Родной язык 11

Приложение /1
к ООП СООЖБО
Утвер>
директоуМБОУ СОШ №9
/ Е.А.Чернов
80/1/01-08 от 30.08.2023 г

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Родной язык»
(11 класс)

г. Серов

ж

Рабочая программа «Родной язык» для 11 класса
составлена в соответствии с ООП СОО МБОУ СОШ №
9
Воспитательный потенциал уроков родного языка
выражается в следующем:

•
установление доверительных отношений между
учителем
и
его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•

привлечение
внимания
школьников
к
ценностному аспекту изучаемых на уроках родного
языка явлений, организация их работы с получаемой на
уроке
социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

•

•
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета родной язык через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм
работы
учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с

•

другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;

•

•
организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов,
что
даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах

•

исследователей, навык публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

других

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УРОВНЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по родному языку (русскому) достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного

уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися Примерной рабочей
программы среднего общего образования по родному языку (русскому)
должны
отражать
готовность
и
способность
обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества;
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, родной язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Оте­чества,
ответственность за его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность адекватно оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии
с традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоцио­нальное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества, в том числе словесного;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родному русскому языку.
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность, в том числе в процессе
изучения родного русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей,
переводчиков, педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность по родному языку
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися Примерной рабочей программы по родному языку
(русскому)
среднего
общего
образования
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации;
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес
и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский и
жизненный опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения Примерной рабочей программы
по родному языку (русскому) для среднего общего образования должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения, в том числе на материале русского родного
языка;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и
процессов;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении
проектов по родному языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности в контексте изучения предмета «Родной язык (русский)»,
навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по родному русскому языку, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (текст, презентация, таблица, схема,
диаграмма, график и др.);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать свою точку зрения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании
текста, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 класс
Язык и культура

Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в
развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в
рамках изученного); приводить примеры, иллюстрирующие основные
тенденции в развитии русского языка.
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронноопосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её
основные особенности; характеризовать основные отличия устнописьменной разновидности электронной речи от традиционной
письменной речи (в рамках изученного); анализировать фрагменты устнописьменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.).
Комментировать активные процессы в развитии лексики русского
языка в XXI в., характеризовать особенности процесса заимствования
иноязычной лексики и основные способы её освоения русским языком в
новейший период его развития (в рамках изученного).
Определять
значения
новейших
иноязычных
лексических
заимствований (с использованием словарей иностранных слов), оценивать
целесообразность их употребления; целесообразно употреблять
иноязычные слова.
Иметь
представление
об
актуальных
способах
создания
морфологических и семантических неологизмов в русском языке
новейшего периода; определять значения и способы словообразования
морфологических неологизмов, характеризовать пути образования
сематических неологизмов (в рамках изученного), приводить
соответствующие примеры.
Объяснять
причины
появления
новых
фразеологизмов,
характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии русского
языка новейшего периода; определять значения новых фразеологизмов,
характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных
примерах, в рамках изученного), принадлежности к определённому
тематическому разряду, особенностей употребления.
Культура речи
Иметь представление об изменениях синтаксических норм
современного русского литературного языка, современных вариантах
синтаксической нормы; анализировать и сопоставлять варианты форм,
связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим;
анализировать колебания в употреблении предлогов.
Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках
препинания; анализировать примеры использования факультативных
знаков препинания в текстах.
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере
профессионально-делового общения; характеризовать основные виды
делового общения (в рамках изученного); анализировать речевое
поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных

