Финансовая грамотность

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6 классов
средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы
и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:

2

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
3

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐтов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса
Доходы и расходы семьи (12 часов).
Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность? Деньги. Драгоценные
металлы. Монеты. Купюры. Доходы семьи. Работа со статистикой. Расходы семьи.
«Предметы первой необходимости». «Товары длительного пользования». Услуги.
Коммунальные услуги. Решение практических задач. «Семейный бюджет». Практическая
работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Решение практических задач.
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис. Страхование
имущества, здоровья, жизни.
Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

4

Налоги. Виды налогов. Аналитическая работа. Социальные пособия. Решение
экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Вклады (депозиты). Практическая
работа. Кредит. Залог. Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Возможности
работы по найму и собственного бизнеса. «Примеры бизнеса, которым занимаются
подростки». Сюжетно-ролевая игра. Разработка бизнес-плана. Валюта разных стран мира.
Решение практических задач «Валюта в современном мире» Мини-проект
«Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Что такое финансовая грамотность (1 час)
Обобщающий урок по курсу «Основы финансовой грамотности».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
п/п

Наименование темы

Содержание

Доходы и расходы семьи (12 часов).
Финансовая
грамотность
в
Финансовая грамотность в современном мире.
1
современном мире
Чему вы можете научиться на уроках
финансовой грамотности?
Насколько важны деньги
Роль денег для каждого человека. Психология
2
«богатого» и «бедного».
История
денег
–
история
Деньги. Обмен. Товарные деньги.
3
человечества
Символические деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры.
Виды
денег
Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак.
4
Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги
Денежные
расчеты
Составление задач с денежными расчѐтами.
5
Почему деньги теряют свою
Инфляция, как уберечь деньги от инфляции
6
покупательную способность
Доходы семьи
Источники доходов семьи.
7
Виды заработной платы.
Расходы
семьи
Расходы семьи: обязательные, желательные и
8
лишние.
Расчет
расходов
семьи
на
Предметы первой необходимости. Товары
9
условных примерах
текущего потребления.
Товары длительного пользования. Услуги.
Коммунальные услуги.
Что позволяет семье снизить
Воздействие рекламы и промоакций на
10
расходы
принятие решений о покупке.
Семейный
бюджет
Бюджет - план доходов и расходов. Долги
11
Составление бюджета семьи на
Бюджет - план доходов и расходов
12
условных примерах
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (4 часа).
Особые жизненные ситуации и
Экономические последствия непредвиденных
13
как с ними справиться
событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов.
5

14
15
16
17

18

19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Принципы работы страховой
Страхование.
компании. Страхование
Страховая компания. Страховой полис.
имущества, здоровья, жизни
Страхование – непременный
Страхование.
атрибут сегодняшней жизни?
Страховая компания. Страховой полис.
Страхование
Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Налоги. Виды налогов
Налоги — обязательные платежи, собираемые
государством. Виды налогов. Организация
сбора
налогов.
Налоги в моей семье
Подоходный налог. Налоговая ставка.
Налог на прибыль. Физические лица. Пеня.
Налоговые льготы. Налог на
добавленную стоимость. Акциз.
Социальные выплаты
Пособие. Пенсия. Стипендия. Больничный лист.
Социальные пособия в моей семье Пособие по безработице.
Государство – это мы
Направления государственных расходов.
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Банки. Виды банков. Банковские
Банки. Виды банков. Банковские услуги
услуги
Вклады (депозиты)
Зависимость процентной ставки от размера
вклада и его срока. При прекращении
деятельности банка вкладчикам гарантируется
возврат средств.
Кредит
Процентная
ставка по кредитам. Условия выдачи кредита
Сохранение вашего богатства
Виды инвестиций семьи
Профессии банковской сферы
Профессии банковской сферы
Банковская карта: плюсы и
Принцип работы пластиковой карты.
минусы
Значение работы банков для
Значение работы банков для потребителей
потребителей
Собственный бизнес
Бизнес. Малый бизнес.
Примеры бизнеса, которым
Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал.
занимаются подростки.
Организации по поддержке малого бизнеса.
Разработка бизнес-плана
Валюта разных стран
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт.
Валютный вклад
Благотворительность. Кому нужна Благотворительность.
благотворительность
Личный финансовый план
Личный финансовый план
Что такое финансовая грамотность (1 час)
Обобщающий урок по курсу
«Основы
финансовой
грамотности».

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е, Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е, Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е, Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю, Вигдорчик Е, Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1.
Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2.
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3.
Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
4.
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5.
Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6.
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi- strahovaniay.php
7.
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».