РП Литература 10-11 класс

11ри. [ожение
к ООП

О О ^ О У СО

\:\'ЖШ\ \
: IzyxwvutsrqponmlkjihgfedcbaZYXWVUTSRQPONMLKJ
„'р.кп //.\.(
У СОШ №9
Н.Л.Чернов
& 65 '0 1­08 04 26.08.2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

Литература
( I О­1 I к л а с с )
оа:ювый уровень

Рабочая программа «Литература» для 10­11 классов составлена в соответствии с ООП СОО
МБОУ СОШ № 9
Воспитательный потенциал уроков современной отечественной литературы выражается в
следующем:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках литературы
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета литература
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2.
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно­оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально­экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого­
направленной деятельности;
15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
− ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
− готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно­политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно­оздоровительной деятельностью;
− принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
− неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
− российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко­культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
− уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
− формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
− гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
− признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;

− мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
− интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
− готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
− приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
− готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
− принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
− способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
− формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
− развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
− мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно­техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
− экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально­экономических процессов на состояние природной и

социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого­направленной деятельности;
− эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
− положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально­
экономических отношений:
− уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
− осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
− готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческ
− ое отношение к разным видам трудовой деятельности;
− готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
− физическое, эмоционально­психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ­
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами ­ умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
− оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
− ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
− оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
− выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
− организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
− сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
− критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
− использовать различные модельно­схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
− находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
− выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

− выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
− менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
− осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
− при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
− координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
− развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
− распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты

Требования к результатам освоения
ООП СОО (ФГОС СОО)
1. сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них
в речевой практике;
2. владение навыками самоанализа и самооценки
на основе наблюдений за собственной речью;
3. владение умением анализировать текст с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации;
4. владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
5. знание содержания произведений русской и
мировой классической литературы, их историко­
культурного и нравственно­ценностного влияния
на формирование национальной и мировой;
6. сформированность представлений об
изобразительно­выразительных возможностях
русского языка;
7. сформированность умений учитывать
исторический, историко­культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа

Уточненные и конкретизированные
планируемые результаты освоения
учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
− демонстрировать знание произведений
русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
− в устной и письменной форме обобщать и
анализировать свой читательский опыт, а
именно:
− обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
− использовать для раскрытия тезисов своего
высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный
характер и требующие анализа;
− давать объективное изложение текста:
характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе

_______________________________________________________________________________________________________

художественного произведения;
8. способность выявлять в художественных
текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9. овладение навыками анализа художественных
произведений с учетом их жанрово­родовой
специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания;
10. сформированность представлений о системе
стилей языка художественной литературы.

сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние,
в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения; −
анализировать жанрово­родовой выбор
автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их
характеров; − определять контекстуальное
значение слов
и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки
зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической
значимости; − анализировать авторский
выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и
обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определенного
зачина и концовки произведения, выбор
между счастливой или трагической
развязкой, открытым или закрытым
финалом); − анализировать случаи, когда
для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо
заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира,
сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); −
осуществлять следующую продуктивную
деятельность:
− давать развернутые ответы на вопросы об
изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения,

_______________________________________________________________________________________________________

понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и
культурно­исторической эпохе (периоду);
− выполнять проектные работы в сфере
литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
– давать историко­культурный
комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное
произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного
развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное
произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись
художественного чтения; серию
иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в
мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и
мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в
том числе в сети Интернет;
– об историко­культурном подходе в
литературоведении;
– об историко­литературном процессе XIX и
XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах
литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые

_______________________________________________________________________________________________________

факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев,
ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и
отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы
с историческим периодом, эпохой.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс

