Декоративно-прикладное искусство

1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Декоративно – прикладное искусство» разработана в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации»№273 – ФЗ от 29.12.2012г; Концепцией
развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства
РФ
от
04.09.2014
№1726-р),
Приказом
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам», Уставом МБОУ СОШ №9.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвиввающей программы «Декоративно – прикладного
искусства» - художественно – эстетическая направленность
Уровень реализации программы «Стартовый».
Данная программа по декоративно – прикладному творчеству
широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова,
основы художественного изображения, связь художественной культуры с
общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта
учащихся в процессе собственной творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие
у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей,
нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Большие возможности для развития творческих способностей детей
школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология».
Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить
ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей
направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач,
связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных
изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для
просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера,
художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети
фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по
выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для
развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность
проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее
эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития
творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной
творческой деятельности. Содержание программы представлено различными
видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом,
тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни

элементарными приемами ручной работы с разными материалами,
изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года по 2 часа в
неделю.
Цель программы – формирование у детей художественной
культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно - прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по программе «Кудесники» становится
участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой
работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной
ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса
вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и
навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На
занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания
декоративных изделий.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию
мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение,
предоставляют возможности для творчества, повышают психическую
активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков
коммуникации, обогащают субъективный опыт ребѐнка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:

освоение приѐмов и способов работы с различными материалами
и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок,
элементов дизайна;

выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять
еѐ результат;

знакомить с основами знаний в области композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы
нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:

развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании
поделок, отвечающих художественным требованиям;

развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к природному окружению своего быта;

развитие мелкой моторики рук;

развитие креативного мышления;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать воображение, представление, глазомер, эстетический
вкус, чувство меры.
Воспитательные:

воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении
результата;

развитие коммуникативных способностей;

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое
воспитание несовершеннолетних;

добиться
максимальной
самостоятельности
детского
творчества.
Структура занятия:


Показ и объяснение руководителя.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью
руководителя.
3.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:

теоретическое
обсуждение
вопросов,
практическое
использование полученных знаний;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
 практические занятия по изготовлению поделок.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам,
схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный –
дети
воспринимают
и
усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)

репродуктивный
–
несовершеннолетние
воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности (практические
занятия)

частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

эвристический – творческие задания.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами
1.
2.

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах (при выполнении
коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,
решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)

коллективный - в процессе подготовки и выполнения
коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя
обязанностей.
Принципы, лежащие в основе программы:

доступности
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным особенностям);

наглядности
(иллюстративность,
наличие
дидактических
материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и
детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам
работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу
проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями,
приобщить без боязни творить и создавать.


СОДЕРЖАНИЕ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении
изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учѐтом
состояния здоровья ребенка. Программой предусмотрено выполнение
практических работ, которые способствуют формированию умений
осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению
художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На
занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил
безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам,
оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Однако, вся деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества,
кроме выше перечисленных, преследует основную цель: удовлетворение

желаний ребенка творить в любых техниках и получать за свое творчество
моральное удовлетворение в виде побед и грамот.
Этапы работы.
Весь обучающий цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок
Программа состоит из 5 блоков.
1.
Работа с бросовым материалом (поделки из CD-дисков).
Бросовый материал даѐт огромные возможности для осуществления
фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае
находится под рукой. Для того чтобы смастерить что-то занятное, не нужно
идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный
материал. Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах
или в дальнем пыльном закутке гаража. Яичные контейнеры, скорлупа,
пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных
продуктов, соков и многое другое являются прекрасным, бесплатным
поделочным материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым
материалом побуждает детей к творчеству; предусматривает развитие
навыков ручного труда; развивает творческое воображение и конструктивное
мышление; знакомит с приѐмами работы различными инструментами,
подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент
работают; учит осторожному обращению с ними; способствует развитию
координации движений пальцев; развивает мелкую моторику пальцев;
воспитывает
усидчивость
и самостоятельность. Работая с
разными
материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,
приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые
операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных
инструментов,
особенно
в
подготовительной
стадии,
и
этот
этап работы руководитель берѐт на себя.
Таким образом, поделки из бросового материала помогут ваши деткам
ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию
относительно того, как можно использовать тот или иной бросовый
материал.
При работе с бросовым материалом учитываются возрастные
особенности детей.
2. Работа с бумагой и салфетками (пейп-арт - поделки из салфеток,
поделки из салфеток и проволоки, подарочный сувенир).
Пейп-Арт – это удивительная технология изготовления игрушек,
композиций из бумаги и салфеток, декорирование разнообразных предметов.
Этот вид рукоделия придумала Татьяна Сорокина, которая перепробовала
массу техник и решила создать что-то свое. Изначально она назвала это
творчество «Салфетная пластика», а потом техника получила всем уже
известное название Пейп-Арт.

