Аз да Буки не доведут до скуки

Пояснительная записка
Успех обучения русскому языку в общеобразовательной школе может быть достигнут лишь на
основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным
звеном в этой системе является внеурочная деятельность, которая помогает учителю более тщательно изучать своих учеников и совершенствовать их языковую подготовку.
Программа «Аз да Буки не доведут до скуки» является закономерным продолжением уроков
русского языка, их дополнением.
Цель программы: развитие личности младшего школьника через расширение, углубление и
закрепление знаний по русскому языку.
Задачи программы:
• способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
• содействовать развитию речи младших школьников;
• совершенствовать у обучающихся навыки лингвистического анализа;
• способствовать повышению уровня языкового развития школьников;
• воспитывать познавательный интерес к родному языку;
• содействовать решению проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Данная программа имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Организация
деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих общедидактических
принципах:
• занимательность;
• научность;
• последовательность и систематичность;
• преемственность и перспективность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой.
Содержание программы «Аз да Буки»:
• соответствует целям и задачам основной образовательной программы по русскому языку
начального общего образования;
• содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка;
• обеспечивает единство развития, воспитания и обучения.
Основные разделы программы: «Хорошо ли ты знаешь русский язык?», «Сок-ровища родного языка», «Словарное богатство русского языка», «Проект».
Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В отборе материала к занятиям учитель
ориентируется на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость
осуществления преемственности между начальным и основным общим образованием.
Необходимость введения курса «Аз да Буки» обусловлена усилением языкового развития обучающихся, развития художественно-образного и логического мышления, подготовки обучающихся к выступлениям на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Программа рассчитана на 4 года обучения для обучающихся 1–4 классов: 1 класс – 33 часа, 1
час в неделю; 2–4 классы – 34 часа, 1 час в неделю. Форма организации занятий – кружок. Каждое
занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки и другие.

Планируемые результаты
освоения обучающимися программы
Обучающиеся должны знать:
• Звуки и буквы. Алфавит.

• Состав слова. Образование слов.
• Изученные орфограммы.
• Признаки частей речи.
Обучающиеся должны уметь:
• составлять рассказы на определенную тему;
• составлять рассказы по картинам;
• разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок и
правильно их употреблять в речи;
• различать слова, близкие и противоположные по значению;
• подбирать тематические пословицы;
• отбирать материалы для «уголка русского языка», утренников;
• составлять и обсуждать тексты на определенные темы;
• пользоваться различными словарями;
• составлять вопросы для викторины;
• подбирать материал для праздников;
• изготавливать блокноты трудных орфограмм, словари (синонимов, антонимов, фразеологизмов),сборники пословиц, загадок.
В результате изучения данного курса у обучающихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия
[8].
Личностные универсальные учебные действия:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действия после их завершения.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• смысловое чтение художественных и познавательных текстов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез, обобщать;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
• владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• строить понятные для партнера высказывания;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Для оценки сформированности знаний и умений обучающихся разрабатывается система
тестовых материалов по каждому из разделов программы. Помимо этого, членами
кружка периодически должны издаваться стенные газеты, а также выпускаться специальные бюллетени, рассказывающие об интересных занятиях кружка, об общественнополезных делах кружковцев, о подготовке тематических вечеров и другие.
Формами подведения итогов могут выступать следующие мероприятия: тематические вечера, конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, олимпиады, защита проектов
и другие.
Тематический план
Программа каждого класса состоит из четырех разделов.
№ Раздел
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Всего
Теория
Практика
Всего
Теория
ПракВсего
Теория
ПракВсего
Теория
Практика
п/п
тика
тика
Хорошо ли ты зна- 4
1
3
6
2
4
6
2
4
6
1
5
1.
ешь русский язык?

2.
3.

Сокровища родного 4
языка
Словарное богатство 23
русского языка

Проект
Всего часов

4.

2
33

2

2

6

2

4

6

2

4

6

2

4

8

15

18

6

12

16

4

12

14

4

10

2
13

2
20

4
34

2
12

2
22

6
34

2
10

4
24

8
34

2
9

6
25

Тематический план
1 класс (33 часа)
№п/п

Название раздела

Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
1.
Что такое «язык»?
2.
В мире безмолвия и неведомых звуков
3.
К тайнам звуков и букв
Раздел 2.Сокровища родного языка
4.
В Страну слов .Первые встречи.
5.
К тайнам волшебных слов.
6.
Сокровища Страны слов.
Раздел 3 .Словарное богатство русского языка.
7.
Тематические группы слов
8.
Сколько слов вы знаете?
9.
«Волшебник-ударение»
10.
Прямое и переносное значение слова
11.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным
12.
Многозначные слова
13.
Самые дорогие слова
14.
Добрые слова
15.
Карнавал слов. Учимся говорить правильно.
16.
Слова «играют» в прятки
17.
Наш цветной мир
18.
Что на что похоже?
19.
Голоса природы
Раздел 4. Проект
20.
Конкурс знающих
Итого

Кол-во
часов
4
4
4
2
4
2
1
1
23
1
2
2
2
3
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
33

