Функциональная грамотность 3

Пояснительная записка
1.Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» для 3 класса разработана на
основе авторской программы Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. (Учение с
увлечением), федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной
программы воспитания.
2. Рабочая программа реализуется через учебное пособие:
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 112 с. – (Учение с увлечением).
3.Согласно учебному плану МБОУ Голицынской СОШ №2 на реализацию этой программы
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
• овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: осознавать
себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем
семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• осознавать личную ответственность за свои поступки;
• уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
• осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• принимать и сохранять учебную цель и задачу;
• планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
• уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
• оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
• адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах работы в группе;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
• способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
• способность различать тексты различных жанров и типов;
• умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
• умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
• умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
• способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
• способность проводить математические рассуждения;
• способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
• способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
• понимание и правильное использование финансовых терминов;
• представление о семейных расходах и доходах;
• умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
• представление о различных видах семейных доходов;
• представление о различных видах семейных расходов;
• представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
• способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
• способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений
и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
Формы организации занятий: кружок, игра, соревнование, турнир, практика, экскурсия.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно –
ценностное общение, социальное творчество.

Раздел 3. Тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем

Общее количество
часов на изучение
8
9

1
2

Блок «Читательская грамотность»
Блок «Естественно-научная грамотность»

3

Блок «Финансовая грамотность»

8

4

Блок «Математическая грамотность»

9

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование
Тема урока

№
п/п

Дата
изучения
По
плану

Блок «Читательская грамотность» (8 ч)
1. Про дождевого червяка
2. Кальций
3. Сколько весит облако?
4. Хлеб – всему голова
5. Про мел
6. Про мыло
7. История свечи
8. Магнит
Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч)
9. Дождевые черви
10. Полезный кальций
11. Про облака
12. Про хлеб и дрожжи
13. Интересное вещество – мел
14. Чем интересно мыло и как оно «работает»
15. Про свечи
16. Волшебный магнит
17. Проверь себя
Блок «Финансовая грамотность» (8 ч)
18. Что такое «бюджет»?
19. Семейный бюджет
20. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата
21. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия
22. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш
23. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов
24. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи
25. Как сэкономить семейные деньги?

По
факту

Приме
чание

Блок «Математическая грамотность» (9 ч)
26. Расходы и доходы бюджета
27. Планируем семейный бюджет
28. Подсчитываем семейный доход
29. Пенсии и пособия
30. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы
31. Подсчитываем расходы
32. Расходы на обязательные платежи
33. Подсчитываем сэкономленные деньги
34. Проверь себя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».