10­11 классы

Введение. Русская литература второй половины ХІХ в.
Основные проблемы, характеристика поэзии, прозы, журналистики XIX века.
Поэзия середины и второй половины XIX века
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество поэта. Мир природы в лирике Тютчева. Стихотворения
«Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег», «Не то, что мните вы, природа…».
Личность и мироздание в лирике Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Silentium!», «День и ночь»,
«Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные селенья…», «Умом
Россию не понять…», «Нам не дано предугадать». Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И.
Тютчева. Стихотворения «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «О, как убийственно мы
любим...», «Певучесть есть в морских волнах…».
А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта. Тема любви в лирике Фета. Стихотворения «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Я пришел к тебе с приветом…». «Это утро, радость эта…», «Я
тебе ничего не скажу…». Природа и человек в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Еще майская
ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…», «На стоге сена ночью южной…». Предназначение поэта в
лирике А.А. Фета. «Как беден наш язык! Хочу и не могу…». Философская тема в творчестве А.А.
Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Одним толчком согнать ладью живую».
А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Стихотворения «Край
ты мой, родимый край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость
случайный…», «Средь шумного бала, случайно…».
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта. Народные характеры и типы в
некрасовской лирике. Стихотворения «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…»,
«Несжатая полоса», «Тройка».
«Муза мести и печали» в лирике Некрасова. Стихотворения «Блажен незлобивый поэт...»,
«Вчерашний день, часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…».
Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Стихотворение «Поэт и Гражданин».
Социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике. Стихотворения «Пророк»,
«Родина», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне светлого
праздника», «Памяти Добролюбова».
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Еѐ психологизм и бытовая конкретизация.
Стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие,
фольклорная основа, смысл названия. Проблематика поэмы. Анализ «Пролога». «Диалектика»
переломного времени. Анализ главы «Последыш». Стихия народной жизни и ее яркие представители
в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Анализ главы «Счастливые». Образ Савелия,
«богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Анализ главы

«Крестьянка». Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образ Гриши Добросклонова.
Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Реализм XIX века
А.Н. Островский. Жизнь и судьба драматурга. Пьеса «Женитьба Бальзаминова». Герои
пьесы, картины Москвы.
Пьеса «Гроза». Творческая история произведения. Изображение «затерянного мира» города
Калинова в драме. Анализ экспозиции и образной системы пьесы. Катерина и Кабаниха: два полюса
нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Второстепенные и
внесценические персонажи в «Грозе», их роль в пьесе. Смысл названия и символика пьесы А.Н.
Островского «Гроза».
«Гроза» в русской критике. (Н.А. Добролюбов статья «Луч света в темном царстве».
Д.И. Писарев статья «Мотивы русской драмы»).
Пьеса «Бесприданница». Идейный смысл пьесы.
И.А. Гончаров. Личность и творчество писателя. Замысел романной трилогии Гончарова и
его воплощение в романе «Обыкновенная история». Роман «Обломов». История создания романа.
Знакомство с главным героем. Истоки обломовщины. Идейно­композиционное значение главы «Сон
Обломова». Обломов и Штольц. Способы выражения авторской позиции в романе. Любовная тема в
романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).
Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа «Обрыв».
И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь писателя. Повесть «Первая любовь». Герои
повести и их прототипы. Воспитание чувств. Роман «Отцы и дети». Знакомство с героями и эпохой в
романе. Мир «отцов» в романе «Отцы и дети». Семейство Кирсановых. Идейные споры между
Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Любовная линия в романе. Образ Базарова. Трагизм
образа героя. Философские итоги романа. Смысл заглавия. Роль эпилога в романе. Автор и его герой.
Русская критика о романе. (Д.И. Писарев статья «Базаров». М.А. Антонович статья «Асмодей
нашего времени»).
И.С. Тургенев Роман «Дворянское гнездо». Обзор содержания произведения. Прототипы.
Ф.М. Достоевский. Жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды
писателя. Повесть «Записки из подполья»: обзор содержания.
Преступление и наказание». Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в
романе. Раскольников в мире «бедных людей». Композиционные особенности романа. Образ
Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники»
героя. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.
Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
М.Е. Салтыков­Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.
Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Сюжеты и проблематика сказок. Сатира на «хозяев
жизни» в сказках М.Е. Салтыкова­Щедрина. Сказки «Медведь на воеводстве» и «Дикий помещик».
Образ обывателя в сказке М.Е. Салтыкова­Щедрина «Премудрый пискарь».

