РП Биология 10-11 класс

I [рнложение

к ООП СОрАПЮУ СОШ №9
УП

! 1А

V

:\.<\ккпМ\­\У.{ >У СОШ. .N'9
'

Л.Чернов
65/01­08 от 26.08.20

' 1$

" 'вв0131'­
,

г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

Бпологни
(10­11 к л а с с )
базовый уровень

Рабочая программа по биологии является приложением к основной образовательной
программе среднего общего образования МБОУ СОШ №9.
Воспитательный потенциал уроков биологии выражается в следующем:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
биологии явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
биология через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в средней школе являются
следующие:
­ реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
­ признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;

­ сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания
в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами,
связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в средней школе
являются:
Регулятивные УУД:
­ самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
­ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
­ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
­ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
­ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
­ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
­ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
­ искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
­ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
­ использовать различные модельно­схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
­ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
­ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
­ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
­ менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
­ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
­ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
­ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

­ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
­ распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
­ представление о роли и месте биологии в современной научной картине мира;
понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
­ владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции;
­ уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
­ владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение
наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
­ умение объяснять результаты биологических экспериментов; решение элементарных
биологических задач;
­ формирование собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки
(белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя
закономерности
изменчивости;
сравнивать
наследственную
и
ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации
организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических
веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной
схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание учебного предмета "биология" для 10 ­ 11 классов.
Базовый уровень

Биология 10 класс
Биология как наука. Методы научного познания
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы:
уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль
биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины
мира. Методы познания живой природы.

Клетка
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден И Т. Шванн). Клеточная
теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и
организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные
клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель
наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген.
Генетический код.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под
микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и
животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое
размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития
организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики.
Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.
Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм
человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их
причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование человека).
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей
человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в
окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный
организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач;
анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Биология 11 класс

Вид
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка,
эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида,
единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая
теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого
развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых
организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому
критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни и человека.

Экосистемы
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная
структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых
организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их
решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в
природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в
экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);
сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности;
исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение
экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Наименование темы
10 КЛАСС
Биология как комплекс наук о живой природе (2 часа)
История развития биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живой материи. Биологические системы как предмет
изучения биологии. Входная контрольная работа
Структурные и функциональные основы жизни (12 часов)
История изучения клетки. Клеточная теория
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Органические вещества. Липиды
Углеводы. Белки.
Нуклеиновые кислоты.
АТФ и другие органические соединения
Клеточная теория. Эукариотическая клетка. Органоиды клетки – мембрана,
цитоплазма, ЭПС, комплекс Гольджи
Рибосомы, митохондрии, лизосомы, пластиды, органоиды движения
Клеточное ядро. Хромосомы
Прокариотическая клетка
Реализация наследственной информации в клетке
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Организм (18 часов)
Жизнедеятельность и регуляция функций организма
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез*
Биосинтез белка*
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
Бесполое размножение
Половое размножение
Образование и развитие половых клеток. Мейоз
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
Генетика. Г.Мендель – основоположник генетики
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Хромосомная теория наследственности
Современные представления о гене и геноме. Генетика пола

31
32
33
34

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Изменчивость: наследственная и ненаследственная
Итоговая контрольная работа
Генетика и здоровье человека.
Доместикация и селекция. Биотехнологии
11 КЛАСС
Теория эволюции (12 часов)
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
Синтетическая теория эволюции
Вид, его критерии.
Популяции. Генетический состав популяции. Изменения генофонда популяции.
Борьба за существование и её формы. Входная контрольная работа
Естественный отбор и его формы.
Адаптации
Видообразование.
Макроэволюция, её доказательства.
Система растений и животных – отображение эволюции
Главные направления эволюции органического мира
Теория эволюции – контрольная работа
Развитие жизни на Земле (7 часов)
Гипотезы о происхождении жизни.
Эволюция биосферы
Основные этапы развития жизни на Земле
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза
Движущие силы антропогенеза. Прародина человека.
Расы и их происхождение
Развитие жизни на Земле – обобщающий урок
Организмы и окружающая среда (12 часов)
Экология как наука
Среда обитания организмов. Абиотические факторы
Биотические факторы среды
Экологические сообщества. Структура экосистем
Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи.
Устойчивость и динамика экосистем
Влияние загрязнений на живые организмы. Разнообразие экосистем
Экосистема. Среда обитания организмов, факторы среды – контрольная работа
Биосфера
Закономерности существования биосферы.
Итоговая контрольная работа (ВПР)
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование
Антропогенные изменения в биосфере
Основы рационального природопользования.

* ­ темы для детей ОВЗ в ознакомительном порядке

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».