Приложение к ООП О О О Ж 1 ' 1 4 1 1 'II Утвержда директог/МБОУ СОШ №9 ' Е.А.Чернов п р и ! з 79/01-08 от 30.08.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Читательская грамотность» (5,7-8 класс) г. Серов СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Представление информации в наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им. Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной В процессе работы с одним или несколькими источниками информации. Использование полученного опыта восприятия 2 информационных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. 7 КЛАСС «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 3 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Ожидаемые результаты реализации программы: Повышение культурной компетентности 4 Повышение читательской компетентности Изменение отношения к чтению Рост читательской активности Развитие мотивации к чтению Воспитание уважения к книге 8 КЛАСС 1.Введение в курс. Знакомство с понятиями "смысловое чтение", "читательская грамотность", "читательские компетенции". Международные исследования PIRLS, PISA. Сайт РЭШ (Российская электронная школа) Анкетирование «Хороший ли я читатель?» (самодиагностика учащихся). 2. Знакомство с основными читательскими действиями, необходимыми для формирования и совершенствования читательской грамотности: вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; делать прямые умозаключения из этой информации; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов. Входная диагностическая работа уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов. 3. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления. Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста. Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста. 5 4. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая диагностика уровня сформированности читательских умений обучающихся 8 классов. Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности» 5 класс Содержание программы «Формирование читательской грамотности.» обеспечивает реализацию следующих личностных и метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; • способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; • познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; • умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы: • демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; 6 • составлять тексты в устной и письменной формах. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также 7 освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе еѐ сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом. В основе реализации программы курса «Читательская грамотность» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур. Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности» 7 класс Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста; объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов; работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик сможет: обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора; 8 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения Аргументировать свою точку зрения Задавать вопрос Составлять план текста оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов Ученик получит возможность научиться: - Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Предметные результаты обучения Ученик научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; - находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; 9 - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться: - выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Планируемые результаты 8 класс Предметные результаты 10 Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. 11 Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Формы контроля в 5 классе. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. 12 Система оценки достижений учащихся 7 классов Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета Виды контроля: -практические, самостоятельные и контрольные работы. Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности: - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста; 13 - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт. Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины. Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 14 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 15 - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; 16 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем: - понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; - определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания текста; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста; -собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней. Формы контроля в 8 классе Анкетирование ( самодиагностика) как входящий контроль. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. 17 Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Контроль и оценка результатов освоения программы курса в динамике. № Тема урока Содержание Деятельность обучающихся Электронные ресурсы Вводное занятие. Беседа 1 Мониторинг качества чтения, анкетирование Умеем ли мы читать? https://rikc.by/ru/ (Виды чтения) учащихся и выявление трудностей, с PISA/1-ex pisa.pdf которыми связан процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным. 2 Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного информацией, знакомства прогнозирования. Литературная гостиная https://rikc.by/ru/ PISA/1-ex pisa.pdf с Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, 18 находить необходимую единицу информации в тексте. Ориентация в книге на основе знания еѐ структуры. 