РП География 10-11 класс

11риложение

к 0О11 С(К/^;,ОУ СОШ .У9
•

I !' : / /

.

• | \ к ! , ^ У Ы У СОШ №9
Г. А Чернов
Го У 1­08 от 26.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

География
("ИИ 1 к л а с с )
базовый уровень

Рабочая программа по географии является приложением основной образовательной
программе среднего общего образования МБОУ СОШ №9
Воспитательный потенциал уроков географии выражается в следующем:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
географии явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
география через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»:
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте
и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
— эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
— овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по
географии заключаются в формировании и развитии посредством географического
знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии
с
собственными
интересами
и
возможностями.
­ умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
­ умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
­ организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
­ умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
­ умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.
п.;
­ умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результатыосвоения выпускниками средней школы программы по
географии:
­ владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении
важнейших проблем человечества;
­ владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально­экономических и экологических процессов и проблем;
­ сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
­ владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;

­ владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально­экономических и экологических процессах и явлениях;
­ владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
­ владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
­ сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально­экономических аспектах экологических
проблем.
Выпускник научится:
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– раскрывать причинно­следственные связи природно­хозяйственных явлений и
процессов;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово­
экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научится:
­ характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы
между собой, делать выводы на основе сравнения;
­ переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных,
чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
­ составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;

­ делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения
их компонентов;
­ понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
­ оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
­ раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
­ прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
­ оценивать социально­экономические последствия изменения современной политической
карты мира;
­ оценивать геополитические риски, вызванные социально­экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
­ оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
­ оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
­ анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
­ анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
­ выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
­ понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
­ давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ
География 10 класс

(базовый уровень)

Современные методы географических исследований. Источники географической
информации.
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.
Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Геоинформационные системы.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом
и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие
месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.
Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических
ситуаций.
Население мира
Постоянный

рост

населения

Земли,

его

причины

и

последствия.

Типы

воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира.
Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности
размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.
Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт
населения.
География мирового хозяйства
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм.
Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная
специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и
региональные союзы. Ведущие страны ­ экспортеры основных видов продукции. География
мировых валютно­финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения
разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и
регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и
природными условиями на конкретных территориях.
География 11 класс
Регионы и страны мира
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.
Особенности географического положения, истории открытия и
освоения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем
развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской
Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения
специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном
географическом разделении труда.
Россия в современном мире.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной
специализации России. Особенности географии экономических, политических и
культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты
важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних
экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое
содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные,

пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические
взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Наименование темы
10 КЛАСС
Введение (1 час)

1

Географическая наука

2
3
4

Многообразие стран современного мира. Политическая карта
Территория и государственный строй стран мира. Входная контрольная работа
Регионы мира и международные организации

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Взаимодействие природы и общества
Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы.
Рудные и нерудные полезные ископаемые
Земельные ресурсы
Лесные ресурсы
Водные ресурсы
Рекреационные ресурсы
Природопользование
Загрязнение и охрана окружающей среды. Экология и здоровье человека

14
15
16
17
18

Численность и воспроизводство населения
Расовый и этнический состав населения
Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты
Размещение и миграции населения
Городское и сельское население

19
20
21
22

Мировое хозяйство
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
Научно­техническая революция
НТР и мировое хозяйство

23
24
25
26
27
28
29
30

География промышленности.
География ТЭК и энергоэнергетики
География металлургии
География машиностроения
География химико­лесного комплекса
География сельского хозяйства.
«Зеленая революция»
География транспорта

Современная политическая карта мира (3 часа)

Природа и человек в современном мире (9 часов)

География населения мира (5 часов)

НТР и мировое хозяйство (4 часа)

География отраслей мирового хозяйства (12 часов)

31
32
33
34

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Мировая транспортная система
Итоговая контрольная работа
Мировая торговля. Международный туризм
Всемирные экономические отношения
11 КЛАСС
Введение (1 час)
Многообразие стран мира
Зарубежная Европа (6 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы
Население
Хозяйство
Субрегионы Зарубежной Европы. Входная контрольная работа
Федеративная Республика Германия.
Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Федеративная
Республика Франция
Зарубежная Азия. Австралия (9 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии
Население
Хозяйство
Субрегионы Зарубежной Азии: Юго­Западная и Центральная Азия
Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Южная и Юго­Восточная Азия.
Китайская Народная Республика
Индонезия
Австралия
Океания
Африка (6 часов)
Общая характеристика Африки
Население
Хозяйство
Субрегионы Африки
Южно­Африканская Республика
Египет. Контрольная работа
Северная Америка (5 часов)
Общая характеристика США
Население США
Хозяйство США
Макрорайоны США
Канада
Южная Америка (4 часа)
Общая характеристика Южной Америки
Население и хозяйство
Субрегионы Южной Америки
Федеративная Республика Бразилия
Арктика и Антарктика (2 часа)
Общая характеристика регионов
Итоговая контрольная работа (ВПР)

34

Россия в современном мире (1 час)
Место России в мировом хозяйстве и перспективы страны.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».