ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные
ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
понимать
основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
формировать
национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических
понимать значение нравственных
осознавать
и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
строить
своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать
конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить
свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным
традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить
своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость
обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
понимать необходимость
бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладевать
способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать
умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
совершенствовать
умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
овладевать
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладевать
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать
организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ
достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться
в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать
разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);
применять логические действия
и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
признавать
возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять
совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к
гражданской этике;
использовать
видео);
разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
находить
дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
анализировать,
сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
использовать
смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;
соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения;
создавать
небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
проявлять
самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни
ситуации и способы их предупреждения;
проявлять
готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать
ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
выражать
своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять
высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
выбирать
партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть
умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
готовить индивидуально,
в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом
и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность
умений:
выражать
своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
выражать
своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
выражать
понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать
о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
раскрывать
основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило
нравственности»;
высказывать
суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный
опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской
светской (гражданской) этики;
раскрывать
своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к
Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека;
любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
рассказывать
о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные,
народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
раскрывать
основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей
(семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
распознавать
российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение
российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать
о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать
региона;
о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего
раскрывать
основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять
своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
первоначальный
опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов;
приводить
примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
выражать
своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
называть
традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать
своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской
(гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Модуль 1. Основы светской этики
1.1.
Россия — наша
Родина.
Этика — наука о
нравственной жизни
человека
2
0
0
Вести учебный,
социокультурный диалог;
Определять понятия добра
и зла;
Сопоставлять проявления
добра и зла;
Аргументировать свою
точку зрения;
Применять полученные
знания в жизни;
Составлять небольшой
текст-рассуждение на темы
добра и зла;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.2.
Этика общения:
золотое правило
этики
1
0
0
Объяснять значение
изучаемых понятий;
Определять основные
характеристики общения;
Анализировать особенности
общения на основе
«золотого правила
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
нравственности»;
Аргументировать свою
позицию;
1.3.
Добро и зло как
нравственные
категории
1
0
0
Различать проявления добра
и зла;
Осмысливать с этих
позиций своѐ поведение и
поведение окружающих;
Осознавать с позиции
нравственности свои поступки;
Характеризовать примеры
добрых правил;
Уметь вести диалог о
значении добрых слов и
поступков;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.4.
Дружелюбие.
Уважение
1
0
0
Определять особенности
индивидуального
проявления окружающих;
Находить нужные слова при
общении с другими;
Осознанно определять
значение моральных норм
во взаимодействии людей.
С пониманием отвечать на
учебные вопросы разных
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
типов;
1.5.
Этика и этикет.
Премудрости этикета
1
0
0
Уметь охарактеризовать
правила этикета;
Осознанно соблюдать
правила этикета;
Вырабатывать в поведении
соответствие правилам
этикета;
С пониманием
комментировать
иллюстрации правил,
соотносить с ними своѐ
поведение;
Обосновывать свою точку
зрения;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.6.
Критерии этикета:
разумность, красота и
гигиена
1
0
0
Обозначать сущность
понятия «этикет»;
Обосновывать
необходимость соблюдения
правил этикета;
Накапливать знания по
правилам этикета, уметь
аргументировать их
значение и смысл;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.7.
Правила поведения в
1
0
1
Знать основные правила
Письменный
https://nsportal.ru/
школе и дома
этикета;
Уметь обосновать
необходимость соблюдения
правил этикета в школе и
дома, обозначать их
перечень;
Осознанно комментировать
текст учебника;
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.8.
Речь и этикет
1
0
1
Осознавать значение
понятия «речь»;
Видеть и выражать
многогранность
взаимосвязи понятий
«речь» и «речка»;
Характеризовать образную
выразительность слова;
Использовать ключевые
понятия урока в
собственной устной и
письменной речи;
Составлять небольшой
рассказ, используя
образные речевые средства;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.9.
