РП Наследственность и законы в биологии 10-11 класс

Приложение
к ООП СОО МБОУ СОШ №9
приказ №65/1zyxwvutsrqponmlkjihgfedcbaZYXW
/6^­08 от 28.08.2020г

//
УТВЕРЖДЕНА
директор/МБОУ СОШ №9
М Е.А.Чернов
приказ № 65/1/01­08 от 28.08.2020г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наследственность и законы в биологии
(10­11 класс)
базовый уровень

Рабочая программа по наследственности и законам в биологии является приложением
к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №9
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Наследственность и законы
в биологии»
Предметные результаты
­ формирование представлений о генетике как комплексной науке, о значимости генетики
в развитии цивилизации и современного общества;
­ формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и
функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки
растений;
­ овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в высших и средних учебных заведениях, изучение смежных дисциплин,
применение в повседневной жизни;
­ актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии
деятельности человека на природу;
­ умение решать биологические задачи разной степени сложности;
­ умение самостоятельно осуществлять поиск биологической информации в различных
источниках.
Личностные результаты
­ формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к
саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению индивидуальной траектории образования;
­ знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
­ формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
­ формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской
ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
­ воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
­ формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
­ развитие интереса к биологическим исследованиям.
Метапредметные результаты
­ овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и
анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
­ умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества,
работать индивидуально и в группе;

­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
­ развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса;
­ формирование умений работать с различными источниками информации: печатными
изданиями, научно­популярной литературой, справочниками, ЭОР; формирование ИКТ­
компетенции;
­ развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм,
таблиц, схем;
­ формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения
дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие
коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в
коллективе.
III. Содержание курса
Генетика и современность (5 ч.)
Международный проект «Геном человека». Методы изучения генетики человека.
Механизмы наследования различных признаков у человека. Достижения и перспективы
развития медицинской генетики. Генотип как целостная система взаимодействующих
генов.
Менделеевская генетика (10 ч).
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и
возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический
характер наследования.
Взаимодействие генов (4 ч).
Взаимодействие
аллельных
генов.
Взаимодействие
неаллельных
генов:
комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
Практическая работа: решение задач на взаимодействие генов.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).
Варианты определения пола.
признаков, сцепленных с полом.

Хромосомное

определение

пола.

Наследование

Практическая работа: решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого
распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты.
Группы сцепления и хромосомы.
Практическая работа: решение задач на сцепленное наследование генов.
Анализ родословных (6 ч).
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения
родословной. Типы наследования признаков: аутосомнодоминантный, аутосомно­
2

рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y –
сцепленный или голандрический. Генеалогические древа семей с распространенными
наследственными заболеваниями. Родословные древа известных людей.
Практическая работа: решение задач по теме: «Анализ родословных».
Наследственность и законы в биологии (1 ч)
Обобщающий урок по курсу «Наследственность и законы в биологии».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
п/п
1
2
3

4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

Наименование темы

Содержание

Генетика и современность (5 ч)
Международный проект «Геном Международный проект «Геном человека».
человека»
Методы изучения генетики
Методы изучения генетики человека.
человека
Механизмы наследования
Механизмы наследования различных
различных признаков у
признаков у человека.
человека
Достижения и перспективы
Достижения и перспективы развития
развития медицинской генетики медицинской генетики.
Генотип как целостная система Генотип
как
целостная
система
взаимодействующих генов
взаимодействующих генов.
Менделеевская генетика (10 ч)
Моногибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание
Полное доминирование
Полное доминирование
Неполное доминирование
Неполное доминирование
Анализирующее скрещивание
Анализирующее скрещивание
Возвратное скрещивание
Возвратное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Полигибридное скрещивание
Полигибридное скрещивание
Статистический характер
Статистический характер наследования
наследования
Статистический характер
Статистический характер наследования
наследования
Взаимодействие генов (4 ч)
Взаимодействие аллельных
Взаимодействие аллельных генов.
генов
Взаимодействие неаллельных
Взаимодействие
неаллельных
генов:
генов: комплиментарность,
комплиментарность,
эпистаз,
полимерия,
эпистаз, полимерия,
плейотропия
плейотропия
3

18
19

20
21
22
23

24

25
26
27

28
29

30

31

32
33

24

Модифицирующее действие
генов.
Решение задач на
взаимодействие генов

Модифицирующее действие генов

Практическая работа: решение задач на
взаимодействие генов
Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч)
Варианты определения пола
Варианты определения пола
Хромосомное определение пола Хромосомное определение пола
Наследование признаков,
Наследование признаков, сцепленных с полом
сцепленных с полом
Решение задач на наследование Практическая работа: решение задач на
признаков, сцепленных с полом наследование признаков, сцепленных с полом.
Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч)
Хромосомная теория
Хромосомная
теория
наследственности.
наследственности. Поведение
Поведение хромосом как основа независимого
хромосом как основа
распределения.
независимого распределения
Сцепление. Кроссинговер и
Сцепление. Кроссинговер и частота
частота рекомбинаций
рекомбинаций
Генетические карты. Группы
Генетические карты. Группы сцепления и
сцепления и хромосомы
хромосомы
Решение задач на сцепленное
Практическая работа: решение задач на
наследование генов
сцепленное наследование генов
Анализ родословных (6 ч)
Генеалогический метод и его
Генеалогический метод и его этапы
этапы
Правила составления
Правила составления графического
графического изображения
изображения родословной
родословной
Типы наследования признаков
Типы наследования признаков:
аутосомнодоминантный, аутосомно­
рецессивный, рецессивный Х – сцепленный,
доминантный Х – сцепленный, Y –
сцепленный или голандрический.
Генеалогические древа семей
Генеалогические древа семей с
распространенными наследственными
заболеваниями. Родословные древа известных
людей.
Решение задач по теме: «Анализ Практическая работа: решение задач по теме:
родословных»
«Анализ родословных»
Решение задач по теме: «Анализ Практическая работа: решение задач по теме:
родословных»
«Анализ родословных»
Наследственность и законы в биологии (1 ч)
Наследственность и законы в
Обобщающий урок по курсу
биологии
«Наследственность и законы в биологии».

4

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».