Роман «История одного города». Общая проблематика произведения. Судьба глуповцев и
проблема финала «Истории…». «История одного города» – сатирическая летопись истории
Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Тема народа и
власти.
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество писателя. Лесков как мастер изображения русского быта.
«Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Иван Флягин – один из героев­
правдоискателей. Русский национальный характер в изображении Лескова.
Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художника­мыслителя,
его духовные искания. Пьеса «Живой труп»: герои, проблематика произведения.
Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. Человек и война в рассказах
цикла.
История создания и авторский замысел романа­эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Смысл
названия и жанр произведения. Критическое изображение высшего света в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир». Анализ сцен из первой и второй частей I тома. Испытание эпохой «поражений и
срама». Аустерлицкое сражение. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских,
Курагиных и Бергов. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. Анализ
эпизодов «Князь Андрей в Лысых Гора», «Князь Андрей в Шенграбенском сражении», «Князь
Андрей в Аустерлицком сражении», «Возвращение князя Андрея в Лысые Горы», «Встреча князя
Андрея с Пьером в Богучарове», «Встреча князя Андрея с дубом». Этапы духовного
самосовершенствования Пьера Безухова. Анализ избранных глав романа. Образ Наташи Ростовой и
другие женские образы романа. Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон. Уроки
Бородина. Анализ сцен Бородинского сражения. «Мысль народная» в романе. Народ и личность –
одна из главных проблем в романе­эпопее. Анализ ключевых эпизодов: совет в Филях, отъезд
Ростовых из Москвы, партизанские будни. Философский смысл образа Платона Каратаева. Роль
эпилога в романе.
Роман «Анна Каренина». Обзор содержания произведения.
А.П. Чехов. Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказы «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать
хочется». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам.
Трагикомедия «футлярной» жизни. Рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви». Отрицание автором бездуховной жизни. Рассказы «Дама с собачкой», «Попрыгунья».
Проблематика и поэтика рассказов 1890­х годов. Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека.
Рассказ «Студент». Нравственный смысл рассказа.
Пьеса «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Своеобразие образной системы и
конфликта комедии. Проблематика пьесы. Тема прошлого, настоящего и будущего России и ее
отражение в пьесе. Образ сада и философская проблематика пьесы.
Особенности драматургии А.П. Чехова. Пьесы «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня». Обзор.
Повторение. Обобщение материала историко­литературного курса 10 класса. Нравственные
уроки русской литературы XIX века.

11 класс
Введение
Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в ней драматических коллизий
отечественной истории.
Реализм XX века
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Основные мотивы. Органическая связь
поэта с жизнью природы. Стихотворения «Аленушка», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и
колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…», «Вечер», «Последний шмель», «Не устану
воспевать вас, звезды…». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний в рассказе И.А.
Бунина «Антоновские яблоки». «Господин из Сан­Франциско». Сюжет, композиция, проблематика,
смысл названия, символика произведения. Система образов. Тема любви в прозе И.А. Бунина.
«Легкое дыхание», «Тѐмные аллеи», «Митина любовь». Особенности восприятия любви
персонажами произведений И.А. Бунина. «Чистый понедельник». Проблематика рассказа.
Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои рассказа.
А.И. Куприн. Общая характеристика творчества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл
названия произведения и значение эпиграфа в понимании авторской позиции. Романтическое
изображение чувства главного героя. Смысл спора о бескорыстной любви.
Повесть «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества.
Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Символичность названия повести.
М. Горький. Личность. Творчество. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание
красоты и духовной мощи свободного человека в рассказе «Старуха Изергиль». Необычность героя­
рассказчика и персонажей рассказа­легенды.
Рассказ «Челкаш». Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и
Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Проблема героя в прозе писателя.
Тема поиска смысла жизни.
Пьеса «На дне» как социально­философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов.
Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и
Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе.
Модернизм конца XIX – ХХ века
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как своеобразный «русский
ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Символизм. Истоки русского символизма. Эстетические взгляды символистов.
А.А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы
Блока. Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в
церковном хоре…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Ветер принес издалека…»,
«Встану я в утро туманное…».

