Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

условия для ОВЗ (скачать)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Дети-инвалиды и обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ участвуют в образовательной деятельности на общих основаниях.

Имеющиеся формы обучения:

- по индивидуальному учебному плану,

- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В МБОУ СОШ № 9 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).


В филиале МБОУ СОШ № 9 —детский сад № 53 «Ромашка» имеются отдельные оборудованные кабинеты специалистов:

учитель-логопед:

педагог-психолог: вложение «Кабинет психолога»

учитель-дефектолог:

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для проведения практических занятий в лицее функционируют кабинеты, залы, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям.

В МБОУ СОШ № 9 отсутствуют специальные кабинеты для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован свободный доступ к местам занятий.

Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).

Перечень объектов для проведения практических занятий:

Назначение

Функциональное
использование *

Кабинет ОБЖ

Обучение начальным навыкам военной подготовки, навыкам оказания первой медицинской помощи, действиям при ЧС

Спортивный зал

Проведение занятий по физкультуре, тренировок, занятий по различным видам спорта

Кабинет технологии (м)

Навыки обработки древесины, работа с лего-конструктором, инструментами, техническими материалами

Кабинет технологии (д)

Практические навыки работы на швейной машинке, навыки конструирования, творческие проекты

Библиотека

Проведение библиотечных уроков, массовые мероприятия, книжные выставки, литературные чтения, выход обучающихся в Интернет

Кабинет физики

Проведение лабораторных работ, практикумов, демонстрационных экспериментов

Кабинет химии

Проведение химических опытов, реакций, экспериментальная работа по химии, подтверждение результатов теоретических исследованийХочу такой сайт

Доступность объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью)Хочу такой сайт

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обучающимся МБОУ СОШ № 9 при возникновении необходимости будут предоставлены специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы по запросу

Доступность библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ СОШ №9 используются следующие средства обучения и воспитания:

— мультимедийные: интерактивные доски, мультимедиа–проекторы, телевизоры, ноутбуки, компьютеры и т.д., возможности Центра специальных возможностей ОСWindows: распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор;

— печатные (за исключением инвалидов по зрению и слуху): учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;

— электронные образовательные ресурсы: образовательные электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, электронные энциклопедии;

— аудиовизуальные: слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

— наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, стенды и др.;

— демонстрационные: гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях доступности полученияобразования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

  • возможность беспрепятственного доступа в помещения
  • наличие пандусов, поручней
  • расширенные дверные проемы, доступные входные группы
  • доступные санитарно-гигиенические помещения
  • кнопка вызова
  • место ожидания
  • выделенные стоянки

Специальные условия питания

В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным Роспотребнадзором. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020г., методические рекомендации МР 2.3.6.0233-21 от 02.03.2021г. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья

усл.охраны здоровья ОВЗ (скачать)

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБОУ СОШ № 9 возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья со другими обучающимися.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 9 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Школы оснащена:

-электронной почтой;

-локальной сетью;

-выходом в Интернет;

-функционирует официальный сайт.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательной деятельности ресурсам сети для обучающихся и сотрудникам закрыт.

В МБОУ СОШ № 9 имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски, наборы образовательной робототехники

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В рамках образовательной деятельности осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.

Электронные ресурсы:

·Библиотека РЭШ

·Портал "Мои достижения"

·"Инфознайка"

·Dnevnik.ru

·Яндекс-учебник

·Икт-класс Т. Рудченко

·Мои достижения. ру

Официальный информационный портал ЕГЭ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат в МБОУ СОШ № 9 отсутствует

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие и интернат в МБОУ СОШ № 9 отсутствует

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».