3 Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать Теоретическое обоснование приѐма «Знаю – – узнал») получению новой информации, Беседа хочу узнать – узнал». Умение опираться на Открытые задания PISA имеющиеся знания, сохранять интерес к ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно получению новой подходить информации к (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста. 4 Что и о чѐм? (Углубление понятияо тексте) Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, Практическое занятие. Игра Открытые задания PISA сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на 19 основе практического признаков: осмысления выраженность (текст его всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений цельность и части (единое текса целое в связаны); отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определѐнным образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне 20 смыслового анализа далее не членится). 5 С чего начинается текст? (Роль заглавия) Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать Практическое занятие. Игра Открытые задания PISA Занятие поискового характера Открытые задания PISA содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений. Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь― текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Беседа: «Как писатели выбирают заглавия». 6 Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и 21 эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений. 7 Внимание к слову Слово и его лексическое значение. Квест-игра Открытые задания PISA Чтение стихотворений http://www.bibliori ng.ru/ Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении. 8 Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем) Объектами проверки являются умения – отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме, – понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, – отражать это понимание в 22 выразительном чтении. 9 Наши друзья и помощники (Словарии справочники) Библиотечный урок (на базе Творческая работа http://www.slovari. ru Практическое занятие Открытые задания PISA школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://feb- web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения. Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс) 10 Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) Практическое освоение учебного/учебно-познавательного терминов текстов. Понятие как логически оформленная общая 23 мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как предметов; свойства существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак. 11 Главное и неглавноев тексте (Виды информации в учебном тексте) Виды информации в учебном тексте: главная и Практические задания Открытые задания PISA Индивидуальная работа Открытые задания PISA второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. 12 Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Умение ориентироваться тексте: в поиск информации и понимание 24 прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчѐркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы). 13 Практикумдиагностика (Тестовая работа по применению уменийработать с информацией и выделять главную мысль) Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение информацией по работать с Практикум Открытые задания PISA заданным параметрам поискаи нахождения нужной совместная результатов, информации, проверка анализ и 25 рефлексия. 14 Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах) Умение читать несплошной текст воспринимать содержание, информацию, интерпретировать и Парная работа Открытые задания PISA Групповая работа, игра Открытые задания PISA извлекать еѐ. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. 15 Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) Умение читать воспринимать несплошной содержание, текст и извлекать информацию, интерпретировать еѐ. Обучающий тренинг «Учимся читать 26 таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам). 16 Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Умение использовать знания о Ролевая игра Открытые задания PISA Работа с текстом Открытые задания PISA типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приѐм фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). связи между Способы предложениями (частями) в цепная, параллельная, комбинации тексте: способов. Логика развѐртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. 17 Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов». Проводится комиссий как отчѐт лексикографово 27 возможностях « Словари и разных словарей справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определѐнные виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов. 18 Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, Работа с текстом Открытые задания PISA Практикум Открытые задания PISA формирующее понимание того, о чѐм говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п. 19 Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства. Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и 28 фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте). 20 Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеровв тексте учебно научного стиля речи) Умение анализировать текст-рассуждение, Групповая работа Открытые задания PISA Беседа Открытые задания PISA один из востребованных функциональных типов, являющийся образовательной фундаментальной единицей. Выделение элементов рассуждения ознакомительном и при изучающем чтении текстов. Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример. 21 Воображение и прогнозирование (Приѐмы прогнозирования) Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный ознакомительном чтении, и приѐм при изучающем который активизирует процесс понимания содержания, воображение, творческие освоения и развивает способности, 29 формирует навык вырабатывает быстрого критическое чтения, отношение к прочитанному. 