Идейно­образное своеобразие произведений А.А. Блока. Стихотворения: «Когда Вы стоите на
моем пути…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Мы встречались с тобой на закате…».
Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Стихотворения «В ресторане»,
«Незнакомка».
Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Стихотворения «Россия»,
«Рожденные в года глухие…», «На железной дороге».
Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течет,
грустит лениво...») и в стихотворении «Скифы». Стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам
маяться…», «Пушкинскому Дому».
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий
революции. Соотношение конкретно­исторического и условно­символического планов в поэме.
Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные
символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее
выражения в поэме.
В.Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие
решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть что­то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я».
К.Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...», «Камыши», «Слова­
хамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я – изысканность русской
медлительной речи...»
Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Истоки акмеизма. Связь поэтики
символизма и акмеизма.
Н.С. Гумилев. Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева. Героизация действительности в
поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Мир
образов Н.С. Гумилева. Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы»,
«Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы».
Футуризм. Эстетические взгляды поэтов­футуристов.
И. Северянин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений
Игорь­Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность
поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.
Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт­философ. Стихотворения «Бобэоби пелись губы…»,
«Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем

звездам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили
свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…».
Поэты, творившие вне литературных течений. Смысл поэзии И.Ф. Анненского.
Литература советского времени
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих
переживаний. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»,
«Сероглазый король». Темы любви и искусства в лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения:
«Вечером», «Все расхищено, предано, продано», «Когда в тоске самоубийства», «Я научилась
просто, мудро жить…», «Мне ни к чему одические рати…», «Муза» («Когда я ночью жду еѐ
прихода»), «Перед весной бывают дни такие…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Широк и
желт вечерний свет…». Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Стихотворения «Не с
теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Мужество».
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней
личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме «Реквием». Победа
исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы
С.А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Традиции А. С. Пушкина и
А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная!..»,
«Русь Советская», «Я последний поэт деревни…». Ранняя лирика А.С. Есенина. Предельная
искренность и глубокий лиризм стихотворений «Письмо матери», «Да! Теперь решено. Без
возврата…». Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке». Любовная лирика Есенина «Шаганэ ты моя,
Шаганэ...», «Письмо к женщине». Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике
поэта. «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу...», «До свиданья, друг мой, до
свиданья!..».
Роман в стихах «Анна Снегина» как лироэпическая «поэма итогов». Мотив Красоты в
произведении.
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Стихотворение «Юбилейное». «Левый марш». «Товарищу Нетте, пароходу и
человеку». Новаторство Маяковского. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Особенности любовной
лирики В.В. Маяковского. Стихотворения «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно». Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени.
Стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», «Нате!», «Сергею Есенину». Сатирические
образы в творчестве Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся».
Поэма «Облако в штанах». Темы любви, искусства, религии в поэме Маяковского.
М.И. Цветаева. Вехи трагической жизни. Поэзия Цветаевой – лирический дневник эпохи и
история сотворения себя. Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения: «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Генералам двенадцатого
года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на
глазах…».Основные темы творчества Цветаевой. «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»).
Тема дома – России в поэзии Цветаевой. Стихотворение «Тоска по родине! Давно…». Конфликт

быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог­исповедь. Стихотворения:
«Идешь, на меня похожий…», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…»
О.Э. Мандельштам. Философичность лирики поэта. Исторические и литературные образы в
поэзии Мандельштама. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я не
слыхал рассказов Оссиана…», «Нет, никогда ничей я не был современник…». Представление о поэте
как хранителе культуры. Стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в
мой город, знакомый до слез», «Мы живем, под собою не чуя страны…».
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака.
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне
хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы.
Стихотворения «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»,
«Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…».
Роман «Доктор Живаго» История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие
романа. Тема революции и интеллигенции в романе. Соединение эпического и лирического начала в
произведении.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Записки юного врача». Роман «Мастер
и Маргарита». История создания и публикации романа. Композиция романа и его проблематика.
Судьба художника в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. «Нечистая сила» в
романе. Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Поиск истины и проблема
нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га­Ноцри в романе М.А. Булгакова.
Тема дома и революции в пьесе «Дни Турбиных»
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном мире»,
«Сокровенный человек». «Непростые» простые герои Платонова. Самобытность языка и стиля
писателя.

Дона».

