РП Обществознание 10-11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

Обществознание
(10­1 1 к л а с с )
б а з о в ы м уровень

Рабочая программа по обществознанию является приложением основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ СОШ №9
1. Воспитательный потенциал урока
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2. Планируемые результаты освоения предмета «Обществознание»
Методической основой преподавания обществознания на ступени среднего
(полного) общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный
подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов посредством организации активной познавательной
деятельности обучающихся.
Личностными результатами изучения курса Обществознания на данном
этапе обучения являются:

1) складывание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения курса Обществознания на базовом
уровне представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее
УУД).
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
На предметном уровне в результате освоение курса Обществознания на базовом уровне обучающиеся научатся:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

3. Содержание учебного предмета «Обществознание» 10 – 11 классы
Базовый уровень

Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры:
народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные
функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы
мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира.
Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.
Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир
человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и
предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость
и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие
и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность
общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы
глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый
рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи,
функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое
поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в
экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции
налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный

бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП
и ВНП - основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное
разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой
рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные
экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.

Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся
поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные
объединения и организации в Российской Федерации.

Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское
общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология
общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.

Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская
служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность
за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую
среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право.
Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на
результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и

условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость
и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму
в Российской Федерации.
Поурочно - тематическое планирование по курсу «Обществознание»
10 класс

№
урока
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема урока

Цели и задачи обществознания
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Входная контрольная работа
Взаимосвязь общества с природой, культурой и наукой
Общество - динамическая система
Социальные институты
Многовариативность общественного развития
Проблемы общественного развития
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Личность
Деятельность человека
Виды деятельности
Познание
Многообразие человеческого знания
Что такое свобода
Свободное общество
Процессы глобализации
Глобальная информационная экономика
Международный терроризм
Противодействие терроризму
Человек в обществе.
Духовная культура общества
Многообразие культур
Духовный мир личности
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мораль
Выбор между добром или злом
Наука
Образование
Религия как общественный институт
Религиозные организации в современной России
Искусство

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8

Современное искусство
Массовая культура
Средства массовой информации
Общество как мир культуры
Теории происхождения права
Взаимосвязь естественного и позитивного права
Право и его признаки
Система права
Источники права
Нормативно­правовые акты
Правоотношение и правонарушение
Юридическая ответственность
Правосознание
Правовая культура и правомерное поведение
Гражданство
Обязанности гражданина
Гражданские правоотношения
Защита гражданских прав
Семейное право
Права и обязанности членов семьи
Трудовые правоотношения
Занятость населения. Социальные гарантии
Экологическое право
Способы защиты экологического права
Правовая сфера государства
Процессуальные отрасли права
Судопроизводство
Конституционное судопроизводство
Принципы и основные стадии судопроизводства
Международная защита прав человека
Международные преступления и правонарушения
Правовая база противодействия терроризму в РФ
Органы власти, противодействующие терроризму
Обществознание 10 класс.
Человек в XXI веке
Человек и ценности современного общества
Ученическая конференция
11 класс
Тема урока

Роль экономики в жизни общества
Экономика: наука и хозяйство. Входная контрольная работа
Экономическая деятельность и ее измерители
Экономический рост
Экономическое развитие
Рыночная экономика
Законы спроса и предложения
Конкуренция и монополия

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Фирма в экономике
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль
Менеджмент и маркетинг
Предпринимательство
Финансовый рынок и его институты
Рынок ценных бумаг
Источники финансирования бизнеса
Создай свою фирму. Урок-практикум
Экономка и государство
Налоговая система
Бюджетная политика государства
Денежно-кредитная политика государства
Виды, причины и последствия инфляции
Влияние инфляции на семейную экономику
Рынок труда
Безработица: причины и виды
Мировая экономика
Глобальные проблемы экономики
Экономическая культура
Поведение участников экономической деятельности
Экономическая жизнь общества
Социальная структура общества
Социальное неравенство
Социальная мобильность
Социальные нормы
Социальный контроль
Девиантное поведение
Нации и межнациональные отношения
Россия – многонациональное общество и единый народ. Урок-практикум
Семья в современном обществе
Распределение ролей в семье
Гендерные стереотипы и роли
Гендерные отношения в современном обществе
Молодежь в современном обществе
Молодежные субкультуры
Различные молодежные объединения
Демографическая ситуация в современной России
Что такое современная семья
Социальная сфера
Политика и власть
Политические отношения
Политическая система
Политические режимы
Сущность правового государства
Гражданское общество
Местное самоуправление
Выборы: избирательные системы
Политические партии
Партийные системы

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Политическая элита и лидер
Современные политические идеологии
Политическая психология сознание
Политический процесс
Политическая культура
Общество – как объект изучения различных гуманитарных наук
Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Урокпрактикум
Россия и мир. Особенности современного развития
Социальное развитие современной России, мира, нашего региона. Урокпрактикум
Взгляд в будущие

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».