Дружина юных пожарных

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Дружина юных пожарных»
разработана в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г;
Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказом Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Уставом МБОУ СОШ №9.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Дружина юных пожарных» - социально-педагогическая.
Уровень реализации программы «Стартовый».
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов
негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и
техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране
количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный
ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220
тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8
тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли
158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил
установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за
неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство
руководителей различных 3 звеньев образовательных учреждений и сами
обучающиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Программа ДЮП предназначена для ознакомления обучающихся с ППБ, а
также для приобретения ими умения правильно действовать в случае обнаружения
пожара.

Актуальность программы обусловлена тем, что причиной пожаров становится
незнание обучающимися элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие
навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые
могут явиться источником загорания. В этой связи свою значительную роль в
формировании навыков безопасного поведения детей может и должна сыграть
школа. Научить обучающихся основам безопасной жизнедеятельности сегодня —
это фундамент пожарной безопасности будущего.
Отличительной особенностью программы является еѐ вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение
отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные блоки
предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического
развитию

творческих

опыта.

Практические

задания

способствуют

способностей,

приобретению

социального

опыта

и

повышению статуса профессии пожарного.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как программа ДЮП создаѐтся в
целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной
безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических
знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и
умение действовать при пожаре.
Новизна и современность данной работы в том, что обучающиеся получают не
только необходимые знания и навыки по обеспечению пожарной безопасности, но
воспитывают в себе необходимые качества законопослушного гражданина.
Воспитание утерянной культуры безопасного поведения, умения вести себя
правильно для того, чтобы избежать пожароопасности, защитить себя во время
возникновения пожара, является актуальным и значимым в наши дни. Ведь
привычка, доведенная до автоматизма, избавляет от многих сложностей.
Цель программы: развитие культуры безопасности и навыков безопасного
поведения, изучение элементарных правил при пожаре.
Задачи программы:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской

ответственности,

общественного

долга,

любви

к

профессии

пожарного;
- повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной
безопасности;
- проведение противопожарной пропаганды;
- содействие в профессиональной ориентации детей;
- организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в
образовательных организациях;
- участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов;
- участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и спортивных
(военно-спортивных) игр;
- осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении
пожара;
-

приобретение

навыков

и

умений

работы

с

первичными

средствами

пожаротушения;
-

ознакомление

с

пожарными

автомобилями

и

пожарно-техническим

вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения и тушения
пожаров;
- проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин; - организация встреч с
заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны, с спортсменами по
пожарно-прикладному спорту.
Срок реализации программы: курс обучения составляет 68 часов в год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Программа предназначена для обучающихся 10-15 лет.
Форма обучения - групповая.
Основные методы и формы организации данного курса — это обучение,
применение знаний на практике через показательные выступления, просмотр
учебных видеофильмов, работу с Интернет-ресурсами, встречи с сотрудниками
противопожарной службы.

Данная программа даёт обучающимся необходимый объём знаний по основным
направлениям пожарного дела, формирует умения и навыки пожаробезопасного
поведения в различных ситуациях. Работа на занятиях также направлена на
развитие творческого мышления, логических, технологических и физических
способностей каждого обучающегося.
2. Основные направления работы
2.1. Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае
возникновения пожара.
2.2. Изучение первичных средств пожаротушения, ознакомление с пожарной
техникой, пожарно-техническим вооружением, средствами связи, системами
автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализацией.
2.3. Массово-разъяснительная работа по
образовательных учреждениях, жилых домах.

предупреждению

пожаров

в

2.4. Проведение занятий, соревнований по пожарно-прикладному спорту,
конкурсов, викторин по противопожарной тематике.
2.5. Организация агитбригад, детских кинолекториев.
2.6. Участие в дозорах, рейдах, экскурсиях, в месячнике пожарной безопасности.
2.7. Посещение пожарных подразделений, центра противопожарной пропаганды,
памятных мест.
2.8. Развитие детского технического творчества (организация выставок пожарнотехнического моделирования юных пожарных).
Средства и методы, применяемые в программе:
В программе предлагается к применению аудиовизуальное воздействие на
восприимчивую аудиторию адаптированной, с учетом возрастных особенностей,
информацией.

В программе используются:
- информационные материалы для занятия;
- фотографии, видеоматериалы, оснащение и оборудование
частей, оснащение центра пропаганды и общественных связей;
- материалы для контроля уровня знаний после обучения.

пожарных

Тематический учебный план проведения занятий с ДЮП
№
п/п

Темы занятий

Кол-во часов
Теория

Практика Всего

1.

