистов. Подача предупредительных
сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.
Дополнительные требования к движению
велосипедистов: Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила
проезда велосипедистами пешеходного перехода
.Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;

Практика.
Прохождение отдельных
препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному
велосипедисту».

- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Раздел 6: «Традиционно-массовые мероприятия»
Практика.
1. Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
2. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
3. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
4. Выступление в классах по пропаганде ПДД.
5. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
6.Подготовка и участие в районном конкурсе «Законы дорог уважай-2020».
7. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет,
сочинений…)

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,

соблюдения правил дорожного движения;
• объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
• в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
• осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:
• определять цель деятельности;
• учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся ОО
2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение
программных требований).
4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий
уголок безопасности дорожного движения)
5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам
профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно –
транспортного травматизма;
7. Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
8. Повысить дорожную грамотность обучающихся;

9. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;
10.
Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Условия реализации программы:
- Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы кружка
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- плакаты по ПДД;
- интернет;
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
-Формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая
справка по итогам деятельности объединения, грамоты, дипломы за участие и победу на
районных и областных слетах ЮИД, журнал посещаемости, материалы тестирования,
методическая разработка, портфолио объединения.
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде,
в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества,
самостоятельности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с
1.07.2003 года.
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма
1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
6. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М:
«ВАКО», 2006, - 192 с.
7. Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М:
«ВАКО», 2006. – 208 с.
8. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и
правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006
9. Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю .
Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006.
10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
2.
Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост.
Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Издво НЦ ЭНАС, 2006.
3.
Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу
«Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
4.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание
младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений
и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский
Дом Третий Рим.
5.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост.
Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
6.
Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и
школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
7.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по
Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом
«МиМ», 1998.
8.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое
пособие по Правилам дорожного движения для учащихся – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
9.
Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11
классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
10.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для
учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».