ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических понимать значение нравственных осознавать и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике; использовать видео); разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать региона; о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Основы светской этики 1.1. Россия — наша Родина. Этика — наука о нравственной жизни человека 2 0 0 Вести учебный, социокультурный диалог; Определять понятия добра и зла; Сопоставлять проявления добра и зла; Аргументировать свою точку зрения; Применять полученные знания в жизни; Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.2. Этика общения: золотое правило этики 1 0 0 Объяснять значение изучаемых понятий; Определять основные характеристики общения; Анализировать особенности общения на основе «золотого правила Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ нравственности»; Аргументировать свою позицию; 1.3. Добро и зло как нравственные категории 1 0 0 Различать проявления добра и зла; Осмысливать с этих позиций своѐ поведение и поведение окружающих; Осознавать с позиции нравственности свои поступки; Характеризовать примеры добрых правил; Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.4. Дружелюбие. Уважение 1 0 0 Определять особенности индивидуального проявления окружающих; Находить нужные слова при общении с другими; Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ типов; 1.5. Этика и этикет. Премудрости этикета 1 0 0 Уметь охарактеризовать правила этикета; Осознанно соблюдать правила этикета; Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своѐ поведение; Обосновывать свою точку зрения; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.6. Критерии этикета: разумность, красота и гигиена 1 0 0 Обозначать сущность понятия «этикет»; Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.7. Правила поведения в 1 0 1 Знать основные правила Письменный https://nsportal.ru/ школе и дома этикета; Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень; Осознанно комментировать текст учебника; контроль; Устный опрос; Практическая работа; https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.8. Речь и этикет 1 0 1 Осознавать значение понятия «речь»; Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка»; Характеризовать образную выразительность слова; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.9. Этика человеческих отношений 1 0 0 Объяснять, в чѐм этическая и эмоциональная основа понятия «душа»; Письменный контроль; Устный https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия; Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; Соотносить понятия «душа», «духовность»; опрос; 1.10. Природа — и человек 1 0 0 Определять смысловое значение понятия «справедливость»; Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей; Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.11. Родина, Отчизна, патриотизм 1 0 0 Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»; Письменный контроль; Устный https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.12. Человек среди людей 1 0 0 Осознанно определять, что значит быть патриотом; Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями; Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий; опрос; Понимать значение понятия «человечность»; Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека; Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащѐнные личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий; Осознанно комментировать текст учебника; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.13. Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив 1 0 1 Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»; Анализировать особенности коллектива; Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»; Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.14. Коллектив начинается с меня 1 0 0 Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение»; Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе; Уметь вырабатывать правила для себя и для других; Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.15. Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе 1 0 0 Умение понять состояние другого человека; Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека; Осознавать значение семьи для человека, общества и государства; Стремиться корректировать своѐ поведение в процессе преодоления обид; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.16. Творческие работы 2 0 1 Применять на практике полученные знания; Уметь планировать свою деятельность; Раскрывать содержание изучаемых понятий; Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; Аргументировать свою точку зрения; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.17. Нравственные истины. Общечеловеческие ценности 1 0 0 Осознавать значение золотого правила этики; Размышлять о причинах появления золотого правила Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ этики и его применении; Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей; Аргументировать свою точку зрения; 1.18. Ценность жизни 1 0 0 Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь»; Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека; Аргументировать свою точку зрения; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.19. Человек рождѐн для добра 1 0 0 Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть»; Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия; 1.20. Милосердие — закон жизни 1 0 0 Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие»; Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения; Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.21. Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь 1 0 0 Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные Письменный контроль; Устный https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ во благо себе и другим способы выхода из неѐ; Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности; Осознанно следовать правилам тактичного поведения; Применять усвоенные знания в общении; опрос; 1.22. Душа обязана трудиться. Нравственные установки и нормы 1 0 0 Устанавливать связь между намерением и поступком; Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка»; Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия»; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.23. Победить в себе дракона. 1 0 0 Обосновывать значение Письменный https://nsportal.ru/ Нравственность на основе разумности понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность»; Анализировать свои поступки, чувства, помыслы; Осознавать необходимость соблюдения норм этикета; Совершенствовать умения в области коммуникации; Аргументировать свои рассуждения; контроль; Устный опрос; https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.24. Понять и простить: гуманизм как этический принцип 1 0 0 Чѐтко представлять, что такое понимание, гармония, прощение; Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему; Контролировать свои поступки и высказывания; Соотносить своѐ поведение с опытом поколений; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.25. Этика поступков — нравственный выбор 1 0 0 Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор; Совершенствовать умения в Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ области общения; Корректировать свои высказывания и поведение с учѐтом этики поступков; Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими; 1.26. Посеешь поступок — пожнѐшь характер. Жить дружно и легко 1 0 0 Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия; Отвечать на учебные вопросы; Систематизировать и обобщать полученные знания; Делать выводы; Адекватно использовать полученные знания в практике общения; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.27. Лестница саморазвития 1 0 1 Объяснять понятие «нравственность»; Систематизировать и обобщать полученные знания; Анализировать и Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ сопоставлять факты. Находить аналогии; Соотносить моральнонравственные проблемы с анализом личного опыта поведения; Аргументировать свои рассуждения; 1.28. Терпение и труд — все перетрут 1 0 0 Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность»; Соотносить свои представления с опытом поведения других людей; Анализировать своѐ поведение и высказывания; Обобщать полученные знания; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.29. Слова с приставкой «со» 1 0 0 Систематизировать и обобщать этические знания; Анализировать и сопоставлять факты поведения человека; Находить аналогии; Рассуждать на морально- Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ этические темы; Соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом; 1.30. Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина 1 0 0 Соотносить понятия «Родина», «Отечество»; Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии; Вырабатывать умение, рассуждать на моральноэтические темы и делать выводы; Осмысливать моральнонравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ 1.31. Патриот и гражданин 1 0 0 Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; Выделять главное в тексте учебника; Соотносить полученные знания с собственным Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/ опытом поведения, уметь анализировать его; 1.32. Заключительное слово 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 5 Обобщать знания, полученные при изучении курса; Применять на практике полученные знания; Уметь планировать свою работу. Подводить еѐ итоги, представлять результаты; Аргументировать свою позицию; Письменный контроль; Устный опрос; https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/main https://resh.edu.ru/