РП Родной язык 10-11 класс (1)

ГI р 11. южение

к ООП С 0 0 МНБОУ СЮШ №9
У'П',ЕРЩЩ\
р е к т о | Ш № V СО И I № 9
( Г.Л Черно;'
. / / . У 65 (1­03 01 26.08.20211

а,­,»',

/*2> •

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА У Ч Е Б Н О Г О ПРЕДМЕТА

Родион я з ы к (русский)
(Ю­П

класс)

оа И)выII у р о в е н ь

Рабочая программа «Родной язык» для 10­11 классов составлена в соответствии с
ООП СОО МБОУ СОШ № 9
Воспитательный потенциал
уроков современной отечественной литературы
выражается в следующем:
•
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
родного языка явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
родной язык через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:

1

–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных

жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно­политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко­культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
2

–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно­

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно­техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным

богатствам России и мира; понимание влияния социально­экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого­направленной
деятельности;
–

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству

собственного быта.
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
3

–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения

со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
4

–

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,

народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
–
тексты

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
определенной

функционально­смысловой

принадлежности

(описание,

повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

–

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и

выбранного профиля обучения;
–

правильно

использовать

лексические

и

грамматические

средства

связи

предложений при построении текста;
–

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с

функционально­стилевой принадлежностью текста;
–

сознательно использовать изобразительно­выразительные средства языка при

создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
–

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,

ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
–

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и

второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
–

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в

текстовый формат;
–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного

выступления;
–

соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать

в

речевой

практике

основные

орфоэпические,

лексические,

грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

–

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и

письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
–

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть

взаимосвязь между ними;
5

–

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,

использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о

богатстве и выразительности русского языка);
–

отличать

язык

художественной

литературы

от

других

разновидностей

современного русского языка;
–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного

выражения мысли и усиления выразительности речи;
–

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского

языкознания;
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с

правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и

неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать

и анализировать полученную информацию;
–

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального

стиля;
–

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные

тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в

том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно­

научной и официально­деловой сферах общения;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе

знаний о нормах русского литературного языка;
–

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения

словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в

том числе художественной литературы).
–

Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
6

–

рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть

взаимосвязь между ними;
–

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения

правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о

богатстве и выразительности русского языка);
–

отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей

современного русского языка;
–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного

выражения мысли и усиления выразительности речи;
–

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского

языкознания;
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с

правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и

неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать

и анализировать полученную информацию;
–

оценивать стилистические ресурсы языка;

–

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального

стиля;
–

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные

тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в

том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно­

научной и официально­деловой сферах общения;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе

знаний о нормах русского литературного языка;

7

–

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения

словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
–

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в

том числе художественной литературы).
–

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

–

выделять и описывать социальные функции русского языка;

–

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями

языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
–

анализировать

языковые

явления

и

факты,

допускающие

неоднозначную

интерпретацию;
–

характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского

языка;
–

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде

доклада, статьи, рецензии, резюме;
–

проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его

функционально­стилевой и жанровой принадлежностью;
–

критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический

текст;
–

выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

–

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

–

использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского

языка;
–

проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

–

редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе

знаний о нормах русского литературного языка;
–

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей

и культуры речи.
Содержание учебного предмета «Родной язык»
10 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.) Язык и общество. Родной язык, литература и
культура. Язык и история народа. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный
рост словарного состава языка.
8

Раздел 2. Культура речи (6ч.) Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая
избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка. Речевой этикет Этика и этикет в
электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч.) Язык и речь. Виды речевой
деятельности. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства.
Понятие

эффективности

речевого

общения.

Оратория:

мастерство

публичного

выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной
речи. Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции
метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и
убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Риторика
остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика
делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (4 ч.) Язык и речь. Язык и художественная литература.
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая
работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о
разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (8ч.) Основные орфоэпические нормы современного
русского

литературного

языка.

Написания,

подчиняющиеся

морфологическому,

фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа творчества». Морфологические нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Синтаксические
нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных
предложений. Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого
этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения.
Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч). Речевые жанры
монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры
диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Текст как
единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы
изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки.
9

Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 класс
№
Тема
Количест
во часов
Язык и общество. Родной язык, литература и культура.
1.
1
Язык и история народа.
2.
1
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и
3.
1
отношениях единиц разных уровней языка.
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
4.
1
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка.
5.
1
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
6.
1
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
7.
1
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
8.
1
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
9.
1
10. Основные грамматические нормы современного русского литературного
1
языка.
11. Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное
1
речевое поведение в ситуациях делового общения.
12. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные риторические категории
1
и элементы речевого мастерства.
13. Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного
1
выступления. Принципы подготовки к публичной речи.
14. Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические
1
функции метафоры, сравнения, антитезы.
15. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия
1
и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
16. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в
1
публичной речи.
17. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
1
11 класс
№

Тема

Количест
во часов
1
1

1.
2.

Язык и речь. Язык и художественная литература.
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.

3.

Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой
рыцарь»).
Н. Помяловский о разнообразии языка.

1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

1
1

4.
5.
6.
7.

10

1

1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова
и ее сочетаемости с другими формами.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений.
Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в деловом общении.
Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в
деловом общении.
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация.
Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия,
политические дебаты.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект.
Выписки. Реферат. Аннотация.
Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

11

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».