Этика человеческих
отношений
1
0
0
Объяснять, в чѐм этическая
и эмоциональная основа
понятия «душа»;
Письменный
контроль;
Устный
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
Использовать
индивидуальные знания по
предметам «Окружающий
мир» и «Литературное
чтение» для объяснения
данного понятия;
Осознанно характеризовать
понятия «духовность»,
«душевность»;
Соотносить понятия
«душа», «духовность»;
опрос;
1.10. Природа — и человек
1
0
0
Определять смысловое
значение понятия
«справедливость»;
Иллюстрировать примеры
значимости природы
в жизни человека из
личного опыта и опыта
других людей;
Осознавать взаимосвязь
природы и жизни человека,
аргументировать свои
высказывания;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.11. Родина, Отчизна,
патриотизм
1
0
0
Объяснять смысловую
основу понятий «род»,
«Родина»;
Письменный
контроль;
Устный
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.12. Человек среди людей
1
0
0
Осознанно определять, что
значит быть патриотом;
Анализировать текст
учебника в соответствии с
изучаемыми понятиями;
Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему
родины, патриотизма.
Находить в литературе
иллюстрации обсуждаемых
понятий;
опрос;
Понимать значение понятия
«человечность»;
Осознанно аргументировать
влияние взаимодействий с
людьми на нравственный
рост человека;
Расширять знания,
дополненные другими
учебными предметами,
обогащѐнные личным
опытом и опытом людей, в
определении изучаемых
понятий;
Осознанно комментировать
текст учебника;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.13. Этика отношений в
коллективе. Что такое
коллектив
1
0
1
Аргументированно отвечать
на вопрос «Что такое
коллектив?»;
Анализировать особенности
коллектива;
Объяснять соотношение
понятий «коллектив» и
«личность»;
Приводить примеры
взаимодействия коллектива
и личности из собственного
опыта и материала других
предметов;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.14. Коллектив начинается
с меня
1
0
0
Осознавать понятия
«индивидуальность»,
«дружба», «уважение»;
Анализировать
возможности улучшения
отношений в коллективе;
Уметь вырабатывать
правила для себя и для
других;
Аргументированно
объяснять, что значит быть
единомышленником в
коллективе;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.15. Чуткость,
бескорыстие
взаимовыручка в
коллективе
1
0
0
Умение понять состояние
другого человека;
Разумно, с пониманием
реагировать на состояние
другого человека;
Осознавать значение семьи
для человека, общества и
государства;
Стремиться корректировать
своѐ поведение в процессе
преодоления обид;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.16. Творческие работы
2
0
1
Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою
деятельность;
Раскрывать содержание
изучаемых понятий;
Понимать необходимость
осознанного отношения
к собственным поступкам;
Аргументировать свою
точку зрения;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.17. Нравственные
истины.
Общечеловеческие
ценности
1
0
0
Осознавать значение
золотого правила этики;
Размышлять о причинах
появления золотого правила
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
этики и его применении;
Объяснять сущность и
содержание
общечеловеческих
ценностей;
Аргументировать свою
точку зрения;
1.18. Ценность жизни
1
0
0
Понимать значение понятий
«смысл», «нравственный
закон», «жизнь»;
Уметь размышлять о том,
какую роль играют
духовные ценности в жизни
человека;
Аргументировать свою
точку зрения;
Использовать ключевые
понятия урока в
собственной устной и
письменной речи;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.19. Человек рождѐн для
добра
1
0
0
Характеризовать понятия
«бескорыстность»,
«доброта», «совесть»;
Объяснять смысл сказок и
народных пословиц, связь
между ними;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
Понимать необходимость
осознанного отношения к
собственным поступкам;
Аргументировать свою
точку зрения;
Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему
добра и бескорыстия;
1.20. Милосердие —
закон жизни
1
0
0
Объяснять значение
понятий «сочувствие» и
«сопереживание»,
«сострадание» и
«милосердие»;
Осознанно аргументировать
роль совести как
внутреннего регулятора
человеческого поведения;
Использовать знания по
литературному чтению,
примеры из личного опыта
и опыта других людей для
характеристики действия
совести;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.21. Нравственность,
справедливость,
правда,
тактичность — жизнь
1
0
0
Анализировать
конфликтную ситуацию,
обозначая возможные
Письменный
контроль;
Устный
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
во благо себе и
другим
способы выхода из неѐ;
Доброжелательно
взаимодействовать с
людьми любой
национальности;
Осознанно следовать
правилам тактичного
поведения;
Применять усвоенные
знания в общении;
опрос;
1.22. Душа обязана
трудиться.