Цели и задачи ДЮП, обязанности и права
члена дружины.

2

2

4

2.

Пожарная охрана в России, история
развития и ее задачи.

2

2

4

3.

Причины возникновения пожаров

2

2

4

4.

Средства пожаротушения

2

2

4

5.

Знаки пожарной безопасности.

2

-

2

6

Понятие о пожарной профилактике

2

4

6

7

Противопожарный режим в школе

4

4

8

8.

Действия при возникновении пожара.

2

2

4

9.

Оказание первой медицинской помощи
пострадавшим на пожаре.

2

2

4

10

Весенний и летний пожароопасные
сезоны

2

2

4

11

Пожарные автомобили и пожарное
оборудование

2

2

4

12

Система пожарной сигнализации и
автоматического пожаротушения

2

-

2

13

Массово- разъяснительная работа среди
воспитанников детских дошкольных
учреждений и учащихся школ.

2

6

8

14

Люди огненной профессии

2

2

4

2

2

4

Повторение

2

0

2

ИТОГО:

34

34

68

15. Пожарно-прикладной спорт.
16

Содержание курса
Тема 1. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины - 4 часа
Рассказывая о дружинах юных пожарных следует сразу ориентировать учащихся
на конкретный результат, на пользу, которую они смогут принести своей школе,
дому, в котором живут, вступив в ДЮП. Необходимо познакомить со структурой и
организацией работы дружины, проведением противопожарных рейдов, смотровконкурсов, викторин, шефской работой в детских садах, участие в соревнованиях
по пожарно-прикладному спорту.
Работа дружин юных пожарных проводится с целью активизации и усиления
воспитательной работы среди учащихся.
Практическое занятие:
Встреча с представителем Серовской пожарной части № 56.

Тема 2. Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи – 4 часа
Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных
пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных,
создании дружин юных пожарных (ДЮП). Занятия проводить в форме встречи с
ветеранами пожарной охраны, пожарными, награжденными за отвагу на пожаре,
экскурсии в пожарную часть. В ходе встречи или после проведения беседы
демонстрируется фильм о профессии пожарных.
Практическое занятие:
Сбор материалов о развитии пожарной охраны в Серовском районе. Создание
альбома и компьютерной презентации

Тема 3. Причины возникновения пожаров – 4 часа
Неосторожное обращение с огнем – основная причина возникновения пожаров.
Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги и т.д.)
Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки,
большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от
электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий перегрузок
и т.п.
Практическое занятие:

Разработать презентацию для младшего и среднего школьного возраста, с
помощью которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной
безопасности и вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара.
Тема 4. Средства пожаротушения -4 часа
Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих
средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и
углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и
порядок применения первичных средств тушения пожаров.
Практическое занятие:
Тематическая викторина «Чем потушить пожар?»
Тема 5. Знаки пожарной безопасности – 2 часа
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие,
указательные. Примеры их применения и места установки.

запрещающие,

Тема 6. Понятие о пожарной профилактике – 6 часов
Пожарная профилактика среди населения.
Практическое занятие: выпуск листовок о правилах пожарной безопасности и
их распространение по школе. Игры по правилам пожарной безопасности.

Тема 7. Противопожарный режим в школе – 8 часов
Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации
отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах
физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при
проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения
массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а
также во время пребывания в лагерях.
Практическое занятие:
«Что должен знать и уметь ответственный за электрохозяйство школы?» - беседа с
элетриком ОУ и зам.директора по АХЧ.
Составление рекомендаций для учащихся и педагогов «Противопожарный режим
при проведении массовых мероприятий».

Тема 8. Действия при возникновении пожара – 4 часа
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара: предотвращение
паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током,
получение ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при
обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных
подразделений, выполнение поручений руководителя пожаротушения по
эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой
медицинской помощи пострадавшим на пожаре.
Практическое занятие:
Составление памятки или компьютерной презентации «Что нужно делать при
пожаре».
Тема 9. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре – 4
часа
Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим
при пожаре.
Практическое занятие:
Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи
при пожаре».
Тема 10. Весенний и летний пожароопасные сезоны – 4 часа
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от
лесных пожаров. Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий
электропередач и др. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения.
Опасность для людей, находящихся в лесу. Административные меры взыскания за
нарушения противопожарного режима в лесу.
Практическое занятие: Составление листовок для населения « Берегите лес от
пожара»
Тема 11. Пожарные автомобили и пожарное оборудование – 4 часа
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница,
автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на
пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение
и порядок применения во время пожара.
Практическое занятие:
Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной техникой.

