РП Русский язык 10-11 класс

Приложение zyxwvutsrqponmlkjihgfedcbaZYXWVUTSRQP

ф< лкzyxwvutsrqponmlkjihgfedcbaZYXWVUTSRQPONML
рЖчЬО У СОШ №9
1­08 от 26.08.2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

Русский я з ы к
ПО­П

класс)

углубленный N ровень

Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 класса разработана в соответствии с
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 9 и
является ее приложением.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
ВЫРАЖАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
2. гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно­оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность
экологического
мышления,
понимания влияния
социально­
экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого­направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
− ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
− готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно­политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно­
оздоровительной деятельностью;
− принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;

− неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
− российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко­культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
− уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
к государственным символам (герб, флаг, гимн);
− формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
− гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
− признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
− мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
− интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
− готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
− приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
− готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
− принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

− способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
− формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
− развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
− мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно­техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
− экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально­экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого­направленной деятельности;
− эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
− положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально­экономических отношений:
− уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
− осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
− готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
− потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческ
− ое отношение к разным видам трудовой деятельности;
− готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:

− физическое, эмоционально­психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ­
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами ­ умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
− оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
− ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
− оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
− выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
− организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
− сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
− искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
− критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
− использовать различные модельно­схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
− находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
− выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
− выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
− менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
− при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
− координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
− развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
− распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Требования к результатам освоения
ООП СОО (ФГОС СОО)
1. сформированность понятий о нормах
русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой
практике;
2. владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3. владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной

Уточненные и конкретизированные
планируемые результаты освоения учебного
предмета
Выпускник на углубленном уровне научится:
–
воспринимать
лингвистику
как часть
общечеловеческого гуманитарного знания;
–
рассматривать
язык
в
качестве
многофункциональной развивающейся системы;
–
распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
–
анализировать
языковые
средства,
использованные в тексте, с точки зрения

информации;
правильности, точности и уместности их
4. владение умением представлять тексты
употребления при оценке собственной и чужой
в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
речи;
рефератов, сочинений различных жанров;
–
комментировать авторские высказывания
5. знание содержания произведений
на различные темы (в том числе о богатстве и
русской и мировой классической
выразительности русского языка);
литературы, их историко­культурного и
–
отмечать отличия языка художественной
нравственно­ценностного влияния на
литературы
от
других
разновидностей
формирование национальной и мировой;
современного русского языка;
6. сформированность представлений об
–
использовать
синонимические ресурсы
изобразительно­выразительных
русского языка для более точного выражения
возможностях русского языка;
мысли и усиления выразительности речи;
7. сформированность умений учитывать
–
иметь
представление об историческом
исторический, историко­культурный
развитии русского языка и истории русского
контекст и контекст творчества писателя в языкознания;
процессе анализа художественного
–
выражать согласие или несогласие с
произведения;
мнением собеседника в соответствии с правилами
8. способность выявлять в
ведения диалогической речи;
художественных текстах образы, темы и
–
дифференцировать
главную
и
проблемы и выражать свое отношение к
второстепенную информацию, известную и
ним в развернутых аргументированных
неизвестную
информацию в прослушанном
устных и письменных высказываниях;
тексте;
9. овладение навыками анализа
–
проводить
самостоятельный
поиск
художественных произведений с учетом их текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
жанрово­родовой специфики; осознание
анализировать полученную информацию;
художественной картины жизни,
–
оценивать стилистические ресурсы языка;
созданной в литературном произведении, в –
сохранять стилевое единство при создании
единстве эмоционального личностного
текста заданного функционального стиля;
восприятия и интеллектуального
–
владеть
умениями
информационно
понимания;
перерабатывать прочитанные и прослушанные
10. сформированность представлений отексты и представлять их в виде тезисов,
системе стилей языка художественной
конспектов, аннотаций, рефератов;
литературы.
–
создаватьотзывыирецензиина
предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения,
аудирования и письма;
–
соблюдать культуру научного и делового
общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы речевого поведения в
разговорной речи, а также в учебно­научной и
официально­деловой сферах общения;
–
осуществлять речевой самоконтроль;
–
совершенствоватьорфографическиеи
пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
–
использовать
основные
нормативные
Словариисправочникидлярасширениясловарного
запаса и спектра используемых языковых средств;