Пейп-арт помогает руководителю кружка показать детям один из
путей самореализации в творческой деятельности, в формировании
познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление
игрушек, композиций из салфеток - прекрасное упражнение для развития
мелкой моторики пальцев.
3.Работа с тканью и нитками (Поделки из ткани «Домовята»)
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как
учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей
к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить
правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.
4.

Бумагопластика.

Бумагопластика - это техника создания бумажных композиций. Бумага
по праву является одним из самых простых, доступных и легко
обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого
раннего детства.
Допускается использование бумаги различной по толщине, фактуре,
цвету, текстуре. Для аппликации используют цветную бумагу, бархатную,
картон.
При выполнении работ со складыванием, используют более тонкую
писчую или цветную бумагу. Картон, полукартон или плотная бумага чаще
всего применяются для изготовления различных конструкций.
Существуют различные типы изделий из бумаги:

изделия из полосок;

изделия в технике аппликации;

изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров;

изготовление макетов и конструкций.
Работа строится на имеющихся у детей навыках, полученных на
занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях,
способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное
вырезывание, склеивание и т. д.
Изготовление аппликации – достаточно лѐгкое и очень интересное
занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной
деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации
отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить
объѐмность предмета на аппликации из различных фигур за счѐт
приклеивания деталей к основному листу.
На занятиях дети могут изготовить подарки и открытки из бумаги,
используя техники бумагокручения и бумагопластики.
5.

Работа в нетрадиционной технике. («Ватная страна»)

Используя предметы личной гигиены (ватные диски, ватные палочки,
вата) и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и
декоративные композиции, делать подарки из этих материалов в

нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребѐнка - это
его труд, его достижения.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и
воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребѐнка.
Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь
разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его
подборе предъявляется определѐнные требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать
аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

Ожидаемый результат
1.
Укрепление физических и психологических сил детей.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
2.
Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении
тем программы и изготовлении изделий.
3.
Раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня
духовности.
4.
Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5.
Формирование способности применять теоретические знания на
практике.
В процессе реализации программы по окончании дети должны:

знать разнообразный материал и уметь его применять для
изготовления поделок;

знать способы крепления материалов;

уметь работать с различными видами бумаги;

знать основные приемы шитья;

планировать работу над изделием, соотносить параметры частей
изделия;

самостоятельно использовать подручные средства для отделки
изделий;

выполнять объѐмные поделки;

уметь составлять художественные композиции.
У детей должно быть развито:

желание самостоятельно что–то создавать, творить;

мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:

трудолюбие,

аккуратность,

умения работать в коллективе, необходимые в трудовой
деятельности;

чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как
совместный труд.


Оценка результатов работы
Результатом реализации данной программы являются выставки детских
работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для родителей и
т.д.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Техника и тема
Программное
Оборудование
Дата
п/п
содержание
проведения
CD-диски, Сентябрь
1 Поделки из CD- Знакомство с техникой
дисков
изготовления поделок из CDцветная
- Изготовление дисков. Техника безопасности при
бумага,
поделок:
работе с ножницами. Выполнение
клей ПВА,
котѐнок;
героев из мультфильмов.
цветной
заяц;
Развивать творческое
картон,
лягушка;
воображение, фантазию ребѐнка,
ножницы,
домик;
мелкую моторику
нитки.
улитка;
рук. Воспитывать аккуратность и
смешарикусидчивость при создании поделки.
совѐнок;
воздушный
шар.
Знакомство с техникой пейп-арт.
Картон,
Сентябрь2 Пейп-арт (поделки
Научить скатывать жгуразноцветные октябрь
из салфеток)
-Изготовление
тики и шарики из салфеток. Развивать бумажные
панно:
творчество, фантасалфетки,
колобок;
зию. Развивать мелкую моторику,
клей ПВА,
божья коровка; усидчивость. Учить продумывать
краски,
гостья из яблока; готовый образ, закреплять навыки
кисточки,
ослик Иа;
работы с
нитки,
зайчик;
бумагой, картоном, бросовым
природный
попугай.
материалом. Знакомить с
материал.
основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и
декоративно-прикладного искусства.
Продолжать формировать образное,
пространственное
мышление и умение выразить свою

