Содержание учебного предмета «Читательская грамотность» 7 класс «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). 2 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Ожидаемые результаты реализации программы: • Повышение культурной компетентности • Повышение читательской компетентности • Изменение отношения к чтению • Рост читательской активности • Развитие мотивации к чтению • Воспитание уважения к книге Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности» Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное; • • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста; 3 • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов; • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик сможет: • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора; • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения • Аргументировать свою точку зрения • Задавать вопрос • Составлять план текста • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты обучения Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; 4 - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Система оценки достижений учащихся 7 классов Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета Виды контроля: -практические, самостоятельные и контрольные работы. Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и 5 психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста; - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт. Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины. Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 6 - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 7 - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем: - понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; - определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста; -собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней. 8 Тематическое планирование 7 класс № Тема урока Содержание Деятельность обучающихся по Восприятие на слух и понимание различных видов Беседа, кейс сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Электронные ресурсы 1 Вводное занятие. Кейс читательской грамотности 2 Поиск информации и понимание Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения Лекционное занятие https://uchitelya.com/nac интереса, приобретения читательского опыта, halnaya-shkola/71630текста prezentaciya-algoritmосвоения и использования информации. raboty-s-raznymividami-tekstov.html 3 Определение главной темы и Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская Практическое общей цели или назначения текста позиция. Вычленение из текста информации, занятие конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. https://nsportal.ru/nachal naya-shkola/russkiiyazyk/2021/10/23/prezen tatsiya-tema-iosnovnaya-mysl-teksta 4 Различение темы и специального текста https://nsportal.ru/nachal naya-shkola/russkiiyazyk/2021/10/23/prezen tatsiya-tema-iosnovnaya-mysl-teksta 5 Выделение второстепенной текста подтемы Средства связи предложений в тексте. Смысловые Сбор материала и части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, анализ сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. главной и Средства связи предложений в тексте. Смысловые Беседа информации части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, https://multiurok.ru/files/ prezentatsiia-keisovyimetod-pri-formirovaniichit.html https://nsportal.ru/shkola /russkiyyazyk/library/2020/03/23 представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. явно Упорядочивание информации по заданному Анализ текста основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. /prezentatsiya-glavnayai-vtorostepennayainformatsiya 6 Поиск информации, заданной в тексте 7 Выстраивание Упорядочивание информации по заданному Беседа, круглый последовательности описываемых основанию. Существенные признаки объектов, стол описанных в тексте, их сравнение. Разные способы событий представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. https://pptcloud.ru/russki yyazik/posledovatelnostsobytiy-398516 8 Сопоставление текстовых и компонентов https://multiurok.ru/files/ vnietiekstovyiekomponientyuchiebnika.html основных Средства связи предложений в тексте. Смысловые Работа с текстом внетекстовых части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные https://nsportal.ru/shkola /rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2015/01 /06/prezentatsiyaformirovanie-navykovraboty-s 2 признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. 9 Преобразование информации, Преобразование (дополнение) информации из Беседа, сплошного текста в таблицу. Преобразование исследование данной в виде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). https://informik5.blogspot.com/p/63.html 10 Формулирование прямых выводов Подробный и сжатый пересказ (устный и Индивидуальная и заключений на основе фактов, письменный). Вопросы по содержанию текста. работа Формулирование выводов, основанных на содержании имеющихся в тексте текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://multiurok.ru/inde x.php/files/prezentatsiiak-uroku-229.html 11 Метафоричность речи, понимать образность текстов https://multiurok.ru/inde x.php/files/metaforichno st-rechi.html 12 Преобразование и интерпретация Упорядочивание информации по основанию. Существенные признаки информации умение Речевая ситуация. Функционально-стилевая Практические дифференциация тестов (разговорный стиль, задания языка художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. заданному Работа с текстами объектов, https://infourok.ru/preze ntaciya-poisk-i3 описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. доводов в Формулирование выводов, основанных на содержании Индивидуальная и Аргументы, подтверждающие вывод. групповая работа выдвинутых текста. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. preobrazovanieinformacii-na-urokahinformatiki-v-7-9klassah-6298743.html 13 Поиск в тексте подтверждение тезисов 14 Интерпретация и обобщение Упорядочивание информации по заданному Квест основанию. Существенные признаки объектов, информации, представленной в описанных в тексте, их сравнение. Разные способы тексте неявно представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. https://botana.biz/prezent aciya/nachalnye_klassy/ p5y7kjgi.html 15 Установление связей, не Соотнесение фактов с общей идеей текста, Групповая работа, высказанных в тексте напрямую установление связей, не показанных в тексте игра напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://uchitelya.com/rus skiy-yazyk/15001prezentaciyaposledovatelnaya-iparallelnaya-svyazpredlozheniy-vtekste.html 16 Формирование на основе текста Формулирование выводов, основанных на содержании Индивидуальная https://infourok.ru/preze https://pptonline.org/1321177 4 системы аргументов для текста. Аргументы, подтверждающие вывод. работа, игра обоснования определённой Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте позиции напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. ntaciya-k-teme-sposobiargumentirovaniya-vidiargumentov2891305.html 17 Сопоставление разных точек Упорядочивание информации по зрения и разных источников основанию. Существенные признаки описанных в тексте, их сравнение. информации по заданной теме заданному Практические объектов, задания https://prezentacii.org/pr ezentacii/prezentacii-poinformatike/92661metody-raboty-sistochnikamiinformacii.html 18 Применение информации из Упорядочивание информации по текста при решении учебно- основанию. Существенные признаки описанных в тексте, их сравнение. познавательных задач заданному Исследование, объектов, составление кроссворда https://easyen.ru/load/inf ormatika/7_klass/urok_1 _vvedenie/116-1-031687 19 Критический анализ и оценка Формулирование выводов, основанных на содержании Практическое текста. Аргументы, подтверждающие вывод. занятие информации Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 20 Оценивание утверждений, Формулирование выводов, основанных на содержании Ролевая игра Аргументы, подтверждающие вывод. сделанных в тексте, исходя из текста. Соотнесение фактов с общей идеей текста, своих представлений о мире установление связей, не показанных в тексте https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy5 напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 3325676.html 21 Нахождение в тексте доводов в Формулирование выводов, основанных на содержании Групповая игра текста. Аргументы, подтверждающие вывод. защиту своей точки зрения Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 22 Обнаружение недостоверности Формулирование выводов, основанных на содержании Беседа, круглый текста. Аргументы, подтверждающие вывод. стол получаемой информации Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 23 Нахождение путей восполнения Упорядочивание информации по основанию. Существенные признаки пробелов в информации описанных в тексте, их сравнение. заданному Квест –игра объектов, https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 24 Решение на основе текста учебно- Формулирование выводов, основанных на содержании Лекция с текста. Аргументы, подтверждающие вывод. элементами практических задач Соотнесение фактов с общей идеей текста, практики https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyh6 установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. читательской Соотнесение фактов с общей идеей текста, Самостоятельная установление связей, не показанных в тексте работа напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. zadach 25 Диагностика грамотности 26 Анализ ошибок, допущенных в Соотнесение фактов с общей идеей текста, Рефлексия в игровой установление связей, не показанных в тексте форме работе напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 27 Самоконтроль и самооценка Оценка содержания, языковых особенностей и Практическая работа структуры текста. Выражение собственного мнения о понимания прочитанного прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. https://uchitelya.com/ped agogika/166332prezentaciya-priemysamokontrolya-isamoocenki.html https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 7 28 Практикум по созданию Создание собственных письменных материалов на Составление и собственных текстов на основе основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных анализ текста текстов с учётом цели их дальнейшего использования, прочитанных текстов небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 29 Поэтический текст как источник Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Работа с текстами стилевая дифференциация тестов. Художественный информации стиль. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. https://nsportal.ru/shkola /rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2017/01 /06/prezentatsiya-kproektu-taynypoeticheskogo 30 Типы текстов: текст-объяснение Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Групповая работа (объяснительное сочинение, стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, резюме,толкование, определение) художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. https://infourok.ru/preze ntaciya-po-russkomuyaziku-na-temuobnovlyonnoeobrazovanie-rabota-ponaviku-gramotnostchteniya-ponyatiyasploshnoy-i-nesp2372370.html 31 Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты https://infourok.ru/preze ntaciya-po-temesploshnoj-i-nesploshnojtekst-4237143.html Преобразование (дополнение) информации из Индивидуальная и сплошного текста в таблицу. Преобразование групповая работа информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на 8 прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). 32 Типы задач на грамотность. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Беседа, игра стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, Позиционные задачи. художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. https://pptcloud.ru/razno e/pozitsionnye-zadachi220856 33 Проверочная формированию грамотности https://урок.рф/library/p rezentatciya_k_uroku_po _razvitiyu_chitatelskoj_g ramo_084914.html 34 Итоговое занятие работа по Оценка содержания, языковых особенностей и Тестирование текста. Формулирование выводов, читательской структуры основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Игровое занятие 9