_______________________________________________________________________________________________________

– оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне
получит возможность научиться:
– проводить комплексный анализ языковых единиц
в тексте;
– выделять и описывать социальные функции
русского языка;
– проводить лингвистические эксперименты,
связанные с социальными функциями языка, и
использовать его результаты в практической
речевой деятельности;
– анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию;
– характеризовать роль форм русского языка в
становлении и развитии русского языка;
– проводить анализ прочитанных и прослушанных
текстов и представлять их в виде доклада,
статьи, рецензии, резюме;
– проводить комплексный лингвистический анализ
текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой
принадлежностью;
– критически оценивать устный монологический
текст и устный диалогический текст;
– выступать перед аудиторией с текстами
различной жанровой принадлежности;
– осуществлять речевой самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию;
– использовать языковые средства с учетом
вариативности современного русского языка;
– проводить анализ коммуникативных качеств и
эффективности речи;
– редактировать устные и письменные тексты
различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
–
определять
пути
совершенствования
собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

10 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10­11 классы

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление.
Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального
общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль
старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении
и развитии русского языка.
Лексика. Слово как единица языка. Значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения. Изобразительно­выразительные средства русского языка: тропы и
особенности их использования. Лексические средства выразительности речи. Смысловые
отношения между словами: омонимы и их употребление. Смысловые отношения между словами:
паронимы и их употребление. Смысловые отношения между словами: синонимы и их
употребление. Синонимия в системе языка. Лексические синонимы. Смысловые отношения между
словами: антонимы. Происхождение лексики современного русского языка. Основные этапы
исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие
сведения).
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Устаревшая лексика и неологизмы.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Основные источники
фразеологизмов. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.
Лексические нормы. Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Орфоэпия. Ударение как фонетическая единица.
Разделы и принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после Ц.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ­ и ПРИ­. Гласные И и Ы после
приставок. Употребление Ъ и Ь.
Морфология. Имя существительное как часть речи. Лексико­грамматические разряды
существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в
суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико­грамматические разряды имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Н
­ НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное как часть речи. Лексико­грамматические разряды имен числительных.
Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен
числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Лексико­грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений.
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Трудные случаи орфографии:
правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов
причастий. Н ­ НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма. Образование и правописание деепричастий.
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Слова категории состояния. Употребление слов категории состояния в речи.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи. Частицы НЕ и НИ и их употребление. Правописание НЕ и НИ с
различными частями речи.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно­трудовой
деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные
(говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в
различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных
характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно­научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально­деловых текстов,
справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и
прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в научной, социально­культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата,
проекта на лингвистическую тему.

Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного
русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально­деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура
разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
11 класс
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения.
Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые­лингвисты и их работы.
Основные направления развития русистики в наши дни.
Система языка, ее устройство и функционирование: синтаксис и пунктуация. Основные
принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.
Основные пунктуационные нормы русского языка: тире между подлежащим и сказуемым,
тире в неполном предложении, соединительное тире; интонационное тире.
Простое осложненное предложение.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения: обособленные и необособленные определения,
приложения, обстоятельства, дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
члены предложения.
Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением.
Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при обращениях,
вводных словах и вставных конструкциях.
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно­восклицательные слова.

Сложное предложение. Классификация сложных предложений.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в периоде.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при диалоге. Знаки
препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Речь. Речевое общение
Функциональная стилистика как учение о функционально­стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально­деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально­делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки,
реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально­
делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально­смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно­выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей
языка.
Культура речи
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в
речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных
языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы
редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов
различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об
истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные
традиции страны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (102 часа)
№
Тема урока
п\п
1

2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление
Основные функции языка
Русский язык в современном мире
Язык и общество
Русский язык в международном общении, в межнациональном общении
Формы существования русского национального языка
Контрольная работа в формате ВПР
Контрольная работа в формате ВПР
Лексика. Слово как единица языка
Изобразительно­выразительные
средства русского языка
Омонимы. Антонимы
Паронимы
Синонимы
Происхождение лексики современного русского языка
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
Фразеология
Лексические нормы русского языка