деловых разговорах с учётом речевой ситуации, с позиции требований к
речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях
эффективного делового речевого взаимодействия.
Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового
письма (в рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст
официально-делового стиля; создавать текст делового письма в
соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами
официально-делового стиля (в рамках изученного).
Характеризовать
особенности
учебно-научного
общения;
анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебнонаучном общении, с учётом речевой ситуации, норм научного стиля,
требований к речевому этикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и
сферой общения; создавать монологические и диалогические
высказывания с учётом особенностей делового и учебно-научного
общения.
Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение
экологии языка; анализировать речевое поведение человека в ситуации
противостояния речевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов,
антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари
и справочники русского языка; использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной
связи поколений. Распознавать прецедентные тексты, высказывания,
ситуации, имена; характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и
несплошных текстах. Выявлять роль иллюстративного материала в
содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.
Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки
зрения назначения. Осуществлять информационную переработку
вербальных и невербальных инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля;
характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в
текстах публицистического стиля. Распознавать информационные
ловушки.
Различать
основные
жанры
интернет-коммуникации.
Иметь
представление
о
блогосфере.
Владеть
средствами
создания
коммуникативного комфорта.
Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах.
Иметь представление о стилизации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
11 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского
языка новейшего периода. Основные направления современного
развития русского языка. Изменения в формах существования русского
языка, его функциональных и социальных разновидностях, способах
речевой коммуникации и формах русской речи в новейший период его
развития (общее представление).
Русский язык в современной цифровой (виртуальной)
коммуникации. Современная цифровая (виртуальная, электронноопосредованная) коммуникация, её особенности и формы (общее
представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная
русская речь и её особенности. Устно-письменная речь как новая форма
реализации русского языка (общее представление).
Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в.
Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути
появления новых слов (общее представление).
Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её
адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными
заимствованиями. Языки-источники новых иноязычных заимствований и
расширение сфер массового употребления заимствованных инноваций.
Особенности процессов иноязычного заимствования лексики и
фразеологии в новейший период развития русского языка.
Основные направления и способы освоения русским языком новых
иноязычных слов в XXI в. (общее представление).
Актуальные способы создания морфологических и семантических
неологизмов в русском языке новейшего периода. Образование
производных и сложносоставных новых слов (морфологических
неологизмов) на базе иноязычных инноваций.
Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода,
основные пути их образования.
Новая фразеология русского языка. Причины появления новых
фразеологизмов. Основные тенденции в развитии фразеологии русского
языка новейшего периода.
Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая
фразеология исконно русского происхождения и её источники.

Раздел 2. Культура речи
Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с
управлением; вариативность в согласовании сказуемого с подлежащим;
колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и
справочники русского языка ХХI в.
Факультативные,
Факультативные
знаки
препинания.
альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники
по пунктуации русского языка ХХI в.
Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия
успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой
этикет делового общения. Деловая беседа. Деловой разговор по телефону.
Культура письменного делового общения. Документ как деловая
бумага.
Однозначность
лексики,
использование
терминов,
недопустимость двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды
делового письма. Оформление деловых писем (общее представление).
Культура учебно-научного общения. Разновидности учебнонаучного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной
коммуникации, его специфика (общее представление). Невербальные
средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие
жесты). Культура оформления научного текста.
Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема
современной межличностной коммуникации. Понятие речевой
агрессии как нарушение экологии языка. Способы противостояния
речевой агрессии. Основные правила речевого общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Прецедентный текст как средство культурной связи поколений.
Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена.
Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль
иллюстративного материала в содержательном наполнении текста.
Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного
типа. Инструкции вербальные и невербальные.
Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы
выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического
стиля. Информационные ловушки.
Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства
создания коммуникативного комфорта и языковая игра.
Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация.
Сетевые жанры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
Тематические блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

ЭЦОР

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (10 ч)
1

Динамические процессы и
новые тенденции в развитии
русского языка новейшего
периода

Основные направления развития
русского языка в XXI в.,
касающиеся его системной
организации.
Основные направления развития
русского языка в XXI в.,
касающиеся форм его
существования, функциональных
и социальных разновидностей,
изменений в его
функционировании в «реальном»
и виртуальном пространстве.

Характеризовать основные
направления развития
русского языка в XXI в.,
касающиеся его системной
организации, приводить
примеры, иллюстрирующие
основные тенденции в
развитии русского языка
новейшего периода.
Характеризовать основные
направления развития
русского языка в XXI в.,
касающиеся форм его
существования,
функциональных и
социальных
разновидностей, изменений
в его функционировании в
«реальном» и виртуальном
пространстве; приводить
соответствующие примеры;
сравнивать фрагменты
словарных статей в
словарях, отражающих
русский язык
постсоветского (конец XX
в.) и новейшего (первая
четверть XXI в.) времени.

https://infourok.ru/prezentaciyarusskiy-yazik-segodnya-novietendencii-v-razvitiisovremennogo-russkogo-yazika3409670.html

2

Динамические процессы и
новые тенденции в развитии
русского языка новейшего
периода

Основные направления развития
русского языка в XXI в.,
касающиеся его системной
организации.
Основные направления развития
русского языка в XXI в.,
касающиеся форм его
существования, функциональных
и социальных разновидностей,
изменений в его
функционировании в «реальном»
и виртуальном пространстве.

