Читательская грамотность 7

Содержание учебного предмета «Читательская грамотность» 7 класс
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности
разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру,
языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная
мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в
виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники,
словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию
текста.

Формулирование

выводов,

основанных

на

содержании

текста.

Аргументы,

подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение)
информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в
связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу.
Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой
литературы и других информационных источников. Определение последовательности
выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора
действий, включающего избыточные шаги).
2

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных
письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации
разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения
недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
Ожидаемые результаты реализации программы:
•

Повышение культурной компетентности

•

Повышение читательской компетентности

•

Изменение отношения к чтению

•

Рост читательской активности

•

Развитие мотивации к чтению

•

Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской

компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
•

определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста;
структурировать его, выделять главное и второстепенное;

•
•

отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать

последовательность

описываемых

событий,

делать

выводы

по

содержанию текста;
•

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из
разных частей текста;
3

•

объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.;
понимать смысл терминов, неизвестных слов;

•

работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
•

обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы
из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;

•

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
•

Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения

•

Аргументировать свою точку зрения

•

Задавать вопрос

•

Составлять план текста

•

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;

•

на

основании

имеющихся

знаний,

жизненного

опыта

подвергать

сомнению

достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
4

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а
также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная

ориентация

образовательного

процесса

выявляет

приоритет

воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и
логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия
всего

разнообразия

мировоззренческих,

социокультурных

систем,

существующих

в

современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной
самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям
национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество,

нацеленного

на

совершенствование

этого

общества.

Система

уроков

сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
5

психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной
деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем
событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к
тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и
изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение
художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с
произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в
них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является
важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой,
историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в
основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
6

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

взрослые

и

социальные

сообщества;

участие

в

школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
7

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учёта

интересов;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся

выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных
родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

8

Тематическое планирование 7 класс
№

Тема урока

Содержание

Деятельность
обучающихся

по Восприятие на слух и понимание различных видов Беседа, кейс
сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация.
Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный
стиль,
художественный
стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые
особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста.

Электронные ресурсы

1

Вводное
занятие.
Кейс
читательской грамотности

2

Поиск информации и понимание Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения Лекционное занятие https://uchitelya.com/nac
интереса,
приобретения
читательского
опыта,
halnaya-shkola/71630текста
prezentaciya-algoritmосвоения и использования информации.
raboty-s-raznymividami-tekstov.html

3

Определение главной темы и Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская Практическое
общей цели или назначения текста позиция. Вычленение из текста информации, занятие
конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте.

https://nsportal.ru/nachal
naya-shkola/russkiiyazyk/2021/10/23/prezen
tatsiya-tema-iosnovnaya-mysl-teksta

4

Различение темы и
специального текста

https://nsportal.ru/nachal
naya-shkola/russkiiyazyk/2021/10/23/prezen
tatsiya-tema-iosnovnaya-mysl-teksta

5

Выделение
второстепенной
текста

подтемы Средства связи предложений в тексте. Смысловые Сбор материала и
части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, анализ
сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде. Упорядочивание
информации по заданному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.

главной
и Средства связи предложений в тексте. Смысловые Беседа
информации части текста, микротема, абзац, план текста. Простой,
сложный, тезисный план. Понимание информации,

https://multiurok.ru/files/
prezentatsiia-keisovyimetod-pri-formirovaniichit.html

https://nsportal.ru/shkola
/russkiyyazyk/library/2020/03/23

представленной в неявном виде. Упорядочивание
информации по заданному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Разные способы представления информации: словесно,
в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида
чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.
Использование
формальных
элементов
текста
(подзаголовки,
сноски)
для
поиска
нужной
информации.
явно Упорядочивание
информации
по
заданному Анализ текста
основанию. Существенные признаки объектов,
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа,
таблицы,
схемы,
знака.
Виды
чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида
чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.