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Книга рассказов «Донские рассказы» как пролог «Тихого

Роман­эпопея «Тихий Дон» История создания романа. Широта эпического повествования.
Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского
казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны
как общенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные»
темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Женские образы. Функция пейзажа
в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа.
М.М. Зощенко. Смешное и серьѐзное в рассказах «Баня», «Жертва революции», «Нервные
люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза»,
«Диктофон». Своеобразие зощенковского героя­сказчика.
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Продолжение темы народного праведничества в
рассказе «Матренин двор». Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной.

Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты) как летопись страданий. Статья «Жить не по лжи»: темы,
проблематика, пафос.
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги «Колымские рассказы».
Рассказы Шаламова – репортажи из ада. Гуманизм автора. Рассказы: «На представку», «Серафим»,
«Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева», «Сгущенное молоко».
В. М. Шукшин. Рассказы: «Забуксовал»,«Верую», «Крепкий мужик». Изображение народного
характера и картин народной жизни в рассказах.
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Философская лирика поэта. Стихотворения «Вся суть
в одном­единственном завете…», «О сущем». Тема памяти в лирике Твардовского. Стихотворения
«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
Н.М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи»
И.А. Бродский. Судьба И. Бродского. Образно­стилистическое своеобразие поэзии И.
Бродского. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя
в клетку…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта.
Проза второй половины XX века
В.В. Быков. Повесть «Сотников». Проблема нравственного выбора в повести.
Драматургия второй половины XX века
А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов
в пьесе. Психологизм пьесы.
Поэзия второй половины ХХ века
Е.А. Евтушенко. Основные мотивы лирики. Гражданственность стихов поэта. Стихотворения
«Карьера», «Граждане, послушайте меня», «Наследники Сталина», «Хотят ли русские войны»,
«Гражданственность – талант нелѐгкий».
Р.И. Рождественский. Мотивы гражданской лирики поэта. Простота, романтичность,
сентиментальная «философичность» произведений Рождественского. Баллады: «Огромный город»,
«Баллада о спасенном знамени», поэма «Реквием».
Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Воплощение
жизни обычных людей в поэзии Окуджавы.

Современный литературный процесс
Обзор литературы последних десятилетий. Основные тенденции современного литературного
процесса. Обзор.
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы.
Владимир Маканин. «Кавказский пленный».

Мировая литература
Э.М. Ремарк. Роман «Три товарища» – и произведение о потерянном поколении.
Гуманистическая направленность произведения.
Повторение. Повторение по теме «Литературный процесс первой половины XIX века».
Современная литературная ситуация: реальность и перспектива.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (102 часов)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема урока
Основные проблемы, характеристика поэзии, прозы, журналистики XIX века
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество поэта. Мир природы в лирике Тютчева
Личность и мироздание в лирике Тютчева
Личность и мироздание в лирике Тютчева
Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И. Тютчева
А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта. Тема любви в лирике Фета
Природа и человек в лирике А.А. Фета
Предназначение поэта в лирике А.А. Фета
Философская тема в творчестве А.А. Фета
Контрольная работа по теме «Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»
Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого
Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта. Народные характеры и типы в некрасовской
лирике
«Муза мести и печали» в лирике Н.А. Некрасова
Гражданские мотивы в лирике Н.А. Некрасова
Социальные и гражданские мотивы в лирике Н.А. Некрасова
Социальные и гражданские мотивы в лирике Н.А. Некрасова
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое
своеобразие, фольклорная основа, смысл названия
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Диалектика» переломного времени
Стихия народной жизни и ее яркие представители в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо».
Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны в поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Проверочная работа по теме «Творчество Н.А. Некрасова»
Жизнь и судьба А.Н. Островского. Пьеса «Женитьба Бальзаминова»
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Творческая история произведения. Изображение города Калинова в

