Орлята России

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного курса дополнительного образования разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
 СанПиН 1.2.3685-21.
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие
в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в
которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своѐ понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего
народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.

МЕСТО

КУРСА В

УЧЕБНОМ

ПЛАНЕ

Общее число часов, отведѐнных на изучение курса дополнительного образования
«Орлята России» во 2 классе составляет 68 часов.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса дополнительного образования разработана с учетом рекомендаций
Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных
результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую
программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;
интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается программой воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В основу курса дополнительного образования положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий
социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно,
что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни.
Курс представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
2. Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для
их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года
у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.

3. Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая
и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения
акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии
с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
Личностные результаты:

- формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации,
-овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
--развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формировать безопасный, здоровый образ жизни ;
-мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные:
- владение методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;
умению слушать собеседника и вести диалог;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; умение использовать
речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач ;
-умению определять общую цель и пути ее достижения.
Познавательные:
- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления
по родо-видовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию .
Регулятивные:
- планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты.
- использовать действия с языковыми единицами для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
-применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
- выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в
мире природы и людей,
-владеть элементарным способам изучения природы и обществ(наблюдению,
записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а
также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
ИКТ(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных
творческих, технологических и организационных задач.
Формы организации и виды деятельности:
- игровая, фронтальная, групповая, индивидуальная;
- лекции, беседы, КВНы, экскурсии, походы, театрализованные представления;
- анализ и просмотр презентаций, видеофильмов, мультиуроков

Тематическое планирование
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема раздела

Кол-во
часов

Старт программы
Орлѐнок – Лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – Доброволец
Орлѐнок – Спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов

8ч
8ч
7ч
8ч
7ч
8ч
6ч
8ч
6ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема
Старт программы – 8 ч
Встреча с игрой
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Вводный «Орлятский урок»
Орлѐнок – Лидер – 8 ч
Лидер – это…
Я могу быть лидером
Как стать лидером?
С командой действовать готов
Верѐвочный курс
КЛАССный выходной
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
Итоги трека «Мы дружный класс!
Орлѐнок – Эрудит – 7 ч

Кол-во
часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1

сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь

1
1
1
1
1
1
1

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

1

октябрь

17.

Кто такой эрудит?

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Развиваемся, играя!
1
Я – эрудит, а это значит…
1
ВоображариУМ
1
Могу быть изобретателем
1
КТД «Что такое? Кто такой?»
1
Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги трека «На
1
старте новых открытий»
Орлѐнок – Мастер 8 ч
Мастер – это…
1
Мастерами славится Россия
1
От идеи – к делу!
1
Город Мастеров
1
В гости к мастерам
1
Мастер – это звучит гордо!
1
КТД «Классный театр
1
Путь в мастерство» – подводим итоги
1
Орлѐнок – Доброволец – 7 ч
От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!
1
КТД «Создай хорошее настроение»
1
С заботой о старших
1
КТД «Коробка храбрости»
1
КТД «Братья наши меньшие»
1
Добровольцем будь всегда
1
«Портрет добровольца» - итоги трека
1
Орлѐнок – Спортсмен – 8 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
1
Должен быть режим у дня
1
О спорт, ты – мир!
1
Сто затей для всех друзей
1
Готовимся к спортивным состязаниям
1
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
Быстрее! Выше! Сильнее!
1
«Азбука здоровья» - итоги трека
1
Орлѐнок – Эколог – 6 ч
ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете
1
Каким должен быть настоящий эколог? Что должен
1
знать и уметь эколог?
Восхищаемся красивым миром
1
Экология на практике
1
Встреча с человеком, которого можно назвать
1
настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека
1
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 8 ч

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.

1

октябрьноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь

декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март
март

Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Хранитель семейных традиций
Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
Знать, чтобы хранить
Историческое чаепитие
Расскажи мне о России
«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека
Подведение итогов – 6 ч
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Резерв
Резерв

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

1
1
1
1
1
1
1
1

апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель

1

май

1

май

1
1
1
1
1
1

май
май
май
май
май
май

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными
на сайте Корпоративного университета Российского движенияшкольников
Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далееследовать
инструкции:
Онлайн курс «Академия гражданина»
Онлайн курс «Основы социального проектирования»
Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
Онлайн курс «Экологическое мышление»
Онлайн курс «Совместное лидерство»
Онлайн курс «Впорядке»
Онлайн курс «Медиашкола»
Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»
10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Материалы для педагогов
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте,далее
следовать инструкции:
1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятийРДШ»

2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и
организация работы»
4. Онлайн
курс
«Формирование
5. Онлайн курс «Как поддержать
отряда»

гражданской
деятельность

идентичности
уобучающ
добровольческого

6. Онлайн курс «Школа классных кураторов»
7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
8. Методическое
сопровождение
программы
развития
социальнойактивности «Орлята России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».