2 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела

Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
1.
Дорога к письменности. Картинка и буква. Пиктография
2.
В гости к Алфавиту
3.
Фонемы-звуки-смыслоразличители
4.
Учимся разгадывать ребусы, шарады
5.
Приглашаем разгадать кроссворды
6.
Правила игры в «словесный мяч»
Раздел 2.Сокровища родного языка
7.
«Зеркальные» и «незеркальные слова»
8.
Выбор друзей в Стране Слов
9.
Чудесные превращения слов
10.
Красна речь пословицею
11.
Загадки
Раздел 3 .Словарное богатство русского языка.
12.
Что такое «орфографическая зоркость»?
13.
Орфографический словарь
14.
Где «прячутся» ошибки?
15.
Дидактические игры, головоломки, упражнения по теме «Орфография»
16.
Слова-«родственники». Секреты родственных слов
17.
Корень и «главное» правило
18.
Говорящие приставки
19.
Суффикс и «характер» слова
20.
Проверить удается не все
21.
«Волшебник-ударение». Три особенности русского ударения
22.
Веселые правила
23.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным
24.
Омофоны и омоформы
25.
Фразеологизмы
26.
Олимпиада
Раздел 4. Проект
27.
Составление сборника пословиц и поговорок
28.
Составление сборника загадок
Итого

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
2
1
18
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
4
2
2
34

3 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела

Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
1.
Звонкие и глухие «двойняшки». Парные согласные
2.
Звонкие и глухие «одиночки». Непарные согласные
3.
Твердые и мягкие фонемы. Капризные шипящие
4.
Мягкий знак – буква-помощница и подсказчица
5.
Твердый знак – буква-подсказчица
6.
Буквы-актеры «Е, Ё, Ю, Я»
Раздел 2.Сокровища родного языка
7.
Крылатые слова и выражения
8.
Родное слово в пословицах и поговорках
9.
Скороговорки
10.
Считалки, загадки, шутки
Раздел 3 .Словарное богатство русского языка.
11.
Родословная слов. Что такое этимология? Этимологический словарь
12.
Многозначность слова. Толковый словарь
13.
Слова-пришельцы. Словарь иностранных слов
14.
Новые слова. Что такое неологизмы?
15.
Фразеологизмы. Фразеологический словарь
16.
Правила произношения слов. Орфоэпический словарь
17.
Архаизмы. Жаргонизмы
18.
Олимпиада
Раздел 4. Проект
19.
Игра «Поход на Ярмарку Словарей»
20.
Игра «Умники и умницы»
21.
Подготовка и проведение праздника для первоклассников «В Стране
Слов»
Итого

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
6
2
2
1
1
16
2
2
2
2
2
2
3
1
6
2
2
2
34

4 класс (34 часа)
№п/п

Название раздела

Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
1.
Что это значит «хорошо знать русский язык?»
2.
Лингвистические игры
3.
Грамматические сказки
4.
Кроссворды
Раздел 2.Сокровища родного языка
5.
Слово и предложение
6.
«Казнить нельзя помиловать»
7.
Перевертыши
Раздел 3 .Словарное богатство русского языка.
8.
В королевстве ошибок
9.
«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»
10.
Ролевые игры
11.
Слово одно, а значений несколько.
12.
Слова - близнецы (омонимы).
13.
Слова - друзья (синонимы).
14.
Антонимы. Омофоны.
15.
Фразеологизмы
16.
Тематические группы слов
17.
Олимпиада
Раздел 4. Проект
18.
Праздник «День славянской культуры»
19.
Составление блокнота трудных орфограмм
20.
Литературные газеты
21.
КВН по русскому языку
Итого

Кол-во
часов
6
1
2
2
1
6
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
3
1
1
1
8
2
2
2
2
34

Содержание программы
Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
Лингвистические игры, загадки, головоломки по фонетическому строю языка. Ребусы,
кроссворды, шарады, анаграммы.
Раздел 2. Сокровища родного языка
Многозначность слов. Пословицы, поговорки. Крылатые слова. Загадки. Скороговорки.
Раздел 3. Словарное богатство русского языка
Знакомство с различными словарями. Тематические группы слов. Группировка слов по
видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов, антонимов, омонимов.
Происхождение слов. Заимствованные слова. Фразеологизмы. Архаизмы. Жаргонизмы.
Раздел 4. Проект

Подведение итогов работы обучающихся. Составление вопросов для викторин, словарей,
сборников пословиц, загадок, блокнотов трудных орфограмм. Литературные газеты.
Праздники.
Программа каждого класса состоит из четырех разделов, в содержании которых происходит усложнение материала от класса к классу.
Список литературы
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А. Т.
Арсирий, Г. М. Дмитриева. – М. : Учпедгиз, 1963. – 88 с.
2. Бетенькова, Н. М. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы [Текст] / Н. М. Бетенькова, Д. С.
Фонин. – М. : Просвещение, 1995. – 201 с.
3. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] / В. В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 256 с.
4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] / В. В. Волина. – Екатеринбург : АРГО, 1996. – 307 с.
5. Каландарова, Н. Н. Уроки речевого творчества [Текст] / Н. Н. Каландарова. – М. : ВАКО, 2009. – 176 с.
6. Моршнева, Л. Г. Занимательные упражнения по русскому языку [Текст] / Л. Г. Моршнева. – Саратов : Лицей, 2004. – 93 с.
7. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку [Текст] : Пособие для учителей / Б.
Т. Панов. – М. : Просвещение, 1980. – 208 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».