Тема 12. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
-2 часа
Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных
извещателей. Приемные станции пожарной
сигнализации. Установка
пожаротушения, их группы.

Тема 13. Массово- разъяснительная работа среди воспитанников детских
дошкольных учреждений и учащихся школ – 8 часов
Выбор игр и составление плана занятий по обучению дошкольников правилам
пожарной безопасности.

Тема 14. Люди огненной профессии – 2 часа
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти
на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает
пожарный. Государственная противопожарная служба. Специализированные
учебные заведения, где обучают профессии пожарного.
Практическая часть: составление картотеки учебных заведений по данной
профессии.

Тема 15. Пожарно-прикладной спорт – 4 часов
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Занятия по пожарно-прикладному спорту проходят по следующей схеме:
Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями: Бегущий со стволом
становится перед линией старта. При беге по дистанции преодолевает забор, берет
рукава, пробегает по скамейке, соединяет рукава между собой, подбегает к
разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее.
Смыкание соединительных головок между собой к разветвлению и стволу
разрешается производить на месте и в движении.
Пожарная эстафета.
Эстафета состоит из 4-х этапов по 100 метров.
а) первый этап: участник, добежав до отметки «яма», перепрыгивает ее и
продолжает бег по этапу, нельзя заступать за ограничительную линию «ямы»;

б) второй этап: участник, приняв эстафету, преодолевает забор без упора
ногами о стойки или откосы забора;
в) третий этап: участник, принявший эстафету, подбегает к огнетушителю,
берет его, добегает до отметки и устанавливает его на обозначенное место.
Огнетушитель не должен упасть;
г) четвертый этап: участник, приняв эстафету, добегает до разветвления с
находящимся рядом рукавом, присоединяет соединительные головки к
разветвлению и стволу и финиширует с приткнутым стволом. В случае не
соединения соединительных головок результат команде не засчитывается.

Тема 16. Повторение – 2 часа
Подведение итогов работы кружка.
Практическая часть: тестирование учащихся по вопросам профилактики ПБ.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора, формирование универсальных учебных действий,
обобщение и закрепление знаний в рамках предметных областей, требуемых к
освоению федеральными государственными стандартами:
• для членов дружины юных пожарных по дисциплинам: «Основы
безопасности жизнедеятельности»; «Физическая подготовка», «Искусство»,
«Технология», «История», «Литература», «Обществознание»;
• для младших школьников (с которыми работают члены дружин юных
пожарных) по дисциплинам: «Окружающий мир», «Физическая подготовка»,
«Технология», «Искусство», «Литературное чтение».
2. Формирование знаний и представлений в области пожарной безопасности:
• в области истории развития пожарной охраны в России, деятельности ВДПО
и дружин юных пожарных на современном этапе;
• о мерах пожарной безопасности и способах предупреждения пожаров в быту,
в природе, в транспорте, в многоквартирных домах, в общественных местах;
• о правилах поведения в условиях пожара;
• о проведении аварийно-спасательных работ, о видах и способах
использования спасательных средств (специальное оборудование, веревки,
кошки, спасательный круг, иные средства) и основных действиях спасателя и
спасаемого;
• о формах, методах, средствах информационно-пропагандисткой деятельности
в области пожарной безопасности.

3. Формирование моделей безопасного поведения, а также знаний, умений и
навыков по обеспечению личной и общественной безопасности (профилактика
непреднамеренного травматизма в повседневной жизнедеятельности):
• действия в условиях пожара: эвакуация, передвижение в задымленном
помещении, действия при обнаружении пожара или признаков горения;
• сообщение в пожарную охрану о пожаре;
• действия при оказании первой помощи пострадавшим от ожогов;
• перенос пострадавших различными способами;
• вынос «тяжелобольных» из помещения при пожаре;
• наложение шин (подручных средств) при переломах;
• остановка кровотечения различными способами, наложение повязок;
• действия при возникновении признаков горения, сигнализации.
4. Формирование общих представлений и умений (практического опыта)
выполнения задач в области противопожарной пропаганды и обучения мерам
пожарной безопасности:
• разработка тематических заданий для представления базовых понятий и
правил в области пожарной безопасности для младших школьников и
дошкольников мерам пожарной безопасности;
• творческая самореализация в разных формах и техниках как авторские
произведения, представляющие отдельные понятия или темы в области
пожарной безопасности: художественное, декоративно-прикладное творчество
(создание картин, арт объектов, поделок, сувениров и т.п.), литературное
творчество (стихи, проза), музыкальное (песни, музыка) и др.
• опыт редакционно-издательской деятельность: разработка и подготовка к
изданию (печати) информационно-пропагандистских печатных материалов,
создание стенгазет, плакатов, агитационных листков, календарей и иных
материалов;
• подготовка выступлений агитбригад;
• подготовка показательных выступлений;
• создание презентаций, видеороликов, мультфильмов и короткометражных
фильмов (клипов);
• подготовка материалов для размещения на сайте (странице в сети Интернет);
• опыт поисково-исследовательской деятельности: сбор, систематизация,
обработка, оформление, архивирование информации;
• опыт инструкторско-методической деятельности: подбор ученого материала,
подготовка плана занятий, подготовка конспекта занятий, проведение занятия.
5. Формирование общих представлений и умений (практического опыта)
выполнения упражнений в области пожарно-спасательного дела:
• ориентирование по знакам пожарной безопасности и знакам эвакуации; •
учебное тушение возгорания (выбор места, определение границ, подготовка
средств тушения, методы тушения огнетушителем);