/prezentatsiya-glavnayai-vtorostepennayainformatsiya

6

Поиск
информации,
заданной в тексте

7

Выстраивание
Упорядочивание
информации
по
заданному Беседа, круглый
последовательности описываемых основанию. Существенные признаки объектов, стол
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
событий
представления информации: словесно, в виде, символа,
таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации:
справочники, словари.

https://pptcloud.ru/russki
yyazik/posledovatelnostsobytiy-398516

8

Сопоставление
текстовых
и
компонентов

https://multiurok.ru/files/
vnietiekstovyiekomponientyuchiebnika.html

основных Средства связи предложений в тексте. Смысловые Работа с текстом
внетекстовых части текста, микротема, абзац, план текста. Простой,
сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде. Упорядочивание
информации по заданному основанию. Существенные

https://nsportal.ru/shkola
/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2015/01
/06/prezentatsiyaformirovanie-navykovraboty-s

2

признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
9

Преобразование
информации, Преобразование
(дополнение)
информации
из Беседа,
сплошного
текста
в
таблицу.
Преобразование
исследование
данной в виде графика, таблицы,
схемы, в текстовую информацию информации из таблицы в связный текст.
Преобразование информации, полученной из схемы, в
текстовую задачу. Составление схем с опорой на
прочитанный
текст.
Формирование
списка
используемой литературы и других информационных
источников.
Определение
последовательности
выполнения действий, составление инструкции из 6-7
шагов (на основе предложенного набора действий,
включающего избыточные шаги).

https://informik5.blogspot.com/p/63.html

10

Формулирование прямых выводов Подробный и сжатый пересказ (устный и Индивидуальная
и заключений на основе фактов, письменный). Вопросы по содержанию текста. работа
Формулирование выводов, основанных на содержании
имеющихся в тексте
текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

https://multiurok.ru/inde
x.php/files/prezentatsiiak-uroku-229.html

11

Метафоричность речи,
понимать
образность
текстов

https://multiurok.ru/inde
x.php/files/metaforichno
st-rechi.html

12

Преобразование и интерпретация Упорядочивание
информации
по
основанию. Существенные признаки
информации

умение Речевая
ситуация.
Функционально-стилевая Практические
дифференциация
тестов
(разговорный
стиль, задания
языка
художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль). Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
заданному Работа с текстами
объектов,

https://infourok.ru/preze
ntaciya-poisk-i3

описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде, символа,
таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации:
справочники, словари.
доводов в Формулирование выводов, основанных на содержании Индивидуальная и
Аргументы,
подтверждающие
вывод. групповая работа
выдвинутых текста.
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

preobrazovanieinformacii-na-urokahinformatiki-v-7-9klassah-6298743.html

13

Поиск в тексте
подтверждение
тезисов

14

Интерпретация
и
обобщение Упорядочивание
информации
по
заданному Квест
основанию.
Существенные
признаки
объектов,
информации, представленной в
описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
тексте неявно
представления информации: словесно, в виде, символа,
таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации:
справочники, словари.

https://botana.biz/prezent
aciya/nachalnye_klassy/
p5y7kjgi.html

15

Установление
связей,
не Соотнесение фактов с общей идеей текста, Групповая работа,
высказанных в тексте напрямую установление связей, не показанных в тексте игра
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

https://uchitelya.com/rus
skiy-yazyk/15001prezentaciyaposledovatelnaya-iparallelnaya-svyazpredlozheniy-vtekste.html

16

Формирование на основе текста Формулирование выводов, основанных на содержании Индивидуальная

https://infourok.ru/preze

https://pptonline.org/1321177

4

системы
аргументов
для текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод. работа, игра
обоснования
определённой Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
позиции
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

ntaciya-k-teme-sposobiargumentirovaniya-vidiargumentov2891305.html

17

Сопоставление
разных
точек Упорядочивание
информации
по
зрения и разных источников основанию. Существенные признаки
описанных в тексте, их сравнение.
информации по заданной теме

заданному Практические
объектов, задания

https://prezentacii.org/pr
ezentacii/prezentacii-poinformatike/92661metody-raboty-sistochnikamiinformacii.html

18

Применение
информации
из Упорядочивание
информации
по
текста при решении учебно- основанию. Существенные признаки
описанных в тексте, их сравнение.
познавательных задач

заданному Исследование,
объектов, составление
кроссворда

https://easyen.ru/load/inf
ormatika/7_klass/urok_1
_vvedenie/116-1-031687

19

Критический анализ и оценка Формулирование выводов, основанных на содержании Практическое
текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод. занятие
информации
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html

20

Оценивание
утверждений, Формулирование выводов, основанных на содержании Ролевая игра
Аргументы,
подтверждающие
вывод.
сделанных в тексте, исходя из текста.
Соотнесение
фактов
с
общей
идеей
текста,
своих представлений о мире
установление связей, не показанных в тексте

https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy5

напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

3325676.html

21

Нахождение в тексте доводов в Формулирование выводов, основанных на содержании Групповая игра
текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод.
защиту своей точки зрения
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html

22

Обнаружение
недостоверности Формулирование выводов, основанных на содержании Беседа, круглый
текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод. стол
получаемой информации
Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html

23

Нахождение путей восполнения Упорядочивание
информации
по
основанию.
Существенные
признаки
пробелов в информации
описанных в тексте, их сравнение.