3

4

5

мысль с помощью эскиза, рисунка,
объемных форм. Совершенствовать
умения и формировать навыки работы
нужными инструментами и
3приспособлениями при обработке
бумаги и других
материалов. Приобретать навыки
учебно-исследовательской работы.
Научить изготовлять поделки из бумаги.
Белый картон, Октябрь
Подарочный
Закрепить и
отрезки обоев,
сувенир
туфельки;
расширить навыки работы с бумагой.
бусины,
коробочки.
Закрепить правила
бантики,
работы с ножницами, клеем; умение липкая плѐнка,
готовить своѐ рабочее
аксессуары
место к занятию, приводить его в
для
порядок по
украшения
завершении работы. Воспитывать
умение доводить начатое
дело до конца. Воспитывать
работоспособность,
творческий интерес к выполняемой
работе. Развивать
мелкую моторику, расширять
кругозор, развивать глазомер,
познавательный интерес, устную
разговорную речь.
Обучать приемам работы с
Картон,
Ноябрь
Пейп-арт
проволокой и бумажными
разноцветные
(поделки из
салфетками. Развивать
бумажные
салфеток и
эстетическое восприятие,
салфетки,
проволоки)
-Изготовление внимание, воображение, мелкую
клей ПВА,
поделокмоторику рук. Воспитывать
проволока
подобия:
аккуратность, эстетический вкус.
(магистраль),
балерины;
нитки.
дама в шляпе;
госпожа мышка.
Развитие мотивации детей к
Ткань разных Декабрь
Поделки из
познанию, возрождению,
расцветок,
ткани
- Изготовление сохранению и почитанию русской
мешковина,
домашних
народной культуры; содействие к
клеевой
оберегов:
адаптации в социальной среде,
пистолет,
домовята.
личностному росту и
нитки,
профессиональному
иглы,
самоопределению. Изготовление
картон,

6

7

своими руками оберега – поделки
«Домовѐнок». Научить
практическим умениям и навыкам
работы по выполнению оберегов.
Расширять познавательные
процессы детей в области
народоведения. Развивать мелкую
моторику пальцев и координацию
движений рук.
Обучать детей различным приѐмам
Новогодний
работы с бумагой и
сувенир
- Изготовление другим материалом, умению
новогодних
следовать устным инструкциям,
ѐлочек:
оперировать понятиями,
техника
обозначающими пространственные
квиллинг;
характеристики. Сформировать у
гофрированая детей навыки и приемы
бумага;
изготовления изделия на
макаронные проволочной основе. Развивать
изделия;
мелкую моторику рук и глазомер,
мишура и
художественный вкус и творческие
конфеты;
способности. Воспитывать
бумажные
культуру труда, коммуникативные
салфетки.
способности детей.
- Изготовление
подарочных
башмачков:
сапожок Деда
Мороза;
валенок.
Знакомство с моделями поделок из
Бумагопластика мятой, гофрированной бумаги и
- Мятая
этапами изготовления.
бумага:
Формировать умения
панно
самостоятельно находить решения
«Осеннее
технических и художественных
дерево»;
задач, отвечающих заданному
птицы.
условию, в построении композиции
- Цветы из
произведений декоративногофрированной прикладного характера. Развивать
бумаги:
любознательность, воображение,
крокусы;
творческое, техническое и
маки;
художественное мышления, умение
панно
следовать устным
«Шафраны»;
инструкциям. Воспитывать любовь

мелочи для
украшения.

Картон,
Январь –
зелѐные
февраль
салфетки,
проволока,
мишура,
конфеты
карамель,
гофрированная
бумага,
ножницы,
клей ПВА,
полоски для
квиллинга
красная ткань,
цветная
бумага,
нитки,
иголки.

Картон,
Март цветная
апрель
бумага,
клей ПВА,
вода,
ватман,
акварельные
краски,
кисточки,
гофрированная
бумага,
проволока,
цветной
картон.

8

панно «Розы».
- Объѐмные
поделки:
ангелочки;
птица в
клетке;
аквариум;
кот;
собака;
божья
коровка.
Поделки из
ватных дисков
- Изготовление
панно:
каллы.
Ёлочка,
ангелочки.

к близким людям, развивать
способность видеть красоту
природы. Воспитывать у ребят
чувство аккуратности и
бережливости во время выполнения
работы. Корригировать и развивать
мелкую моторику кистей рук
(формировать ручную умелость,
соразмерность движений).
Привлечь внимание детей к Ватные диски, Май
поделкам из подручного материала
клей ПВА,
– ватные диски.
цветная
Способствовать формированию
бумага,
умений работать ножницами,
ножницы,
вырезывания простых предметов из
картон,
бумаги, картона. Совершенствовать бусины.
навыки наклеивания деталей в
определенном порядке.
Формировать навыки создания
несложной композиции: подбирать
цвета, по-разному располагать в
пространстве изображения поделок,
дополнять недостающие детали для
задуманного сюжета. Развивать
творческое мышление,
воображение, эстетическое
восприятие. Воспитывать интерес к
ручному труду.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».