Анализировать фрагменты
текстов электронной устнописьменной речи,
характеризовать основные
признаки таких текстов (на
уровне общего
представления)

https://infourok.ru/prezentaciyarusskiy-yazik-segodnya-novietendencii-v-razvitiisovremennogo-russkogo-yazika3409670.html

3

Русский язык в современной
цифровой (виртуальной)
коммуникации
(1 ч)

Устно-письменная речь как новая
форма реализации русского
языка (общее представление)

Выявлять и
характеризовать основные
отличия устно-письменной
разновидности электронной
речи от традиционной
письменной речи;
приводить
соответствующие примеры.
Комментировать основные
тенденции развития
современной электронной
письменной речи;
анализировать фрагменты
устно-письменной речи
разных жанров (блог,
форум, чат и др.), отмечать
и комментировать
основные языковые
особенности и особенности
графического оформления

Тематические блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

ЭЦОР

устно-письменной речи (на
отдельных примерах)
4

Активные процессы в
развитии лексики в русском
языке XXI в.
(1 ч)

Актуальные пути и способы
появления новых слов

Характеризовать основные https://infourok.ru/prezentaciyaтенденции в развитии
aktivnye-processy-v-leksikerusskogo-yazyka-4237830.html
словарного состава
русского языка в XXI в.,
характеризовать пути и
способы пополнения
словарного состава
русского языка; различать
новые иноязычные
лексические заимствования
и новые слова,
образованные из
имеющихся в русском
языке ресурсов, приводить
соответствующие примеры
и комментировать их.
Определять лексические
значения новых слов
новейшего периода
развития русского языка,
употреблять новые слова в
соответствии с их
лексическими значениями

5-6

Новая иноязычная лексика в
русском языке XXI в. и
процессы ее адаптации
(2 ч)

Смысловое освоение новых
иноязычных слов. Возможности
грамматического,
орфографического и
графического освоения
иноязычных инноваций (общее
представление)

Определять значения
https://infourok.ru/prezentaciyaновейших иноязычных
inoyazichnaya-leksika-vлексических заимствований russkom-yazike-1195884.html
(в необходимых случаях с
использованием словарей
иностранных слов),
оценивать
целесообразность их
употребления;
целесообразно употреблять
иноязычные слова.
Характеризовать
направления и способы
освоения русским языком
новых иноязычных слов в
XXI в. (в рамках
изученного), приводить
соответствующие примеры
и комментировать их

7

Актуальные способы
создания морфологических и
семантических неологизмов в
русском языке новейшего
периода (1 ч)

Семантические неологизмы.
Развитие новых переносных
значений общеупотребительных
слов русского языка при их
использовании в сфере
виртуальной коммуникации

Опознавать семантические
неологизмы,
характеризовать пути
образования сематических
неологизмов в русском
языке новейшего периода,
приводить примеры
морфологических и
семантических
неологизмов, правильно
употреблять их

https://infourok.ru/proektprezent
aciya-neologizmi-v-russkomyazike-897871.html

8

Новая фразеология русского
языка
(1 ч)

Фразеологические неологизмы
иноязычного происхождения.
Калькирование как основной
способ освоения русским языком
иноязычных фразеологизмов.
Образование новых
фразеологических оборотов на
исконно русской почве

Объяснять причины
появления новых
фразеологизмов в русском
языке; истолковывать
значения новых
фразеологизмов,
характеризовать их с точки
зрения происхождения (на

https://nsportal.ru/shkola/russkiy
yazyk/library/2017/11/15/prezen
tatsiya-po-russkomu-yazykufrazeologiya

Тематические блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

ЭЦОР

отдельных примерах),
принадлежности к
определённому
тематическому разряду,
особенностей
употребления; уместно
употреблять
фразеологические
неологизмы
9-10

Проверочная работа 1.
Проектно-исследовательская
деятельность
(2 ч)

Представление проектов,
результатов исследовательской
работы

Публично представлять
результаты проведённого
языкового анализа,
выполненного
лингвистического
эксперимента,
исследования, проекта;
самостоятельно выбирать
формат выступления с
учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в
соответствии с ним
составлять устные и
письменные тексты

КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч)
11-12

Синтаксические нормы
современного русского
литературного языка
(2 ч)

Синтаксические нормы
современного русского
литературного языка. Изменения
синтаксических норм: варианты
форм, связанные с управлением,
согласованием сказуемого с
подлежащим, колебания в
употреблении предлогов.
Грамматические словари и
справочники русского языка ХХI
в.