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

драме
А.Н. Островский. «Гроза». Катерина и Кабаниха
А.Н. Островский. «Гроза». Трагедия совести в пьесе
Второстепенные и внесценические персонажи в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Смысл названия и символика пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике
Идейный смысл пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
Проверочная работа по теме «Творчество А.Н. Островского»
И.А. Гончаров. Личность и творчество писателя. Романная трилогия Гончарова
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания романа
Что такое обломовщина (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Обломов и Штольц. (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Любовная тема в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Роман И.А. Гончарова «Обрыв». Обзор
Контрольная работа по теме «Творчество И.А. Гончарова»
И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь писателя. Повесть «Первая любовь»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Знакомство с героями и эпохой в романе
Базаров и Кирсановы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Практическая работа: анализ эпизода из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Философские итоги романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Русская критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Обзор
Самостоятельная работа по теме «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Самостоятельная работа по теме «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский. Жизнь, судьба писателя. Повесть «Записки из подполья»
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников в мире «бедных людей»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образ Раскольникова и его теория
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников и Соня Мармеладова
Практическая работа: анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Обзор
Контрольная работа по теме «Творчество Ф.М. Достоевского»
М.Е. Салтыков­Щедрин. Жизнь и творчество великого сатирика. Цикл «Сказки для детей изрядного
возраста»
Сатира на «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова­Щедрина
Образ обывателя в сказках М.Е. Салтыкова­Щедрина
Проблематика романа М.Е. Салтыкова­Щедрина «История одного города»
Роман М.Е. Салтыкова­Щедрина «История одного города» – сатирическая летопись истории
Российского государства
Роман М.Е. Салтыкова­Щедрина «История одного города» – сатирическая летопись истории
Российского государства
Проверочная работа по теме «Творчество М.Е. Салтыкова­Щедрина»
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество писателя. «Очарованный странник».
Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина, его внешняя и духовная биография
Самостоятельная работа по теме «Очарованный странник» Н.С. Лескова»
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя
Пьеса Л.Н. Толстого «Живой труп». Обзор
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого
История создания и авторский замысел романа­эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Смысл названия
и жанр произведения
Критическое изображение высшего света в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Испытание эпохой «поражений и срама». Аустерлицкое сражение в
изображении Л.Н. Толстого
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Практическая работа: анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова
Образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой. «Война и мир». Бородинское сражение в изображении Л.Н. Толстого
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Эпилог романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Промежуточная аттестация: комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ
Промежуточная аттестация: комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ
А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется»
Рассказы А.П. Чехова о «футлярной» жизни: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Рассказы А.П. Чехова «Дама с собачкой», «Попрыгунья»
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч»
Рассказ А.П. Чехова «Студент»
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Образ сада и философская проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Особенности драматургии А.П. Чехова
Самостоятельная работа по теме «Творчество А.П. Чехова»
Самостоятельная работа по теме «Творчество А.П. Чехова»
Повторение
Нравственные уроки русской литературы XIX века

11 класс (102 часа)
№
п\п
1

2
3

Тема урока
Сложность и самобытность русской литературы ХХ века
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики И.А. Бунина

10

Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан­ Франциско»
Тема любви в прозе И.А. Бунина.
Мир ушедшей Москвы в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»
А.И. Куприн. Общая характеристика творчества. Повесть «Гранатовый браслет»
Смысл спора о бескорыстной любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Повесть А.И. Куприна «Поединок». Обзор
Контрольная работа по теме «Творчество И.С. Бунина и А.И Куприна»

11

М. Горький. Личность. Творчество. Романтизм ранних рассказов М.Горького

4

5
6
7
8

9

12 Рассказ М. Горького «Челкаш»
13 Пьеса М. Горького «На дне» как социально­философская драма
14 Система образов в пьесе М. Горького «На дне»

15 Проблема счастья в пьесе М. Горького «На дне»
16 Проверочная работа по теме «Творчество М. Горького»
17 Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века
18 А.А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока
19
20

Идейно­образное своеобразие произведений А.А. Блока
«Страшный мир» в творчестве А.А. Блока

21 Тема Родины в творчестве А.А. Блока
22

Тема исторического пути России в творчестве А.А. Блока

23

Авторский опыт осмысления событий революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: сюжет, герои, своеобразие композиции
Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: образ Христа и смысл финала поэмы
26 Проверочная работа по теме «Творчество А.А. Блока».