18 Самостоятельная работа по теме «Лексика. Фразеология»
19

20

Орфоэпия. Ударение как фонетическая единица
Орфоэпия. Орфоэпические нормы

21 Практическая работа: решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
22 Практическая работа: решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
23
24
25
26
27
28

Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание безударных гласных в корне слова
Употребление гласных О­Ё после шипящих и Ц. Правописание гласных и согласных в
приставках
Приставки ПРЕ­ и ПРИ­. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь.
Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения
Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения

29 Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения
30
31

Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения
Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения

32 Подготовка к написанию сочинения­ рассуждения
33 Контрольная работа: сочинение­ рассуждение на основе исходного текста
34 Контрольная работа: сочинение­ рассуждение на основе исходного текста
35
36
37

Морфология. Имя существительное как часть речи. Лексико­ грамматические разряды
существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных
Имя прилагательное как часть речи. Лексико­грамматические разряды имен прилагательных.
Правописание имен прилагательных.

38

39
40
41
42

43
44
45
46

47
48
49
50
51

52
53
54
55

Н – НН в суффиксах имен прилагательных
Имя числительное как часть речи. Лексико­грамматические разряды имен числительных.
Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен
числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Лексико­ грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений.
Глагол. Грамматические категории русского глагола. Трудные случаи орфографии:
правописание суффиксов глаголов.
Трудные случаи орфографии: правописание окончаний глаголов.
Практическая работа: решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий
Н – НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как глагольная форма. Образование и правописание деепричастий.
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния. Употребление
слов категории состояния в речи.
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ и их употребление.
Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Практическая работа: решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Практическая работа: решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Что такое итоговое сочинение?
Жанр итогового сочинения

57
58

Система аргументов в итоговом сочинении
Правила написания итогового сочинения
Практикум: написание фрагментов итогового сочинения

59

Контрольная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему

60
62
63
64
65
66
67
68

Контрольная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему
Речевое общение как форма взаимодействия людей
Речь как деятельность
Особенности восприятия чужого высказывания
Особенности восприятия чужого высказывания
Овладение речевыми стратегиями и тактиками (практикум)
Речевая ситуация. Моделирование видов речевого общения
Практикум: использование разных видов чтения и аудирования
Извлечение необходимой информации из различных источников

69
70

Практикум: составление тезисов учебно­научного текста
Практикум: составление конспекта учебно­научного текста

71

Практикум: комплексный лингвистический анализ текста

72
73

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров
Правила написания итогового сочинения

56

61

74
75
76

77

Самостоятельная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему
Самостоятельная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему
Выступление перед классом с докладом; представление проекта на лингвистическую тему
Культура речи как раздел лингвистики

78

Взаимосвязь языка и культуры

79

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи
Культура научного и делового общения
Культура разговорной речи

80
81

82
83

84
85

Практикум: составление официально­ деловых документов

86

Языковая норма и ее функции

87

Орфоэпические нормы

88

Лексические нормы

89

Грамматические нормы (морфологические)

90

Грамматические нормы (синтаксические)

91

Самостоятельная работа на тему «Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых
норм»

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

102

Стилистические нормы русского литературного языка
Промежуточная аттестация: тестирование в формате ЕГЭ
Промежуточная аттестация: тестирование в формате ЕГЭ
Анализ промежуточной аттестации
Трудные случаи орфографии: правописание безударных гласных (проверяемых,
непроверяемых, чередующихся) в корне слова.
Трудные случаи орфографии: правописание приставок.
Трудные случаи орфографии: правописание суффиксов различных частей речи.
Трудные случаи орфографии: слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Трудные случаи орфографии: слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Трудные случаи орфографии: Н и НН в суффиксах различных частей речи.
Повторение и обобщение изученного в
10 классе

11 класс (102 часа)
№
п\п
1
2
3
4

Тема урока
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Русский язык как объект научного изучения.
Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые­русисты и их работы.
Практическая работа: знакомство с демоверсией ЕГЭ по русскому языку текущего года; анализ
тестовых заданий.

6

Практическая работа: знакомство с демоверсией ЕГЭ по русскому языку текущего года; анализ
тестовых заданий.
Система языка, ее устройство и функционирование: синтаксис и пунктуация.

7

Основные принципы русской пунктуации.

8
9
10

Функции знаков препинания.