22 Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) Умение задавать вопросы и прогнозировать Занятие в игровой форме Открытые задания PISA Творческая работа Открытые задания PISA Индивидуальное практическое Открытые развѐртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение прогнозирование с остановками» дальнейшего и развития действия. 23 Диалог с текстом (Вопросы к тексту) Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерѐдно друг другу и на которые так же в порядке очерѐдности отвечают оба участника. 24 Диалог с текстом Умение задавать вопросы, требующие 30 («Толстые» и «тонкие» вопросы) простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, занятие задания PISA Беседа, круглый стол Открытые задания PISA Индивидуальная работа Открытые задания PISA требующие подробного, развѐрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). 25 Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы. Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. 26 Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать 31 умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме. 27 Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, Практическая работа Открытые задания PISA Беседа Открытые задания PISA осуществляя мыслительные операции анализа и выделения и главной второстепенной, скрытой воображения, Выявление явной и информации; умения смыслов развитие прогнозировать. из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. 28 Что помогает понять текст? (План текста) Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово 32 или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный. 29 Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) Умение делать пометки, выписки, Открытый микрофон Открытые задания PISA Групповая работа Открытые задания PISA Индивидуальная игрупповая работа Открытые задания PISA цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации. 30 Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Понимание и запоминание информации в результате еѐ обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста 31 Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование анализировать отражать элементами еѐ композицию в плане. описания, умения текста Изложения с и с элементами 33 рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания). 32 Когда текст прочитан (Оценка информации) Умение соотносить информацию со прочитанную своим жизненным Беседа Открытые задания PISA Работа с текстом Открытые задания PISA и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение 33 Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий результативности Обсуждение в на чтения уровне группах и (индивидуальное) рекомендаций, помогающих и проверка понимания. коллективное составление организовать 34 процесс чтения. 34 Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) Заключительное занятие подведением итогов, является Самостоятельная работа включает Открытые задания PISA самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем. Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема урока Содержание Деятельность обучающихся по Восприятие на слух и понимание различных видов Беседа, кейс сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Электронные ресурсы 1 Вводное занятие. Кейс читательскойграмотности https://multiurok.ru/files/ prezentatsiia-keisovyimetod-pri-formirovaniichit.html 2 Поиск информации и понимание Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения Лекционное занятие https://uchitelya.com/nac интереса, приобретения читательского опыта, halnaya-shkola/71630текста освоения и использования информации. prezentaciya-algoritmraboty-s-raznymividami-tekstov.html 35 3 Определение главной темы и Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская Практическое общей цели или назначения текста позиция. Вычленение из текста информации, занятие конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. 4 Различение темы и специального текста 5 Выделение второстепенной текста 6 Поиск информации, заданной в тексте подтемы Средства связи предложений в тексте. Смысловые Сбор материала и части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, анализ сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. главной и Средства связи предложений в тексте. Смысловые Беседа информации части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. информации по заданному Анализ текста явно Упорядочивание основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы https://nsportal.ru/nachal naya-shkola/russkiiyazyk/2021/10/23/prezen tatsiya-tema-iosnovnaya-mysl-teksta https://nsportal.ru/nachal naya-shkola/russkiiyazyk/2021/10/23/prezen tatsiya-tema-iosnovnaya-mysl-teksta https://nsportal.ru/shkola /russkiyyazyk/library/2020/03/23 /prezentatsiya-glavnayai-vtorostepennayainformatsiya https://nsportal.ru/shkola /rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2015/01 36 представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. /06/prezentatsiyaformirovanie-navykovraboty-s 7 Упорядочивание информации по заданному Беседа, круглый Выстраивание последовательности описываемых основанию. Существенные признаки объектов, стол описанных в тексте, их сравнение. Разные способы событий представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. https://pptcloud.ru/russki yyazik/posledovatelnostsobytiy-398516 8 Сопоставление текстовых и компонентов основных Средства связи предложений в тексте. Смысловые Работа с текстом внетекстовых части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. https://multiurok.ru/files/ vnietiekstovyiekomponientyuchiebnika.html 9 (дополнение) информации из Беседа, Преобразование информации, Преобразование сплошного текста в таблицу. Преобразование исследование данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 https://informik5.blogspot.com/p/63.html 37 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). 