положение ОРКСЭ, ОДНКНР

•

•
•
•

•

•
•
•
•
•
•

1.Общие положения
Нормативно-правовой основой разработки и введения комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) и «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее –ОДНКНР) являются:
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВПП444632) По методическим материалам, подготовленным Минобрнауки России для
учителей и организаторов введения учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных
учреждениях;
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009
года (ВП-П44-4632);
Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015г. №08-461 «О направлении регламента
выбора модуля ОРКСЭ»;
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовнонравственной культуры народов России»;
Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 16.06.2015г. №
73ИОГВ-01-02.01/908 исх «Методические рекомендации для общеобразовательных
организаций и для родителей (законных представителей) по обеспечению свободы
выбора модулей курса ОРКСЭ в 2015 году»;
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на базовом уровне
входит в состав учебных предметов, обязательных при реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Для обязательного
изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе
отводится 34 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Курс «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) на
базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных при реализации
основной образовательной программы основного общего образования. Для
обязательного изучения основ на базовом уровне основ духовно-нравственных культур
народов России в 5 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Учебные курсы ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры.
Основы исламской культуры.
Основы буддийской культуры.
Основы иудейской культуры.
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных
культур народов России» преподаются учителями при наличии соответствующего
повышения квалификации.
Учебные курсы ОРКСЭ
является единой комплексной учебно- воспитательной
системой, все модули которой согласуются между собой по педагогическим целям,
задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение
которых обучающимися должна обеспечить образовательная деятельность в границах
учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых
связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начального и
основного уровней образования.

Учебные курсы ОРКСЭ, ОДНКНР являются культурологическими и направлены на
развитие у школьников 10-12 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
2. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России».
Цель учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР - формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебных
курсов ОРКСЭ и ОДНКНР:
1.
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися на уровне начального общего образования, и формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на уровне основного общего образования;
4.
Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
3. Место комплексных учебных курсов «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России» в
программе обучения.
Курсы, раскрывающие основы религиозных культур и светской этики и основы
духовнонравственных культур народов России, изучаются на этапе перехода от уровня
начального общего образования к уровню основного общего образования. И по месту в
учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя
этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,
учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий
мир», с которым знакомятся обучающиеся на уровне начального общего образования. С
другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета
«История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями
религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте,
отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
4. Основные принципы организации преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР.
1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в
рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход,
способствующий формированию у младших подростков первоначальных представлений
о светской и религиозной культуре. В контексте данных учебно-методических
комплектов культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира,

нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и
верования.
3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и
стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать
не только окружающих людей, но и через них - самого себя.
4.Решение задач социализации, усиления социальной функции образования –
постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно
адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только
познавательных, но и популяризаторских задач:
- точное, корректное и достаточно занимательное представление обучающимся о
многообразии религий, существующих в мире;
- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и
пророках; - освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь,
нравственной составляющей этих учений);
- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства.
Учитель должен позаботиться о комфортной среде обучения.. Организация
учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает
эффективность интерактивного обучения. Дружелюбная, гуманная обстановка,
снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости,
взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию
участниками образовательной деятельности ценности других людей.
Реализация одной из задач данных предметов: воспитание у школьников
толерантности к традициям, укладу жизни других народов.
В классном журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:
- список обучающихся по выбранному модулю курсов ОРКСЭ и ОДНКНР;
- наименование дисциплины – ОРКСЭ или ОДНКНР (модуль «Основы мировых
религиозных культур», или модуль «Основы светской этики», или Модуль «Основы
православной культуры», или модуль «Основы буддийской культуры», или модуль
«Основы иудейской культуры», или модуль «Основы исламской культуры»);
пропуски обучающихся; - темы занятий.
5. Выбор модуля комплексных учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР
Принятие решения о записи обучающегося на изучение определенного модуля без
согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора
модуля для изучения должны быть зафиксированы письменными заявлениями родителей
о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка (Приложение).
В течение года родители (законные представители) не могут изменить решение в
пользу другого модуля.
6. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся.
6.1
Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных,
культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса
ОРКСЭ и ОДНКНР.

6.2
Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных
вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ и ОДНКНР обсуждать их с учителем
или администрацией школы в корректной форме.
6.3
Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия
для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.
6.4
Родители несут
средствами обучения.

ответственность

за обеспечение

ребенка

необходимыми

7. Права и обязанности МБОУ ООШ № 9
7.1
Администрация МБОУ ООШ № 9 должна провести анкетирование родителей
(законных представителей) по выбору одного из модулей курса.
7.2
Администрация МБОУ ООШ № 9 обязана создать условия для изучения
обучающимся выбранного модуля.
7.3
Администрация МБОУ ООШ № 9 должна обеспечить прохождение курсовой
подготовки педагогов по учебным курсам ОРКСЭ и ОДНКНР.
7.4
МБОУ ООШ № 9 обязуется во время оказания образовательных услуг и
осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности
обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия,
обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического
здоровья, эмоционального благополучия обучающегося с учетом его индивидуальных
особенностей.
7.5
МБОУ ООШ № 9 вправе требовать от обучающегося и родителей соблюдения
Устава МБОУ ООШ № 9, Правил внутреннего распорядка и иных локальных
нормативных актов, регламентирующих ее деятельность.
8. Оценивание уровня подготовки обучающихся по курсам «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур
народов России».
Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня знаний и умений используются: итоговые и текущие
проверочные и тестовые, творческие работы, проектная деятельность.
Тестовая работа включает в себя задания, направленные на проверку
пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в
рамках данной учебной задачи.
Одной из форм работы- использование технологии портфолио. Портфолио
ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить
творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы.
Отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационносправочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные
работы и пр.

Одним из способов оценивания учеников своей деятельности и учителем учебных
результатов обучающихся является систематическое обращение к материалам рубрик
учебника: обучающиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его
задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых
результатов.
Прохождение материала по предмету фиксируется в классных журналеах
соответствующего класса.

Приложение к
Положению о предметных областях
«Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Директору МБОУ СОШ №9
г. Серова Серовского ГО
Е.А.Чернову
_______________________________
_______________________________
(фамилия, имя, отчество)

Заявление
Мы, родители (законные представители) учащегося ___ «__» класса МБОУ СОШ №9
города Серова ______________________________________________ (фамилия и имя
ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики»,
выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки):
__________________________________________________________________
Дата «___» _________________ 202__ г.
____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
(подпись

_______________
(подпись)
_______________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».