5

11
12

13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30

31
32

Самостоятельная работа: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ
Самостоятельная работа: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ
Подготовка к написанию итогового сочинения: знакомство с направлениями, критериями оценки,
требованиями к сочинению.
Подготовка к написанию итогового сочинения: композиционная структура сочинения­
рассуждения.
Подготовка к написанию итогового сочинения: формулировка тезиса, приведение литературных
аргументов
Практикум: подготовка к написанию итогового сочинения
Практикум: написание фрагментов итогового сочинения
Контрольная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему
Контрольная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему
Основные пунктуационные нормы русского языка: правила употребления тире.
Простое осложненное предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Обособленные определения. Знаки препинания в предложениях с обособленными и
необособленными определениями.
Обособленные приложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.
Обособленные обстоятельства. Знаки препинания в предложениях с обособленными
обстоятельствами.
Обособленные дополнения. Знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Практическая работа: решение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Самостоятельная работа: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ
Самостоятельная работа: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ
Подготовка к написанию итогового сочинения
Практикум: написание фрагментов итогового сочинения
Самостоятельная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему
Самостоятельная работа: сочинение­ рассуждение на заданную тему

33

Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте.

34

Обращения. Знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и
вставными конструкциями.
Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с
одним придаточным.

35
36
37
38

40

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.

41

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при диалоге.

42

Способы цитирования. Знаки препинания при цитатах.

43

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

44
45

Повторение и обобщение по теме «Пунктуационные нормы»
Самостоятельная работа: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ

46

Контрольная работа: тестирование в формате ЕГЭ

47

Контрольная работа: тестирование в формате ЕГЭ

48

Функциональные стили речи: научный, официально­деловой, публицистический.
Функциональные стили речи: разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства
разговорного языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для научного, публицистического, официально­делового стилей.

39

49
50
51

54
55
56

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности.
Основные жанры научного стиля.
Основные жанры публицистического стиля.
Основные жанры официально­ делового стиля.

57

Основные жанры разговорной речи.

52
53

59
60
61

Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально­смысловых типов, стилей и жанров
Создание текста сочинения КИМ ЕГЭ. Формулировка и комментарий проблемы.
Создание текста сочинения КИМ ЕГЭ. Комментарий сформулированной проблемы.
Создание текста сочинения КИМ ЕГЭ. Определение позиции автора текста.

62

Создание целостного текста сочинения КИМ ЕГЭ по русскому языку.

63

Создание целостного текста сочинения КИМ ЕГЭ по русскому языку.

64

Контрольная работа: сочинение КИМ ЕГЭ по русскому языку.

65

Контрольная работа: сочинение КИМ ЕГЭ по русскому языку.

66

Анализ сочинений

58

67
68
69

70
71

72
73

74
75

76
77
78
79
80
81
82

83

Литературный язык и язык художественной литературы.
Основные изобразительно­ выразительные средства языка.
Основные изобразительно­ выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста
Информационная переработка текста
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Самостоятельная работа: лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей языка.
Нормы литературного языка в речевой практике.
Варианты языковых норм.
Способы редактирования текстов.
Практикум: редактирование текстов.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники.
Использование этимологических словарей
Лексический анализ слов; лексическая норма.
Грамматические нормы.

84
85

Трудные случаи офрографии: правописание корней.
Трудные случаи орфографии: правописание приставок различных частей речи.

86

Трудные случаи орфографии: правописание суффиксов различных частей речи.
Трудные случаи орфографии: слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями
речи.
Трудные случаи орфографии: слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Трудные случаи орфографии: Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий.

87
88
89

90
91
92
93
94
95

96
97
98
99
100
101
102

Промежуточная аттестация: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ
Промежуточная аттестация: решение заданий тестовой части КИМ ЕГЭ
Анализ контрольной работы
Создание текста сочинения КИМ ЕГЭ. Формулировка и комментарий проблемы.
Создание текста сочинения КИМ ЕГЭ. Комментарий сформулированной проблемы.
Создание текста сочинения КИМ ЕГЭ. Определение позиции автора текста.
Практикум: создание целостного текста сочинения.
Практикум: создание целостного текста сочинения.
Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Трудные случаи пункутации: знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными
словами и вставными конструкциями.
Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Практикум: решение тестовых заданий КИМ ЕГЭ.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».