Комментировать изменения
синтаксических норм
современного русского
литературного языка,
современные варианты
синтаксической нормы.
Анализировать и
сопоставлять примеры,
включающие варианты
форм, связанные с
управлением,
согласованием сказуемого с
подлежащим,
анализировать колебания в
употреблении предлогов.
Использовать современные
грамматические словари и
справочники русского
языка

https://infourok.ru/prezentaciyapo-russkomu-yazyku-na-temusintaksicheskie-normy-russkogoyazyka-11-klass-5483200.html

13

Факультативные знаки
препинания
(1 ч)

Факультативные,
альтернативные знаки
препинания (общее
представление). Справочники по
пунктуации русского языка ХХI
в.

Анализировать примеры
использования
факультативных знаков
препинания в текстах.
Использовать современные
грамматические словари и
справочники русского
языка по пунктуации

https://uchitelya.com/russkiyyazyk/17557-prezentaciyaosnovnye-principy-russkoypunktuacii-11-klass.html

14

Культура устного делового
общения
(1 ч)

Культура устного делового
общения. Устная деловая речь.
Условия успешной
профессионально-деловой
коммуникации. Этикет и речевой
этикет делового общения

Комментировать
особенности устной речи в
сфере профессиональноделового общения.
Анализировать примеры
речевого поведения
человека в ситуациях
учебно-научного и
профессионально-делового
общения

https://lesson.edu.ru/lesson/d88d
e5d0-e3c6-4b8b-bfa0b24dd4426738

Тематические блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

ЭЦОР

15-16

Культура письменного
делового общения. Деловое
письмо
(2 ч)

Культура письменного делового
общения. Документ как деловая
бумага. Однозначность лексики,
использование терминов,
недопустимость
двусмысленности. Деловое
письмо. Функции и виды
делового письма. Оформление
деловых писем (общее
представление)

Характеризовать функции, https://resh.edu.ru/subject/lesson
виды делового письма, его /4791/conspect/
языковые особенности (в
рамках изученного);
анализировать деловое
письмо как текст
официально-делового
стиля. Создавать текст
делового письма в
соответствии с целью,
речевой ситуацией и
стилистическими нормами
официально-делового стиля
(в рамках изученного).

17

Культура учебно-научного
общения. Разновидности
учебно-научного общения, их
особенности (1 ч)

Культура учебно-научного
общения. Разновидности учебнонаучного общения, их
особенности. Речевой этикет в
учебно-научной коммуникации,
его специфика. Невербальные
средства общения в речевом
этикете (замещающие и
сопровождающие жесты) (общее
представление).
Культура оформления научного
текста

Характеризовать
https://lesson.edu.ru/lesson/d88d
особенности учебноe5d0-e3c6-4b8b-bfa0научного общения, речевой b24dd4426738
этикет в учебно-научной
коммуникации.
Анализировать речевое
поведение человека,
участвующего в учебнонаучном общении с учётом
речевой ситуации, норм
научного стиля, требований
к речевому этикету учебнонаучного общения.
Анализировать способы
оформления научного
текста.
Правильно оформлять
цитаты, ссылки, список
используемой литературы в
структуре научного текста

18

Противостояние речевой
агрессии как актуальная
проблема современной
межличностной
коммуникации (1 ч)

Понятие речевой агрессии как
нарушение экологии языка.
Противостояние речевой
агрессии как актуальная
проблема современной
межличностной коммуникации.
Способы противостояния
речевой агрессии

Характеризовать речевую
агрессию как нарушение
экологии языка;
анализировать тексты,
содержащие примеры
речевого поведения
человека в ситуации
противостояния речевой
агрессии

19-20

Проверочная работа 2.
Проектно-исследовательская
деятельность
(2 ч)

Представление проектов,
результатов исследовательской
работы

Публично представлять
результаты проведённого
языкового анализа,
выполненного
лингвистического
эксперимента,
исследования, проекта;
самостоятельно выбирать
формат выступления с
учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в
соответствии с ним
составлять устные и
письменные тексты.