заданному Квест –игра
объектов,

https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html

24

Решение на основе текста учебно- Формулирование выводов, основанных на содержании Лекция с
текста.
Аргументы,
подтверждающие
вывод. элементами
практических задач
Соотнесение фактов с общей идеей текста, практики

https://nsportal.ru/shkola
/algebra/library/2022/12/
08/reshente-tekstovyh6

установление связей, не показанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.
читательской Соотнесение фактов с общей идеей текста, Самостоятельная
установление связей, не показанных в тексте работа
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

zadach

25

Диагностика
грамотности

26

Анализ ошибок, допущенных в Соотнесение фактов с общей идеей текста, Рефлексия в игровой
установление связей, не показанных в тексте форме
работе
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный
вопрос.

https://nsportal.ru/shkola
/algebra/library/2022/12/
08/reshente-tekstovyhzadach

27

Самоконтроль
и
самооценка Оценка содержания, языковых особенностей и Практическая работа
структуры текста. Выражение собственного мнения о
понимания прочитанного
прочитанном, его аргументация. Достоверность и
недостоверность информации в тексте, недостающая
или избыточная информация. Пути восполнения
недостающей информации. Участие в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной
точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения
на информацию.

https://uchitelya.com/ped
agogika/166332prezentaciya-priemysamokontrolya-isamoocenki.html

https://nsportal.ru/shkola
/algebra/library/2022/12/
08/reshente-tekstovyhzadach

7

28

Практикум
по
созданию Создание собственных письменных материалов на Составление и
собственных текстов на основе основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных анализ текста
текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
прочитанных текстов
небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном. Создание небольших собственных
письменных текстов по предложенной теме,
представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к
выполненному
действию.
Выступление
перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд
(плакаты,
презентацию).

https://nsportal.ru/shkola
/algebra/library/2022/12/
08/reshente-tekstovyhzadach

29

Поэтический текст как источник Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Работа с текстами
стилевая дифференциация тестов. Художественный
информации
стиль. Языковые особенности разных стилей речи.
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль,
жанр, структуру, языковые средства текста.

https://nsportal.ru/shkola
/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2017/01
/06/prezentatsiya-kproektu-taynypoeticheskogo

30

Типы текстов: текст-объяснение Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Групповая работа
(объяснительное
сочинение, стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
резюме,толкование, определение) художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль). Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

https://infourok.ru/preze
ntaciya-po-russkomuyaziku-na-temuobnovlyonnoeobrazovanie-rabota-ponaviku-gramotnostchteniya-ponyatiyasploshnoy-i-nesp2372370.html

31

Работа с несплошным текстом:
информационные
листы
и
объявления,
графики
и
диаграммы, посты и рекламные
тексты

https://infourok.ru/preze
ntaciya-po-temesploshnoj-i-nesploshnojtekst-4237143.html

Преобразование
(дополнение)
информации
из Индивидуальная и
сплошного текста в таблицу. Преобразование групповая работа
информации из таблицы в связный текст.
Преобразование информации, полученной из схемы, в
текстовую задачу. Составление схем с опорой на

8

прочитанный
текст.
Формирование
списка
используемой литературы и других информационных
источников.
Определение
последовательности
выполнения действий, составление инструкции из 6-7
шагов (на основе предложенного набора действий,
включающего избыточные шаги).
32

Типы задач на грамотность. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Беседа, игра
стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
Позиционные задачи.
художественный стиль, официально-деловой стиль,
научный стиль). Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

https://pptcloud.ru/razno
e/pozitsionnye-zadachi220856

33

Проверочная
формированию
грамотности

https://урок.рф/library/p
rezentatciya_k_uroku_po
_razvitiyu_chitatelskoj_g
ramo_084914.html

34

Итоговое занятие

работа
по Оценка содержания, языковых особенностей и Тестирование
текста.
Формулирование
выводов,
читательской структуры
основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных
в явном виде. Основные события, содержащиеся в
тексте, их последовательность.
Игровое занятие

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».