10 Формулирование прямых выводов Подробный и сжатый пересказ (устный и Индивидуальная и заключений на основе фактов, письменный). Вопросы по содержанию текста. работа Формулирование выводов, основанных на содержании имеющихся в тексте текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 11 Метафоричность речи, понимать образность текстов 12 информации по заданному Работа с текстами Преобразование и интерпретация Упорядочивание основанию. Существенные признаки объектов, информации описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. 13 Поиск в тексте ситуация. Функционально-стилевая Практические умение Речевая дифференциация тестов (разговорный стиль, задания языка художественный стиль,официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. доводов в Формулирование выводов, основанных на содержании Индивидуальная и https://multiurok.ru/inde x.php/files/prezentatsiiak-uroku-229.html https://multiurok.ru/inde x.php/files/metaforichno st-rechi.html https://infourok.ru/preze ntaciya-poisk-ipreobrazovanieinformacii-na-urokahinformatiki-v-7-9klassah-6298743.html https://ppt38 подтверждение тезисов Аргументы, подтверждающие вывод. групповая работа выдвинутых текста. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. online.org/1321177 14 информации по заданному Квест Интерпретация и обобщение Упорядочивание информации, представленной в основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы тексте неявно представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. https://botana.biz/prezent aciya/nachalnye_klassy/ p5y7kjgi.html 15 Установление связей, не Соотнесение фактов с общей идеей текста, Групповая работа, установление связей, не показанных в тексте игра высказанных в тексте напрямую напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://uchitelya.com/rus skiy-yazyk/15001prezentaciyaposledovatelnaya-iparallelnaya-svyazpredlozheniy-vtekste.html 16 Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определѐнной позиции Формулирование выводов, основанных на содержании Индивидуальная текста. Аргументы, подтверждающие вывод. работа, игра Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся https://infourok.ru/preze ntaciya-k-teme-sposobiargumentirovaniya-vidiargumentov2891305.html 39 в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 17 информации по Сопоставление разных точек Упорядочивание зрения и разных источников основанию. Существенные признаки описанных в тексте, их сравнение. информации по заданной теме заданному Практические объектов, задания https://prezentacii.org/pr ezentacii/prezentacii-poinformatike/92661metody-raboty-sistochnikamiinformacii.html 18 информации по Применение информации из Упорядочивание текста при решении учебно- основанию. Существенные признаки описанных в тексте, их сравнение. познавательных задач заданному Исследование, объектов, составление кроссворда https://easyen.ru/load/inf ormatika/7_klass/urok_1 _vvedenie/116-1-031687 19 Критический анализ и оценка Формулирование выводов, основанных на содержании Практическое текста. Аргументы, подтверждающие вывод. занятие информации Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 20 Оценивание утверждений, Формулирование выводов, основанных на содержании Ролевая игра Аргументы, подтверждающие вывод. сделанных в тексте, исходя из текста. Соотнесение фактов с общей идеей текста, своих представлений о мире установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 40 в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 21 Нахождение в тексте доводов в Формулирование выводов, основанных на содержании Групповая игра текста. Аргументы, подтверждающие вывод. защиту своей точки зрения Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 22 Обнаружение недостоверности Формулирование выводов, основанных на содержании Беседа, круглый текста. Аргументы, подтверждающие вывод. стол получаемой информации Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 23 информации по Нахождение путей восполнения Упорядочивание основанию. Существенные признаки пробелов в информации описанных в тексте, их сравнение. https://infourok.ru/poiskinformacii-v-setiinternet-kriticheskiyanaliz-prezentaciy3325676.html 24 Решение на основе текста учебно- Формулирование выводов, основанных на содержании Лекция с заданному Квест –игра объектов, https://nsportal.ru/shkola 41 практических задач текста. Аргументы, подтверждающие вывод. элементами Соотнесение фактов с общей идеей текста, практики установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. читательской Соотнесение фактов с общей идеей текста, Самостоятельная установление связей, не показанных в тексте работа напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 25 Диагностика грамотности https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 26 Анализ ошибок, допущенных в Соотнесение фактов с общей идеей текста, Рефлексия в игровой установление связей, не показанных в тексте форме работе напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 27 Самоконтроль и самооценка Оценка содержания, языковых особенностей и Практическая работа структуры текста. Выражение собственного мнения о понимания прочитанного прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге https://uchitelya.com/ped agogika/166332prezentaciya-priemysamokontrolya-isamoocenki.html 42 при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 28 Практикум по созданию Создание собственных письменных материалов на Составление и собственных текстов на основе основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных анализ текста текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования, прочитанных текстов небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). https://nsportal.ru/shkola /algebra/library/2022/12/ 08/reshente-tekstovyhzadach 29 Поэтический текст как источник Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Работа с текстами стилевая дифференциация тестов. Художественный информации стиль. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. https://nsportal.ru/shkola /rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2017/01 /06/prezentatsiya-kproektu-taynypoeticheskogo 30 Типы текстов: текст-объяснение Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Групповая работа (объяснительное сочинение, стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, резюме,толкование, определение) художественный стиль,официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, https://infourok.ru/preze ntaciya-po-russkomuyaziku-na-temuobnovlyonnoeobrazovanie-rabota-po43 стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. naviku-gramotnostchteniya-ponyatiyasploshnoy-i-nesp2372370.html Преобразование (дополнение) информации из Индивидуальная и сплошного текста в таблицу. Преобразование групповая работа информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). https://infourok.ru/preze ntaciya-po-temesploshnoj-i-nesploshnojtekst-4237143.html 31 Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты 32 Типы задач на грамотность. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально- Беседа, игра стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, Позиционные задачи. художественный стиль,официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. 33 Проверочная формированию грамотности работа по Оценка содержания, языковых особенностей и Тестирование текста.Формулирование выводов, читательской структуры основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. https://pptcloud.ru/razno e/pozitsionnye-zadachi220856 https://урок.рф/library/p rezentatciya_k_uroku_po _razvitiyu_chitatelskoj_g ramo_084914.html 44 34 Итоговое занятие Игровое занятие Календарно-тематическое планирование 8 класс № п/ п 12 2 3 Наименования разделов и тем Содержание Деятельность обучающихся Введение в курс. Знакомство с понятиями "смысловое чтение", "читательская грамотность", "читательские компетенции". Международные исследования PIRLS, PISA. Сайт РЭШ (Российская электронная школа). . беседа, анкетирован ие Международные исследования PIRLS, PISA. Сайт РЭШ (Российская электронная школа). Анкетирование «Хороший ли я читатель?» (самодиагностик а учащихся). Электронные ресурсы https://multiurok.ru/blog/ankieta-khoroshii-li-ia-chitatiel.html Анкетирование «Хороший ли я читатель?» (самодиагностика учащихся). 45 45 Основные читательские умения. Что мы можем измерить при оценке читательской грамотности? Читательские действия. Работа над значением терминов. https://infourok.ru/prezentaciya-formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-kaktrebovanie-fgos-6297158.html Беседа 4 группы читательских действий (умений) нахождение и извлечение информации из текста интеграция и интерпретация текста осмысление и оценка текста использование информации из текста 6 Входная диагностическая работа уровня Работа над значением терминов. Входная диагностическая работа уровня Контрольная работа 46 сформированнос ти читательской грамотности обучающихся 8 классов. 7 89 10 12 13 - Анализ входной диагностики Форматы текстов и их основные виды. Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Работа со сплошным сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов. Знакомство с текстами разных форматов. практикум Изучение основные видов сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Чтение текста, используя технологию https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-sploshnoj-i-nesploshnoj-tekst4237143.html Работа с текстом 47 14 15 16 17 20 текстом. К.Воробьѐв "Немец в валенках". Работа со сплошным текстом. В.М.Шукшин " Далекие зимние вечера" ( В.М.Шукшин "Гоголь и Райка" , на выбор учителя) Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления. критического мышления, приѐм чтение с остановками. Чтение текста, используя технологию критического мышления, приѐм чтение с остановками. Знакомство с основными видами несплошного текста, работа с несплошным текстом ( нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация текста, осмысление и оценка текста, использование информации из текста). Для работы взята афиша к спектаклю (на выбор Работа с текстом https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-sploshnoj-i-nesploshnoj-tekst4237143.html 48 учителя), схема музеязаповедника Тарханы ( или другого на выбор учителя) 20 24 Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста. 25 27 Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста. 28 Итоговая диагностика уровня Знакомство с основными видами смешанного текста. Составление смешанного текста по прочитанному ранее сплошному тексту (К.Воробьѐв "Немец в валенках" , В.М.Шукшин " Далекие зимние вечера", В.М.Шукшин "Гоголь и Райка"). Знакомство с основными видами составного текста. Приѐмы работа с готовым составным тексом. Итоговая работа Работа с текстом урок.рф/library/pedagogicheskij_dizajn_zanyatiya_po_funktcionalnoj_g_11162 8.html Работа с текстом 49 29 30 34 сформированнос ти читательских умений обучающихся 8 классов. Анализ диагностической работы. Обсуждение результатов с обучающимися. Отслеживание динамики сформированности читательских умений. Резервные уроки.Повторени е 50