Нравственные
установки и нормы
1
0
0
Устанавливать связь между
намерением и поступком;
Осознанно раскрывать суть
понятия «нравственная
установка»;
Сопоставлять понятия
«нравственная установка»,
«нравственные усилия»;
Аргументировать свою
точку зрения;
Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного
поведения в современной
жизни»;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.23. Победить в себе
дракона.
1
0
0
Обосновывать значение
Письменный
https://nsportal.ru/
Нравственность на
основе разумности
понятий «достоинство»,
«бескорыстие»,
«гуманность»;
Анализировать свои
поступки, чувства,
помыслы;
Осознавать необходимость
соблюдения норм этикета;
Совершенствовать умения в
области коммуникации;
Аргументировать свои
рассуждения;
контроль;
Устный
опрос;
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.24. Понять и простить:
гуманизм как
этический принцип
1
0
0
Чѐтко представлять, что
такое понимание, гармония,
прощение;
Составлять небольшой
текст-рассуждение на
заданную тему;
Контролировать свои
поступки и высказывания;
Соотносить своѐ поведение
с опытом поколений;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.25. Этика поступков —
нравственный
выбор
1
0
0
Аргументированно
объяснять, что означает
нравственный выбор;
Совершенствовать умения в
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
области общения;
Корректировать свои
высказывания и поведение с
учѐтом этики поступков;
Проявлять терпимость и
дружелюбие при
взаимодействии с
окружающими;
1.26. Посеешь поступок —
пожнѐшь характер.
Жить дружно и легко
1
0
0
Комментировать основное
содержание урока и его
важнейшие понятия;
Отвечать на учебные
вопросы;
Систематизировать и
обобщать полученные
знания;
Делать выводы;
Адекватно использовать
полученные знания в
практике общения;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.27. Лестница
саморазвития
1
0
1
Объяснять понятие
«нравственность»;
Систематизировать и
обобщать полученные
знания;
Анализировать и
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
сопоставлять факты.
Находить аналогии;
Соотносить моральнонравственные проблемы с
анализом личного опыта
поведения;
Аргументировать свои
рассуждения;
1.28. Терпение и труд —
все перетрут
1
0
0
Осознанно раскрывать суть
понятий «терпение»,
«терпимость»,
«деликатность»;
Соотносить свои
представления с опытом
поведения других людей;
Анализировать своѐ
поведение и высказывания;
Обобщать полученные
знания;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.29. Слова с приставкой
«со»
1
0
0
Систематизировать и
обобщать этические знания;
Анализировать и
сопоставлять факты
поведения человека;
Находить аналогии;
Рассуждать на морально-
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
этические темы;
Соотносить моральнонравственные проблемы с
личным опытом;
1.30. Судьба и Родина
едины: с чего
начинается Родина
1
0
0
Соотносить понятия
«Родина», «Отечество»;
Осознанно анализировать
изучаемые понятия.
Находить аналогии;
Вырабатывать умение,
рассуждать на моральноэтические темы и делать
выводы;
Осмысливать моральнонравственные проблемы в
соотнесении с личным
опытом поведения;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
1.31. Патриот и гражданин
1
0
0
Осознанно раскрывать
понятия «патриот»,
«патриотизм»,
«гражданин»,
«гражданственность»;
Выделять главное в тексте
учебника;
Соотносить полученные
знания с собственным
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/
опытом поведения, уметь
анализировать его;
1.32. Заключительное
слово
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
5
Обобщать знания,
полученные при изучении
курса;
Применять на практике
полученные знания;
Уметь планировать свою
работу. Подводить еѐ итоги,
представлять результаты;
Аргументировать свою
позицию;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://nsportal.ru/
https://uchi.ru/main
https://resh.edu.ru/