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (12 ч)
21-22

Прецедентный текст как
средство культурной связи

Прецедентные тексты,
высказывания, ситуации, имена.

Распознавать прецедентные https://infourok.ru/precedentnye
тексты, высказывания,
_teksty._osobennosti_ispolzovan

Тематические блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

ЭЦОР

поколений (2 ч)

Культурное пространство текста

ситуации, имена.
iya_v_sredstvah_smi_i_sovreme
Характеризовать
nnoy_literature_9-11371945.htm
прецедентные тексты как
средство культурной связи
поколений, характеризовать
место прецедентных
текстов в культурном
наследии.
Выявлять структурносмысловые компоненты и
анализировать языковые
особенности
художественных текстов;
интерпретировать
художественные тексты

23-24

Тексты сплошные
и несплошные (2 ч)

Виды несплошных текстов. Роль
иллюстративного материала в
содержательном наполнении
текста

Характеризовать различия в https://infourok.ru/prezentaciyaпредставлении информации po-teme-sploshnoj-iв сплошных и несплошных nesploshnoj-tekst-4237143.html
текстах.
Приводить
соответствующие примеры
сплошных и несплошных
текстов и комментировать
их.
Анализировать тексты,
содержащие разные
способы представления
информации. Выявлять
роль иллюстративного
материала в
содержательном
наполнении несплошных
текстов разных видов

25-26

Коммуникативная
грамотность. Приёмы работы
с текстом публицистического
стиля (2 ч)

Приёмы работы с текстом
публицистического стиля.
Способы выражения
оценочности, диалогичности в
текстах публицистического
стиля. Информационные
ловушки

Владеть приёмами работы с
текстами публицистического
стиля; характеризовать
способы выражения
оценочности, диалогичности
в текстах публицистического
стиля; приводить
соответствующие примеры и
комментировать их.
Выявлять структурносмысловые компоненты и
анализировать языковые
особенности
публицистических текстов.
Распознавать
информационные ловушки.
Создавать тексты
публицистических жанров
(в рамках изученного)

https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-russkogo-yazika-na-temupublicisticheskiy-stil-rechi-klass2156961.html

27

Тексты инструктивного типа
(1 ч)

Назначение текстов
инструктивного типа.
Инструкции вербальные и
невербальные

Распознавать тексты
инструктивного типа,
характеризовать их с точки
зрения назначения.
Осуществлять
информационную
переработку вербальных и
невербальных инструкций.
Использовать инструкции
для решения различных
учебных и практических

https://videouroki.net/video/34tipy-tekstov.html

Тематические блоки,
темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

ЭЦОР

жизненных задач.
Составлять инструкции,
определяющие условия и
порядок осуществления
действий
28

Основные жанры интернеткоммуникации
(1 ч)

Блогосфера. Средства создания
коммуникативного комфорта и
языковая игра

Различать основные жанры
интернет-коммуникации.
Характеризовать тексты
разных жанров интернеткоммуникации.
Владеть средствами
создания
коммуникативного
комфорта

https://infourok.ru/prezentaciyapo-russkomu-yaziku-na-temuyazikovie-osobennostiinternetkommunikacii-namateriale-blogov-klass3947047.html

29-30

Традиции и новаторство в
художественных текстах (2 ч)

Стилизация. Сетевые жанры

Характеризовать традиции
и новаторство в
художественных текстах;
приводить
соответствующие примеры
и комментировать их.
Распознавать стилизацию;
комментировать
отступления от языковых
норм в языковой игре

https://cyberleninka.ru/article/n/
ponyatie-o-traditsiyah-inovatorstve-v-literature

31-32

Проверочная работа 3.
Проектно-исследовательская
деятельность
(2 ч)

Представление проектов,
результатов исследовательской
работы

Публично представлять
результаты проведённого
языкового анализа,
выполненного
лингвистического
эксперимента,
исследования, проекта;
самостоятельно выбирать
формат выступления с
учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в
соответствии с ним
составлять устные и
письменные тексты

33-34

Итоговое обобщение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».