• практическое применение первичных средств пожаротушения;
• действия со спасательной веревкой: сигналы, вязка спасательных узлов,
закрепление спасательной веревки за конструкцию;
• соединение пожарного ствола к рукаву;
• преодоление 100 – метровой полосы с препятствиями;
• пожарная эстафета 4х100 м;
• укладка пожарных рукавов в одинарную, двойную скатку;
• боевое развертывание;
• одевание на время специальной одежды пожарного.
6. Развитие уровня физической подготовки, формирование опыта ведения
здорового образа жизни и соблюдения мер безопасности.
7.
Творческая
самореализация
ребенка:
создание
произведений
художественного творчества в разных техниках.
8. Социальная адаптация детей, позитивный опыт самореализации,
самоутверждения в обществе, профилактика асоциального поведения,
формирование компонентов личности безопасного типа, универсальных
учебных действий, лидерских качеств, коммуникативных навыков.
9. Формирование у детей мотивации, интереса и позитивного отношения к:
• ведению здорового образа жизни и занятиям различными видами спорта на
примере занятий пожарно-спасательным спортом;
• соблюдению правил безопасности и бережному отношению к своей жизни и
здоровью, личной и общественной безопасности, сохранению окружающей
среды;
• познавательной деятельности в области военно-патриотической тематики и
культуры безопасности, а том числе в сферах компетенции МЧС России;
• самореализации в военно-патриотических объединениях, клубах, а также
дружинах юных пожарных, добровольных обществах пожарных и иных
объединениях военно-патриотической направленности и специализации в
области культуры безопасности;
• участию в мероприятиях, акциях, конкурсах и других формах деятельности
военно-патриотического характера, а также в области культуры безопасности и
здорового образа жизни.
Организационно-педагогические условия.
Кадровые ресурсы: Руководитель отряда ДЮП
Материально-технические ресурсы: Кабинет ОБЖ, компьютер, экран, принтер,
сканер, проектор, ноутбук, плакаты.
Информационные ресурсы: выход в Интернет, сайт школы, сайты
Министерства ЧС.

Список литературы:
1. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ,
профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов,
дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ
101- 89;
2. Положение о дружинах юных пожарных, утверждѐнное ЦС ВДПО,
согласованное с Министерством образования РФ от 11 марта 2002 года;
3. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» от 04.02.1994г. №
15-М/22-201-10;
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(последняя редакция);
5. Журнал «Пожарное дело»;
6. Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности», индекс 48909;
7. Рюткянен В. - Защита зданий от пожара - М., Стройиздат, 1984г.;
8. Смирнов В. - Дружины юных пожарных - М., Россельхозиздат, 1986г.;
9. Виже Р. - 30 советов по пожарной безопасности - М., Стройиздат, 1982г.;
10. Емельянчик В., Капитонова М. - Ваши шансы избежать беды - сборник
ситуационных задач, С-П., Каро, 2002г.
11. Энциклопедия по безопасности школьника. Под общей редакцией Пучкова
В.А. –М.: МЧС России, 2013
12. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении: Учебное пособие.
Кошмаров Ю.А., Пузач С.В., Андреев В.В. и др. –М.: Академия ГПС МЧС России,
2012
13. Актуальные проблемы пожарной безопасности. Материалы XXХII
Международной научно-практической конференции. –М.: ВНИИПО МЧС России,
2020
14. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие, Москва,
2004г.
15. Ресурсы интернета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».