24
25

27 Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова
28 Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта
29

Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Н.С. Гумилев – поэт­акмеист

30 Основные темы и мотивы лирики Н.С. Гумилева
31 Мир образов Н.С. Гумилева
32 Эстетические взгляды поэтов­футуристов. Основные темы и мотивы поэзии И. Северянина
33 Слово в художественном мире поэзии В.В.Хлебникова
Практическая работа: анализ лирического стихотворения И. Северянина, В. Хлебникова, Н.
34 Гумилева
35 Смысл поэзии И.Ф. Анненского
36

Контрольная работа по теме «Модернизм конца XIX – ХХ века»

37

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих
переживаний

38 Темы любви и искусства в лирике А.А. Ахматовой
39 Патриотизм и гражданственность поэзии А.А. Ахматовой
40 Личная трагедия и народное горе в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы А.А. Ахматовой
41 «Реквием»
42

Самостоятельная работа по теме «Творчество А.А. Ахматовой»

43

С.А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

44 Тема родины в поэзии С.А. Есенина
45

Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений С.А. Есенина
46 Любовная лирика С.А. Есенина

47
48

49

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике С.А. Есенина
Роман в стихах С.А. Есенина «Анна Снегина» как лироэпическая «поэма итогов»
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Поэт и революция

50 Новаторство Маяковского
51 Особенности любовной лирики В.В. Маяковского
52 Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В.В. Маяковского
Темы любви, искусства, религии в поэме В.В. Маяковского «Облако в
53 штанах»
54

Самостоятельная работа по теме «Творчество С.А. Есенина и В.В. Маяковского»

55

М.И. Цветаева. Вехи трагической жизни. Своеобразие поэтического стиля. М.И. Цветаевой

56 Основные темы творчества . М.И. Цветаевой
57 Тема дома – России в поэзии. М.И. Цветаевой
58

Поэзия как напряженный монолог­исповедь в произведениях М.И. Цветаевой

59

Практическая работа: анализ лирического стихотворения М.И. Цветаевой

60

О.Э. Мандельштам. Философичность лирики поэта

61

Представление о поэте как хранителе культуры в лирике О.Э. Мандельштама

62 Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака
63 Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака
64
65
66

Соединение эпического и лирического начала в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Самостоятельная работа по теме «Творчество О.Э. Мандельштама и Б.Л. Пастернака»
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Записки юного врача». Обзор

67

Композиция романа и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

68

Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

69

Изображение любви как высшей духовной ценности в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»

70
71

Проблема милосердия, всепрощения, справедливости в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Тема дома и революции в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных»

72

Контрольная работа по теме «Творчество М.А. Булгакова»

73 А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Самобытность языка и стиля писателя
74 «Непростые» простые герои А.П. Платонова
75 М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Книга рассказов «Донские рассказы» как пролог «Тихого
Дона»

77

Система образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М.А. Шолохова «Тихий
Дон»

78

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни

79

Художественное своеобразие романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

80

Самостоятельная работа по теме «Творчество М.А. Шолохова».

76

81 Смешное и серьѐзное в рассказах М.М. Зощенко
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести А.И. Солженицына «Один день Ивана
82 Денисовича»
83

Тема народного праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

84

Роман А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг» (фрагменты) как летопись страданий

85

Самостоятельная работа по теме «Творчество А.И. Солженицына»

Рассказы В.Т. Шаламова из книги «Колымские
86 рассказы» – репортажи из ада
87 Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В.М. Шукшина
88 Философская лирика А.Т. Твардовского
89 Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского
90

Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова

91
92

Образно­стилистическое своеобразие поэзии И.А. Бродского
Промежуточная аттестация: комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ

93

Промежуточная аттестация: комплексная контрольная работа в формате ЕГЭ

94

Проблема нравственного выбора в повести. В.В. Быкова «Сотников»

95

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»

96 Основные мотивы лирики Е.А. Евтушенко

97
98

Мотивы гражданской лирики Р.И. Рождественского
Воплощение жизни обычных людей в поэзии Б. Окуджавы

Современный литературный процесс
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной
100 прозы. Владимир Маканин. «Кавказский пленный»
99

101

Э.М. Ремарк. Роман «Три товарища» – и произведение о потерянном поколении

102 Итоговый урок

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».